Больше интересных фактов

Свернуть

Зуйки (помощники поморских промысловиков)

Зуек, или зуй, — "северная птичка. Где рыбная ловля, где чистят рыбу, там кружатся зуйки. Зуйками также называют в Поморье и мальчиков, идущих на Мурман в услужение — обед готовить, посуду мыть, рыболовные снасти сушить. Работы много, работа тяжелая, и больше всего в зуйки шли сироты, у кого отца нет. В Поморье мурманские тресковые промыслы — самое главное. Хорошо, если распоряжается на судне дядя или иной кто, близкий мальчику, а у чужих людей трудно. Лет с девяти, с десяти повезут в море работать навыкать. Ходили зуйки и у отца и брата на корабле. Таким полдела".

Картина Климента Редько
Картина Климента Редько "Поморы шкерят треску", 1925г.
Поморы на промысле
Поморы на промысле

А вот пара упоминаний зуйков в рассказах исследователей поморского быта:

"Сушение, соление и копчение морских рыб производится следующим образом: в весенней промысел на Мурманском берегу, по улове трески приводится оная в становище, в котором 1-й промышленник отвертывает у них головы, другие вынимают потрохи, третий подает рыбу кормщику; а сей на особливой скамье, которая называется рыбодельная, распластив спину и, вынув захребетную кость, кидает в кучу, из которой все вообще промышленники развешивают оную на жердях на двух столбах утвержденных.

Таким образом до 12-ти недель треска остается на открытом воздухе и когда довольно уже высохнет, собирают с жердей в одну груду; а потом отрезывают у нее хвост и перья, и, поклав в костер, покрывают досками и так, поелику во время сушки она свертывается и косится, то в кострах выправляется и лежит до конца промысла, и получает название штоквиш...

... Оставшееся на рыбных костях мясо, мальчики на промысле находящияся, обрезывают ножами и, высушив, продают себе в пользу; а посему и называются они зуйками, по имени небольших морских птичек, которые брошенные на берегах морских кости оклевывают. Приходит иногда за сие оскобленное и высушенное тресковое мясо рублей 20 в лето, на каждого мальчика..."

(Исследование поморского и саамского населения Кольского полуострова от 1802 года - http://qwercus.narod.ru/poshman_02.htm)

"— А вы как, отсюда родом? — спросила она старуху, с удовольствием вслушиваясь в ее вкусную речь.
— Отсюда, милая, отсюда. Восемьдесят три года, и все отсюда.
— И как жили? — Они явно нравились друг другу.
— А как жили. Тяжело жили. Я с семи лет уже нянькой по чужим людям. А потом в море зуйком ходила, здесь в Белом, и на Баренцево ходила. На елах мы тогда рыбачили, с парусами еще.
— А где тяжелее было? — заинтересовался он, вспомнив внезапно свою службу на севере и зимние шторма, когда слоновьими тушами валялись по берегу разбитые бурей бетонные причалы.
— Везде тяжело, — усмехнулась старуха. — Первый раз как вышли в Баренцево в волну, так мне ушанку на лицо привязали, чтоб туда блевала. Зато сразу привыкла, со второго раза уже за полного человека брали. Замуж в двадцать лет вышла..."

Из рассказа Дмитрия Новикова "Куйпога".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика