Как построить лодку "Амдерма-24" своими руками
Как я и обещал когда-то, хочу с вами поделиться чертежами своей лодки, а именно – «Амдермы-24». Информации получается много, поэтому пусть это будет несколько статей.
Итак, лодка была построена в прошлом году, и успешно испытана. В ходе испытаний выявились кое-какие недостатки, и сейчас лодка дорабатывается. Я решил сделать новую рубку, свисающую за габарит центрального корпуса, а так же новые аутригеры большего объема, более длинные, и обладающие более глубоким килеватым днищем.
Источником вдохновения для центрального корпуса послужила знаменитая лодка Евгения Смургиса «МАХ-4», описанная в журнале КиЯ №109. Я немного переработал его обводы сообразно своим представлениям о судне. А так как МАХ-4 являлся ни чем иным, как народной лодкой с северного Урала, конструкция его чрезвычайно проста. Моя лодка имеет столь же незамысловатые обводы и собирается из фанеры абсолютно непринужденно – ведь ее прародитель строился вообще из 5 досок.
Позднее я вообще полностью переосмыслил конструкцию и понял, что делать центральный корпус разборным было большой ошибкой. Разборность ухудшает обитаемость, очень осложняет строительство, а пользы приносит очень мало: лодка оба раза перевозилась на прицепе только лишь с отделенной кормовой секцией. Но, что сделано – то сделано, и Амдерма останется разборной. Кроме того, если бы я строил лодку сейчас, то уже обладая кое-каким опытом, некоторые узлы упростил бы. Например, я бы не стал делать шпангоуты и переборки с традиционной обвязкой из деревянных брусков, а просто оставил их фанерными и приклеивал бы к обшивке просто на глатели, но об этом я упомяну чуть позже.
С другой стороны, сделать 24-футовый корпус цельным у меня просто не было физической возможности. Все секции были изготовлены внутри обычного дома размером 6х4м – иначе у меня ничего не вышло бы. Да и вообще я позже узнал, что такая модульная технология используется в большом судостроении, когда разные части огромного корпуса изготавливаются в разных местах, а потом собираются на верфи воедино. У меня получилось практически то же самое. Возможно, прочность разборного корпуса несколько меньшая, чем у цельного, но у меня все и так получилось очень крепким. В любом случае, чертежи, которые я приведу, пригодны для любого варианта исполнения.
Что же представляет из себя моя лодка? На мой взгляд, центральный корпус получился очень удачным. Он не тянет за собой воду, он весьма мореходен, комфортен, прочен, и почти не подвержен слеммингу. Точнее, шлепки иногда происходят на встречной крутой и короткой волне, но о них можно догадаться лишь по бурлящему звуку, производимому воздухом, попадающим под днище. Никаких ударов при этом не чувствуется.
Амдерма-24 является экспедиционной лодкой, предназначенной для длительных автономных походов. То есть она предоставляет разумный минимум комфорта для экипажа и максимальные объемы для перевозки различного груза. В лодку без проблем помещается 200 литров топлива для главного двигателя и электрогенератора, 48 литров газа для плиты, огромное количество продовольствия и снаряжения.
Мотор устанавливается в колодце, который находится в метре от транца, в кормовой секции. В этом есть и большое преимущество, и столь же большой недостаток. Преимущество заключается в том, что винт физически не может выскочить из воды, при каком бы волнении не пришлось идти. Недостаток заключается в риске повреждения мотора при наезде на препятствие, так как мотор не имеет возможности откидываться, а поднимается строго вверх на параллелограммном кронштейне. И действительно, прошлым летом я оторвал редуктор он «ноги» моего «Ветерка», ударившись о камень. Правда, в тот момент я проявил изрядную настырность в стремлении пролезть через непроходимое место. Если бы я был благоразумен, то с мотором ничего не случилось бы. Однако в ближайшем будущем я планирую установить какое-нибудь автоматическое устройство аварийного подъема мотора.
Все начиналось именно с центрального корпуса, который я изначально собирался использовать в однокорпусном варианте. Позднее проект однокорпусной лодки превратился в проект каютного тримарана. Но сейчас я могу сказать, что лодка вполне пригодна для эксплуатации и без всяких аутригеров. В однокорпусном варианте без каюты это было бы отличное утилитарное судно для рек и озер.
Ну а теперь перейдем непосредственно к изготовлению и чертежам центрального корпуса. Он имеет длину 7.5 метров, ширину – 1.55 метра.
Изготовление корпуса я начинал с вырезания и последующей обвязки шпангоутов и переборок. Элементы поперечного набора, как я уже говорил выше, лучше делать вообще без всякой обвязки. Так будет и проще, и надежнее. Ради чего делал обвязку я? Ну, во-первых, я тогда не имел никакого жесткокорпусного опыта и на меня очень сильно давил груз теоретических знаний, почерпнутых из книг и форумов в Интернете. Одной из важных задач для меня являлось обеспечение простой бесстапельной сборки корпуса. Корпус собирается по комбинированной технологии: т.е. это частично СиС, но сперва основа частей корпуса собирается на шпангоутах. Таким образом, я должен был обеспечить возможность прикрутить временными саморезами к шпангоутам нижние поясья бортов. И обвязка служила именно для вкручивания в нее саморезов и первичного приклеивания элементов обшивки к набору. Но все это можно упростить – достаточно использовать в начале сборки временные стальные уголки, которые в будущем были бы удалены по мере проклейки всех швов. А при использовании 6-милиметровой фанеры (у меня 9мм), возможно, хватит и обычных пластиковых хомутов.
Таблица плазовых ординат
Шп. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Т |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
x | 0 | 750 | 1250 | 1750 | 2250 | 2751 | 3751 | 4751 | 5750 | 6401 | 6751 | 7507 |
ЛБ | 630 | 561 | 522 | 487 | 457 | 433 | 398 | 382 | 387 | 400 | 410 | 441 |
ЛС | 480 | 335 | 254 | 185 | 128 | 82 | 27 | 17 | 55 | 104 | 139 | 231* |
ЛД | -120 | -149 | -173 | -190 | -199 | -202 | -198 | -188 | -171 | -155 | -144 | -120 |
Описание линий штевня и транца | ||||||||||||
x | y | x | y | x | y | |||||||
Штевень | 60 | 250 | 174 | 0 | 264 | -120 | ||||||
Транец | 7507 | 441 | 7478 | 229 | 7431 | -120 |
* Обратите внимание, что точка ЛС на транце описана не высотой, а расстоянием по линии транца от КВЛ
Полушироты от ДП
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Т | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ЛБ | 224 | 356 | 475 | 577 | 659 | 751 | 746 | 657 | 560 | 494 | 321 |
ЛС | 211 | 331 | 436 | 525 | 596 | 678 | 672 | 585 | 487 | 420 | 250 |
ЛД | 71 | 133 | 185 | 225 | 256 | 284 | 268 | 208 | 143 | 100 | 0 |
Шпангоуты, в отличие от сплошных переборок, немного подрезаны по высоте и имеют сложную форму, поэтому ниже приведены их чертежи. Не забывайте о том, что во избежание концентрации напряжений, все внутренние грани должны сопрягаться плавно, без острых углов.
Переборки 3, 6 и 8 нужно изготовить по 2 штуки, так как они будут закрывать наши секции. Во время изготовления нужно просверлить в них отверстия в точке пересечения ДП и КВЛ – в будущем это потребуется для совмещения секций при монтаже соединительных книц.
Теперь перейдем к элементам обшивки. Они описаны при помощи координатных таблиц. Точкой отсчета служит пересечение двух средних линий. Я посчитал такой способ довольно удобным, и переносил детали на фанеру, пользуясь точно такими же координатами. Чертежи с компоновкой деталей на листах я приведу несколько позже.
После нахождения всех точек следует вычертить детали, пользуясь гибкой деревянной рейкой как лекалом. Рейка должна быть без сучков и иметь достаточную длину. Возле нанесенных на фанеру точек следует забить гвозди таким образом, чтобы загнутая с их помощью рейка, одной из сторон проходила точно по точкам.
После вычерчивания деталей необходимо нанести на них места расположения шпангоутов. Данные для этого приведены в нижней части таблиц каждой секции. Чтобы получить линию шпангоута, нужно всего лишь поставить на противоположных кромках 2 штриха, отмеряя по прямой линии расстояния от указанных в таблице точек до пересечения с кромкой. Это поясняется в чертеже 1 секции.
Очертания элементов обшивки
Секция 1
1-2 | 1-1 | 1-Д | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
x | y | x | y | x | y | |
A | -920 | 74 | -974 | 307 | -752 | 0 |
B | 0 | 107 | -300 | 260 | 0 | 105 |
C | 897 | 151 | 300 | 236 | 730 | 184 |
D | 924 | -151 | 852 | 225 | ||
E | 0 | -128 | 846 | -225 | ||
F | -902 | -74 | 300 | -237 | ||
G | -300 | -253 | ||||
H | -652 | -265 | ||||
Шпангоуты | ||||||
A – Ш1 | 792 | A – Ш1 | 487 | |||
H – Ш1 | 492 | C – Ш2 | 502 | |||
D – Ш2 | 516 | |||||
E – Ш2 | 503 |
Секция 2
2-2 | 2-1 | 2-д | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
x | y | x | y | x | y | |
A | -1019 | 152 | -1006 | 225 | -1001 | 184 |
B | 0 | 168 | -500 | 229 | 0 | 255 |
C | 1005 | 189 | 0 | 234 | 1001 | 283 |
D | 1018 | -189 | 500 | 235 | ||
E | 0 | -186 | 1017 | 226 | ||
F | -1004 | -152 | 996 | -226 | ||
G | 500 | -213 | ||||
H | 0 | -209 | ||||
I | -500 | -213 | ||||
K | -1007 | -225 | ||||
Шпангоуты | ||||||
A – Ш4 | 511 | A – Ш4 | 502 | |||
K – Ш4 | 502 | B – Ш5 | 0 | |||
E – Ш5 | 1005 | |||||
F – Ш5 | 1000 |
Секция 3
3-2 | 3-1 | 3-Д | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
x | y | x | y | x | y | |
A | -1002 | 189 | -1008 | 227 | -1000 | 284 |
B | 0 | 178 | -500 | 244 | 0 | 268 |
C | 1000 | 169 | 0 | 248 | 1000 | 208 |
D | 1003 | -169 | 500 | 239 | ||
E | 0 | -194 | 995 | 219 | ||
F | -1000 | -189 | 1007 | -219 | ||
G | 500 | -207 | ||||
H | 0 | -204 | ||||
I | -500 | -211 | ||||
K | -993 | -226 | ||||
Шпангоуты | ||||||
A – Ш7 | 1000 | B – Ш7 | 0 | |||
K – Ш7 | 1000 |
Секция 4
4-2 | 4-1 | 4-Д | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
x | y | x | y | x | y | |
A | -886 | 170 | -887 | 219 | -841 | 208 |
B | 0 | 141 | 0 | 224 | 0 | 120 |
C | 903 | 112 | 883 | 215 | 841 | 0 |
D | 876 | -112 | 850 | -215 | ||
E | 0 | -149 | 0 | -203 | ||
F | -893 | -170 | -845 | -219 | ||
Шпангоуты | ||||||
A – Ш9 | 660 | A – Ш9 | 654 | |||
F – Ш9 | 655 | C – Ш10 | 688 | |||
C – Ш10 | 753 | |||||
D – Ш10 | 688 |
Ну что же, на этом пока можно закончить. В следующий раз я поведаю вам о сборке секций корпуса лодки.
Комментарии
Да, собираюсь. Руки все никак не доходят) Надо этим заняться.
Очень интересная тема , раз в месяц регулярно посещаю сайт, но навигация очень неудобная , в статьях нету дат, фото мало, непонятна хронология,
интересно на какой стадии проект со спасательным баркасом, продолжение будет?
Про лодку кроме этой первой статьи мы не писали пока. Все путешествие описывали только. Теперь продолжение раньше осени вряд ли напишем, т.к. скоро в новое путешествие уедем. Вот осенью надо наконец взяться уже за описание лодки.
Спасательный баркас пока стоит, тоже ничего с ним не делали.
А про навигацию по сайту можете подробней пояснить, что неудобно?
Что касается дат в статьях, то в них вроде смысла нет, ну мы по крайней мере не хотим включать эту опцию)
непривычный сайт, боковых панелей нету, малозаметно меню раздела вверху , все таки с тематическими картинками удобней
Ну без поплавков она, конечно, валкая. Пробовал как-то при подъеме на берег. Но, таки, обводы же на дори очень похожи. Т.е. она качается, но остойчивости вполне достаточно. На озере или речке нормально будет. Если что - могу дать 3d модельку со всеми детальками и размерами.
RSS лента комментариев этой записи