Как выбирали места для деревень и факторий в тундре
Почитав книгу Литке "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля" от 1828 года я с удивлением обнаружила, что на побережье малоземельской и большеземельской тундры (территории современного НАО) практически ни один советский поселок, фактория или даже база для обеспечения экспедиций в ХХ веке не возникала просто так, на пустом месте.
Почти везде уже с 18-19 века и ранее жили в избах промысловики или хотя бы самоеды ставили чумы.
Взять губу Колоколковскую, в которой находится полузаброшенная деревня Табседа. Я думала, что деревня возникла в середине ХХ века, что говорится, в чистом поле. Ан нет, там тоже уже давным-давно обжились промысловики.
Вот, например, что писал Литке в 1828 году:
"Место ночлега нашего было весьма недалеко от берега Колоколковской губы и не более 50 верст от самого Колоколковского мыса. Мы пустились в путь в седьмом часу утра, и в 4 часа пополудни приехали уже на этот мыс и расположились в одной из стоящих тут изб. Оленей же наших, по недостатку в этом месте корма, отослали в ближайший чум. На Колоколковском Носе стоят три избы, в которых при нас жило восемь человек промышленников - трое русских и пятеро самоедов, которые занимались промыслом нерпы и зайцев. Этот мыс составляет восточную оконечность губы Колоколковской, вдающейся к SO на 50 верст и имеющей ширины до 25 верст. Вообще губа это весьма мелководна, но в некоторых местах имеет глубины до двух сажен....
16-го продолжали наш путь и в полдень прибыли на Колоколковский Нос, где густая метель заставила нас искать укрытия в промышленничьей избе. На другой день продолжали мы опись до креста, стоящего на берегу Колоколковской губы, и оттуда поехали ближайшим путем в Пустозерскую слободу".
Причина, видимо, в том, что на побережье Северного Ледовитого океана не так много защищенных мест с пресной водой, где можно ставить избу, жить, и ловить рыбу. Поэтому и получается, что история почти всех поселений значительно более старая, чем может показаться на первый взгляд.
Да, не факт, что новое советское поселение ставили прямо на месте этих промысловых изб или ненецких чумов, в которых жили люди, но все названия, что писал Литке, также на слуху и сейчас.
На Мединском завороте находятся две избы и два чума, в которых при нас жили, подобно как и в реке Черной, одни самоедки, занимавшиеся ловлей сигов и омулей. Один раз попалась им в невод нерпа. (с) Литке, 1828 год
В этих местах в советские времена также кипела жизнь. Здесь, на Медынском завороте, оказывается, расположено несколько буровых, и некий крупный нефтеперегонный объект на озере Тобой, южнее.
Также здесь находится огромная полузаброшенная база, занимающаяся раньше обеспечением экспедиций.
Сторожа которой, также как и самоедки несколько сотен лет назад, занимаются ловлей рыбы.
Понравилась статья? Поддержите нас
С вашей помощью нам будет легче готовиться к новым походам, продолжать наши исследования, и дальше публиковать уникальную информацию об Арктике.