Разное:

Свернуть

Город Нарьян-Мар

Нарьян-Мар — единственный город Ненецкого автономного округа и одновременно его столица. Даже Амдерма — это не город, а поселок городского типа.

На ненецком языке «Няръяна мар» означает Красный город. Почему он так назван — достоверно не известно, но общее мнение сходится к тому, что название города, скорее всего, отвечало идеологии коммунизма, и было напрямую связано с символикой СССР.

Герб Нарьян-Мара
Герб Нарьян-Мара
Местечко Белощелье, первый дом Нарьян-Мара (рисунок М.М. Истомина)
Местечко Белощелье, первый дом Нарьян-Мара (рисунок М.М. Истомина)

Это же подтверждают и другие наименования городов, появившихся в 30х годах прошлого века. Например, Йошкар-Ола в переводе с марийского языка означает «Красный город».

Современное название было присвоено городу в 1928 году. По-видимому, этот топоним был создан в 20-е годы ХХ века по аналогии с подобными новомодными географическими наименованиями типа Красноград, Краснодар, Краснотурьинск, Червоноград, которые также обозначали «Красный город».

Слово «красный» в первой части таких сложных топонимов в то время совмещало в себе два значения: старое – «красивый» и новое – «связанный с советским строем, с большевиками, коммунистический».Когда это был только рабочий поселок, он назывался Нарьян-Мард, однако 18 декабря 1931 года президиумом Ненецкого окрисполкома было принято постановление о том, что ввиду несоответствия пониманию вытекающего из слова «Мард» наименование рабочего посёлка писать «Нарьян-Мар».

Но, надо заметить, что в 1903 году на месте нынешнего Нарьян-Мара, когда здесь не было ни города, ни поселка, а сплошная лесотундра, товариществом «Стелла Поларе» был построен лесозавод. Собственно, тогда так это место и называлось «Лесозавод Стелла Поляре», что переводится, вероятно, как «Полярная звезда».

То есть получается, что до возникновения Нарьян-Мара, это место называлось не «Красный город» — «Нарьян-Мар», а «Полярная звезда» — «Стелла поляре».

История Нарьян-Мара

1903 год

Что интересно, в создании Нарьян-Мара изначально непосредственно поучаствовали не ненцы, не русские поморы, а норвежец Мартин Ульсен. Именно он руководил товариществом «Стелла Поларе». И, собственно, по его инициативе лесозавод на месте будущего города и был построен.

Мартин Август Ульсен, как он значился по норвежскому паспорту, родился в городе Тронхейме в 1850 году. Окончив реальное училище, Ульсен занялся торговлей, а весной 1868 года, покинув родной город, перебрался в Вардё, где его старший брат торговал рыбой.

В августе 1876 года молодой предприниматель появился в Архангельске. Русские стали называть его по-своему: Мартин Абрамович. Начинающий бизнесмен приехал в Россию, ставя перед собой скромную задачу: изучить русский язык.

Обстоятельства сложились таким образом, что Ульсен навсегда остался в Архангельске, принял русское подданство, женился на русской женщине, стал специалистом лесного дела мирового уровня, всю жизнь верно служил своей второй родине.

Мартин Ульсен со своей женой Анисьей Михайловной
Мартин Ульсен со своей женой Анисьей Михайловной
Начальная школа при лесозаводе «Стелла Поларе». 1910 г.
Начальная школа при лесозаводе «Стелла Поларе». 1910 г.

Переломным для Ульсена стал 1903 год. Мартин Абрамович принял два смелых решения: на далёкой реке Печоре основал товарищество "Стелла Поларе" и принял русское подданство. Принятие русского подданства имело целью прочнее обосноваться в лесном бизнесе России, получить ряд льгот.

"Стелла Поларе" стала первой лесной фирмой, основанной в устье Печоры. Ульсена не испугали трудности - суровые климатические условия, отдалённость от Архангельска, недостаток опытных рабочих на месте основания завода, слабая изученность морского пути на подступах к устью Печоры.

К 1906 году на лесозаводе уже находилось десять лесопильных рам. Это было одно из самых крупных предприятий Архангельской области и приносило Ульсену и его членам сообщества (членам товарищества) 700 тысяч ежегодного дохода.

Лезозавод «Стелла Поларе»
Лезозавод «Стелла Поларе»
Погрузка материалов с причала лесозавода на пароход «Skaala». 1913 г.
Погрузка материалов с причала лесозавода на пароход «Skaala». 1913 г.

Революция хозяев на лесозаводе поменяла. С 30-х годов предприятие носило имя Григория Васильевича Хатанзейского. Он в начале века работал на предприятии, а известность получил как революционер.

Хантанзейский воевал на фронтах первой мировой. После войны вернулся на работу на свой родной лесозавод, где и продолжил свою революционную деятельность.

С приходом на Север интервентов многие сторонники советов были посажены в лагерь на острове Мудьюг, в том числе Хатанзейский. Он попытался сбежать. Но был пойман и расстрелян в Архангельске. В Нарьян-Маре наряду с лесозаводом его имя носит одна из улиц. А недавно в городе появилась улица и в честь первого владельца предприятия - Ульсена.

1924 год

В 1924 году в урочище Белощелье открыто агентство Северного морского пароходства. Штат состоял из восьми человек. Здесь были построены два каркасных склада и навес, который разбирался на зиму.

Первый документ о строительстве города Нарьян-Мар появился 22 октября 1929 года. Им стал договор Ненецкого окружного исполнительного комитета, заключенный с инженером Орловым Н.Ф. «о съемке земельного участка» в местечке Белощелье, где должен был строиться город.

В 1930 году было организовано Белощельское строительство. Возводить поселение взялись 165 человек. Техническое руководство строительными работами осуществлял Павел Георгиевич Вершинин - представитель Северного торгового флота.

Первой постройкой на территории будущего города стал жилой барак на 65 человек. Затем появились восьмиквартирный дом, столовая, дом почты, дом ненца, больница, дом типографии. Приобретались дома в окружных деревнях и затем перевозились к месту строительства будущего города (например, дом Михайлова Алексея Ивановича из Куи был куплен за 4 тысячи рублей).

4 сентября 1931 года в Белощелье состоялось заседание комиссии Архангельского крайкома ВКП(б), на котором был поставлен единственный вопрос «О строительстве Печорского порта». Главной причиной строительных преобразований было открытие геологом Г. А. Черновым в 1930 году Воркутинского месторождения угля. Для доставки угля к потребителю существовал только один путь — через Печорский порт.

Так в 1931 году образовался рабочий посёлок Нарьян-Мард (Красный город). Для того чтобы построить поселок пришлось объединить территории и население посёлка Стелла Поляре и лесозавода (который на тот момент носил имя Ф. Э. Дзержинского), а также Белощелья, поселков Калюш, Карманово (Городецкого), Носово (Качгорт) и деревни Екуша.

1934 год

9 апреля 1934 года V пленум Ненецкого Окрисполкома принял Решение о преобразовании рабочего поселка Нарьян-Мар, в котором проживало свыше 8000 человек, в город Нарьян-Мар. Одновременно переименовали Печорский порт в «Порт Нарьян-Мар» и речную пристань - в «Морскую пристань Нарьян-Мар».

В годы второй мировой лесозавод переквалифицировался в судоверфь. Предприятие занималось производством судов Кавасаки - выпускал небольшие мотоботы по японской технологии с мощностью мотора в 30 лошадиный сил.

1941-1945

В годы Великой отечественной войны Нарьян-Мар был тыловым городом. С октября 1941 года в городе начал действовать военный аэродром, который относился к 772-й авиабазе Беломорской военной флотилии.

Заключенные
Заключенные
16 августа 1942 года из поселка Хабарово (Югорский Шар, напротив острова Вайгач) в Нарьян-Мар вышла группа кораблей. В её состав входили буксирные пароходы «Комсомолец», «Норд» и «Комилес». «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500», а буксирный пароход «Комсомолец» — баржу П-4.

На барже находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей «Норильстроя».

17 августа около 7 часов утра, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев в Баренцевом море, вблизи него всплыла германская подводная лодка U-209, открывшая артиллерийский огонь.

Лихтер «Ш-500», баржа П-4 и буксирный пароход «Комилес» были потоплены. Буксирный пароход «Комсомолец» загорелся и выбросился на берег. Пароходу «Норд» удалось уйти. Из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули, либо погибли в ходе артиллерийского обстрела. В память об этом событии в Нарьян-Маре, на улице Сапрыгина в ноябре 1968 года был установлен памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец».

Самолеты из Нарьян-Мара выполняли разведывательные полеты в Арктике. 22 июня 1943 года над Нарьян-Маром первый раз за всю войну пролетел немецкий самолет „Ю-88“, он осуществлял аэрофотосъёмку города и близлежащих населенных пунктов. Подобные полёты продолжались и позднее.

В 1941 году более 10 000 оленей были отправлены на Карельский фронт в сопровождении более тысячи жителей Ненецкого округа. В их задачи входило обеспечение советских войск и участие в боевых действиях. Оленно-транспортные батальоны своим ходом дошли до станции Рикасиха в Архангельске, откуда были направлены непосредственно на фронт.

ОИК
ОИК
Оленные войска
Оленные войска

Оленные войска
Оленные войска
Оленные войска
Оленные войска

Оленнные войска
Оленнные войска
Оленные войска
Оленные войска

Исторические фотографии Нарьян-Мара и Ненецкого автономного округа

Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар

Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Митинг
Митинг

Митинг
Митинг
1 мая
1 мая

Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар

Афиша
Афиша
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
У магазина
У магазина

Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар

Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар

На Печоре
На Печоре
На Печоре
На Печоре

Ненецкая свадьба
Ненецкая свадьба
В школе
В школе

В тундре
В тундре
Игра в тундре у моря
Игра в тундре у моря

В тундре
В тундре
Ненки моют детей
Ненки моют детей

Упряжь
Упряжь
Ненки
Ненки

Шкуры
Шкуры
В Амдерме
В Амдерме

Проверка документов
Проверка документов
Оленнные войска
Оленнные войска

Ненцы
Ненцы
Праздник
Праздник

В тундре
В тундре
Поймали белого медведя
Поймали белого медведя

Нарьян-Мар сейчас

Центр Нарьян-Мара
Центр Нарьян-Мара
Порт Нарьян-Мара
Порт Нарьян-Мара

Нарьян-Мар — город в российской Арктике, столица НАО (Ненецкого автономного округа). Находится на берегу реки Печора, примерно в ста километрах от Баренцева (Печорского) моря.

Население в 2013 году — 22 912 человек. И, надо сказать, численность с каждым годом неизменно растет. Хотя, квартиры тут безумно дорогие. Считается, что так получилось, потому что сюда приехали нефтяники, и цены сразу подскочили. И так и не упадут.

Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар

Климат в Нарьян-Маре субарктический, с длительной зимой и коротким нежарким летом. Город находится в зоне вечной мерзлоты, однако вечномёрзлых грунтов в черте города нет. С 14 по 30 декабря длится полярная ночь.

Площадь
Площадь
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар

Зима сравнительно мягкая для полярных широт вследствие влияния Баренцева моря, однако, весна и осень длительные и холодные, а лето прохладное. Среднесуточная температура переходит через ноль только в мае, и снова переходит за ноль уже в начале октября. С 30 мая по 15 июля длится полярный день, с апреля по август наблюдаются белые ночи.

Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар

Лето холодное, средняя его температура всего 13 градусов. Летом иногда город могут достигнуть горячие воздушные массы из степей Казахстана, тогда температура может превысить +30 °C в тени.

Дебаркадер возле порта
Дебаркадер возле порта
Порт Нарьян-Мара
Порт Нарьян-Мара

Туристы сюда приезжают в основном ради охоты и рыбалки. А также потому, что из Нарьян-Мара удобно начинать путешествие по Баренцеву и Карскому морю или по большеземельской тундре.

Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Поехали кататься
Поехали кататься

Как добраться до Нарьян-Мара и уехать из него

С Землей Нарьян-Мар связан посредством авиации. В городе имеется аэропорт.

В Нарьян-Мар можно дойти по реке из города Печора. И из Нарьян-Мара в Печору, соответственно.

Городской рыбак
Городской рыбак

Посредством водных переправ – из Нарьян-Мара по реке Печоре можно добраться на пароме до Щельяюра.

Нарьян-Мар
Нарьян-Мар
Коми-Трофи
Коми-Трофи

Также до Нарьян-Мара уже несколько лет как можно добраться на любом виде транспорта — на легковушке, мотоцикле, да хоть велосипеде. Сначала от Ухты до Щельяюра дорогами, а потом от Щельяюра до Нарьян-Мара по реке Печоре на пароме.

В 2011 году с попуткой по "дороге" под названием Коми-Трофи семьдесят километров мы ехали ровно сутки. Тонущие в болоте большегрузы, ночующие в тайге водители, дорожники, которые не могут подобраться к проблемным участкам (бульдозеры застревают) — были обычным делом.

Федеральные СМИ в 2008-м писали: «Нормальной эта дорога не станет никогда: она расположена в одном регионе, а нужна другому». Однако регионы договорились и построили объездную дорогу, длиной в 51 километр, именно она заменила Коми-Трофи и позволила без проблем доезжать до Печоры.

Так что НАО теперь еще доступней.

Телефоны паромов из Нарьян-Мара:

Мишарин ЛТД - (81853) 4-17-11
Транзит-Транс (Волков) - (81853) 4-82-16
Транс-Сервис - (81853) 4-48-33

Транзит-Транс:
ул. Юбилейная, 98
тел. (81853) 4-82-16, +7-911-650-4040
Теплоход СТ-27
Автомобиль до 5 м - 16000 руб., койко-место - 500 руб. (приоритет женщинам  и детям), есть буфет (обеды и ужины).
 
Мишарин ЛТД:
ул. Ленина, 29б
тел.  (81853) 4-17-11
Автомобиль до 5 м - 17000 руб., койко-место - 1000 руб. (каюты на 4 места и 6 мест), есть буфет.
 
ООО "Транс-Сервис":
ул. Заводская, д. 2
тел. (81853) 4-48-33, 4-42-37, +7-911-587-9454
Теплоходы СТ-9, СТ-58
Автомобиль до 5 м - 17500 руб. (см фото), койко-место - 1800-2000 руб. (дети до 10 лет 900-1000 руб.), есть буфет.

Порт Нарьян-Мара
Порт Нарьян-Мара
Нарьян-Мар у реки
Нарьян-Мар у реки

Возле порта
Возле порта
Нарьян-Мар у реки
Нарьян-Мар у реки
Паром из Нарьян-Мара
Паром из Нарьян-Мара

Путеец
Путеец
У реки Печора
У реки Печора

Зимой же доехать до Нарьян-Мара можно по зимнику из поселка Харьяга.

Также с 1991 года ведётся масштабное строительство дороги Нарьян-Мар — Усинск протяженностью 386 км. Недостроено 80 км. Трасса должна соединить Ненецкий автономный округ с Республикой Коми, обеспечить ему доступ к железнодорожному узлу в Усинске.

Наши впечатления о Нарьян-Маре

В Нарьян-Маре мы были несколько раз, и город нам очень понравился. Сам он, конечно, очень маленький – пешком можно без проблем обойти, но очень уютный и нарядный – разноцветные дома, зелень, река и множество катеров и корабликов на ней.

Тигр
Тигр
Охранник
Охранник

Голуби
Голуби
Городской парапланерист
Городской парапланерист

В небе зори алеют,
Полыхают вдали,
Будто солнце олени
На рогах принесли.
Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар —
Городок не велик и не мал.
У Печоры у реки,
Где живут оленеводы
И рыбачат рыбаки.

Слова Инны Кашежевой,
музыка Григория Пономаренко

Еще песни о Нарьян-Маре

  • «Красный Город Нарьян-Мар»  исп. Валерий Сюткин
  • «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар…» исп. Екатерина Шаврина
  • «Деревянные дома» исп. Г. Зиненкова, Л. Лисянский
  • «Заполярная весна» авт.-исп. Александр Комлев
  • «Маленький город»  авт.-исп. Александр Комлев
  • «Бескрайняя тундра» Хор имени В. Смирнова
  • «Город-Ясавэй» исп. Георгий Попов
  • «Всё у нас будет в порядке!» исп. А. Кальянов
  • «Нелётный Нарьян-Мар» авт.-исп. Сергей Ларин
  • «Ностальгия»  исп. Андрей Сядейский
  • «Полярный круг»  авт.-исп. Алексей Добрынин
  • «Уезжают люди с севера» авт.-исп. Сергей Ларин    
  • «Тундра» исп. Галина Филиппова
  • «Вальс о Нарьян-Маре»
  • «Голубель» исп. Татьяна Сядейская
  • «Нарьян-марские рассветы» исп. Т. Сядейская
  • «Родилась я на Печоре» исп. Т. Сядейская
  • «Нарьянмарочки»  исп. Татьяна Сядейская
  • «По хрустящему снежку» исп. Татьяна Сядейская
  • «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар». Кавер-версия ВиА «The Консервы»
  • «Гимн Ненецкого автономного округа» музыка Татьяны Артемьевой слова Инги Артеевой

Комментарии   

#1 Город Нарьян-МарЕвгений 28.05.2015 10:50
Молодцы! сам живу в Нарьян-Маре. Многого из истории не знал ! Спасибо! сохраню ссылку )
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика