Как на Крайнем севере одни народы вытесняли другие (на примере коми, которые чуть не привели к исчезновению ненцев)
Вся история Арктики это по большому счету — история племен, сменяющих друг друга. Миграции неизвестных нам народов происходили постоянно: одни вытесняли или ассимилировали других, и этот процесс шел бесконечно.
Например, в мифологии ненцев есть упоминания о неком маленьком народе — сихиртя. Согласно ненецким преданиям, люди те были белокурыми и светлоглазыми. Они обладали большой силой, а еще очень ловко прятались, неожиданно появлялись или исчезали. Сихиртя умели добывать и обрабатывать железо: они слыли мастерскими кузнецами, носили красивую одежду с металлическими подвесками, после них ненцы находили различные «железки».
Оленей, по легендам, сами они не приручали и не пасли. Кормились сихиртя охотой и рыбалкой. Сихиртя запрягали в нарты собак, а одежду сшивали нитями из собачьих сухожилий. Они не ставили чумов, а жили в землянках (пещерах).
Некоторые ученые, в том числе археологи, считают, будто это не просто легенды, а такой древний народ, который застали ненцы, и который частично вытеснили, частично ассимилировали. И в сознании северян реальность и вымысел смешались. И так реальные вымершие племена сихиртя стали наделены характеристиками мифических существ, которые ушли под землю.
Существует также версия, что сиртя — ненецкое название племени печора, которое упоминалось даже в Повести Временных лет. В ПВЛ говорится, что печора (печера) платили дань Руси. Племя упомянуто в списке между ямью и пермью.
Интересно о том, как ненцы вытесняли племя под названием "печора или пещора" фантазирует В. И. Немирович-Данченко в книге "Страна Холода", от 1877 года:
"Следует предположить, что самоеды, теснимые из своего отечества, вступили в борьбу с пещорой и в течение более или менее продолжительного времени или истребили, или выжили из края эту расу. По всей вероятности, далекое прошлое здесь было богато кровопролитными битвами, варварством и истребительными опустошениями, всегда ознаменовывающими борьбу за существование между двумя племенами, сталкивающимися на одной арене.
Вооруженные луками и дубинами, самоеды спустились с Уральских гор в страну мирную, где звериная и рыбная ловля кормила убогих жителей пещер. Свирепые и воинственные (таковы были самоеды и прежде, таковы и теперь кочующие в Сибири самоеды карачайские), они кинулись на аборигенов края, устрашенных уже и внешним видом уродливых пришельцев.
Облив кровью завоеванный край, самоеды стали его единственными владетелями, до тех пор, пока сюда не явились смелые новгородские ушкуйники".
В любом случае, как бы то ни было, ненцы, видимо, в самом деле тогда просто оказались сильнее и более приспособленным к существующим в те времена климатическим условиям севера, чем прочие племена (как их не назови — чудь, печора или сихиртя).
Однако, прошли сотни лет, и вот на территории ненцев начали хозяйничать другие народы — на этот раз уже более приспособленные к климатическим (и, что оказалось даже более важно, экономическим) условиям, чем они. Это — коми (зыряне) и коми-ижемцы.
А ненцы — начали слабеть, вымирать и проигрывать в конкуренции соседним народам.
Тут я оговорюсь: я тут не пытаюсь кого-то винить в происходящем — ни в коем случае! Эта статья — лишь констатация исторических процессов. По сути, это тысячелетиями происходил обычный естественный отбор, который продолжается и в наше время. И равным образом это относится не только к животным, но и к нашему обществу. Логично, что всегда и везде выживает сильнейший (который в первую очередь заботится о себе, своей семье, своем роде-племени). И так сначала ненцы вытеснили условных сихиртя, а затем коми начали вытеснять ненцев, и не факт, что этот процесс остановился: кто знает, что за люди будут жить в Арктике через сотни или даже тысячи лет.
В чем же причина, что ненцы к концу 19 века оказались слабее соседних народов
Не в последнюю очередь здесь сыграла свою роль водка. Во вторую — неумение торговать и получать выгоду от оленеводства.
Как писал в 1899 году К. Барсов в публикации "Русская земля. Область крайнего севера":
"Главным занятием самоедов до последнего времени, дававшим им средство к существованию, являлось оленеводство; но теперь самоеды обеднели, редкий из них считает у себя оленей десятками, большинство же имеет 2-3, много 5 штук.
Тяжелый грех лежит на русских и особенно зырянских промышленниках, ижемцах, которые бессовестно обирали невежественный народ. Зыряне окончательно споили самоедов.
С бочкой спирта зырянин отправлялся в тундру, останавливался у становища и, захватив бутылку, входил в чум. После взаимных приветствий, он начинал угощать самоеда, его жену и детей, и у пьяного хозяина почти даром брал все, что нравилось: оленей, звериные шкуры, рыбу и др. Потом он ехал в другой чум, где повторялась та же история. Когда бочка пустела, зырянин прекращал грабеж и ехал домой, везя на нескольких санях меха и шкуры, ведя десятка два-три оленей.
В настоящее время все самоеды ближайших становищ в кабале у зырян и русских купцов, состоя у них пастухами; пасут оленей в тундре и на острове Вайгач, куда угоняют оленей на лето, причем олени переплывают пролив, отделяющий остров от твердой земли. Самоеды, живущие вдали от опасного соседства, сохранили самостоятельность, напр., на п-рове Канин и остров Вайгач; последние, по словам г. Робуша, развитее своих других несчастных братьев, живут в достатке, многие даже умеют читать и писать по-русски.
Звероловством прежде самоеды занимались скорее ради удовольствия, чем из нужды; совсем не то теперь. Охота в данное время составляет важную доходную статью самоеда...
Невежество, бродячий образ жизни и связанные с ним голодовки производят разного рода заболевания среди самоедов; между взрослыми не встретишь в настоящее время здорового. Плохая пища и дурные условия жизни особенно отзываются на детях: они мрут, как мухи осенью. Но и из взрослых только немногие выживают до 50 лет, большинство же умирает между 30 и 40 годами.
Если не произойдет улучшений в жизни самоедов, то им грозит полное вырождение, и от некогда сильного племени будущему поколению останется лишь одно воспоминание".
Кто такие зыряне и коми-ижемцы
Коми (устаревшее название: зыряне) — финно-угорский народ, живущий в России. Зыряне — коренное население Республики Коми, но также они расселились по всему северу России и Сибири, и живут в Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской области; в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономном округе.
Коми-ижемцы — это самая северная этнографическая группа коми, изначально жившая в районе нижней Печоры.
Начало формирования ижемских коми приходится на вторую треть XVI века. В период между 1568 и 1585 годами в пределах устьцилемских территорий на реке Ижме (притоке Печоры) была основана Ижемская слобода, которая долгое время являлась единственным населенным пунктом коми на нижней Печоре; лишь в конце XVIII столетия вокруг нее разросся куст новых поселений коми: Мохча, Сизябск, Гам, Бакур, Мошьюга.
В XVII–XVIII веках процесс формирования группы коми-ижемцев в основном был завершен. В результате длительного межэтнического смешения и этнокультурного взаимовлияния у ижемцев возник особый ижемский диалект языка коми с существенными заимствованиями в лексике из русского и ненецкого языков, произошли изменения в традиционном хозяйственном комплексе, определились и другие существенные отличия от остальных этнографических групп коми.
В XIX веке ижемцы значительно расширили территорию своего обитания. Был основан ряд поселений по всей средней Печоре, ижемцы заселили приток Печоры реку Усу, Большеземельскую и Канинскую тундры, основали свои поселения на Оби, большая их группа осела на Кольском полуострове.
Основой хозяйства ижемцев являлось оленеводство. Помимо оленеводства ижемцы занимались охотой и рыбной ловлей, а также отчасти огородничеством.
Итак, чем коми-ижемцы оказались более конкурентоспособными, чем ненцы
Во-первых, они не стеснялись заимствовать лучшее у своих соседей. Так весь оленеводческий комплекс они полностью заимствовали у ненцев уже в XVII столетии.
Однако, при этом они вввели круглосуточное патрулирование стад с помощью собак, перешли к крупнотабунному товарному оленеводству в Большеземельской тундре.
Способы хозяйствования ижемцев оказались более эффективными, чем у ненцев Большеземельской тундры, а также кольских саамов и хантов. Ижемские оленеводы целенаправленно увеличивали численность стад, и к середине 1830-х годов ненцы уже потеряли свой приоритет в тундре.
Об этом может косвенно может свидетельствовать “Устав об управлении самоедами, обитающими в Мезенском уезде Архангельской губернии”, принятый в 1835 г. К 40-м годам ХIХ в. соотношение численности оленьего поголовья, принадлежавшего ненцам и коми, было 1:4 и сохранялось в последующие годы.
Продукты оленеводства (шкуры, мясо и т.п.) коми очень ловко продавали. Они вели торговлю по всему северу России, поставляли свою продукцию в Москву и Санкт-Петербург.
Интересно, что коми настолько явно вытесняли самоедов (ненцев), что этот факт отмечал не один исследователь.
Выше я цитировала Барсова, который писал, что:
"Если не произойдет улучшений в жизни самоедов, то им грозит полное вырождение, и от некогда сильного племени будущему поколению останется лишь одно воспоминание".
Это же отмечал и В.И. Немирович-Данченко:
"Ограбленное, разоренное племя этих инородцев напрасно ищет выхода из кабалы, в какую оно попало. Способностей к самостоятельной борьбе с чуждыми и более мощными элементами у самоедов нет, власть в пустыне является бессильною и потому. мы до сих пор остаемся равнодушными зрителями истребления этого племени — истребления, подтверждающего великий закон борьбы за существование. Нашлись даже люди, проповедывающие необходимость предоставить самоедов в жертву зырянам, как племени, более сметливому и умному. Что это — жестокость, или крайняя глупость?"
Словом, если бы не политика СССР, поддерживающая малочисленные народы севера, то ненцы вполне могли вымереть уже к середине ХХ века.
Так что те, кто говорят, что система интернатов, колхозов и прочих особенностей социализма привела к тому, что ненцы начали вымирать — на мой взгляд не вполне правы. Потому что как раз наоборот СССР позволил снизить тот накал конкуренции и наоборот помог ненцам спокойно заниматься оленеводством, наравне с коми.
Источники:
- Ю.П. Шабаев, Т.И. Дронова, В.Э. Шарапов "Коми-Ижемцы, поморы и устьцилемы: модели культурных трансформаций"
- В. И. Немирович-Данченко,"Страна Холода", 1877 г. ПЛЕМЕНА ГЛУХОГО УГЛА.
- К. Барсов, Изд. "Русская земля. Область крайнего севера". Т I.//Издатель: Типо-литография М.П. Фроловой. С.-Петербург, 1899 г.
Понравилась статья? Поддержите нас
С вашей помощью нам будет легче готовиться к новым походам, продолжать наши исследования, и дальше публиковать уникальную информацию об Арктике.
Комментарии
Хороший материал
RSS лента комментариев этой записи