Какую работу делали маленькие дети в северных деревнях, в отсутствие родителей
Думаю, все знают, что в деревнях раньше дети тоже работали — не наравне со взрослыми, конечно, но по мере своих детских сил. Например, они присматривали за младшими детьми, пасли домашний скот, кололи дрова, собирали грибы-ягоды...
С другой стороны, возможно, не все задумываются (да я и сама об этом как-то не думала раньше), что помощь эта была довольно масштабной, а не только в стиле подай-принеси-подсоби.
Вот на фото — совсем маленький мальчик и две маленькие девочки, сколько им, лет 7-9? А уже присматривают за младенцами. Сейчас такому ребенку младенца, конечно же, не доверили бы. А раньше других вариантов, по-видимому, не было.
У моей бабушки, кстати, это одно из ярчайших воспоминаний детства — как ей приходилось пасти коров в лесу — а точнее, сначала отпускать, беспомощно смотреть, как они расходятся по округе, а потом в ужасе бегать за ними и всех собирать. Ей тогда было лет 7, кажется. Но в итоге она приспособилась, конечно.
Или вот, например, небольшая цитата от 1928 года про то, как дети возили грузы на лошади:
На женское население в охотничьих районах ложатся все работы и по домоводству, и по полевому хозяйству и т.д. Постоянная работа на лошади, каковая в земледельческих районах лежит уже на обязанности мужчин, в охотничьих районах тоже считается чисто женской работой.
Здесь нередко можно видеть женщину, поднимающую навоз, а мужчину, сидящего на лошади, везущего навоз на поле, тогда как в земледельческих районах последний вид работы выполняется детским населением. (по материалам книги А. С. Сидорова)
В связи с этим дети взрослели достаточно рано. И даже если не работали, то в любом случае могли быть очень самостоятельными и полностью обслуживать себя в хозяйстве.

Вот, например:
Обычное детское утро Мани и Феди Киршуновых, во время страды 1927 года, в посёлке Ведлозеро. В те годы образ жизни и уклад в карельской деревне не сильно отличался от того, что бытовало и гораздо раньше. Родители, к примеру, уходили на дальний покос, а дома дети оставались за главных. И даже в присутствии родителей исполняли обязанности старших. Такой же порядок был и по всей России. И долгое время продолжался после указанного времени (после 1927 года).
Результатом такой самостоятельности нередко были выгоревшие полностью деревни или утонувшие в озере или колодце дети. С другой стороны были и положительные стороны такого образа жизни. Умение самостоятельно принимать правильные решения и овладевание жизненно нужными навыками в раннем возрасте, только способствовало интеллектуально-физическому развитию.
Кстати, интересно, что и сейчас на Крайнем севере есть такие рано взрослеющие дети, помогающие взрослым по хозяйству. Конкретно — дети ненцев оленеводов, например. Как-то мы гостили в чуме, и пообщались с одним подростком. Ему тогда было лет 12, а рассуждал он уже как взрослый человек. Про это мы как-то писали, так что процитирую эту часть:
— Сколько гусей убил?, — первым делом спросил один из младших, увидев мое ружье, которое я любовно достал из чехла, сидя на оленьей шкуре в гостеприимном жилище ненецкой семьи. Мальчику в этом году исполнилось лет двенадцать, но наравне со своими взрослыми родичами он уже активно принимал участие в нелегкой пастушеской работе, охоте, и вообще, жил, фактически, жизнью настоящего полноценного человека.
Я открыл затвор, заглянул в коробку — все было чисто, детальки поблескивали от масла.
— Ни одного, — ответил я, — не везет мне на них, у меня все только утки да зайцы.
— Пятизарядка? — спросил мальчик, глядя на меня очень серьезно, всем своим видом давая понять, что он уже настоящий мужик, и игрушки его интересуют исключительно взрослые. Пятизарядками местные называют любые полуавтоматические ружья с подствольными магазинами.
— Не, — ответил я, — «помпа», рукой перезаряжается. Шесть в магазине, один в патроннике. Хорошая штука, никогда не подведет! Надежней только револьвер.
— Да, полуавтоматы эти часто клинит, плохие они, не пойму даже от чего, - поддержал разговор взрослый, который сейчас отдыхал в чуме после своей «смены».
Мальчик, тем временем, продолжал свои рассуждения: — А я двустволку хочу. Вертикалку. ТОЗ-34. Его куплю. А помпа твоя хороша. Точно не подведет.
Правда все это в наше время уже скорее исключение, а совсем не правило.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи