Усть-Цильма
Усть-Цильма — одно из самых древних сел Европейского севера, ему уже более 470 лет. Находится оно у реки Печора, в республике Коми.
Сейчас Усть-Цильма известна тем, что большую часть её населения составляют староверы-беспоповцы Поморского согласия. Также Усть-Цильма знаменита «Усть-Цилемскими горками».
История села Усть-Цильма
Основана Усть-Цильма новгородцем Ивашкой Дмитриевым Ласткой, когда в 1542 году ему была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре.
Ивашка Дмитриев Ластка, первый владелец Усть-Цилемских земель, стоял во главе нескольких новгородских семей, вскоре к ним присоединились мезенцы и пинежане, для которых бассейн Цильмы издавна служил местом промысла.
Кандидат исторических наук Н. Н. Чеснокова считает, что Ивашка Ластка был в родственной связи с царем и принадлежал к старинному знатному роду князей Ростовских, самому влиятельному в управлении государством до опричных расправ. Свое родовое имя ветвь Ластки приобрела во второй половине 15 столетия, а ее первый представитель – князь Ластка – являлся праправнуком Ивана Калиты и пятиюродным братом Ивана III. Основатель же Усть-Цильмы И.Д. Ластка был примерно семиюродным братом Ивана Грозного. Поэтому и пожалованы были Ивашке богатейшие земли, которыми он владел безо всяких повинностей, за символический оброк – по кречету или соколу в год, а если не будет кречета или сокола, то за кречета или сокола оброку рубль.
В 1545 году права И.Д. Ластки были ограничены, но в 1554 году он сумел добиться грамоты с исключительными правами для себя на натуральные промыслы. (Лащук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края).
В течение 15-18 веков толчком к появлению русского населения в отдаленных северных районах служила, как правило, целенаправленная деятельность государства: строительство пограничных монастырей-крепостей, острогов и слобод для торговли с народами Севера и Сибири. Так, примерно в одно время возникают Лампожня на Нижней Мезени и Пустозерск на Нижней Печоре.
Как в Пустозерске на рубеже 15 и 16 веков, так и в возникшей несколько позднее в 20-е или 40-е годы 16 века Усть-Цильме жили в основном немногочисленные московские служилые люди, основавшие Пустозерск и оставшиеся на поселение, несколько новгородских семей, начавших во главе с Ласткой «копить слободу» Усть-Цильму. Было здесь и коми-русское население, содержащее какой-то «чудской» элемент, а также коми-пермяки.
Первое сохранившееся описание Усть-Цильмы дает книга-платежница «Поморские Пустозёрские волости», датированная 1574-1575 годами. В книге говорится, что жители слободки владели четырнадцатью тонями да шестью речками. «А ловят на тех на всех тонях красную рыбу, семгу, а в речках ловят белую рыбу да бобры бьют всею Усть-Цилемскою волостью жилцы».
Первый письменный источник по населению Печорского края — «Книга платежница Поморские Пустозерские волости 1574—1575 гг.» свидетельствует о том, что большинство жителей осознавали себя русскими, то есть русское самосознание (и, следовательно, язык) — в землях ли исхода или в месте окончательного поселения — преобладало, несмотря на сложное этническое происхождение переселенцев.
Среди первых имен и фамилий, упомянутых в «Платежнице», назван двор «Сеньки Павлова сына Дуркина» и двор Киприяко Михайлова сына Чюпра», от которого затем произошла фамилия Чупров. В последующих документах добавляются новые фамилии: Тороповы, Вокуевы, Носовы, Ермолины, Комаровы, которые в настоящее время составляют основное ядро фамилий современной Усть-Цильмы.
Кстати, согласно той же книге-платёжнице «Поморские Пустозёрские волости», в соседнем Пустозёрске имелось «русских — 92, пермяцких — 52, а всего — 144 двора, а людей в них русаков и пермяков — 282 человека», то есть с учётом женщин и детей население города составляло до 500 человек. В городе были церкви, таможня, тюрьма, форт, магазины, амбары и др.
То есть, район в тот период был неплохо населен и довольно активно обживался.
Приток населения Печорского края стал увеличиваться на рубеже 17 –18 веков, связан он был с расколом церкви, когда ревнители старой веры стали искать уединения от жестоких преследований государства и церкви в суровом северном краю. Значительное количество их оседало в Усть-Цильме, сюда бежали из Москвы, Новгорода, Поморья. Усть-Цильма становилась центром печорского старообрядчества на северо-востоке европейской части России.
С приходом староверов на Печору с целью сохранения религиозной культуры начинается их обособление от близживущих народов: коми-ижемцев и ненцев. В результате сложного этнического процесса сформировалась своеобразная этническая группа – «устьцилема», обладающая особым неповторимым говором, специфическими чертами культуры, быта и совокупностью других особенностей, отличающих их от других народов.
В конце 18 века Усть-Цильма становится важным экономическим центром Печоры, имевшим постоянные и прочные торговые связи с Чердынским краем, Усть-Сысольском, Великим Устюгом, Пинегой, Архангельском.
В первой половине 19 века население Усть-Цильмы быстро увеличивается. В 1887 году Усть-Цильму посетил архангельский губернатор князь Н.Д. Голицын с большой свитой губернских чиновников.
Один из них - Н.Е. Ермилов, оставил для потомков свои заметки, в которых дал характеристику Усть-Цильмы конца XIX века: «Усть-Цильма вмещает в себя более 1100 строений, народонаселение её простирается до 4000 человек. Таким образом, село это, как по своему пространству, так и по числу зданий и жителей, значительно превышает каждый из уездных городов Архангельской губернии. Такая скученность населения свидетельствует о том, что село Усть-Цильма есть естественный географический центр всего Печорского края».
21 мая 1891 года по решению Государственного Совета, утвержденному Александром III, Усть-Цильма стала центром огромного Печорского уезда, вбирающим в себя все нынешние северные районы Республики Коми и Ненецкий округ. В ней тогда проживало около 40 тысяч человек. Население Усть-Цильмы сложилось в результате миграций крестьян-старообрядцев из центральных областей России и соседних районов Русского Севера – с рек Мезени, Пинеги, Двины.
Усть-Цилемский район в настоящих границах с административным центром в с. Усть-Цильма образован и включен в состав Коми АССР 15 июля 1929 года. Это один из самых больших по территории и малонаселенных районов Республики Коми.
1 января 1911 года в с. Усть-Цильма была открыта Печорская сельскохозяйственная опытная станция, которая явилась первым научно-исследовательским учреждением на Европейском Севере России. Фундаментом для этого были комплексные экспедиционные обследования края в 1902-1910 годах Журавским А.В., ставшим первым директором опытной станции. Станция функционировала до 1957 года, благодаря ее деятельности район стал центром пропаганды передовой научной мысли в развитии племенного животноводства и кормопроизводства.
1 января 1932 года Усть-Цильма стала центром Печорского речного флота, здесь располагалось управление Печорского пароходства. В этом же году официально открылась первая воздушная трасса, в Усть-Цильме приземлился первый самолет, выполнявший рейс по маршруту Архангельск-Лешуконское-Усть-Цильма-Нарьян-Мар, в д. Карпушевка создана авиационная база Ухтапечтреста – как первый опорный пункт освоения территорий Севера.
В 1930 году развернулось строительство большого промышленного предприятия – Усть-Цилеского замшевого завода. Уже в 1932 году завод дал первую продукцию.
В 1940 году вступило в строй другое крупное предприятие района – маслосыроваренный завод Наркомпищепрома. Здесь производились швейцарский, голландский, ярославский сыры, сметана, творог, мороженое, кефир и другие виды продукции. Одной из ведущих отраслей в районе в эти годы стала лесозаготовительная. В 1933 г. создается Усть-Цилемский леспромхоз. Из года в год росли производственные задания леспромхоза. В сезон 1940/41 годов было заготовлено 95 тысяч кубометров древесины.
В 30-е годы XX века в районе были осуществлены коренные социально-экономические преобразования, заложившие основу для дальнейшего развития района. Хозяйственный уклад жизни в районе, развитие его отраслей формировались на протяжении всей истории развития края. Несмотря на то, что становление сельского хозяйства в районе проходило в очень трудных условиях, сельскохозяйственная отрасль всегда была ведущей. В 80-е годы район обеспечивал поставки продукции государству в следующих объемах: молока – 11%, мяса – 9 % - от республиканских закупок.
Первый шаг в решении транспортной проблемы был сделан в 2002 году. С вводом в действие моста через р. Заостровка открыто автомобильное движение в междугородном направлении. Строительство дорог с твердым покрытием, содержание зимников, ледовых и паромных переправ дало мощный толчок развитию сети автобусных сообщений. Стало реальностью регулярное автобусное сообщение с железнодорожной станцией Ираель. Резко увеличилась обеспеченность населения автомобилями.
Сейчас Усть-Цильма – действующее русское село, центр Усть-Цилемского района Республики Коми. Расположено на правом берегу реки Печоры напротив устья рек Цильма и Пижма. Растянулось вдоль берега Печоры на много километров. Численность населения на 2010 год — 4877 человек.
Культура в Усть-Цильме
Усть-Цильма знаменита своими «Усть-Цилемскими горками» и Ежегодным обрядовым праздником «Петровщина». Множество людей из разных городов, районов и стран приезжают посмотреть на эти древние традиционные праздники.
"Усть-Цилемская Горка"
Гуляние "Усть-Цилемская Горка" — это весенне-летний обрядовый праздник, в 2004 году удостоенный статуса Республиканского праздника.
Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу - «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами. С давних времен праздник "Горка" символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья.
В середине ХIХ века "Горка", по воспоминанию сторожил села, проходила в Усть-Цильме на центральной улице села, это было высокое место недалеко от реки Печоры, куда приставали каюки (суда) с товарами. Купцы, прибывшие с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка. Обычно к этим событиям жители соседних деревень съезжались в Усть-Цильму, так как это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосной страдой.
В системе весенне-летнего цикла обряд "Горка" занимал важное место, и относился к разряду так называемых "заветных праздников". Приуроченная к датам православного календаря, "Горка" начиналась с Николы вешнего, (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).
"Горку" водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды. Выходу "горочников" в хоровод предшествует важный и торжественный момент - "снаряжение", одевание наряда. Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры устьцилём, наполненное могучей животворной силой.
Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитых из репса, парчи или штофного материала, сарафана - матерчатого, фартука - из шёлка, штофа или парчи, коротенька - из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (мест. побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной убор - плат. Он может быть трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.
Мужской костюм более простой. Он состоит из рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных (по мест. писаных) чулков и кожаных ступней.
Традиционно, первую "Горку" устраивали с 10-ти часов утра - её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на "Горку" вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной "Горке" собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. На вечерней "Горке" участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа", "плетень", "плясовая". Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня, поэтому его можно считать кульминацией горочного гуляния.
"Горочники" инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно, участие людей старшего возраста в хороводах было связано с руководством ведения "Горок", с "обучающей" функцией, и строгим хранением горочного репертуара. На этом действие «Горки» заканчивалось, участники расходились по домам небольшими группами с протяжными, лирическими песнями.
Сегодня это массовое гуляние претерпело существенные изменения. Водят "горку" нынче 2 раза в год: в Иван день - 7 июля и Петров день - 12 июля, собираясь лишь в вечернее время, сами "горочники" считают это нарушением обряда.
"Горочный" фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару.
Не секрет, что сегодня "Горка" в основном проводится силами творческих коллективов, которые являются своего рода наставниками и трансляторами культуры.
Петровщина
Ежегодный обрядовый праздник «Петровщина» отмечается только в Усть-Цилемском районе в канун дня Первоверховных апостолов Петра и Павла, - это отголосок ритуально-поминального обряда. В ночь с 11-го на 12-ое июля у устьцилем принято варить кашу. Не случайно кашу варят ночью.
Считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным мирами. Важно, что поминальная трапеза проходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых.
По старинным преданиям душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: крупа, каша. Кашу варят практически всегда пшенную.
В этом обряде сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц и являются символическими посредниками между миром «живых» и «мертвых». Река – символ некоего посреднического начала, соединяющего выше обозначенные миры, а вода – символ уходящего времени.
Также многие устьцилема во время этого праздника варят уху, поскольку на Руси святой Петр считается покровителем рыбаков и рыбного промысла, поэтому день святых Петра и Павла принимает и характер рыбацкого праздника. Ухой поминают святых Петра и Павла, а кашей всех своих умерших родственников.
Кстати, с поеданием каши в Коми связана еще одна интересная легенда. Вот она:
Легенда о Маджинской трапезе
Юрка жил некогда вблизи от села Маджа. Он обладал необыкновенной силой: вырывал с корнем столетние сосны и играл ими, как щепками. Сначала он мирно охотился в своих промысловых угодьях, но потом повадился грабить скот у своих соседей. Он хватал на пастбище корову или быка, взваливал на плечо и тащил к себе домой. Целого быка он съедал за один день. По другим вариантам предания, Юрка похищал коров и овец, или же предпочитал одних овец. Похищенное мясо он переносил в огромном мешке или пестере, а на вопросы встречных, что там, отвечал, что он несет домой грибы.
Отчаявшиеся от постоянной пропажи скота жители Маджи обратились за помощью к крестному отцу Юрки, их односельчанину. По совету крестного был произведен общественный сбор солода и муки и сварено крепкое пиво (сур). Крестный пригласил Юрку, к себе в гости и напоил допьяна. Тогда со всех сторон сбежались с веревками маджинцы, связали Юрку, погрузили в лодку, вывезли на средину озера и утопили. Из других вариантов предания следует, что Юрка обладал определенной властью над водной стихией, и поэтому, чтобы его утопить, потребовалось привязать Юрке к шее огромный камень. И даже после этого он смог еще высунуть из воды руку и погрозить кулаком. В вариантах, вместо камня были использованы два мельничных жернова.
После того, как Юрка утонул, все жители Маджи, как непосредственно участвовавшие в экзекуции, так и зрители, сварили котел каши и каждый съел по ложке, разделив этим грех за убийство на всех поровну. После этого у маджинцев появилось прозвища "кашееды", "горшок каши" или "холодную кашу едящие", поскольку по одной из версий предания некоторые жители Маджи, не участвовавшие в казни, есть кашу не пришли, их приводили потом силой, когда каша уже остыла. Озеро, в котором утопили Юрку, получило его имя.
Чрезвычайно близок к образу Юрки образ другого верхневычегодского фольклорного героя, Гулень. Он также живет один вне поселения, похищает скот, его пленяют у крестной матери, топят в реке с помощью жерновов, после его смерти едят ритуальную кашу.
Как попасть в Усть-Цильму
В Усть-Цильму можно попасть, доехав на поезде до станции Ираель, далее сесть на рейсовый автобус или частное такси до Усть-Цильмы. Поезд прибывает в Ираель вечером, поэтому придется ночевать на вокзале или договариваться с машиной так, чтобы встретили у поезда и успели на последний паром через Печеру.
Всю информацию можно уточнить по телефону: 92-333
Также в Усть-Цильму можно прилететь на самолете.
Место в гостинице лучше бронировать заранее, либо договориться о постое с частником.
Дополнительные вопросы можно задать самим жителям села в группе "Усть-Цильма" в Вконтакте. При подготовке статьи использовались материалы с сайта http://www.kraevidenie.ru