Как мы встретили белого медведя и оленей у берегов Новой Земли
Без встречи с белым медведем у нас не проходит почти ни один год в Арктике. Вот и в 2016 году: казалось, что мы медведей уже не увидим, кроме как издали.
Но уже покидая Новую Землю и направляясь на своем тримаране на Вайгач, встретили вот этого красавца, переплывающего с одного новоземельского островка на другой.
Ну да, с лодки он выглядит где-то даже мило, можно к нему подплыть, рассмотреть, как следует сфотографировать. На берегу такого желания и близко не возникает.
Медведь нас сначала не заметил, а спокойно плыл себе к намеченной цели. Но тут наши собаки увидели его, и принялись неистово лаять. Медведь приостановился, завис в воде и начал за нами наблюдать, даже приоткрыв пасть от удивления. Возможно, людей, да и собак, он в принципе увидел впервые в жизни. Так что нет ничего странного в том, что он так удивился.
Мы немного покружили вокруг него, сфотографировали, а потом отправились своей дорогой, а медведь своей.
В 2017 году мы вновь побывали на Новой Земле, и почти в том же самом месте встретили плывущего северного оленя. Было это так.
Когда вместе со льдом ушел туман, мы решили покинуть наше временное убежище на Кусовой земле, с тем, чтобы направиться к мысу Меншикова. Но едва мы вышли в пролив между больших островов, как впереди я увидел в воде нечто странное. Посмотрел в бинокль, и сразу разглядел плывущего оленя. Тут же вспомнил, что минут за 15 до того, как мы снялись с якоря, я ходил за водой. А Сева при этом на кого-то там остервенело лаял — как раз в том месте, откуда этот олень предположительно начал свой заплыв. Ну, то есть, для того, чтобы добраться до пролива, тому потребовалось преодолеть еще и высокую гору. Отсюда и такая задержка по времени.
Я направил лодку к оленю, и когда мы его догнали, слегка сбавил ход, чтобы двигаться параллельным курсом. Олень бешено греб копытами и пучил на нас свои огромные глаза, будто прямо сейчас за ним гонится сама смерть! Я посмотрел на навигатор, и с удивлением обнаружил, что скорость наша достигает 8 км/ч. Неужели, копытное может столь быстро и уверенно плавать? Но олень находился в пяти метрах от нас: греб он столь же грациозно, как и бегал по земле. Немного сопроводив животное, и дождавшись, пока Наталья сделает все нужные ей снимки, я отвернул. На том наши пути и разошлись.
Зато у нас теперь есть две практически идентичные фотографии: одна с белым медведем, а другая с северным оленем, снятых в одинаковых условиях и даже в похожих ракурсах.
А вообще оленей мы встречали регулярно. Из-за того, что естественных врагов у них на НЗ нет, они становятся абсолютно индифферентны ко всему окружающему, подпускают собак почти вплотную, а потом, в самый последний момент с ленью и неохотой отбегают за соседнюю сопку, чтобы продолжать отъедаться на зиму.
Например, вот этот новоземельский северный олень с огромными рогами. Рога у него раза в полтора больше, чем у оленей на побережье.
Этого оленя на нас выгнал наш пес Степа. Потом к погоне с азартом подключился второй пес Сева. Так получилось, что место для оленя было достаточно неудачное - с одной стороны скала, с другой река, сзади одна собака, сбоку другая. Поэтому олень помчался прямо на нас.
В какой-то момент нам даже показалось, что он сшибет нас напрочь от испуга, но к счастью он догадался повернуть к морю и уплыл на соседний берег.