Русский север на карте

Все о Севере:


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/sevprostor/web/sevprostor.ru/public_html/components/com_content/models/articles.php on line 491

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/sevprostor/web/sevprostor.ru/public_html/modules/mod_articles_latest/helper.php on line 136

    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/sevprostor/web/sevprostor.ru/public_html/templates/newsvpr/html/mod_articles_latest/slider.php on line 45
Свернуть

Село Стрельна (Кольский полуостров, Мурманская область)

Селение Стрельна основано в XVII веке в качестве промысловой семужьей тони Соловецкого монастыря. Первые рыбацкие тони — рыбацкие избы и станы стали появляться в наиболее рыбных местах побережья Белого моря, реже рек и озер в XV-XVI вв. вслед за возникновением первых поселений.

Река Стрельна
Река Стрельна
Лодка
Лодка

Река Стрельна
Река Стрельна
Стрельна
Стрельна

Тоня — морской хутор, поставленный на промысловом месте. Различали избы сезонные, как правило, расположенные рядом с селениями, и «живущие» — постоянно действующие с многочисленными хозяйственными постройками и даже часовнями. Такие тони, разрастаясь, превращались в села и деревни. Из них выросли Оленица, Тетрина, Стрельна, Сальница, Кашкаранцы и др.

На протяжении XVI-XVIII вв. рыбацкие тони были поставлены по всему побережью через 10-30 км в зависимости от уловистости мест. Многие из них исчезли и остались лишь в географических названиях, например, Точильный ручей и Корабельная, другие продолжали работу с небольшими перерывами до наших дней.

Многие поморы на тонях жили семьями. Жилой дом окружали хозяйственные постройки: погреб-ледник, ситница для хранения сетей, непременная баня, сараи и амбары, продуктовые хранилища на сваях для защиты от диких зверей, бочки-сельдковки для засола знаменитой беломорской сельди, мощные вороты для причаливания и вытаскивания на берег промысловых баркасов, нередко огороды, очень часто — семейная часовня.

Длительное время, начиная с XV века, поморские села и тони были крупнейшими центрами солеварения, зверобойного промысла и кораблестроения — строили кочи, лодьи, шняки и карбасы.

В 1614-1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзужские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать. Но Екатерина II в 1764 году ликвидировала духовные вотчины, перевела монастырских и патриарших крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Деревня стала свободной и быстро разбогатела.

Река Стрельна
Река Стрельна
Село Стрельна
Село Стрельна

Якорь
Якорь
Камбала сушится
Камбала сушится

Но до указа о секуляризации 1764 года — в XVII–XVIII веках промысловые Варзужские угодья находились во владении Соловецкого, Новоспасского, Троице-Сергиева монастырей, а также патриарха. Каждый из них имел в волости свое подворье, где жили приказчики и слуги. Они управляли хозяйством и следили за поступлением доходов. Соловецкий монастырь на Терском берегу имел наиболее развитое и хорошо отлаженное промысловое хозяйство — «Варзужскуго службу».

Всего Соловецкий монастырь в Варзужской волости ежегодно распоряжался 20–24 морскими тонями (в зависимости от результата передела и качества участков). Общее число морских тоней в волости менялось незначительно и колебалось около девяноста.

Среди тоней Варзужской волости выделялись «Кошечные», «Чапомские» и «Каменные». «Кош» — название монастырского двора с лодейной пристанью в устье реки Варзуги. Соответственно «Кошечные тони» — участки, расположенные в округе монастырского двора. «Чапомские тони» — участки около села Чапома на Терском берегу. «Каменные тони», скорее всего, представляли собой угодья в округе тони Камень.

Основным источником дохода монастыря являлись деньги за тони и другие промысловые угодья, которые сдавались на оброк (денежный оброк). «Приходно-расходные» книги четко фиксируют кому, какой участок и за какую сумму был отдан.

Из 20-24 тоней, которыми Соловецкий монастырь распоряжался ежегодно, 5-6 участков отдавались на оброк. Другие тони оставлялись «про монастырский обиход», где промысел организовывался силами самого монастыря. Величина оброка зависела от того, насколько был уловистым участок.

На некоторых участках ловили «двумя неводами» — один сдавался на оброк, другим ловили на монастырь монастырские служащие. Так, в 1744 г. на тоне «Индерка» «один невод про монастырский обиход и другой невод отдан Ивану Михееву, взято четыре рубли и ему быть атаманом». То есть Иван Михеев назначался главой совместной промысловой артели из крестьян и соловецких служащих.

Тони отдавались «в кортому с публики и охочим людем» 1 января каждого года. На оброк могли взять тони только самые состоятельные крестьяне. Из года в год в документах середины XVIII века повторяются одни и те же фамилии — Никита Логинов, Никон Богданов, Назар Пирогов, Прокопий Заборщиков, Иван Михеев и т. д.

Более того, один и тот же человек мог оброчить сразу несколько участков. Так, в 1750 году, соловецкий крестьянин Никита Логинов брал на оброк тоню «Песчанка» за 9 руб., «Ручеек» за 9 руб., «четверть Стрельны реки» за 3 руб., «четверть Чапомы реки» за 3 руб. и «Ондомозеро за 28 луков».

Кроме денег за тони, Соловецкий монастырь брал деньги за использование «тонных изб». В зависимости от их состояния и размера оброк колебался от 10 до 30 копеек.

Соловецкий монастырь на своих тонях старался установить строгий порядок. Инструкциями архимандрита приказчикам вменялось в обязанность «смотреть над трудниками чтоб не пьянствовали, драк и ссор между собою и с посторонними отнюдь не чинили и припасов не тратили, равным же образом и вам того не чинить же под опасением жесточайшего истязания...».

Что касается пойманной рыбы, то «никому отнюдь тайно или явно и ни под каким видом не продавать и в подарки не давать и не посылать и того накрепко над трудниками смотреть и им потешения из рыбы не давать и себе не брать». Более того, во избежание покражи семги, при ее сборе на лодью, «отдать каждому порознь несообщая тоня с тонею».

Для обслуживания промыслов на Терском берегу была создана целая инфраструктура, включавшая в себя центр — монастырский двор в «Кошу», а так же монастырский двор в Варзуге и промысловые избы и монашеские кельи на тонях. Монастырский двор в «Кошу» располагался в устье реки Варзуга и был обнесен тыном с воротами, внутри имел две улицы — переднюю и заднюю. Во дворе располагались келья братская, поварня, столовая, большой хлебный амбар, 8 других амбаров — «жирных» и «рыбных», баня с прирубом, ветряная мельница. Среди двора располагался колодезь, имелась конюшня, «лодейное пристанище». Известно, что братские кельи имелись на тонях Большая Точильня и в Кашкаранцах.

В XVII веке в Стрельне находилась только одна изба. В 1846 году в селе проживала одна семья Котловых в девять человек. А к 1855 году в селе насчитывалось уже пять дворов и тридцать три жителя.

14 июля 1855 года деревня Стрельна, после нападения англо-французской эскадры, почти полностью сгорела.

Село Стрельна
Село Стрельна
Стрельна
Стрельна

Могила
Могила
Надгробие
Надгробие


«Предание, относящееся к событиям Крымской войны, — «Как англичанка здешни берега разоряла» — звучит в разных версиях и вариантах, контаминируясь с рассказами об истории возникновения местных деревень и их названий. В 80-х гг. XX в. этот сюжет чаще вспоминают жители «низовских», т. е. расположенных между устьями рек Варзуги и Пулоньги, поселений, которые окружают деревню Стрельну, к концу XX в. практически исчезнувшую, но неизменно фигурирующую в предании «об англичанах». 
«По жизни — Стрельна: деревню стрёлили». «Наши прадедки сюда приехали... Стрельну англичане сожгли — стреляли. Военный корабль под парусами. Коров, оленей перестреляли на мясо. А деревня небольшая, домов семь-восемь. Мужики стрёлили в какого-то их начальника и попали не в голову, а в нос.

А на второй год они пришли (а ядра все еще валялись — мы ребяты были; которы побольше ядра — фунтов десять, пятнадцать). Все дома пожгли! И ушли, и больше они не приходили. А мужики опять стали строить (люди в лес убегли, спрятались). Они одного старика увезли и забрали в Англию. А на второй год привезли с карбасом и выпустили. Старик едет с корабля... Народ с ружьями забегал — какой такой шпион! Он уток в море гонял, его там и забрали. А после привезли» (Стрельна, М. Н. Сурядов, 1908 г. р., 1982–1983 гг.)».

До 1844 года село Стрельна  входило в состав Варзугских приходов, с 1844 до 1894 г. Тетринского и, наконец, в 1894 года — в состав самостоятельного Чапомского прихода.

Чапомский приход состоял из трех селений, расположенных на юго-восточной части Терского берега, между приходами Тетринским и Понойским:

  • Чапомы с приходскою в ней церковью, отстоящей от Тетрина в 30-ти верстах, от г. Колы в 620-ти и от г. Архангельска зимним путем в 1074-х,
  • Стрельны с приписною в ней церковью, в 13-ти верстах от Чапомы,
  • Пялицы с такой же церковью, в 30 верстах от приходского храма. Жителей в них к 1896 году состояло 275 м. п. и 275 ж. п., дворов 89.

Стрельненская приписная церковь была устроена в 1889 г. на средства местных жителей из бывшей часовни и освящена в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев; в одной связи с нею устроена колокольня; стены снаружи обиты тесом и окрашены; ограды нет.

Церковь
Церковь
Вид из церкви на крест
Вид из церкви на крест

Оградка
Оградка
Крест
Крест


В пользу причта прихожане при учреждении прихода приговором своим уступили 4 небольших сенокосных пожни (на 50 возов), восьмую часть рыболовного участка по р. Стрельне, давшего в 1895 г. 20 р., и четвертую часть р. Пялицы, с которой в том же году получено 5 р. 30 к. Жалованья священнику положено 392 р., псаломщику 122 р. 50 к.; дохода в 1895 г. получено 200 р.

К 1900 году в Стрельне проживало уже более семидесяти человек, и насчитывалось десять дворов — в два раза больше чем до уничтожения деревни.

У богатых купцов дер. Стрельны имелись типичные поморские постройки. Избы крыты тесом, как вообще на Севере. Нередко, например в Чапоме, крестьяне строили избу из нескольких срубов, которые соединяли между собою дверями.

Церкви повсюду новые, деревянные, выкрашенные в белый цвет, за исключением села Варзуги, где сохранилась из 17-го столетия церковь с шатрами и с богатым резьбою иконостасом. На улицах вдоль изб нередко положены дощатые мостки.

Во всех этих селениях можно видеть деревянные часовни, в редком церковь. Таковы Пялица (20 дворов), Чапома (22), Стрельна (4), Тетрина (30) и Чавонга (13).

Стрелковские (Стрелковы) богаты были. У них дома, суда были — накрашены белой краской. Сергей да Петр приехали с Тетрино. Они в реки начали ловить... Двухмачтовы суда у них были. Домов настроили. Многовато торговали: Пялица, Чапома, у них все под лапой было. Ходили в Архангельск, ловили семгу, морзверя» (Стрельна, М. Н. Сурядов, 1908 г. р., 1984 г.).

Весьма занимателен поморский сленг Терского берега. Издревле жители наградили друг друга прозвищами. Если говорят "ворона", то это человек из Чапомы, а "чирки", т.е. кулики - люди из Стрельны или Чаваньги. Жители Стрельны — «чирки» потому что «В Стрельне тучи чирков были. Яиц не брали, грехом считали. Попы проповеди читали: «нельзя гнезда разорять».
 
В советский период здесь была организована фактория по добыче рыбы. В селе имелась своя школа и прочая инфраструктура. В девяностые, как водится, все заглохло, народ переехал в Мурманск и окрестности.

Несмотря на то, что официально село сейчас считается нежилым, там постоянно живет несколько человек, плюс некоторые люди регулярно приезжают сюда как на дачу — отдохнуть, половить рыбы, собрать ягод.

Вертолетная площадка
Вертолетная площадка
Крест
Крест

СТрельна
СТрельна
Родник
Родник

Родник
Родник
Родник
Родник

Местный житель
Местный житель
СТрельна
СТрельна

Село Стрельна
Село Стрельна
Белое море
Белое море

Стрельна
Стрельна
СТрельна
СТрельна


Дома в основном — очень и очень приличны, на удивление, учитывая насколько сложно сюда доставлять материалы. В один из домов нас пригласили на чай — выглядит все очень уютно и приятно, явно люди там живут не бедные.

В основном это те, что родились в Стрельне, затем переехали жить в Мурманск, но по старой памяти возвращаются в родное село на некоторое время.

«В отличие от всех деревень Терского берега, в Стрельне нет красного спутникового таксофона. А дело всё в том, что по программе установки таксофонов по всей России, должно быть одно обязательное условие: ставить только там, где есть хотя бы один зарегистрированный по прописке житель. В тот момент в Стрельне их было 2: один вроде сидел, а другой был в армии, а уж если ты служишь, или сидишь, то временно тебя выписывают с места проживания и регистрируют по месту службы/отбывания ... Вот так Стрельна лишилась таксофона, а он конечно очень нужен в тех местах.

Стрельну дважды сжигали, последний раз в 1855 году во время англо-сакской интервенции времён Русско-Турецкой. Но в наследство от интервентов уже начала 20-ого века остались телеграфные столбы, которые и сейчас в Стрельне служат местной телефонной связью ... когда-то можно было и по межгороду позвонить, сейчас только по деревне, в которой летом-то жителей 10 обитает.

Любопытно то, что деревня считается вроде как нежилой, хоть один из жителей там и прописан уже. Это влечёт за собой большие трудности, например, пароход "Клавдия Еланская" к Стрельне не подходит, только к Чапоме, чтоб заказать стройматериалы (пароход 1 или 2 раза в месяц, только в безлёдное время года) приходится очень много провести в переговорах.

Так вот как-то этому стрельчанину на пароходе прислали кучу сайдинга для дома, он в Чапоме подошёл к пароходу на катере ("Еланская" к берегу подойти не может) и в шторм начал грузить материалы, море раскачало очень сильно и весь груз утонул, в следующий раз сайдинг пришёл только через 2 месяца. Вот так люди живут... Но уезжать он и не думает, как и его семья.

Удивительно, но в деревне, где живёт три человека зимой есть свой музей поморского быта. Решила его создать одна очень интересная, коренная поморка-стрелянчанка, добрая и гостеприимная, как все поморы, женщина.» (с) televizora_bous

K5001500
K5001500
Крест у церкви
Крест у церкви

Берегите природу
Берегите природу
Берегите природу
Берегите природу

Двигатель
Двигатель
Село
Село

Двигатель
Двигатель
Стрельна
Стрельна

Памятный знак о павших на войне
Памятный знак о павших на войне
Памятник павшим
Памятник павшим

Кладбище
Кладбище
Стрелков
Стрелков

А вот еще Никитин Андрей Леонидович (1935-2005) пишет: «Удивительно, как густо был заселен Берег в прошлом! На восток от Стрельны и далее до Пулоньги, проводя разведку, я находил следы древних стойбищ иногда по два на километр берега, почти так же густо, как еще недавно стояли здесь тоневые избы. И те, и другие оказывались примерно на одних и тех же местах, только поморские избы стояли на современном берегу моря, а стойбища охотников и рыболовов древности — на когда-то бывшем.

Много лет назад, занявшись разгадкой тайны каменных лабиринтов и беломорских наскальных изображений, я пришел к заключению, что их оставили одни и те же люди. Они были одними из первых "мореходов высоких широт", охотниками на морского зверя и путешественниками, освоившими берега северных морей и Ледовитого океана.

Бесспорные следы двух их промысловых поселений — первой чапомской зверобойки! — мне удалось найти между Стрельной и Чапомой. Там, на мысе Востра, освобожденные ветрами от песчаных наносов, лежат разрушенные каменные очаги древних стойбищ. Вокруг них во множестве разбросаны отщепы кварца и кварцевые орудия, пережженные кости морского зверя, шлифовальные плиты, каменные топоры, долота, а главное — наконечники поворотных гарпунов, употреблявшиеся здесь за три тысячи лет до того, как они стали известны на берегах Чукотки.

Там останавливались и там жили пришельцы, потому что весь набор орудий труда и охоты резко отличается от того, что я находил на других местах древних стойбищ этого района.
Морские охотники приплывали сюда с Карельского берега. Именно там, возле теперешнего Беломорска, на скалах реки Выг уцелело небольшое количество "каменных полотен" - наскальных рисунков, воспроизводящих сцены жизни этих людей: охоту на морского зверя с лодок, большие многоместные суда, пригодные для дальних странствий, военные схватки на воде...».

Село Стрельна
Село Стрельна
Крест
Крест

Церковь
Церковь
Село Стрельна
Село Стрельна

Село Стрельна
Село Стрельна
След от квадриков
След от квадриков

Стрельна
Стрельна
Линия
Линия


Источники:

Филин П.А. «Варзужская служба» Соловецкого монастыря в XVII—XVIII веках по документам Российского Государственного Архива древних актов //Массовые источники истории и культуры России XVI—XX вв.: Мат. XII Всерос. конф. «Писцовые книги и другие массовые источники истории и культуры России XVI—XX вв.: Проблемы изучения и издания», посв. памяти В.В. Крестинина, Архангельск, 19–23 июня 2001 г. /Отв. ред. Г. В. Демчук. — Архангельск, 2002. — С.328–334.

Максимов С.В. Год на Севере. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984. - 605 с.
перепечатка 4-го издания: М., 1890. - 698 с.

Регель К.В. Терский берег: Краткое физико-географическое и естественноисторическое описание //Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера. – 1917. – №3/4. – С.89-100.

Чапомский приход //КИОПЦ Архангельской епархии. - Архангельск, 1896. - Вып. III. - С.242-244.»

Книга мореходная, с означением мест сколько от одного до другого расстояния и приметы становищам по Терскому берегу и российской Лапландии /А.В. Тошаков //Яхта. - 1876. - №10. - С.573-578; №11. - С.614-619; №12. - С.675-680; №13. - С.730-736; №14. - С.790-793».

Лесотундра
Лесотундра

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика