Наш опыт общения с белыми медведями и действия при таких встречах
Впервые это случилось с нами в 2010 году, неподалеку от Амдермы. Дело происходило на побережье Карского моря. Мы шли на байдарке и остановились на ночлег возле очень живописной речки. Были тут скалы, покрытые наледями сопки; стояла чудная погода и ярко светило солнце. Но ночью разразился ураган, и вот, когда я ходил проверить, не сдуло ли с пляжа байдарку, тогда все и случилось.
Я уже возвращался в нашу растрепанную палатку, и только поднял глаза, как увидел совсем рядом, на одной из наледей белого медведя. О да, в тот момент я испытал настоящий шок! При первом знакомстве животное показалось мне поистине огромным: этакий сарай на ножках. Но, конечно, у страха глаза велики, и позже я пойму, что то был далеко не самый выдающийся экземпляр, а скорее, даже этакий задрот в мире медведей.
Перепугавшись, я крикнул Наташке, чтобы она мне дала ружье и выпихнула наружу нашу собаку. Вооружившись, я приблизился к медведю, который смотрел на меня совершенно безразличным взглядом рыбы. Я даже не знал, что мне нужно делать. Ружье — горизонталка Иж-43, в стволах — 2 пули. Немного подумав, я достал одну пулю и заменил ее на дробь. Верное решение! Но что дальше? Нужно ли стрелять в воздух, или же нужно стрелять по медведю? Я выбрал первый вариант. Решение неверное! Выстрел не произвел на зверя никакого эффекта. Только Сева, тогда еще 8-месячный щенок, принялся с визгливым лаем нарезать вокруг меня круги, думая что мы на охоте. Тут замечу, что медведя он не видел, так как мы находились как бы в такой яме, и животное не попадало в его поле зрения.
Я же зарядил очередной дробовой патрон, сделал пару шагов к медведю, выстрелил в воздух еще раз, и начал страшно ругаться в адрес этого белого безразличного гада. Я подходил шаг за шагом, и медведь нехотя пятился назад. Все кончилось тем, что Сева, наконец, его заметил и напал на хищника, тут же обратив его в бегство. В ближайшие пару дней этот же самый медведь регулярно приходил к нам, но был так же прогоняем Севой.
Прямо в тот самый момент никаких выводов из этой ситуации я не сделал. Сразу понять, что надо делать в таких случаях — я не смог. Но позже, при обсуждениях с более опытными в этом вопросе людьми, появилась ясность. Самая первая и общая рекомендация, которую по их словам надо выполнять при встрече с белым медведем — это стрелять по нему дробью, ни сколько не церемонясь. Мол, самый надежный способ прогнать медведя, это дать ему 35 грамм дроби по заду; от такого он, мол, не устоит.
Встречались мы с медведями и позже. Следующий раз произошел на острове Матвеев в Печорском море. Без всякой задней мысли мы там высадились с катамарана и без оружия пошли обследовать объект. Но почти сразу я заметил промелькнувшего между домов желтоватого зверя. Мы спешно ретировались обратно, и спустя некоторое время, уже с борта лодки, я действительно, увидел медведицу с двумя медвежатами. Они ходили по территории городка, что-то выискивая и заглядывая в пустые окна. Но стоили мне завести мотор, как семья тут же куда-то исчезла. И при более поздних выходах на разведку мы этих животных так же не встретили.
После этого случая я задумался о том, что возможно, медведицы, при которых находятся медвежата, любыми способами пытаются избежать неприятностей. В самом деле, при любых последующих встречах, самки с детенышами всегда старались скрыться из виду, когда вдруг понимали, что они на местности находятся не одни, и их сосед явно не похож на моржа или тюленя.
Еще позже нам пришлось поработать в арктической экспедиции по так называемой "Очистке Арктики", и тогда нас уже инструктировали настоящие профессионалы в вопросах разгона медведей. И все инструктажи государственных инспекторов и научников были совершенно однозначны: с оружием не расставаться, увидел — сразу стреляй в любом случае, когда дробь физически способна долететь до медведя. И при всем при этом, в своих методичках для широкого круга читателей они каждый раз пишут какие-то глупости о том, что якобы медведя можно напугать палкой и размахиванием рук. Все это, разумеется, неправда, и такие указания рассчитаны разве что на тех людей, кто ходит в компании с вооруженным охранником (госинспектором) и кого одного все равно никуда от охраняемой группы не отпустят.
В этой экспедиции, которая проходила на Земле Франца-Иосифа, мы встречали очень много медведей. И инспектора, и другие вооруженные участники постоянно их гоняли дробью. Лично с нами однажды вышел довольно захватывающий случай, когда на одном из объектов мы наткнулись опять же на медведицу и медвежат. Тогда на них так же напал Сева, но ситуация оказалась такой, что медведи просто впали в ступор и не могли никуда уйти. Позже они все-таки побежали к строениям, где забились внутрь продсклада, в котором и принялись обороняться. Я подходил к ним столь близко, что слышал шипение медведицы: она отмахивалась лапами от собаки, которая скакала вокруг подобно черному мячику, вводя хищников в полнейший ступор. Конечно, я мог бы все так и оставить, но на объекте работали люди. Мне пришлось стрелять дробью, и в конце концов, нам в компании с Севой и подошедшим на помощь экскаватором, удалось выкурить их из дома, после чего они бежали в пустыню.
Из данного случая я так же сделал очередной вывод: белый медведь невообразимо глуп. Живя в условиях полного отсутствия каких-либо врагов (кроме других медведей), отсутствия необходимости проявлять хитрость на охоте — белый медведь начисто лишен способности принимать, скажем так, нестандартные решения. Например, когда на медведя нападает собака, то он часто даже не пытается убежать, а просто замирает на месте, ибо в его поведении не заложены какие-либо варианты на тот случай, если он подвергается атаке существа не своего вида. И если такое зависание случилось, то сдвинуть его с места удастся уже только силой огнестрельного оружия.
Гораздо интереснее бывало во время наших походов на Новую Землю. Здесь нам так же приходилось встречать и медведиц с медвежатами, которые в полном соответствии с моим опытам, сами стремились избежать встреч любой ценой, и одиночных самцов, которые оказывались безразличными ко всему, кроме дроби. Тут я заметил еще одну «фишку»: любой медведь чувствует себя совершенно беззащитным, находясь в воде, хоть и является по официальной классификации морским млекопитающим.
Примечательны два случая, случившиеся с нами примерно в одно и то же время в одном и том же месте. Раньше я был уверен, что если лодка стоит на якоре, на некотором удалении от берега, то это почти гарантированно избавляет от опасности визитов медведей на нее. На деле же все оказалось не совсем так. Вы можете чувствовать себя в безопасности только тогда, когда ветер дует с берега, и никакие вкусные запахи туда не доходят. Если же вы стоите в губе, окруженной сушей, то в любом случае, где-то вашей лодкой пахнуть все-таки будет.
Итак, первый случай. Ночь, ветер с моря, между нашим убежищем и морем расположена песчаная коса. Мы спим в каюте, собаки — в кокпите. Внезапно я просыпаюсь от дичайшего собачьего ора, выскакиваю из люка, и вижу, что называется, картину маслом: огромная медведица, держась лапами за нашу корму, уже приноровилась влезть на лодку. Тут же при ней плавает медвежонок. Собаки истошно лают, делая выпады в сторону зверя, но тот, будучи лишенным природного страха, делает вид, что их тут даже нет.
Данная картина вызвала у меня вовсе не страх, так как я был внутренне к подобному готов, а настоящее негодование. Я был, с одной стороны, безумно возмущен происходящим, а с другой — я еще явно не проснулся. Все это вызвало у меня довольно смешную реакцию, и я просто что-то нечленораздельное заорал. Было это видать, столь злобно и убедительно, что медведица аж отпряла он нашей лодки, бухнувшись обратно в воду. Воодушевленные собаки тут же пошли в атаку, но в воду не полезли. Я, тем временем, свалился обратно в каюту, вытрыхнул ружье из гермомешка, и продолжая материться, дождался, пока медведи не отплывут чуть подальше. Необходимо было закрепить эффект, и ради их же блага сделать так, чтобы лодки впредь у них ассоциировались только со смертельным ужасом. Дождавшись, пока медведи, наконец, окажутся на безопасном для них расстоянии, я выстрелил несколько раз с тем расчетом, чтобы основная масса дроби прошла у них над головами, зацепив их только крайними дробинами. Это возымело нужный эффект, и медведи бросились наутек.
Другой случай произошел, когда мы сидели на этой самой косе у костра. Тогда я заметил медведя, идущего по другому берегу губы. Ветер дул как раз туда. Точно на траверзе лодки он остановился, принюхался, и особо не раздумывая, зашел в воду, поплыв прямо к тримарану. Мы тоже бросили все свои дела, сели в байдарку и быстро погребли к своей «Амдерме», где стоя в копите изготовились. На этот раз все получилось менее драматично. Когда медведь приблизился метров на 70, то я дважды выстрелил в его направлении. По брызгам на воде я видел, что дробь его достигла. И хоть на таком расстоянии она не могла причинить ему сколько-нибудь серьезных травм или боли — медведь тут же развернулся и бросился наутек. Собственно, это подтверждало мою мысль о том, что в воде они не чувствуют никакой уверенности в своих действиях, и в любой непонятной ситуации предпочитают ретироваться. При этом, когда мне приходилось гонять медведей с аналогичных дистанций на суше, то они лишь останавливались подумать и начинали пристально осматриваться по сторонам, «мол что это такое тут ко мне прилетает?»
Какие из этого всего можно сделать выводы?
1. Все рекомендации WWF — это, как сказали бы по-простому, полная «шляпа». Они рассчитаны только на организованные группы туристов, находящиеся под непосредственной охраной вооруженных людей. Участники таких групп лично не сталкиваются с медведями, потому рекомендации для них несут исключительно пропагандистский характер. Если в неофициальной обстановке начать говорить любому полевому природоохранному активисту о палках и дымовых шашках, то он просто покрутит пальцем у виска.
2. При использовании для самообороны ружья — действительно, необходимо открывать огонь с как можно более большого расстояния. Во-первых, у вас будет просто больше времени для различных действий, и во-вторых — при стрельбе с большого расстояния у вас меньше шансов нанести медведю серьезные травмы. Скорее всего, он предпочтет убраться подобру-поздорову, не доводя дело до дырок в своей драгоценной шкуре.
3. Медведицы с медвежатами всегда проявляют большую осторожность и предпочитают скрыться из виду при проявлении с вашей стороны любой агрессии.
4. Медведь в воде беззащитен. Когда он находится в воде, даже идя пешком по мелкому дну — прогнать его гораздо проще. При этом, если вы путешествуете на лодке, всегда надо помнить о том, что в ваше отсутствие медведь все-таки может на нее залезть и повредить ее. Такая опасность должна диктовать конструкцию лодки: как можно меньше выступающих частей, которые можно поломать, способность палубы и надстройки выдерживать вес до полутонны.
5. Собака во многом работает даже лучше оружия, но наличие собаки не избавляет вас от необходимости быть вооруженным.
6. И вот еще, очень важный момент. Белый медведь туп как пробка и лишен природой какого-бы то ни было страха. Не рассчитывайте на осторожность одиночного медведя, или на то, что вы его сможете чем-то напугать. Прогнать его можно только с помощью грубой силы.
Понравилась статья? Поддержите нас
С вашей помощью нам будет легче готовиться к новым походам, продолжать наши исследования, и дальше публиковать уникальную информацию об Арктике.