Особое обоняние у древних народов севера и специфическое отношение к запахам
Интересно, что у древних народов Крайнего Севера очень сильно было развито обоняние. В принципе, это логично и очевидно — они жили в дикой природе, занимались охотой, и чувствительность к запахам и звукам у них должна была быть очень развитой. Но все равно удивляют свидетельства того, насколько тонким было их обоняние.
Например, чукчи утверждали, что каждый человек имеет свой собственный запах и что по этому запаху можно узнать его одежду. И даже рассказывали, что в древние времена, во время войн с коряками, нападающие чукотские партии, попав на места старых битв, были в состоянии по запаху различить, кому принадлежат кости и прочие остатки — корякам или чукчам.
Хотя, понятно, что люди тогда мылись очень редко, пахли костром, потом, жиром морских животных, рыбой, кровью различных животных и прочей специфической пищей, которой они питались, и потому их запахи, из-за разницы в образе жизни — сильно различались. И в принципе были очень интенсивны.
Например, по словам одного юкагира, ламуты, на его взгляд, пахли белкой, медведем и протухшим оленьим мясом; якуты — протухшей рыбой и коровьим навозом, а у русских одежда пахла так плохо, как новая красная бумазейная ткань....
А вообще запахи для северян были очень важны. Например, взаимное обнюхивание у них имело значение поцелуя.
Чукча-отец, оставляя свою семью на некоторое время, иногда целовал свою жену, но обычно он прикладывался носом к шейке своего ребенка и втягивал запах его тела и одежды. А юкагиры про приятный запах детей говорили, что он "напоминает запах женской груди и молока или запах каши из икры омуля".
Незнакомый и неприятный запах при этом мог буквально вывести их из строя. Например, известный этнограф В.Г. Богораз рассказывал интересный случай на эту тему:
Можно привести один любопытный случай в виде иллюстрации этой чукотской идиосинкразии. В 1896 году, во время путешествия среди анюйских чукоч, мне удалось достать документ 1789 года, удостоверяющий личность некоего Кымыкая... Этот документ хранился в его семье более столетия и постепенно стал считаться священным.
Так как означенная семья вымерла, то я смог приобрести документ за умеренную цену вместе с интересной коробкой, украшенной бусинами и кистями. Когда коробку принесли в шатер, где я временно помещался, хозяин шатра стал протестовать против внесения коробки во внутреннее помещение. Но так как снаружи было холодно, а мне хотелось посмотреть документ, то я все-таки внес коробку внутрь.
Едва только я достал роковую коробку из своего мешка, как хозяйка дома, болезненная женщина лет 30, которая сидела напротив, качая дитя на коленях, застонала и лишилась чувств. Пришлось употребить много усилий, чтобы привести ее в сознание. Женщина объяснила, что чуждый запах, исходивший от коробки, вызвал у нее головокружение и болезнь. "А коробка, — добавила она, — из чужой земли и от чужого очага".
Точно также у чукчей неприятие могли вызвать многие продукты, привозимые из цивилизованных стран, как например, мясные консервы, плоды, овощи, сахар.
В статье использована информация из монографии В. И. Иохельсона "Юкагиры и юкагиризированные тунгусы", а также В.Г. Богораза "Чукчи".
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи