Русский север на карте

Все о Севере:

Свернуть

Волго-Балт (фото, описание, шлюзование)

Волго-Балтийский водный путь — система каналов, рек и озёр, соединяющая Каспийское море с Балтийским.
Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал и Северо-Двинская водная система. Соответственно, через Волгобалт можно попасть не только к Балтийскому и Каспийскому, но и к Белому, Чёрному и Азовскому морям.

Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Вытегорский шлюз
Вытегорский шлюз

Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

По направлению на север Волго-Балтийский путь последовательно проходит Рыбинское водохранилище, реку Шексну, Белое озеро, реку Ковжу, Мариинский канал, реку Вытегру, Онежский канал, Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и реку Неву.

Волго-Балт пролегает через Карелию, а также Ленинградскую и Вологодскую области, захватывая множество достопримечательностей и живописных мест, из-за чего переход по каналу может стать очень увлекательным и запоминающимся путешествием.

Кижи
Кижи
Церковь Всех Святых (слева) и церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь Всех Святых (слева) и церковь Спаса Нерукотворного Образа

Горицкий Воскресенский монастырь
Горицкий Воскресенский монастырь
Белозерск
Белозерск


Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера — не менее 4 метров. Волго-Балтийский водный путь доступен как для судов грузоподъёмностью около 5000 тонн, так и для маломерных судов.

В 1810–1963 годах Волгобалт звался Мариинской водной системой, но после коренной реконструкции в 1964 году получил современное название. Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера. С окончанием постройки Волго-Балтийского водного пути бо́льшая часть Мариинской водной системы вошла в её состав. Волго-Балтийским каналом стал считаться участок водного пути длиною 367 км, от впадения р. Вытегры в Онежское озеро до селения Торово за Череповцом на Рыбинском водохранилище. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё.

В настоящее время Волго-Балт — это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 11 шлюзов, 5 ГЭС, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5000 знаков судоходной обстановки, 273 единицы обслуживающего флота. Эксплуатацией пути занимается ФБУ «Администрация «Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» — орган госуправления в составе Минтранспорта.

Шлюз 1
Шлюз 1
Страдающий Сева
Страдающий Сева

Анненский Мост
Анненский Мост
Стела при входе в Белозерский канал
Стела при входе в Белозерский канал

Перечень 11 шлюзов Волго-Балта

На Свири:

На реке Волхов:

  • Волховский шлюз

На Вытегре:

На Шексне:

  • Шекснинский (Череповецкий) Шлюз № 7
  • Шекснинский (Череповецкий) Шлюз № 8

После шестого шлюза путь пролегает через два разводных моста — Анненский мост и Волков мост.

Порядок и особенности прохождения Волго-Балта на маломерном судне

Маломерные суда Волго-Балтийский водный путь проходят бесплатно, но по общему правилу — одновременно с большегрузными судами. Если места в камере шлюза нет (проходит одновременно два судна), то маломерка ждет следующего.

Однако есть и исключения, при которых маломерное судно может оказаться в шлюзе в одиночестве или вместе с другими маломерками.

Например, лодку могут отшлюзовать со встречным большегрузным судном. Происходит это следующим образом: маломерное судно стоит с одной стороны шлюза, а большегрузное с другой. Маломерка заходит в камеру, которая наполняется или опорожняется, затем маломерное судно выходит и в подготовленную камеру с другой стороны заходит большегруз.

Швартующаяся яхта
Швартующаяся яхта
В камере 4го шлюза
В камере 4го шлюза

Открытые ворота
Открытые ворота
Одни выходят из шлюза, другие - заходят
Одни выходят из шлюза, другие - заходят

Лодку перед шлюзованием никто не проверяет. Диспетчер разве что спросит - готово ли судно к шлюзованию, закреплены ли якоря, судоводитель ответит, что - да, и на этом все вопросы по поводу обеспечения лодки будут исчерпаны.

С собой надо иметь только речную радиостанцию для связи с диспетчером. В интернете пишут, что некоторые судоводители умудрялись связываться даже по телефону. Правда, надо отметить, что это очень неудобно для самого же судоводителя, плюс может создать опасную ситуацию, из-за невозможности получать оперативную информацию, поэтому радиостанцию лучше приобрести.

Также судно желательно оборудовать кранцами, дабы не побить борта судна о бетонные стены шлюзовой камеры в процессе цепляния за рым и последующего ожидания.

В интернете часто пишут, будто бы для шлюзования маломерного судна судовладельцу надо заключить с администрацией Волго-Балта договор. На самом деле ничего подобного не нужно. Договор заключают большегрузные суда, а маломерки пропускают по остаточному принципу — как уже говорилось раньше, с попутным судном.

Ни на Волго-Балте, ни на Беломорканале, ни в Северо-Двинской системе о договоре ни один диспетчер или работник шлюза нам даже не заикался.

На каком канале вызывается диспетчер шлюза на Волго-Балте

Шлюзы Волго-Балта на Свири:

  • Нижне-Свирский Шлюз — связь с диспетчером на 3 канале.
  • Верхне-Свирский Шлюз — связь с диспетчером на 3 канале.

Шлюз на реке Волхов

  • Волховский шлюз — связь с диспетчером на 3 канале.

Шлюзы на Вытегре:

  • Вытегорский Шлюз № 1 — связь с диспетчером на 3 канале.
  • Белоусовский Шлюз № 2 — связь с диспетчером на 3 канале. 
  • Новинковский Шлюз № 3 — связь с диспетчером на 3 канале.
  • Новинковский Шлюз № 4 — связь с диспетчером на 3 канале.
  • Новинковский Шлюз № 5 — связь с диспетчером на 3 канале.
  • Пахомовский Шлюз № 6 — связь с диспетчером на 3 канале. 

Шлюзы на Шексне:

  • Шекснинский (Череповецкий) Шлюз № 7 — связь с диспетчером на 3 канале.
  • Шекснинский (Череповецкий) Шлюз № 8 — связь с диспетчером на 3 канале. 

На каком канале вызывается диспетчер моста

  • Анненский мост — связь с диспетчером на 5 канале.
  • Волков мост — связь с диспетчером на 5 канале.

Мосты разводятся также бесплатно, но в отличие от шлюза ждать попутчиков не надо. Мосты разведут и для одного маломерного судна, по запросу.

Озеро Сиверское
Озеро Сиверское
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

Река Шексна
Река Шексна
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

Порядок шлюзования на практике

Прохождение шлюзов на Свири

Вечером мы встали на якорь возле самого уреза воды в километре от Нижнесвирской ГЭС. К шлюзованию надлежало хорошо подготовиться. Местечко тут, на правом берегу Свири оказалось очень хорошим. Плотина и ворота шлюза лежали перед нами как на ладони, и я мог послушать все переговоры по радио и понаблюдать, как там шлюзуются большие суда.

У ГЭС
У ГЭС
Ночь на Свири
Ночь на Свири

Когда я проснулся ночью от того, что услышал, как на стоящем на рейде сухогрузе какой-то начальник отдает команды матросам по громкой связи, то обнаружил, что мы обсохли. Да, я читал об этом раньше, что на Свири из-за работы системы шлюзов уровень воды сильно колеблется. Вот мы на это и попались. Вода явно продолжала уходить, и я столкнул лодку, чтобы она не лежала на камнях.

Следующим днем я заготовил две длинные отпорные палки метра по четыре, которые долго я сделал из каких-то кривых рябин. Эти палки нам понадобятся для того, чтобы отталкиваться от стенок шлюзовой камеры: там нужно будет как-то ошвартоваться веревкой к плавучему рыму, и отталкиваться от стенок, чтобы не повредить борта.

Дальше я занялся кранцами, которые так же защитят нас от ударов. Точнее, это были недокранцы, а именно — пластиковые бутылки, наполненные водой и привязанные веревочками везде, где я ожидал ударов.

Следующим утром я снова усиленно мандражировал. Так я мандражировал бы и дальше, но тут из рации раздался вызов от приближающегося катера. Стало понятно, что нужно собрать всю свою волю в кулак и готовиться идти вместе с этим катером. Диспетчер ему ответил, что сейчас в камере находится теплоход, идущий сверху, и поэтому ему придется подождать. В самом деле, ворота были закрыты и сверху над ними виднелась чья-то надстройка.

Настала моя очередь связываться со шлюзом. Как это делать? Что говорить? Я неуверенно взял радиостанцию и поднес ее ко рту.

— Нижнесвирский шлюз Тримарану Севпростор — Кто вызывает Нижнесвирский? — Ээээ… Мммм…, - тут я понял, что «Тримаран Севпростор» - это слишком сложный позывной для передачи его по радио диспетчерам различных служб. Надо было срочно что-то придумать. Связь шла совсем не так, как я планировал, и поэтому я занервничал: Эмм… Маломерное судно! Р92-38ЛЯ…. Ээээ.. «Яхта 9238»! — и в самом деле, это было шикарной идеей.
— Яхта 9238 вызывал. Здравствуйте! Хочу отшлюзоваться снизу вверх.
— Хорошо, 9238, подходите к стеночке или встаньте на рейде. Пойдете с «Таргой» сразу после встречного — Принял, Нижнесвирский, спасибо, иду. Когда примерно то будет?
— Через пол часика.

Теперь нужно было действовать. Мы быстро собрались, я уложил в кокпите швартовую веревку. Тузик привязал прямо под бортом. Мы снялись с якорей и вышли на рейд, чтобы покрутиться там, пока нас не позовут. На самом деле, можно было и постоять на якоре, но я очень волновался. Так мы ходили на малом ходу взад и вперед. Я слушал, о чем разговаривает встречный теплоход с диспетчером.

ГЭС на Свири
ГЭС на Свири
У ГЭС
У ГЭС

Наконец, ворота открылись, и сухогруз, влекомый буксирами, начал неторопливо выползать из камеры. Я напрягся еще сильнее. «Тарга, Буксир, мы по вашему борту пробежимся?» «Да не вопрос, Буксир» «Тарга, заходите в камеру, правым бортом за третий рым» «Принял, Нижнесвирский». «Яхта 9238, правым за тринадцатый». Наш час настал. «Принял, Нижнесвирский, правым за тринадцатый!». Мы направились к воротам. Тут откуда не возьмись появилась еще одна моторная яхта.

«Нижнесвирский, Яхта такая-то, отшлюзуйте нас левым бортом!» «Какие вы быстрые! А большем вам ничего не надо, Яхта?» «Ну мы связывались не на том канале, а тут, оказывается, на третьем надо. Мы не знали!» «Ладно, впредь предупреждайте заранее. Левым за третий». Диспетчеру явно не нравилась такая неожиданность. Я пропустил большой катер вперед и очень аккуратно пополз дальше. Надо заметить, что на водных путях царит какая-то совершенно запредельная вежливость во всем. Все переговоры всегда ведутся исключительно мягко и приветливо, все всем всегда желают удачи, спокойной вахты, хорошего перехода. Судоводители друг друга стараются предупреждать о маневрах. Данный катер, влезший в шлюз вперед меня, выглядел каким-то очень неотесанным и грубым. «Так, так! Яхта 9238, примите влево, куда вы идете!?» Я встрепенулся и понял, что направляюсь прямо к стенке канала, ведущего в камеру. Поправил курс.

Все уже швартовались, когда мы еще только подходили к нашему рыму. Опыта швартовки к стенкам у нас вообще никакого не было. Я старался делать все очень аккуратно, но все равно — со всей дури ударился о шершавый бетон носом. Не спасли даже кранцы. Но сильных повреждений, вроде не было. Главное, что лодка остановилась. Наташка в этот момент изловила рым своим крюком, а я схватил приготовленную веревку и побежал на аутригер. Веревка, конечно же, сразу запуталась, а тримаран начало разворачивать. Я с проклятиями распутывал веревочную бороду, пока Наташка пыталась удержать лодку у стенки. Наконец, все получилось: я накинул веревку на рым и отдал конец Наташке, стоящей на носу, чтобы она завязала его на утку. Вернулся в кокпит и завязал свой конец. Схватил палку и рацию. Мы принялись выравнивать лодку, отталкиваясь от стен. Гигантские стальные ворота у нас за спинами уже медленно закрывались. «Яхта 9238 ошвартована! …Простите, я просто в первый раз…» «Ничего, бывает. Внимание, Тарга, Моторная Яхта, 9238, следим за швартовами, наполняется камера».

И тотчас вода пришла в еле заметное движение, рымы со скрипом пошли вверх, и все находящиеся в шлюзе лодки — тоже начали подниматься. В целом, во всем происходящем не было абсолютно ничего страшного. Нужно просто научиться аккуратно подходить к стенке. Я глядел по сторонам и поражался масштабам этого сооружения. Какое же тут все огромное! Целая река засунута в бетонную коробку с железными воротами. Минут через 10 мы уже могли видеть над верхней кромкой ворот реку Свирь, уходящую вдаль где-то далеко внизу. Уж не знаю, какой тут перепад, но это действительно впечатляло. Впереди нас находился верхний затвор, который теперь опускался вниз под воду, открывая нам путь дальше вверх. «Шлюзование окончено» - сообщил диспетчер. Лодки отшвартовывались и благодарили работников шлюза. Отвязались и мы: «Нижнесвирский, огромное спасибо за шлюзование, спокойной вам вахты и всего хорошего!». Я включил ход, и мы двинулись дальше. И да, теперь шлюзование уже не казалось нам такой сложной процедурой.

Вышли из шлюза
Вышли из шлюза
Первое шлюзование прошло успешно
Первое шлюзование прошло успешно

Камера оставалась позади, и мы входили в небольшое водохранилище, за которым нас ждали Мадроги, потом еще несколько деревень, и, наконец — Подпорожье.

Верхнесвирскиий шлюз в Подпорожье мы прошли вообще без всяких проблем, по той же схеме, что и Нижнесвирский.  Сперва мы стояли некоторое время ниже него, а потом отшлюзовались и встали выше, в водохранилище. Пропустили нас со встречным большегрузом, так что в камере мы были одни, под наблюдением зевак и диспетчера.

Верхне-свирская ГЭС
Верхне-свирская ГЭС
ГЭС в Подпорожье
ГЭС в Подпорожье

Рым
Рым
Отталкиваемся от стенки
Отталкиваемся от стенки

Колодец для рыма
Колодец для рыма
В шлюзе
В шлюзе

Подпорожский шлюз
Подпорожский шлюз
Шлюз
Шлюз

Шлюз наполнен
Шлюз наполнен
Зацепились за рым
Зацепились за рым

Любопытствующие
Любопытствующие
Выходим из шлюза
Выходим из шлюза

Шлюз Верхне-свирской ГЭС
Шлюз Верхне-свирской ГЭС
Корабль заходит в шлюз
Корабль заходит в шлюз

Подробнее про прохождение Свири можно почитать тут. И тут.

Прохождение шести шлюзов на Вытегре

К первому шлюзу мы подошли в середине дня. Я связался с диспетчером, и услышал, что надо ждать. В узком канале я началу растерялся, так как на первый взгляд приткнуться было совершенно некуда, поэтому мы ушли налево и встали на якоре возле одной из здешних стенок. Позднее я понял, что можно было и пойти направо, в протоку, идущую к городу. Как оказалось, там, помимо больших пароходов, стояли и маленькие лодки. Но мы уже худо-бедно закрепились здесь — оставалось только дождаться, когда нас позовут.

Первый шлюз
Первый шлюз

И вот, наконец, я увидел, как ворота шлюза распахнулись, после чего оттуда выполз большой пароход. Диспетчер предупредил меня и еще одну лодку, находившуюся где-то неподалеку о том, что нам нужно пропустить попутный толкач с баржей и идти сразу за ним. Минут через десять появился этот буксир, и я тотчас устремился за ним.

Диспетчер назвал мой рым и борт. Наташка на носу изготовилась с крюком, а я аккуратно направился в указанное место. Когда до рыма оставалось метров десять, я включил на моторе нейтраль, а немного погодя — задний ход, и наддал газу, чтобы затормозить. Наташка вытянула свой крюк, уцепилась за рым, но лодка не успела остановиться, а крюк уже зацепился, из-за чего палка с треском сломалась, а мы, как и в первый раз, ударились поплавком о стенку. К счастью, теперь все что можно было обвешано кранцами, и удар пришелся именно в кранец. От удара кранец оторвало, но корпус остался без повреждений.

Я сильно занервничал: ведь перелезть на поплавок Наташке будет очень сложно, и совершенно не понятно, как оперативно пришвартоваться к рыму. Я поддал еще газу — лодка пошла назад. Потом я включил передний ход, пытаясь подойти к рыму. Наташка пыталась ухватиться за него обломанной палкой, но все это не давало никакого результата. Лодка опять прошла вперед, и опять я сдал назад, потом опять вперед — и опять проскочил. Тем временем, Наташка смогла, наконец, вылезти на поплавок, и с очередной попыткой ухватилась за рым. В рации я услышал голос диспетчера, который даже предложил идти к другому рыму, коли у этого у нас ничего не выходит, но я ответил, что почти все готово. Веревка была успешно продета и завязана на утки.

В камеру вошла еще одна лодка — какая-то гафельная историческая яхта. За ней ворота начали закрываться. От всех шлюзующихся судоводителей пошли рапорта. Диспетчер ответил, что мол, следите за швартовами, наполняется камера, и затем начал спрашивать у всех данные судов, судоводителей и маршруты следования. Настала и наша очередь. Р92-38, Россия, Богородский Петр — отвечал я на его вопросы. Приозерск-Архангельск!

В камере
В камере
Наполненный шлюз
Наполненный шлюз

После окончания шлюзования я предупредил диспетчера о том, что не пойду сегодня в следующий шлюз, а буду стоять где-то неподалеку. Нам дали добро на выход, и мы отправились в Вытегорское водохранилище.

На следующий день нам предстояло пройти целый каскад шлюзов, идущих один за другим. Разумеется, мы волновались, но уже совсем не так, как на Свири, какой-никакой опыт шлюзования у нас появился.

Мы прошли несколько деревень, полюбовались на две живописные полуразрушенные церкви и в конце водохранилища наконец увидели шлюз. Я сразу связался с диспетчером, но услышал, что нам пока нужно срочно покинуть оперативный рейд, встать где-нибудь за его пределами на якорь и не отсвечивать. Он, мол, вызовет, когда появится возможность отшлюзовать нас.

Ждать здесь пришлось часа четыре. Мы и ели, и пили чай, я постоянно осматривал все вокруг, ожидая попутных судов, но все они шли по двое. Дело в том, что в камеру шлюза помещается либо один теплоход и сколько угодно маломерок, либо два теплохода и больше ничего, поэтому нам пока вклиниться не удавалось. Но, наконец, момент настал: я услышал, как некий «Волгодон-полста-шестьдесят-восемь» вызвал диспетчера и получил приглашение на шлюзование.

Кроме этого Волгодона никто больше в эфире не появлялся. Мы начали готовиться к подъему якоря и старту. Вот и теплоход появился из-за поворота — Наташка пошла на нос к якорю, а я взялся за радиостанцию.

Прохождение всех вытегорских шлюзов проходило без каких-либо приключений. Нас запускали в камеры вслед за нашим «полста шестьдесят восьмым», мы швартовались к рыму, поднимались, потом нас выпускали, и мы устремлялись на полном ходу вслед за пароходом. Так как отпорный крюк был потерян нами в первом шлюзе, Наташка загодя выходила на поплавок и ловила рым руками — это оказалось значительно проще. Чтобы облегчить ей перемещение по лодке, я подвязал нашу байдарку под левый борт, и Наташка просто ступала в нее из кокпита, а потом перешагивала на поплавок. К четвертому шлюзу мы уже расслабились настолько, что во время подъема воды в камере непринужденно попивали чай и отвлеченно беседовали.

Заход в шлюз
Заход в шлюз
Наташа
Наташа

Рым
Рым
Шлюз 6
Шлюз 6

В кокпите
В кокпите
У стенки перед шлюзом
У стенки перед шлюзом


Уже темнело, когда мы очутились перед шестым шлюзом, за которым начинался длинный узкий канал без всяких гидротехнических сооружений. За ним нам больше не надо будет шлюзоваться вплоть до самого Северо-Двинского Канала. Мы зашли в камеру, ошвартовались, и ворота за нашими спинами затворились. Стало совсем темно, и только прожектора шлюза освещали его холодную бетонную утробу. Вода начала подниматься, и когда мы оказались на самом верху, то смогли увидеть лучи закатывающегося за горизонт Солнца. Очередной день подходил к концу.

На следующий день мы отправились дальше. Первым значительным сооружением на пути оказался Волков мост — плавучая разводная переправа в районе одноименной деревни. Я долго вызывал ее на третьем канале, но она не отвечала. Пришлось покрутиться неподалеку в ожидании кого-то покрупнее, кто уж точно знает, как тут надо проходить. Я, было, даже подумал, что маленьких здесь не пропускают в одиночку, так же как и на шлюзах. Но через десять минут сзади появился какой-то буксир, который вызвал мост на пятом канале, а вовсе не на третьем, как это делал я, что-то там отрапортовал и сказал, что через мост не пойдет, а встанет рядом. Вот оно как! Я тоже обратился к диспетчерше на пятом, она ответила, что сейчас пропустит нас — давайте, мол, подходите. Как же так, у вас там все закрыто и горит красный светофор! — отвечал я, а она, в свою очередь убеждала меня не стесняться и идти вперед: «сейчас переправа будет открываться, и вы увидите проходик, не бойтесь».

И в самом деле — махина моста медленно отползла в сторону, открываясь подобно огромной двери. Показался проход, в который я устремился, пока никто не передумал. Мост вскоре остался позади нас, я поблагодарил диспетчера, на что она пожелала мне удачи, и мы двинулись дальше. Затем мы так же прошли Анненский мост.

Анненский мост
Анненский мост
Сведенная переправа
Сведенная переправа

После Анненского моста шлюзов не было, мы пошли по Волго-Балту в Белое озеро, реку Шексну и далее в Северо-Двинский Канал.

Шлюзование оказалось делом простым и достаточно быстрым. При определенной сноровке все шлюзы на Вытегре (с первого по шестой) можно пройти за день, вслед за каким-нибудь попутным большегрузом.

Шлюзы на канале обслуживаются регулярно, никаких проблем с рымами и прочим оборудованием не было. Все работало как часы. Диспетчеры были исключительно доброжелательны и внимательны. Словом, путешествие по каналу оставило только самые благоприятные впечатления.

На байдарке
На байдарке
Стоянка
Стоянка

Рождественская церковь
Рождественская церковь
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика