Как жили сибирские переселенцы (на примере коми-зырян) в 20-е годы 20 века
Эти фотографии коми-зырян сделал И.Н. Шухов в 1927 году. Интересно, что были уже двадцатые годы, расцвет СССР, а люди в Сибири пока еще во многом жили совсем по-старинке. Здесь я хочу показать, как они выглядели и кое-что рассказать о них.
Итак, Шухов Иннокентий Николаевич — потомственный дворянин, профессор, член-корреспондент Академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина, путешественник, собравший большой этнографический материал в Сибири. В 1927 году по заданию музея антропологии и этнографии АН СССР и комиссии по изучению производительных сил Академии наук СССР он совершил две поездки по Тарскому округу для изучения коми-зырян и русских старообрядцев, и в результате опубликовал большой этнографический очерк о коми-переселенцах.
Коми (коми-зыряне, зыряне) — финно-угорский народ, коренное население Республики Коми. Помимо Коми, они расселялись почти по всему северу и Сибири, и жили в Мурманской, Омской, Тюменской, Свердловской областях, а также в НАО, ЯНАО, ХМАО.
Зырян-переселенцев в Омской области в первую очедь привлекли девственные леса и связанный с ними охотничий промысел. Хотя, тем не менее, все-таки охотничий промысел у них не играл той роли, что у старожил; они им занимались не регулярно.
Охотник-самоход, как писал Шухов, прежде всего был расчетлив, в силу этого он смотрел, насколько ему выгоднее промышлять вурмане или сидеть дома и заниматься другим делом, дающим побочный заработок. На промысел они далеко не заходили, а ограничивались лишь ближайшими охотничьими угодиями и не тратили так много времени, как сибиряки-старожилы. Обыкновенно среди них настоящих промышленников имелось очень немного.
В 20-е годы основным занятием зырян было сельское хозяйство. Сеяли, главным образом, озимую рожь и овес, которые при местных почвах и климатических условиях давали наилучший урожай. Также сеяли ячмень и рожь, но эти культуры скоро были оставлены, так как хороших результатов получено не было. Кроме того, сеялись лен и конопля. Первый шел для изготовления различных домотканных тканей, а вторая — для веревок.
Второе место среди занятий зырян занимал охотничий промысел.
И напоследок, ряд мелких кустарных производств — выгонка дегтя, маслобойное производство (из семян льна и конопли) и поделка из дерева.
Зыряне очень хорошо на тот момент сохранили свой язык (хотя знали и русский), но нельзя сказать того же про одежду — национальный костюм тогда уже исчез совершенно, молодые совершенно его не знали, старые не имели, и только помнили его, говоря, что видели на своих родителях. Молодежь одевалась по городски. А вот охотничье-промысловый костюм сохранился и все старые и пожилые промышленники его носили.
Охотничье оружие в этом районе было мало разнообразно. Использовали почти исключительно огнестрельное, а холодное редко. Основным типом ружья была шомпольная винтовка "сибирка".
Как писал Шухов, "Все, виденные у промышленников, ружья были старые, не раз исправлял их деревенский оружейник. Предпочитаются с наиболее длинными стволами и особенно если в дульной части ствол их значительно утолщен, такие винтовки, по словам промышленников, бьют метко, далеко и не скоро дульная часть подвергается расстрелу. Сибирские промышленники долгое время обходились винтовками местных кустарей-оружейников. Такие оружейники были почти в каждом районе. Эти оружейники сами изготавливали стволы и винтовки отливались с хорошим боем, если они делались особенно на заказ".
Необходимой принадлежностью каждого промышленника была натруска — не особенно широкий ремень, надеваемый через плечо, к которому прикреплены ремешками:
- Круглая пороховица, вытаченная из березового капа, станутая железным обручем, емкостью до 1/2 фута пороха.
- Кожаный мешочек для пуль.
- Маленькая сумочка для сальников (холщевые тряпочки, напитанные обыкновенно рыбьим жиром).
- Мерка, сделанная из рога, дерева или из обрезка 3-х линейной гильзы.
- Роговая листонница.
- Отвертка.
Иногда к натруске добавлялся еще забойник-палочка, сделанная из березы или таволожника, длиной до 2-х вершков и служащая для первоначальной досылки пуль, дабы железным шомполом не забивать пульную часть ствола.
Вот тут на фото у зырянина промысловика как раз и надета через плечо натруска. А в руках он держит "русскую медвежью рогатину". Старые промысловики еще использовали рогатины на медведя с обоюдоострым клинком и крестовиной при его основании. Длина клинка 6 7 вершков.
Однако в том же районе кочевали тунгусы (эвенки) и у них было похожее холодное оружие. Называлось оно "пальма". Эта пальма, как писал Шухов, тоже рогатина, но с односторонним брюшистым клинком, насаженным на березовое ратовище. Вот она как раз тоже имеется на втором фото.
На местах промысла зырянами устраивались промысловые избушки. Избушка „выр-кырка" строилась обыкновенно на высоком месте вблизи речки. Материалом служила ель.
В поселках дома обычно строили из кедра. Все почти были одноэтажными и шестистенными (на две жилых половины) или пятистенными (горница и кухня).
В отдельных поселках, оторванные от других поселений, многие зыряне были родственниками, так как браки совершались в пределах своего поселка. Конечно, не обязательно зыряне женились именно на зырянках, могли также вступать в брак с белорусами или белоруссками, которых тоже в этих краях переселилось довольно много. Однако, в любом случае в тех поселках, где зыряне преобладали и белорусов было мало, получалось, что близкородственные браки происходили очень часто.
Из-за этого подрастающее поколение, главным образом парни, не отличались хорошим телосложением, ростом и здоровьем, а подростки до 15 лет болезненны и довольно
хилы. С девицами дело обстояло несколько лучше, они выглядели значительно лучше парней и очень быстро развивались, так что в 15-16 лет девица выглядела по мнению Шухова вполне сформировавшейся женщиной, а замужнюю в 17 лет можно признать за 25-30-летнюю и в Омской области это было не редкость.
Браки у зырян были обычно ранние (женщине — 16, 17,18, мужчине — 19, 20, 21); до 20-х годов сохранялись браки насильственные, когда девиц выдавали насильно замуж. Как правило венчались в церкви, но бывало, что брак совершался просто приводом невесты в дом жениха, особенно в горячую рабочую пору (сенокос, уборка хлеба). На это явление старики смотрели косо, но терпели, так как свадебная гулянка все равно в итоге совершалась, просто в свободное от горячей рабочей поры время, и когда будут деньги.
Люди в основном были неграмотными, так как школы мало где в поселках имелись. Религиозные предрасудки, конечно, были распространены: заговоры, шептания и прочие "традиционные" методы лечения преобладали, а врачебной помощью пользовались в исключительных случаях.
В экономическом отношении все в основном были середняками. Бедных было сравнительно мало, также не бросалось в глаза и богатство.