Разное:

Свернуть

Маяки севера

Путешествия по маякам Русского Севера и Арктики в последние годы становятся все популярней. Это не удивительно, маяки в самом деле вызывают огромный интерес -- мимо них просто невозможно равнодушно пройти, обязательно хочется залезть на каждый из них и хорошенько изучить.

В ходе наших морских путешествий, мы побывали на маяках Белого, Баренцева и Карского моря -- на острове Данилов, полуострове Канин, острове Матвеев, Новой Земле и т.п. Здесь вы сможете посмотреть на фотографии этих маяков, и кто знает, может, вы тоже захотите их посетить.

Кашкаранский маяк
Кашкаранский маяк
Маяк Луда Нахконица
Маяк Луда Нахконица

Маяк в Двинской губе
Маяк в Двинской губе
Маяк Никодимский
Маяк Никодимский

Остров Моржовец
Остров Моржовец
Маяк Святой Нос
Маяк Святой Нос

Маяк на острове Данилов, Белое море

Остров Данилов расположен в 5,1 мили от губы Становище Девятое. Он отделен от берега материка осыхающим проходом. Остров окаймлен каменистой осушкой шириной до 3 кбт. Маяк Данилов установлен на острове Данилов.

На подступах к острову с прибрежных камней ныряют в воду завидевшие нас тюлени. Они очень любопытны по своей природе, но оставаться на камнях они не рискуют и теперь наблюдают за нами, высовывая головы из воды. Кругом кричат чайки и, причалив, мы даже замечаем бегающих по земле птенцов.

Мы сразу же идем к маяку и поднимаемся наверх, чтобы обозреть окрестности. Маяк явно ремонтировался недавно, однако он весь уже облеплен чаячьим пометом. Он деревянный, наверх ведет лесенка, по которой мы и влезаем.

С высоты маяка остров выглядит очень интересно – его поверхность испещрена причудливой сетью канавок. Возможно, остров состоит из нагромождения больших камней, и канавки образовались в щелях между этими огромными валунами...

Подробнее о посещении маяка Данилов в Белом море.

Маяк
Маяк

На маяке
На маяке
Маяк
Маяк

На маяке
На маяке
На маяке
На маяке

Маяк "Белая башня" на острове Мудьюг, Белое море

В 1834 году на песчаной гряде почти посередине острова Мудьюг военным инженером Власовым была возведена коническая кирпичная башня со стальным фонарным сооружением. 15 октября 1834 года маяк был передан в ведение Архангельского порта.

Осветительный аппарат на нем установили только в 1838 году. Задержка произошла из-за неготовности рефлекторов, которые должен был изготовить Александровский чугунный завод в Санкт-Петербурге.

7 октября 1838 года маяк начал действовать. В “Описаниях маяков и башен Российской империи” за 1850 и 1879 годы приводятся следующие данные о нем: “Маяк каменный, круглый, светло-желтый; фонарь железный темно-серого цвета с темной крышей; установлен на песчаном прибрежье, почти посередине острова, покрытого редким сосновым лесом, в расстоянии около 100 саженей от края берега. Постоянный огонь маяка, высота которого 130 футов от уровня моря..."

В настоящее время старейшина беломорских маяков, оборудованный современной маячной техникой (наряду со световым, действуют радиомаяк и наутофон), надежно указывает путь морякам на подходах к одному из крупнейших портов Севера России. Светит белым проблесковым огнем с дальностью видимости 18 миль.

Более 10 лет в трудные годы Первой мировой и Гражданской войн возглавлял маяк Н. Чагин, а затем еще 20 лет сменивший его на этом посту сын Андрей. В советское время много труда вложил в организацию нормальной работы маяка Петр Леонидович Колесниченко. С 1964 года бессменно работает на нем семья Малыгиных — Раиса Прокопьевна и Аркадий Степанович.

Маяк Мудьюг
Маяк Мудьюг

Мудьюгский маяк
Мудьюгский маяк
Мудьюгский маяк
Мудьюгский маяк

Маяк "Черная башня", остров Мудьюг

До XVIII по Сухому морю (проливу между Мудьюгом и материком) суда «шли, так сказать, ощупью к городу, становясь часто на мель. Даже и под проводкой лоцмана безопасность пути гарантировалась слабо». В 1729 году Адмиралтейств-коллегия приказала «велеть о строении при архангельском порте на Мудьюгском острове каменных башен в пристойных местах». В 1818 году на острове установили два створных деревянных знака, которые указывали подходящим сюда судам фарватер.

После постройки в 1838 году Мудьюгского маяка «Белая Башня» мель оказалась огражденной его светом, и створ перенесли южнее. Старые обветшавшие знаки заменили небольшими деревянными башенками. Гидрографический департамент настаивал на постройке световых знаков, однако вышестоящие органы их не одобрили. Из-за этого в одном только 1869 году в условиях плохой видимости погибло четыре судна. При наличии створных огней такого бы не случилось. В итоге башни все-таки решили осветить и в 1874 года створ светящих башен начал действовать.

Когда башни еще не были светящими, за ними присматривали стражники погранзаставы, располагавшейся невдалеке. С возведением светящих башен, для их обслуживания пришлось нанимать специальную команду из пяти человек. Для личного состава были выстроены два жилых флигеля и складские помещения.

С началом Первой мировой войны башни сожгли, чтобы противник не мог воспользоваться ими, а в 1916-1917 годах, когда угроза нападения противника на Архангельск миновала, на месте разрушенных башен возвели новые. Тогда же началась гражданская и иностранная интервенция. Маячникам в те годы приходилось бороться еще и с голодом. Провизию на остров не доставляли, и приходилось питаться только старой негодной солониной. Как сообщал смотритель в Соломбалу, «ее можно есть, если хорошо почистить и долго-долго варить (запах уменьшается)». В 1922 году жизнь на маяке, наконец, наладилась. Для служащих были выстроены новый дом, баня, кладовая и хлев для скота.

В советское время маячные башни еще раз перестроили. В настоящее время на месте передней башни створа стоит самый обыкновенный трапециевидный щит, красный с белой полосой, с красным огнем постоянного света.

На месте задней башни на таком же знаке возведен белый прямоугольный щит с красной полосой, постоянными красным и белым огнями. Снизу видно, что наверху заднего створа стоят красные радиоотражатели, чем-то похожие на языки пламени. Где-то там же помещается и радиомаяк.

В 1996 году «черная башня» была признана памятником инженерной архитектуры и поморской культуры. Сейчас она, вроде как, числится за управлением военной гидрографии.

Створный знак
Створный знак "Черная башня"

Черная башня
Черная башня
Остров Мудьюг
Остров Мудьюг

Маяк Инцы

Находится маяк на южной стороне одноименного мыса, на Зимнем берегу Белого моря.

В конце XIX века, когда интенсивность судоходства в Белом море возросла, мореходы стали настойчиво просить Гидрографический департамент об установке на мысе Инцы светового маяка. Эти просьбы были услышаны. Место для башни выбирали на вершине песчаного холма в полверсте от берега, где с давних времен стояла сторожевая башня, построенная промысловиками. За ней присматривали жители близлежащей деревни, основанной на берегу реки Инцы еще в 1830 году. 8 августа 1900 года маяк начал действовать. Это было продолговатое одноэтажное каменное красное здание, на середине которого выше крыши была возведена металлическая башня красного цвета с фонарем наверху.

При выборе места строительства специалисты недостаточно внимательно отнеслись к результатам исследования грунта. Уже через два года после постройки было замечено, что башня стала быстро оседать. В итоге маячное здание перестраивали аж два раза. Вскоре после открытия маяка при нем была учреждена гидрометеорологическая станция. Специалисты ее вели наблюдения за состоянием моря, температурой воды, воздуха, видимостью, а также за ледяным покровом и перелетом птиц.

Маяк Инцы
Маяк Инцы

Инцы
Инцы
Инцы
Инцы

Маяк Канин Нос, Белое море

Несмотря на то, что плавать вдоль Канинского берега было очень опасно, никаких маяков на Канинской земле и далее на восток до двадцатого века не было. В начале века на оконечность мыса Канин нос был поставлен навигационный знак, однако он не соответствовал требованиям навигации.Только в результате бурного освоения Северного морского пути и начавшаяся в июле 1914 года первая Мировая война привели к необходимости установки на мысе «Канинский нос» - маяка.

Канинский маяк начал свою службу в 1915 году и представлял собой круглую железную башню, высотою 3,6 метров. Высота огня над уровнем моря составляла всего 47 метров, дальность видимого света только 12 миль. Рядом с маяком построили радиотелеграфную станцию, оба сооружения обслуживали телеграфисты. Станцию в скором времени закрыли, и обслуживать объект стало некому. До 1922 года он находился в полном запустении. С 1922 года Канинский маяк долгих пятьдесят лет освещал просторы Северного Ледовитого океана. Маяк Канинский находится на границе Белого моря и Баренцева. Является основным пунктом сопровождения кораблей Северного пути в данном районе.

Маяк был перестроен и в настоящее время имеет башню высотой 23 метра, вид усеченной четырехгранной пирамиды, окрашенной в полоску белого и черного цветов. Световой фонарь имеет высоту огня 75 метров над уровнем моря и виден кораблям на расстоянии до 22 миль. Для подачи сигналов в тумане, на маяке имеется наутофон и звукосигнальная установка. Рядом с маяком построен круговой радиомаяк.

Ближе к концу дня, впереди, наконец, показался маяк. Это был Канин Нос. Я все разглядывал в трубу море, выискивая сулой или какую-нибудь другую напасть, но вода была совершенно гладкой. Течение нам, судя по всему, помогало, и очень скоро мы приблизились к мысу вплотную. Там стояли какие-то старые дома, виднелся новенький жилой модуль. Надо полагать, что тут живут люди, потому что строения выглядели довольно ухоженными.

И вот, скалы мыса проплывают мимо нас – мы оказываемся в Баренцевом море! Течение тут, и в самом деле очень сильное, мы проносимся мимо мыса с какой-то головокружительной скоростью. Слава богу, что сейчас тихая погода. Проходят считанные мгновения, и нас обдает волной теплого ветра. Как же тут хорошо!

Подробнее о посещении Канинского маяка в Белом море.

Маяк, метеостанция на Канином Носу
Маяк, метеостанция на Канином Носу

Канин Нос
Канин Нос
Канин Нос
Канин Нос

Маяк на острове Матвеев, Баренцево море

Через некоторое время мы поравнялись с Гольцом, небольшим островом, расположенным рядом с Долгим. Отсюда я, наконец, смог разглядеть в подзорную трубу какую-то вертикальную черточку на горизонте. Видно, это маяк, стоящий на Матвееве. Что же, несмотря на сгущающиеся сумерки, этот маяк отлично вырисовывается на фоне закатного неба, и мы сможем прекрасно по нему ориентироваться.

На острове прямо у маяка лежала растерзанная тушка тюленя, а рядом виднелись лужицы совсем жидкого помета. Кто кроме медведя мог оставить подобные следы? Но меня очень смущало то, что нигде не было видно следов от лап. Ничего кроме тушки и помета не говорило о присутствии каких-либо крупных зверей. Впрочем, виной тому мог быть и твердый каменистый грунт. С этими мыслями мы обошли маяк и направились к входу в него — разве можно было отказать себе в удовольствии влезть на эту бандуру?

Маяк был собран из каких-то то ли металлических, то ли бетонных панелей, скрученных болтами, и представлял собой огромный полый цилиндр, внутри которого располагалась винтовая металлическая лестница. Все это в очередной раз напомнило мне компьютерную игру «Халф-Лайф», было там такое место, где стоял на берегу моря похожий маяк, только тот, вроде, был белым с красными полосами, а этот — чисто оранжевым. По этой гулкой лестнице мы медленно поднялись на самый верх, влезли в темную каморку, а из этой каморки, по еще одной лесенке попали в застекленное круглое помещение, посередине которого стояла тумба с «фонарем». Линза Френеля, за которой, наверняка, пряталась мощная лампа, была в целости, стекла в окне тоже были в полном порядке. А в одной из стенок находился лаз, через который можно было вылезти наружу, на площадку, опоясывавшую помещение и огороженную леерами.

Я пролез на улицу и облокотился на леер. Передо мной открылась гигантская панорама моря, в центре которого лежал небольшой кучкой земли Матвеев. Отсюда просматривался весь остров, который, действительно, оказался очень небольшим. Прямо у меня под ногами лежал и «поселок», а также были отлично видны следы какой-то прежней деятельности, когда-то тут происходившей: через весь мыс проходила явственная хорошо раскатанная дорога, разветвлявшаяся в середине острова. Было такое ощущение, что раньше здесь регулярно что-то возили туда-сюда, с пляжа губы и от причала к домикам. Интересно, что же тут за движуха происходила, что после нее осталось такое «шоссе»? Неподалеку от маяка стояла даже телега, в которую, вероятно, запрягали лошадь.

Я стал разглядывать окрестности. Затем я перенес взгляд на горизонты, увидев Долгий и Голец. Вайгач рассмотреть я так и не смог, так как высоты маяка явно не хватало, чтобы заглянуть на 50 километров вдаль.

Когда уже внизу мы сошли с огороженного декоративными цепями цоколя, то земля снова стала совершенно плоской. Рядом валялся некий большой и непонятный серый предмет, выделявшийся из окружающего ландшафта своей чистотой и гладкостью.

Я подошел к нему и посмотрел. Приоткрыл крышку какого-то блока, прочел ничего не значащие надписи «термопары», и бросил это дело — все равно открутить отсюда нечего. Позже я понял, что это были детали атомного элемента питания маяка, но особо беспокоиться не стал, так как точно знал, что все эти элементы были разряжены, а их активные части вывезены на землю еще в 2009 году специальной экспедицией. Теперь все оставшиеся навигационные знаки питаются от ветряков.

Подробнее о посещении маяка Матвеев в Баренцевом море.

Матвеев
Матвеев

Атомная батарейка
Атомная батарейка
Маяк очень изящен
Маяк очень изящен

Лестница
Лестница
На самом верху все цело
На самом верху все цело

Остров
Остров
Вид на поселок
Вид на поселок

Маяк Святой Нос (Чешская губа), Баренцево море

Это место явно было давно покинуто людьми. Когда мы подошли совсем вплотную, стало видно, что постройки пришли в полное запустение. Те же дырявые крыши и отсутствующие стекла в окнах. Отдельное внимание привлекал берег Святого Носа: он весь был каменным, и я даже не сразу понял, куда можно приткнуться, чтобы высадиться и осмотреть это место.

Все тут вызывало у нас некоторое разочарование. Пока мы шли через травы к маяку мимо свалки остовов гусеничных тракторов, рассуждали о том, что, пожалуй, все заброшенности на севере выглядят примерно одинаково. Мы уже не ощущали никакого восторга, лазя по этому объекту. Нам очень хотелось бы, чтобы все было как в первый раз. Но нет – теперь мы понимали, что тех ощущений нам уже не испытать, и мы точно знали, что сейчас, подойдя к маяку, мы увидим лежащую рядом разряженную изотопную батарею, что там будет открытая железная дверь, лестница, а наверху – стеклянная хрень и какая-нибудь автоматическая лампочка.

Я посмотрел в сторону электростанции и прикинул, какие предметы могут находиться внутри нее. Все было обыденным и привычным. Нам стало скучно.

С маяка мы осмотрели окрестности и решили уходить с этого опасного места  с тем, чтобы дойти до виднеющихся на материке пляжей. Мыс, на котором  мы находились, был очень узким и длинным, он вдавался в море километров на 15 и сплошь состоял из белых камней и булыганов. Тут нам встать совершенно негде.

Подробнее о посещении маяка Святой Нос в Печорском море.

Маяк Святой Нос
Маяк Святой Нос

Лампа маяка
Лампа маяка
Фонарное сооружение
Фонарное сооружение

Святой Нос
Святой Нос
Святой Нос с маяка
Святой Нос с маяка

Маяк Ярасаля (Ярасельский маяк), Карское море

Ярасельский маяк – один из нескольких маяков, расположенных по берегам Югорского Шара. Пролив является важной трассой Северного морского пути, дублируя широкий пролив Карские Ворота, расположенный севернее, между Вайгачом и Новой Землей. Чаще суда идут через Карские Ворота, но в случае неблагоприятной навигационной обстановки следуют более длинной дорогой через Югорский Шар.

Вблизи Амдермы в своё время существовали две п/с от Архангельской гидробазы – на м. Яра-Сале (в простонародье Яросели) и на м. Тонком. Источники света на маяках какое то время запитывались от аккумуляторов и до сих пор они в большом количестве валяются вокруг маяков. Работники этих п/с производили замену аккумуляторов и обслуживали ближние к ним маяки.

На п/с м. Яра-Сале даже была небольшая пушка называемая «Туманка», при прохождении судов в тумане, производились выстрелы дающие звуковое обозначение береговой линии, сейчас пушка находится в архангельском морском музее.

Поздней появились изотопные источники питания. Станции закрыли. А ещё спустя некоторое время маяки были брошены на произвол судьбы, не обслуживались и не работали. Не имеющие надзора изотопные источники питания стали представлять экологическую угрозу. Один вблизи Амдермы даже был вскрыт. В одну из навигаций их стали собирать на судно, а когда это судно пришло в архангельский порт, из-за большого излучения исходящего от него, вход в порт был ему запрещён.

Сбор изотопных источников был прекращён и этим занялась Норвегия, озабоченная экологической ситуацией в Арктике и они же установили современные солнечные батареи.

Подробнее о посещении маяка Ярасаля в Карском море.

Мыс Ярасаля
Мыс Ярасаля
Кирпичный маяк
Кирпичный маяк

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика