Древняя и современная история Ненецкого автономного округа (начавшаяся более 10 тысяч лет назад)
Самые древние следы человека, обнаруженные археологами на территории, относящейся к современному Ненецкому автономному округу (побережье Белого, Баренцева, Карского моря, начиная от полуострова Канин и заканчивая Югорским полуостровом, а также некоторые острова - Колгуев, Долгий, Матвеев, Вайгач и т.п.) были оставлены примерно 10 тысяч лет назад. Прослеживая связь с находками, обнаруженными в других регионах, ученые уже могут приблизительно представлять, откуда в принципе пришли сюда эти первые люди.
Интересно, что это, конечно, не была какая-то единоразовая массовая миграция некого народа (или племени), который когда-то пришел из конкретного региона, да так и осел тут. Миграции неизвестных нам племен происходили в Арктике постоянно, и приходили древние люди сюда совершенно из разных мест. Одни вытесняли или ассимилировали других, и этот процесс шел бесконечно.
10 тысяч лет назад
На стоянке Пым-Ва-Шор I (у реки Адзьвы, в Большеземельской тундре, на юго-востоке НАО) найдены самые древние следы жизнедеятельности человека, для территории Ненецкого автономного округа. Оставлены они были 11 – 10 000 лет назад. Эти находки относятся к заключительному этапу уральской культуры. А происхождение этой культуры связывают с Западной Сибирью, что может подсказать хотя бы примерное направление – откуда пришли сюда эти люди.
После поздневалдайского оледенения, из-за потепления климата в Северной Европе в конце бореального периода, начался новый этап освоения окраин северо-востока Европы. Находки, относящиеся к позднему мезолиту (7 – 5-е тысячелетие до н.э.) обнаружены в основном в центральной части Большеземельской тундры. И они говорят о том, что люди, оставившие эти следы, могли прийти сюда уже из восточных районов Верхнего и Среднего Поволжья, Прикамья.
5 тысяч лет до нашей эры
Другие обнаруженные следы культуры ямочно-гребенчатой керамики, в том числе с традициями льяловской культуры, относятся к неолиту (началу – середине 5-го тысячелетия до н.э.) И эти находки уже отражают миграции из Волго-Окского междуречья и бассейна Камы.
В этот же период осваивались низовья реки Печоры и бассейнов других рек, впадающих в Баренцево море.
Примерно с конца 4-го тысячелетия – по начало 2-го тысячелетия до н.э. на северо-востоке Европы развивалась чужъяельская культура, которая изначально сформировавалась в Мезенско-Печорском междуречье.
В начале – 3-й четверти 3-го тысячелетия до н.э. эта культура распространяется на Большеземельскую тундру, сохраняя сходство с новоильинской культурой на Каме и Вятке, аятской культурой и суртандинской культурой в Зауралье.
В это же время в тундре были оставлены следы йоркутинского типа, связанные происхождением с арктическими районами полуострова Ямал.
Тысяча лет до нашей эры
В бронзовом веке (4-я четверть 2-го – начало 1-го тысячелетия до н. э.) в Малоземельской и Большеземельской тундре были оставлены следы коршаковской культуры, её истоки специалисты видят в культурах на территории Сибири, для которых характерна сетчатая керамика. В Большеземельской тундре встречаются также стоянки лебяжской культуры, основной ареал которой приурочен к таёжным районам Припечорья.
Находки, относящихся ко 2-й четверти 1-го тысячелетия до н.э. – 1-й четверти 1-го тысячелетия н.э. в тундре не обнаружены. Это позволяет специалистам предполагать, что в то время регион опустел из-за резкого ухудшения климата на рубеже суббореального и субатлантического периодов.
А вот в интервале между 2-й четвертью 1-го – рубежа 1-2-го тысячелетия н.э. от Малоземельской тундры до полуострова Ямал появился уже целый ряд поселений. Это городище Ортино, жертвенное место Хэбидя-Пэдара в континентальных тундрах, святилище Вэсако и поселение Карпова Губа на острове Вайгач. Они относятся к местной субарктической культуре, истоки, судьбы и этническая атрибуция которой во многом не ясны. Вероятнее всего, в это время тундру населяли родственные коллективы, происхождение которых связано с областями к востоку от Урала.
Наша эра
В середине 1-го тысячелетия н.э. в Большеземельской тундре существовали стоянки раннего этапа памятников типа Бичевник, ареал которых охватывал также таёжные районы Северного Приуралья и земли до низовий реки Обь на востоке.
В конце 1-го тысячелетия н.э. в Европейское Заполярье проникают представители вожпайской культуры, сопоставляемой с частью самодийских народов, живших на территории Заполярья. Вожпайская культура — это археологическая культура, артефакты которой датируются IX-XI
10-19 века нашей эры
Если говорить о письменных источниках, а не только об археологических находках, то впервые территория современного НАО и живущие здесь народы (печора, югра) упоминаются в «Повести временных лет».
«Теперь же хочу поведать <...> что рассказал мне Гюрата Рогович новгородец, говоря так: «Послал я отрока своего в Печору, к людям, которые дань дают Новгороду. И пришел отрок мой к ним, а оттуда пошел в землю Югорскую. Югра же — это люди, а язык их непонятен, и соседят они с самоядью в северных странах».
В Лаврентьевской летописи под 1096 год впервые упомянуты самоеды, живущие «на полунощных странах». Принято считать, что эти сведения связаны с расселением в восточноевропейских тундрах предков ненцев, вероятно, ассимилировавших печору (однако это пока не прослежено археологически).
Русские осваивают регион
В 11 - 12 веках начинается освоение региона русскими. На Нижнюю Печору из Новгородской республики проникали ватаги ушкуйников. Обмен с центрами Руси, Приуралья, Западной Сибири хорошо прослеживается по материалам святилищ на острове Вайгач. Раскопками святилища 6 - 13 веков на реке Гнилка в Нижнем Припечорье установлено, что большинство вещей 11 - 13 веков попали сюда с русскими купцами и промысловиками.
В 13 веке эти земли оказались под контролем Новгородской республики; в 1478 в её составе территория современного НАО вошла в Русское государство.
Окончательно эти земли были покорены русскими войсками в результате похода 1499–1500 и основания первого русского заполярного острога – Пустозерска, который в 16–18 веках являлся главным административным, промысловым и торговым центром Печорского края, мощной перевалочной базой и стратегическим опорным пунктом для Русского государства, отправным пунктом рудоискательных экспедиций. В функции воеводы Пустозерска входил сбор дани с самоедских племён.
Все ненцы облагались «луковой данью» (ясаком), взимавшейся со взрослого мужчины: в год пустозерские ненцы платили по два песца, югорские и др. – по соболю. В конце 17 века натуральный ясак стал заменяться денежным.
В 17 веке территория современного НАО входила в состав Мезенского и Пустозерского уездов. Ненцы неоднократно совершали набеги на Пустозерск, в ходе набега 1662–63 годов полностью сожгли город. Тогда же русские и коми продолжали осваивать промысловые угодья, основывали жиры и выселки (Никитцы, Оксино, Куя, Макарово, Великая Виска и др.).
Со 2-й половины 17 века регион являлся местом ссылки: в Пустозерск были сосланы протопоп Аввакум Петров (1667 год) и его единомышленники, участники восстания Разина (1675 год), Соловецкого восстания (1680 год) и другие.
В 1708 - 1780 годы территория современного НАО входила в состав Пустозерского уезда Архангелогородской губернии, в 1780 - 1891 – Мезенского уезда Вологодского наместничества (1780 - 1784) и Архангельской губернии (с 1784; в 1784 - 1796 Архангельское наместничество).
В 18 веке началось заселение Канинской тундры русскими – выходцами с Мезени и старообрядцами, бежавшими сюда из-за преследований со стороны правительства и РПЦ. С середины 18 века главным занятием ненцев стало оленеводство, которое постепенно приобрело товарный характер, что усилило их имущественное расслоение.
Русские и коми селились по берегам Нижней Печоры и других рек, на морском побережье. Основными их занятиями являлись рыболовство, морской зверобойный промысел.
Правовое положение ненцев определялось Уставом об управлении инородцев (от 1822 года) и Уставом об управлении самоедами, обитающими в Мезенском уезде (от 1835 года). Ими были закреплены освобождение ненцев от рекрутской повинности, сохранение управления по родовым законам и обычаям, выплата денежного ясака и др.
В 1825 – 1830 годах духовная миссия во главе с настоятелем Антониево-Сийского монастыря архимандритом Вениамином проводила христианизацию ненцев: в православие были обращены 3,3 тысячи человек, разрушены многие ненецкие святилища, началось строительство церквей, часовен, библейские книги были переведены на ненецкий язык.
В 19 веке в торговле региона важную роль играли чердынские купцы (названные от г. Чердынь), которые обеспечивали жителей края продовольственными, промышленными и другими товарами в обмен на рыбу, пушнину. Торговля носила задаточный характер: товары раздавались крестьянам-промысловикам под будущую добычу. В 1860-е гг. создана Печорская компания для организации лесного экспорта через устье Печоры.
В 1891–1929 годах территория современного НАО входила в состав Мезенского и Печорского (центр – село Усть-Цильма) уездов Архангельской губернии: Канино-Тиманская тундра была приписана к Мезенскому уезду, а Большеземельская, Малоземельская тундры и часть Тиманской – к Пустозерской волости Печорского уезда.
С конца 19 века получила развитие промышленность, прежде всего лесообрабатывающая, открыты лесопильные заводы: промышленником А. М. Сибиряковым у деревни Куя (1892), шведской компанией «А. Либдек и Кo» на берегу одного из протоков реки Печора напротив деревни Екуша (1897), Товариществом «Стелла Поларе» неподалёку от шведского завода (1903; стал одним из крупнейших в Архангельской губернии). С 1895 стали регулярно выполняться морские пароходные рейсы между Архангельском и устьем реки Печора.
20 век
В апреле 1918 года в регионе была провозглашена советская власть. В сентябре 1918 – феврале 1920 года территория современного НАО находилась под контролем Временного правительства Северной области. В феврале 1920 года советская власть была восстановлена. В 1922 организован первый ненецкий кооператив «Кочевник» для обеспечения населения Малоземельской и Большеземельской тундр продуктами и промышленными товарами, в 1925 году возникло Чёшско-Канинское промысловое товарищество «Оленевод», объединившее ненецкие хозяйства Канинской тундры.
По инициативе созданного в 1924 году Комитета содействия народностям северных окраин (Комитета Севера) во главе с П. Г. Смидовичем создан ряд культбаз (Колоколковская, Хоседа-Хардская) по обслуживанию кочевого населения. В 1925-30 годах на территории современного округа образован ряд тундровых и островных советов, в функции которых входили снабжение населения продовольствием, орудиями лова, учёт населения, борьба с нарушителями правил охоты и сбора пушнины и др.
15.07.1929 года постановлением Президиума ВЦИК образован Ненецкий национальный округ с центром в селе Тельвисочное (в 1931 центр перенесён в рабочий поселок Нарьян-Мар). Входил в состав Северного края (1929–1936), Северной области (1936–37), Архангельской области (1937–93).
В результате проведения коллективизации произошёл переход ненцев от кочевого образа жизни к полуоседлости, на территории округа появились новые населённые пункты – Индига, Нельмин Нос и др. В 1930-е годы здесь шло активное промышленное строительство, среди предприятий важную роль играли Печорский лесозавод (бывший «Стелла Поларе»), Печорский морской торговый порт (открыт в 1931 году), рыбозаводы в Шойне и Индиге, маслозавод, кирпичные заводы. В это же время открыты месторождения угля (Воркута), свинца и цинка (остров Вайгач), флюорита (Амдерма). Освоение месторождений велось силами заключённых системы ГУЛАГ.
В 1930-е годы в округе открыты комплексный педагогический техникум в Оксино (Ненецкий комплексный техникум), училище по подготовке оленеводов-бригадиров, совпартшкола, школа крестьянской молодёжи и др. В 1935 году статус города получил Нарьян-Мар, рабочего посёлка – Амдерма (с 1940 до 2009). В 1940 году поселок Воркута с окрестностями передан в состав Коми АССР.
В ВОВ на территории округа в 1941 году были сформированы 5 оленно-транспортных эшелонов для Карельского фронта, жители снабжали фронт мясом, рыбой, тёплыми вещами.
В 1954 году в подчинение округу передан остров Колгуев. Статус рабочих посёлков приобрели Хальмер-Ю (1954) и Цементнозаводский (1957), однако в 1959 они вместе с расположенными вокруг них месторождениями угля были переданы в состав Коми АССР.
С 1958 году в округе начались геолого-разведочные работы по поиску залежей нефти и газа: в 1969 открыто Василковское газоконденсатное месторождение, в 1985 – Варандейское нефтяное месторождение, в 1987 начата добыча нефти на острове Колгуев. К концу 1970-х годов осуществлён перевод кочевого населения на оседлость.
По Конституции СССР 1977 года (подтверждено Конституцией РСФСР 1978 и Законом РСФСР от 20.11.1980 «Об автономных округах») округ получил современное название. Согласно Федеративному договору (1992) и Конституции РФ (1993) стал самостоятельным субъектом в составе РФ, территориально входит в Архангельскую область.
По материалам Большой Российской Энциклопедии, исторического очерка о НАО, авторства Е.Н.Кисовой.
Комментарии
Вообще-то входит. Канинский берег Белого моря (в частности поселок Шойна) в составе НАО.
RSS лента комментариев этой записи