Возможно, у ненцев тоже были традиционные лодки (типа каяков или долбленок)
Традиционные лодки (каяки, умиаки, байдары, илимки, баты, долбленки и т.п.) есть почти у всех коренных народов Арктики — и у эскимосов, и у чукчей, и у хантов и у многих других. Даже при том, что эти народы занимались как охотой, так и оленеводством. Однако, почему-то о существовании традиционных лодок у ненцев мало известно. А если точнее — можно сказать вообще ничего.
Да, ненцы на лодках тоже плавали. Вот даже, навскидку, фотография 1914 года, сделанная на Югорском полуострове, у поселка Харабово (Никольское).
Но это все не традиционные ненецкие каяки, а поморские промысловые суда. Дело в том, что поморы осваивали и Печору, и Колгуев, и Вайгач, и Новую Землю, и Ямал — с незапаметных времен. Активно занимались промыслом в этих землях они как минимум века с 15, а вероятно и гораздо раньше. И на этих судах ходили на промысел сами, а также могли брать с собой на охоту самоедов. При желании — могли ненцу такую лодку и продать, если он хотел заниматься промыслом сам.
А в 18-19 веках и вовсе поморские купцы начали предоставлять свои лодки ненцам — чтобы те сами добирались до всех вышеперечисленных арктических островов и занимались там промыслом в интересах хозяина — передавая ему всю добычу в обмен на какой-то нужный им товар. Или вообще отрабатывали так свои долги. Это в принципе была большая проблема, так как и русские купцы, и зыряне — очень активно эксплуатировали ненцев, пользуясь их наивностью и неграмотностью. Сколько было случаев, когда купцы просто спаивали ненцев, и буквально обирали их, приобретая всю сезонную добычу за сущие копейки.
Но вот что интересно, если почитать редкие исторические источники 16-17 века, то там есть упоминания о ненецких лодках, похожих на каяки. Правда, уж очень расплывчатые.
Вот первое упоминание традиционных ненецких лодок, сделанное иностранным путешественником в 1556 году.
В середине 16 века английские купцы надеялись через Обь, о которой они узнали от русских, проникнуть в Катай. Поэтому Стивен Барроу был послан в 1556 году к Оби на небольшом судне «Серчтрифт» («Ищи выгоды»). С помощью русских промысловиков, встреченных в Коле, он добрался до Печоры, а потом самостоятельно дошел до Вайгача, где опять встретил знакомых промысловиков. Один из поморов по фамилии Лошак показал иностранцам ненецкие идолы на острове, а также рассказал кое что о самоедах.
В частности, Лошак сказал Барроу, что здешние самоеды не такие опасные, как обские; что у них нет домов, — а только палатки из оленьих шкур, которые они подпирают кольями и шестами. Их лодки также сделаны из оленьих шкур; они переносят их к морскому берегу на своих плечах; для своих сухопутных перевозок они могут пользоваться только оленями.
А вот и второе, от Н. Витсена, в публикации «Северная и Восточная Тартария» от 1692 года.
«Остров Вайгач имеет длину около 10 верст или 2 миль. Самоеды приходят туда с материка. У них лодки сделаны из коры и запряжены несколькими оленями. В них переправляются через эту воду. Летом они отправляются туда молиться».
Два скудных упоминания и оба какие-то сомнительные. Потому что подобные народные лодки из оленьих шкур, насколько мне известно, коренные жители нашей Арктики не делали. А делали, скорее, из более крепких и водонепроницаемых шкур моржей или тюленей (на которых ненцы тоже вполне себе умели охотиться). Что касается коры, то на побережье ледовитого океана деревья не растут и было бы немного странно искать такой редкий материал для своих лодок.
Словом, совсем отметать два этих упоминания о ненецких лодках нельзя, но все равно возникает вопрос — почему конкретно у ненцев этих лодок почти никто из путешественников не описывал, а если и рассказывал, то как-то мельком, и с чужих слов.
Как вариант — есть у меня такая версия (это просто предположение):
Ненцы, как и другие народы, в незапамятные времена имели свои традиционные лодочки — что-то типа эскимосских каяков, которые делались из кож моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости.
В интернете даже можно почитать (понятия не имею, что там за изначальный источник, но мысль интересная), будто "на историю происхождения ненецкой оленьей нарты у ученых нет единой точки зрения. Полагают, что она возникла или из собачьей нарты или развилась из лодки или волокуши... Очевидно, первоначально ненецкая оленная нарта была однополозной и напоминала лопарскую кережку: нарту, имеющую корпус в виде лодки и стоящую на одном широком полозе. Один из ненцев рассказывал: «Первое время наши люди санок не имели. Летом лодках ездили, зимой под них лиственничные пoлозья подбивали и так ездили»".
Однако, уже в 12-15 веках все побережье, на котором проживали ненцы, стали осваивать русские поморы. А лодки у поморов были гораздо совершенней, чем у ненцев, учитывая, какие расстояния им вообще приходилось проплывать от того же Архангельска или Мезени. И таким образом ненцы, желающие заниматься морским промыслом, довольно быстро эти лодки переняли. А многим и перенимать не надо было, потому что они полностью переключились на береговой промысел — добывая белых медведей, песцов и т.п.
Что касается ненцев-оленеводам, то им, возможно, эти традиционные лодочки в принципе были не нужны, потому что рыбачить в многочисленных тундровых озерах или реках вполне можно и без них.
Некоторое подтверждение этому есть тут:
В публикации Людмилы Васильевны Хомич "Ненцы: историко-этнографические очерки", Изд-во "Наука", 1966 год, в которой сказано, что
"Долбленки, как и шитые лодки, ненцы предпочитали приобретать у русских, коми или хантов и сравнительно редко изготовляли сами".
И в публикации "Историко-этнографический атлас Сибири" под редакцией М.Г. Левина и Л.П. Потапова. Москва, Ленинград, 1961, в которой сказано, что
"водными средствами сообщения ненцы пользовались ограниченно. Лодки изготовляли из осины или сплавного кедра, а чаще приобретали у своих южных соседей (селькупов, хантов); в большом употреблении были общераспространенные в Сибири дощатые лодки русского образца. Название лодки по-ненецки — нгано или апо (в зависимости от диалекта). Долбленка называется осой нгано, т. е. горная лодка. В прошлом ненцам, по-видимому, были известны кожаные челноки".