Специфическая стыдливость в деревнях: где-то она была, в чем-то - нет
Вообще, тема целомудрия и стыдливости достаточно неоднозначна. Нельзя грести все регионы и все народы России под одну гребенку и с полной уверенностью обобщать взгляды на нравственность и мораль. Везде все было по-разному и своеобразно. Вот, например, в Карелии с одной стороны женщины ходили в длинных юбках и платках. На вид — все такие скромницы. Да и по сути — любые интимные отношения до брака, само-собой, порицались.
С другой стороны, в определенных ситуациях они совершенно не стыдились своего тела и без проблем задирали юбки, если им надо было войти в воду (постирать белье, искупаться, перейти реку в брод), в том числе и перед мужчинами.
Вот, к примеру, цитата по теме. Дело происходит в Беломорской Карелии в начале ХХ века:
"Семнадцатилетняя девушка, которая в вечерних сумерках провожала меня на посиделки, пошла сопровождать меня и поднести мою дорожную сумку. Я очень торопился попасть из Заламбино в Ликопя, откуда была надежда успеть на лодку, возвращающуюся в Ювалакшу. Дорога вдоль Ухты-реки была топкая и илистая, видимо деревенские власти поскупились на средства для строительства мостков. Как только мы подошли к болотистой низине, я с интересом наблюдал как Палака сняла праздничную обувь, красные чулки и без наигранной стыдливости обнажила незащищенные белые бедра, потом, глянув ясными глазами на попутчика, забрела в болото, прошла через него и только дойдя до края деревни, села вновь обуваться. На все вопросы она отвечала просто и откровенно, и хотя вес моей сумки увеличился за счет вложенных предметов, казалось что для девушки это совершенно нипочем". (с) — Илмари Кианто, На оленях в Карелию. 1910 год.
Или, совершая различные обряды по развитию своего лемби (привлекательности для мужчин), девушки также не стеснялись бегать во ржи совершенно нагими.
— Чтобы пустить «лемби» — существует еще другое средство — это купанье во ржи. Представьте себе теплую июньскую ночь, с нежньм запахом распустившихся цветов; в поле, в росистой ржи, как русалки, прыгают, скачут, валяются — девушки, совершенно нагие... Куда девались их постоянная застенчивость и стыдливость, заставляющие нередко краснеть их до корней волос?!.. Все забыто, лишь бы «лемби-ностай» — пустить хорошую молву... (с) — Лесков Н. Доклад о поездке в Олонецкую губернию летом 1892 г.
Так что получается, стыдливость тоже имела какие-то рамки, а если раздеться или задрать юбку надо было для дела (или выполнения каких-то обрядов), то это совершенно не было проблемой для людей.
Как раньше развивали женскую сексуальную привлекательность (лемби, славутность)
У народов севера (вепсов, карел) было много обозначений для сексуальности. В частности, было такое слово — "славутность". Однако славутность не ограничивалась только сексуальностью, а включала целый набор качеств: приятный внешний облик, обаяние, умение хорошо одеваться, вести себя по правилам, принятым в обществе, и, конечно, "честное" имя.
Считалось, что славутность расцветает вместе с девичеством. Однако лишь некоторые счастливицы обладали высокой славутностью, что позволяло им активно участвовать в любовной игре, и выйти замуж за достойного человека.
Девушка, которую парни наперебой приглашали на все игры, считалась у карел «славутной» (с.к. lemmekäs; люд. lembekäz).
Например, Инха (Нюстрём) Инто Конрад так писал про одну молодую карелку, что он сфотографировал в 1894 году:
"... мы ходили взглянуть на одну молоденькую девушку лет пятнадцати, которую считали самой красивой в деревне. Хотя Тоарие была сравнительно бедной — отец жил годами в Финляндии, оставив семью на произвол судьбы, она так славилась своей красотой, что молодые мужчины добивались ее руки, несмотря на то, что она была еще несовершеннолетняя".
Красивый внешний облик ценился как одна из необходимых составляющих, но славутность предполагала еще и такое поведение, которое свидетельствовало бы, что девушка обладает качествами, необходимыми для вступления в брак и поддержания его устойчивости. Особенно ценилась "умнота", то есть умение правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Девушка, не отличавшаяся этим качеством, войдя в большую семью мужа, могла учинить в ней раздор... "Славнице" полагалось быть доброжелательной, ласковой, послушной, вежливой, учтивой, в меру скромной и в меру раскованной...
Если же парни обходили вниманием девушку, мало или совсем не приглашали ее играть, то говорили, что у нее «плохая лемби» или вообще «упала лемби».
Карельское слово lembi имеет значение близкое к понятиям «привлекательность», «обаяние», «девичья честь», «славутность» и т.п. Однако часто под лемби подразумевалась лишь способность возбуждать в представителях другого пола влечение к себе.
Карелы верили, что каждый человек, будь это парень или девушка, обладает лемби (фин. Lempi) — эротической, сексуальной привлекательностью.
В прошлом значение лемби, по-видимому, было более широким. Об этом свидетельствуют, с одной стороны, употребление его в фольклоре в значениях «любовь», «симпатия», «обаяние», «ласка», а с другой, и это особенно важно, бытование этого слова в качестве названия духа. В литературе можно встретить даже предположения, что Лемби (Лемпо) было именем одного из древних карельских божеств, в частности божества любви.
Со временем понятие лемби утратило значение божественного существа, и стало обозначать репутацию и спрос девушки как невесты. Но даже при таком значении слово «лемби» сохраняет в себе непонятную таинственную силу, обладая которой, будучи даже бедной, глуповатой, не очень красивой, девушка могла понравиться любому парню и, в конечном счете, быстрее добиться главной цели — выйти замуж.
Шкала личной привлекательности юных карелок определялась по количеству молодых людей, претендовавших на ее руку. Поэтому каждая карельская девушка строго следила и заботилась о своём лемби, часто прибегая к различным магическим действиям, чтобы поддержать или поднять его.
Как девушки повышали свою привлекательность — "лемби"
Особым временем для поднятия своей эротической привлекательности был период между Ивановым и Петровым днями (по кар. viandoit — летние святки). За неделю до Иванова дня девушки шли в лес и собирали там чудодейственный веник из 27 ветвей, сорванных с 27 различных берез. Затем парились им в бане. После использования веник не выбрасывали, а вместе с берестяной коробочкой, в которую складывали кусочек мыла, полотенце, коровье масло, старую серебряную монету и ленту с косы, прятали в ржаном поле до Иванова дня. Пропитанные росою этих святых дней, эти предметы девушки потом таили дома в своих сундуках, где лежали наряды для торжественного выхода в общество. В праздничные моменты своей жизни барышни открывали сундуки и для поднятия лемби использовали эти «волшебные» средства.
В ночь на Петров или Иванов дни девушки шли в ржаные поля. Там раздевались и катались по росистой ржи или траве, предпочитая поля тех крестьян, у которых в семье много сыновей — молодых людей. В эти же ночи девушки собирали в чашки или миски росу, приносили ее домой и переливали в небольшую бутылочку — пузырек. И на протяжении всего года девушки использовали сокровенные капли, как «дорогие духи».
Поднимали лемби еще и в Крещение. Когда духовенство с крестами, хоругвиями и иконами шло к иордани, девушки, заботящиеся о своем лемби, следовали за процессией, пытаясь ступать в след священника. Придя на прорубь, карелки снимали с себя одежду, разувались и оставались стоять в одном ситцевом платье и чулках. В таком виде они стояли до окончания молебна. Затем трижды окунались в холодную воду и бежали на колокольню, где звонили в колокола с надеждой, что их репутация будет разноситься так же далеко, как и звон колоколов.
Кроме того, прибегали к помощи колдунов или знахарей.Девушки верили в то, что если удастся поднять «лемби», они обязательно выйдут замуж. И, действительно, девушка, прошедшая такой обряд, чувствовала себя увереннее, смотрела на мир веселее, чем и привлекала взгляды парней.
В общем, вариантов было много. И не только магических. Бытовые способы тоже были. Например, одеваться надо было непременно в большом углу, окончить раньше всех свое дело, даже выйти из-за стола первой, независимо от того, наелась или нет... Но это уже просто скорее относится к приличному и скромному поведению, что тоже могло привлечь.
Понравилась статья? Поддержите нас
С вашей помощью нам будет легче готовиться к новым походам, продолжать наши исследования, и дальше публиковать уникальную информацию об Арктике.