Занимательные, противные и странные факты о чукчах
Сами мы на Чукотке еще ни разу не бывали, но этими местами мы интересуемся, так как рано или поздно мы туда все-таки попадем. Кроме просмотра фотографий, многие сведения мы получаем из книг и различных статей. Конечно, многие слышали и о так называемых "Чукотских войнах", и о том, что чукчи являлись очень воинственным народом. Сейчас они, надо полагать, по-прежнему знают себе цену.
Кстати, даже Иосиф Биллингс, англичанин, служивший в России в 18 веке, рассказывал, как чукчи угрожали его команде, пытаясь заполучить понравившиеся им пуговицы и бусы. Вот вам пожалуйста - имперский командор реально боялся представителей коренных народов. Об этом упоминается в путевых заметках Н. Галкина «В земле полуночного солнца», 1931 г.
«Да и чукчи, по-видимому, в своем духовном облике сильно изменились. «Употребляя во зло нашу доверчивость, с которою мы им себя вверили, — пишет Биллингс , — они заявляли нам, что пуговицы на кафтанах наших им очень нравились, И отрезывали их без всяких околичностей». Мало того, несколько пудов табака и кое-какие безделушки вроде бус породили у чукчей алчные намерения завладеть имуществом экспедиции и перебить участников ее».
Спустя столетия, при Советской власти, все немного изменилось. Чукчи перестали быть столь агрессивными, так как к тому моменту они давно уже влились в российское общество и вполне считали себя его частью. Вот здесь продолжение, из той же книги:
«А путешественник нашего времени встречает у добродушных чукчей радушное гостеприимство и трогательную заботливость хозяев».
Помимо воинственности, чукчи еще примечательны тем, что в условиях тяжелейшего дефицита любых ресурсов они извлекают пользу буквально из всего. Вот "Тихоокеанский дневник" Бориса Лапина, к примеру. В нем есть момент, в котором описывается значимость моржового промысла для чукчей. Мол, морж используется на 100% и все его части идут в дело. Оно, конечно, и понятно: морж там является самым выгодным видом для добычи - они и большие по размерам, и поголовье их весьма велико. Поэтому так уж исторически сложилось, что все у чукчей крутится вокруг этого промысла.
«Морж для береговых чукчей — конь для бедуина, олень для кочевника чаучу. Без моржа нельзя себе представить существование береговых. Моржовое мясо едят вареным, жареным, сырым, парным и, наконец, загнивающим. Из моржовых шкур делают лодки, крыши и стены для яранги, подошвы для мокассин, женские штаны, пояса и барабаны. Моржовые жилы служат нитками. Фабричные нитки и веревки не могут выдержать с ними конкуренции, когда, например, нужно подшить торбаза, чтобы они не разлезались от сырости, или скрепить парус. Из кишок моржа шьют прозрачные непромокаемые рубахи-дождевики».
Ну и вот вам на сладкое, что называется. Про поедание личинок овода. Кому-то это покажется шокирующим, а для северных народов - это настоящий деликатес. Вообще, я уже слышал от кого-то из ненцев рассказы про выковыривание личинок из под кожи оленей для употребления их в пищу. Ну а что делать? В тех местах нет ничего кроме мяса - либо морзверя, либо оленьего, и ягод - месяц в году. И потому люди вынуждены использовать буквально любую возможность для поддержания своей жизни.
"... Но в большинстве случаев личинка сидит под самым эпидерсмисом и выделить её настолько легко, что дети часто занимаются добыванием ея для себя. Они очень охотно едять её и утверждают, что она сладка как сахар; поэтому время от времени взрослые делают им удовольствие и, поймавши какого-нибудь сильно взъерошенного оленя, валят его на землю. Тотчас же всё молодое общество накидывается на животное, и видишь как то тот, то другой с величайшим наслаждением отправляет себе в рот выдавленную личинку."
— Гергард Майдель, барон.
А что касается необычной еды народов севера, то дополнительно про нее мы писали тут. Конечно, эта статья уже разлетелась по интернету и, возможно, кто-то из вас ее уже читал, но в любом случае я дам на нее ссылку.