Как выглядит внутри изба, в которой живет отшельник
Это губа Дыроватая, север острова Вайгач, что находится в Ледовитом океане между Югорским полуостровом и Новой Землей. В двадцатые годы прошлого века геологи обнаружили здесь месторождение полиметаллической руды, а в 1930 году ее анализы неожиданно показали наличие золота, серебра и платины и тогда сюда срочно направили экспедицию ГУЛАГ, которая стала называться Вайгачской экспедицией ОГПУ.
Экспедиция основала поселок Варнек - первый и на данный момент единственный населенный пункт на острове. В нем размещалась администрация ГУЛАГ и осужденные, которые работали в рудниках. После того как заключенные через несколько лет покинули остров, в поселке поселились ненцы, где и живут до сих пор.
Помимо Варнека существовали на острове и другие поселения, впоследствии ликвидированные. В частности - поселок в Губе Дыроватой. И возникли они, видимо, тоже в результате деятельности экспедиции ОГПУ, заложившей тут рудник.
Здесь же, вероятно, были построены дома, которые, после того как Экспедиция покинула остров - также заселили ненцы. Так они тут и жили, и занимались промыслом, но потом, видимо, это по каким-то причинам потеряло смысл, и люди отсюда переехали в Варнек, а поселок ликвидировали. Сейчас тут стоит только один жилой дом, в нем периодически поочередно живут пара местных ненцев-отшельников. От остальных домов остались только фундаменты.
Сюда мы попали в конце августа. Подойдя на своей лодке к берегу и встав на якорь, мы пересели в нашу байдарку и на ней уже высадились к домам. Оказалось, что они хоть и жилые, но в настоящее время здесь никого нет. Хозяин, видимо, уехал в поселок, что находится практически на другом конце острова и является единственным местом, где можно купить продукты.
На берегу лежала маленькая хозяйская лодочка. Тут же находились какие-то непонятные нам приспособления: бочка с нерпичьим жиром, источающая специфический запах будто бы разогретого железа, какие-то канаты, и прочие хозяйственные предметы.
Мы подошли к дому, и первым, что мне бросилось в глаза оказался огромный плакат, висящий на стене и предупреждающий, что здесь, мол, находится природный заказник. Мы еще подумали - неужели это какой-то опорный пункт работников ООПТ? Позже оказалось, что отношения к природоохране дом не имеет и живут в нем поочередно два местных ненца, а плакат этот они повесили исключительно для смеху и чтобы отпугивать случайных людей.
В доме все очень простенькое и явно старое. Но при этом здесь очень чисто. Фотографии не вызовут у вас ощущения какой-то особой чистоты и уюта, но поверьте — зайдя сюда, мы заподозрили, что владелец дома, похоже, маниакальный чистюля.
На следующий год нам повезло пообщаться с одним из хозяев этого дома (он постоянно живет на Вайгаче, то здесь, то в бухте Лямчина, на 50 км южнее), и он рассказал, как к нему как-то приезжали с телевидения, и с какой-то неприятной жалостью вопрошали - как же он живет, бедный, в такой ужасной нищете. Человека это закономерно очень оскорбило.
Мы и сами прекрасно понимаем, что подходить к этим местам с такой характеристикой как "нищета" просто нельзя. Это же не квартира, даже не дача где-нибудь на Большой Земле, или хотя бы в заполярном городе! Здесь, на промысловых избах не требуется мягкая мебель или домашний кинотеатр. Это арктический остров, попасть на который можно только вертолетом или по морю. А сюда, в необитаемую тундру, в губу Дыроватую — и вовсе очень сложно добраться. Ну и как сюда что-то привозить? Да и зачем? Любая вещь тут имеет свое утилитарное предназначение, помогает выполнению каких-то насущных задач, повышению комфорта и безопасности. А все сверх этого по определению является бесполезной роскошью.
На самом деле, если сравнивать с другими избами, что мы встречали в Арктике, этот дом - один из самых аккуратных и уютных. Хозяин подготовил его к своему отсутствию. Вещи разложил аккуратно по чемоданам, одежду развесил. Наверное, чтоб не отсырела и не испортилась.
Но при этом дверь на замок не запер, зная, что сюда может прийти человек, которому нужно укрытие, и который может захотеть переночевать в избе.
Осмотрев дом, мы аккуратно закрыли ставни и дверь, и отправились на свою лодку. И все те несколько дней, что мы находились тут, мы постоянно ждали, что может быть, кто-нибудь сюда все-таки придет. Но никто так и не появлялся в своих владениях, только кроваво-железный запах нерпичьего жира из той бочки окутывал весь залив в часы штиля.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи