Заброшенная полярная станция на острове Песяков в Баренцевом море
Песяков — плоский прибрежный островок в Баренцевом море, близ Варандея. Кроме многочисленных зайцев — постоянных обитателей острова, да крачек, уток, куликов и прочей мелкой живности здесь никто не живет. Почти весь остров занесен песком, лишь в некоторых местах встречается растительность — мох, трава, морошка, брусника, прочие северные ягоды и грибы, а также густые и жесткие кусты, в которых так удобно прятаться зайцам. Периодически попадаются небольшие пресные озерца, в которых отдыхают перелетные птицы.
Пара вынесенных морем судов лежит на побережье, где-то торчит одинокая промысловая изба, да строения заброшенной метеостанции с каждым годом все больше уходят в песок.
Когда-то тут был небольшой деревянный маяк, но теперь от него осталось лишь несколько торчащих из песка деревяшек. И только неутомимый ротор металлического ветряка все еще крутится, напоминая о том, что здесь когда-то жили и работали люди.
К сожалению, в интернете никакой информации об этой покинутой метеостанции найти не удалось. Когда она тут возникла, в каком году, и по какой причине ее забросили?
Можно лишь предполагать, что полярная станция возведена на Песякове еще до того, как 2 марта 1940 года на соседнем Варандее открыли новую станцию. Строения на острове Песяков (Мысе Бизекова) выглядят очень старыми, гораздо старше прочих изб, находящихся на побережье и построенных, как правило, в сороковых-пятидесятых годах двадцатого века. Соответственно, скорее всего, они были возведены еще раньше.
Ну а после того как более комфортная и оборудованная техникой станция открылась на соседнем Варандее, надобность в метеостанции на Песякове отпала. Повторюсь, это мои догадки, но мне кажется, что, скорее всего, они верны — нет смысла в двух метеостанциях, расположенных на расстоянии всего в нескольких десятках километров друг от друга.
Косвенно мою мысль подтверждает вот эта информация:
«В дореволюционной России было всего 8 полярных станций, причем большинство их организовано в связи с развитием плаваний в устья Оби и Енисея. В 1913 году открылась станция — в Югорском Шаре (Карское море), в 1914 г. — на мысе Болванский Нос (остров Вайгач)...
После Октябрьской революции сеть полярных станций росла по мере роста транспортных операций на Северном морском пути. Многие станции создавались на удаленных островах, и в целом они охватывали исследованиями огромную арктическую область. С годами число станций увеличивалось, причем особенно быстро оно росло в связи с проведением Второго МПГ в 1932/33 г. и Международного геофизического года в 1957/58 г. Сейчас действуют около 100 постоянных станций.
Следует помнить, что сеть станций не оставалась в неизменном виде: одни станции существовали довольно короткое время и затем по разным причинам закрывались, другие работали с большими перерывами, третьи переносились в другое, более подходящее место. Менялась как программа, так и состав научных наблюдений».
В общем, метеостанция покинута, скорее всего потому, что рядом возникла другая, более современная станция. А в этих, изначально крайне тесных и некомфортных для полярного региона постройках, отпала всякая надобность.
В целом же место это очень интересное и атмосферное. На Песякове мы бывали несколько раз, и каждый раз он оставляет приятные и яркие впечатления.
Понравилась статья? Поддержите нас
С вашей помощью нам будет легче готовиться к новым походам, продолжать наши исследования, и дальше публиковать уникальную информацию об Арктике.