Историко-культурное наследие Арктики
В последние годы интерес к историко-культурному наследию Арктики неизменно растет. И видно это не только по публикациям в СМИ и на сайтах/в блогах путешественников, но и по тому, что все больше внимания государственных структур привлечено к объектам, имеющим исторический и культурный потенциал.
Невозможно не заметить, как участились в последнее время конференции, посвященные проблемам изучения и популяризации историко-культурного и природного наследия в Арктике, работы по выявлению и постановке объектов под государственную охрану, а также деятельность по их музеефикации (посредством создания того же музея технического и технологического освоения Арктики, например).
Что такое историко-культурное наследие
Историко-культурное наследие — объекты, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
К культурному наследию относится недвижимость и иные объекты, возникшие в результате исторических событий.
Объекты культурного наследия подразделяются на:
памятники — отдельные постройки, здания и сооружения (мемориальные квартиры, мавзолеи, отдельные захоронения, произведения монументального искусства, объекты науки и техники, включая военные, объекты археологического наследия).
ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного, религиозного назначения, в том числе сады, парки, скверы, бульвары, некрополи, объекты археологического наследия.
достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
(Закон N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации")
Если же говорить про культурное наследие Арктики, в частности, Архангельской области, которая простирается от Белого моря до Баренцева, включая и Землю Франца-Иосифа, и Новую Землю, и Вайгач, и многие другие острова, то его (по классификации МАКЭ) можно условно подразделить на следующие основные группы:
- Останки поморских судов;
- Поморские кресты (приметные, обетные, могильные);
- Поморские навигационные знаки (кресты и каменные гурии);
- Поморские захоронения;
- Стоянки и зимовья и различные сооружения поморов;
- Святилища коренных народов Севера;
- Места захоронений коренных народов Севера;
- Останки судов коренных народов Севера;
- Стоянки коренных народов Севера;
- Православные часовни и церкви;
- Останки судов, приметных знаков, стоянок, зимовий и захоронения отечественных и зарубежных первопроходцев и исследователей (включая подводные объекты советского периода);
- Административные здания, фактории, промысловые зимовья, школы, больницы, причалы, кладбища советского периода и другие сооружения советского периода;
- Жилые дома, бараки, шахты, остатки техники и другие объекты ГУЛАГА (например, на острове Вайгач, материковом побережье пролива Югорский Шар);
- Маяки и створные знаки;
- Полярные станции и комплексы их сооружений;
- Первые аэродромы и вертолётные оборудованные площадки;
- Памятники Второй мировой войны (останки судов; подводные объекты; окопы и блиндажи, например, на юге острова Вайгач и на мысе Желания Новой Земли);
- Руины и остатки различных надводных и подводных сооружений, места стоянок, своеобразного дока и строительства судов первого русского заполярного города Пустозёрска.
Сохранение историко-культурного наследия
Пионером в сфере изучения историко-культурного наследия можно назвать ААНИИ. В 1974 году была утверждена Инструкция «По выявлению, первичному учету и охране памятников истории и культуры в советской Арктике и районах крайнего севера», согласно которой специалисты научно-исследовательского института составляли «Список памятников и исторических мест Советской Арктики».
Если же говорить о постсоветской России, то первыми людьми, обратившими пристальное внимание на проблему изучения и сохранения историко-культурного наследия Арктики, стали представители МАКЭ. Это культурологическая организация при Институте Наследования им акад. Д. С. Лихачева, деятельность которой, начиная с 1986 года, связана с обнаружением, изучением и сохранением исторических объектов. По итогам ее экспедиций опубликован ряд изданий в серии «Острова и архипелаги Российской Арктики», посвященных Земле Франца-Иосифа, острову Вайгач, архипелагу Новая Земля под редакцией П.Боярского.
Второй организацией, плотно занявшейся проблемой сохранения исторических и культурных объектов заполярья, на наш взгляд является Национальный парк «Русская Арктика». Важным вдохновителем идеи выявления и сохранения данного наследия можно назвать Марию Гаврило — заместителя директора по научной работе (по инициативе которой в 2013 году в ходе работ по «Очистке Арктики» на острове Греэм-Белл архипелага Земля Франца-Иосифа мы занимались изучением объектов, имеющих историко-культурное значение).
Примерно с 2015 года этой проблемой плотно занялись государственные структуры уровня Минкультуры, и даже Минобороны, курируя проекты по выявлению и сохранению исторических и культурных памятников, в том числе и на территории Арктики (например, Экспедиционный Центр при Минобороне).
Выявление историко-культурных объектов Арктики
Если обратиться к терминологии, то важным моментом, на который следует обратить внимание, является вот что:
«…богатое наследие Арктики не имеет в настоящий момент официального статуса и не входит в перечень официально выявленных культурных и исторических объектов РФ. Соответственно, оно лишено законодательной основы для постановки на государственную охрану, поскольку объекты считаются выявленными со дня их обнаружения уполномоченным лицом».
То есть, пока не проделана значительная работа уполномоченных лиц по поиску и изучению объектов, по проведению государственной историко-культурной экспертизы, по внесению объектов в списки памятников, которые будут поставлены на государственную охрану, и всей остальной бюрократии, на объект не будет распространяться соответствующий правовой режим. Он никак не сможет быть защищен от разрушения, например, в ходе той самой пресловутой «очистки Арктики», в процессе которой любое здание или объект, созданный людьми, по определению считается мусором и уничтожается.
Если же объект будет поставлен на государственный учет как памятник истории или культуры, то он не только будет находиться под государственной охраной (т.е. на вандалов будет распространяться административная или уголовная ответственность за порчу объекта), но и на его восстановление могут быть выделены государственные средства.
Тем не менее, в процессе проведения государственной историко-культурной экспертизы, по опыту того же Нацпарка «Русская Арктика», «возникает ряд затруднений, вызванных сложностью в определении предмета охраны и выделения охранной зоны. По сложившейся практике объекты рассматривались как «памятники истории и культуры». А в качестве ведущих критериев ценности выделялись их архитектурно-строительные качества. Однако в случае, например, с деревянными строениями полярной станции Бухта Тихая зафиксирована «невыразительная» утилитарная архитектура, без ярких конструктивных или декоративных элементов».
То есть, объект имеет ценность с точки зрения истории, представляя общественный и культурный интерес ввиду своей непосредственной связи с выдающимися историческими событиями и лицами периода освоения Арктики в первой половине ХХ века. Но из-за того, что его архитектура не является «выразительной», с прохождением экспертизы и последующей постановкой объекта под государственную охрану возникли проблемы.
Изучение и популяризация историко-культурного наследия
Специфика климатических и природных особенностей Арктики такова, что памятники, стоящие на охране, могут разрушиться так же быстро, как и не стоящие на охране. Объект может подмыть наступающее на сушу море, он может быть разбит штормом, он может развалиться от естественного износа, то есть, от старости.
Поэтому, пока все эти объекты находятся в относительной сохранности и не уничтожены природой, временем или людьми, важной работой может быть не только постановка объектов на государственный учет, но и в принципе деятельность по обнаружению, исследованию, фото и видеофиксации и описанию памятников. И далее — изучение их истории и популяризация, в том числе посредством публикации в научной, художественной литературе, а также в СМИ, на сайтах, в соцсетях и пр.
Именно этой деятельностью мы по мере сил занимаемся вот уже несколько лет, начиная с 2010 года, и именно для ее реализации нами запланировано последовательное прохождение Северного морского пути и сбор информации обнаруженных там объектах, имеющих историко-культурный потенциал.
Из особо ярких объектов, имеющих, на наш взгляд, несомненное историко-культурное наследие и описанных нами, можно назвать:
- Становище Русаново на Новой Земле
- Шахты ГУЛАГ на острове Вайгач
- Поселок Хабарово (Никольское) на полуострове Югорский Шар
- Ледовый аэродром на острове Греэм-Белл, архипелага Земля Франца-Иосифа
- Маячный городок на острове Матвеев
При подготовке статьи использовались некоторые данные из материала -- http://news.zapoved.ru/2016/03/21/istoriko-kulturnoe-nasledie-arktiki-vyyavit-issledovat-i-sohranit/