Впечатления от путешествия-2017
Давно забытое чувство внутренней опустошенности испытываю я после этого похода, из которого мы вернулись буквально только что. Так хотелось испытать его снова, и вот оно, пожалуйста. Чего мы добились этим летом? — я иногда задаюсь таким вопросом. Да ничего конкретного! Поставленные цели не были достигнуты. Но зато есть вот это вот прекрасное чувство полного спокойствия и отсутствия желаний чего-то достигать прямо сейчас. Мы ощущаем себя полностью удовлетворенными. Стоило нам оказаться еще в Нарьян-Маре, как мы сразу поняли, что все нужные границы нами пересечены, а критический уровень отчаяния и безнадежности был достигнут. И как результат — полнейшее блаженство. Чистота.
Да что там — я же говорил с богом! Если что, то вот эту вот формулу про разговоры с богом и отчаянье мы вывели во время бесконечных чаепитий с одним коренным с Вайгача, который знает толк в этом деле и, являясь человеком простым и понятным, смог свести все это до таких простых слов. Бога, мол, видеть и чувствовать начинаешь только в одиночестве, когда никого рядом больше нет, когда тебе страшно, и когда ты готовишься к самому худшему. "Вон", — говорил Андрей, — "меня когда на Долгий унесло на Прогрессе, там же тоже думал — все. А он мне во сне сказал идти на тот мыс, что там бензин есть. И в самом деле — бочка!" В общем, цель оказалась совсем не такой, какой мы видели ее в начале лета.
Если говорить более конкретно, то пройдено нами в этот раз немного. Почти за три месяца мы дошли из Нарьян-Мара до мыса Меншикова на Новой Земле, и оттуда вернулись обратно в Нарьян-Мар. Из Питера до Нарьян-Мара и обратно мы впервые забрасывались на своей машине, с кучей груза, и путь этот получился весьма увлекательным.
Особенностью похода этого года также стало то, что мы везли с собой двоих попутчиков до Вайгача. Там мы провели две недели: сперва сопровождали этих самых попутчиков в прогулках по острову, а затем отвезли их на Варнек, а сами двинулись дальше к НЗ.
Ну а вот, собственно, главная цель — Новая Земля. С ней все получилось весьма непросто. Как я говорил, мы в начале похода сильно задержались на Вайгаче. Погода тогда как раз стояла шикарнейшая: сплошной штиль, жарища за +30, и все такое прочее. Мы были исполнены надежд на успешное покорение карской стороны НЗ. Но надежды эти омрачались вынужденными задержками. Однако в конце концов мы отвезли товарищей в поселок, а сами в два перехода двинулись к нашей цели. И что же в итоге?
Километров за 15 от острова Большой Логинов (НЗ) мы вошли в густой туман, а ближе к суше — уткнулись в остатки старого, уже распавшегося ледяного поля. Не сказать, чтобы льда было очень много. Так, отдельные куски. Но в тумане с 200-метровой видимостью все это кажется непреодолимой преградой: ты пытаешься пробиться к берегу, который где-то там, обходишь льдины, плавающие все плотнее и плотнее, потом понимаешь, что дальше тебе не пройти, и пытаешься выйти обратно. Но тут оказывается, что обратно не очень-то и выйдешь, не рискуя повредить мотор или что-то еще, так как за прошедшее время льдинки уже передвинулись с течением, и пустовавшие ранее проходы — закрылись. И это было первым нашим потрясением. До этого момента такой вот настоящий лед мы видели только с борта ледокола. А несколько позднее я вдруг понял, что если бы мы пришли сюда на несколько дней раньше, то уперлись бы вообще в сплошное и непроходимое ледовое поле.
Худо-бедно мы таки нашли проход в один из заливов и встали в относительно безопасном и знакомом нам месте на Кусовой Земле, решив дождаться там каких-нибудь позитивных изменений. Конечно, мы дождались и ухода льда, и улучшения погоды, но в процессе ожидания успели прочувствовать всю неотвратимость и беспристрастность морского льда. К нам приплывали большие льдины, стаскивающие наши якоря и передвигавшие лодку, совершенно не замечая ее. Это вынуждало нас бесконечно отступать и прятаться. Но, как я уже упомянул, погода улучшилась. Льды растаяли, и мы, полные оптимизма двинулись к Карскому морю, планируя посетить только мыс Меншикова по пути. Там располагается очень большой и сохранный заброс, с моря производящий впечатление огромного поселка. Естественно, что мы не могли пройти мимо этого и встали в четырех километрах от него в большом и абсолютно безопасном заливе при слиянии рек Мелкая и Ильинка.
На беглый осмотр погранзаставы, метеостанции и маяка на мысу мы потратили целый день, поняли, что этого недостаточно и решили остаться еще на день, но конечно же, через день погода испортилась. Задул холоднющий северо-восточный ветер с туманом, и когда спустя три дня он затих, и мы собрались идти дальше, то вдруг оказалось, что все море закрыто от нас очередным ледяным полем. Это было весьма неожиданно, но на тот момент еще даже не казалось чем-то страшным. Подумаешь! Прошлый лед ушел без всяких проблем за несколько дней, переждем! У берега вода оставалась почти открытой, а вот дальше, от м.Меньшикова до м.Жандр протянулась полоска явно непролазного льда. Впрочем, выглядела она тонкой и очень зыбкой.
Однако при очередном посещении заставы мы увидели, что в Карском море лед совсем беспросветен и поле уходит куда-то за горизонт во все стороны кроме юга. Идти туда просто не имело бы смысла. А еще через пару-тройку дней вся эта беспросветность переползла и в Карские Ворота, окончательно и надежно запечатав нас в нашем убежище. При просмотре окрестностей с маяка угадывалась только неясная полоска тумана далеко-далеко на юго-востоке, говорящая о наличии там воды, а во всех других направлениях — только лед. Сплошной, белый, состоящий из льдин всех форм и размеров, от больших старых запыленных айсбергов до мелких льдинок. Вот тут-то мы и поняли, что влипли конкретно.
Потянулось время. Стало очень холодно. Стало тревожно. Появились разные мысли, и даже планы на предмет того, что делать, если этот лед вообще не уйдет. Постепенно мы поняли, что просто хотим отсюда в ужасе убежать, как только нам представится такая возможность. Через две недели началась бесконечная череда западных штормов. Лед выдуло из пролива примерно за сутки. Еще дней пять мы ждали какого-нибудь затишья. Никакой речи о походе на Карскую сторону уже не шло, так как время было потеряно, ресурсы истрачены, а главное — у нас кончились все силы. Мы просто стояли на месте, но как это все было тяжело!
Поэтому при первой же возможности, как и было задумано, мы ринулись обратно к Вайгачу. Переход оказался не из легких. Я бы даже сказал, что это получился один из самых тяжелых переходов в нашей жизни. Карские Ворота сами по себе неспокойные: ближе к Вайгачу там имеются очень мощные течения, вызывающие сильное и беспорядочное волнение даже в тихую погоду, а тут еще и раздуло вплоть до настоящего шторма. Не буду пока вдаваться в подробности, но спустя десять часов мы все-таки оказались целыми и невредимыми в губе Долгой, в устье реки Янгояха. Будучи полностью обессиленными, мы просто бездумно и на удачу вломились через прибой в узкий проход, отделяющий речной разлив от губы. Получилось. Даже с заглушенным мотором и без парусов нас просто затянуло туда течением, как в слив огромной ванны. Так прошло еще несколько дней постоянного западного ветра, после чего мы смогли дойти до бухты Лямчина (с которой все и начиналось). Там мы сидели еще неделю. Я постоянно общался с местным ненцем Андреем, которого знают, пожалуй, вообще все люди, бывающие в этих местах. Лично для меня эта неделя была просто прекрасной, несмотря на растянувшееся ожидание погоды и на то, что вот это вот наше возвращение длится уже почти месяц. Об этом я тоже напишу позже, а сейчас лишь скажу о том, что с Андреем мы беседовали как раз о «Боге», о «заброшенности» и отчаянии. В общем, он мужик в теме, и как все отшельники — прожженный экзистенциалист. Прекрасный человек.
С Вайгача мы перебежали на остров Долгий, где хорошенько спрятались и снова попали под удар стихии. Опять западный ветер порядка 20м/с: с восточного берега мы наблюдали фонтаны брызг вздымающиеся над берегом западным. Рядом с нами стоял даже морской буксир, пережидавший тут эту непогоду, а я с ним регулярно связывался по радио и выяснял прогноз на ближайшие сутки. Собственно, прогноз этот всякий раз оставался одним и тем же — «ветер 20-25, запад-север-запад, и так до марта, бугого, не унывайте ребята, мы рядом!»
Впрочем, при очередном прогнозе, когда обещали до семнадцати, буксир вдруг ушел. Оказалось, что ветра-то практически и нет. Конечно, задувало с севера, но не смертельно, да еще и под парусом можно было идти. Мы двинулись к острову Песякову, однако на траверзе Варандея обещанные 17 метров все-таки случились. Напомню, что в районе Варандея вообще весьма неприятное место в плане волнения. Тут расположена огромная отмель, так же присутствуют сильные течения. В общем, снова стало страшно. В пене мы влетели в Варандейскую губу и встали возле тамошнего порта. Тут, конечно, уже появилось ощущение, что мы почти дома. Да оно, если честно, было уже на Долгом, где на фоне ночного неба в облаках отражались отсветы факелов нефтяных промыслов. Это еще в прошлом году, в этом же самом месте я испытывал очень любопытные чувства, когда после полного одиночества ты вдруг ночью начинаешь видеть тысячи огней здешней гигантской промзоны, другие суда, следы человеческой деятельности.
Ну а дальше — продолжение нашего бегства. Песяков, Печора, Нарьян-Мар. Сборы, машина. Дорога на землю. Тепло и уют материка. Дальше от моря, ото льда, от холода и постоянного напряжения.
И сейчас я сижу дома. Печатаю на компьютере. Прислушиваюсь к ощущениям. Помнится, в прошлом году, равно как и в позапрошлом, и в поза-поза, и поза-поза-поза-прошлом, и так далее вплоть до 2009 года, у меня внутри, где-то в районе солнечного сплетения постоянно что-то свербило. Что-то мучило меня и не давало покоя. Что-то дергало меня, лишало покоя. А вот прямо сейчас — там совершенно пусто. Что это? Задача, неизвестная даже мне самому — выполнена? Я — ракета, достигшая цели и поразившая ее? Все так просто, что ли? Не знаю, не знаю. Да, у меня много планов на будущее. Да, есть мысли о новых маршрутах. Но пока я в нирване. Отчаяние, безнадежность, страх и чувство заброшенности — это прекрасные вещи, которых все-таки так неожиданно сложно достичь в нужном количестве.
Комментарии
Из-за льдов мы там сидели две недели, у меня почти тысяча фоток оттуда и куча видео. Просто мы еще не успели о Менишикова написать - рассказываем по очереди, скачала о Вайгаче, теперь потихоньку дело доходит до Новой Земли.
Да и с Мыса Меншикова на сайте и в группе Вконтакта мы уже в любом случае не 2 фотки опубликовали, а побольше)
RSS лента комментариев этой записи