Заброшенные объекты на карте

Все про абандоны:

Свернуть

Объекты культурного наследия городского поселения Диксон

Здесь вы можете посмотреть подробный список исторических объектов, сохранившихся в районе Диксона.

Айсберг
Айсберг
Моевки
Моевки

Памятники Великой Северной экспедиции под командованием Витуса Беринга 1733-1743 гг.

Вторая Камчатская экспедиция 1733-1743 г.г или, как ее часто называют Великая Северная, была крупнейшим русским предприятием на море. Экспедиция была задумана еще Петром 1 и осуществлена вскоре после его смерти. Влияние ее на изучение берегов Таймыра, как и на исследование всего северного побережья России исключительно - российскими моряками было исследовано и нанесено на карту почти все побережье Ледовитого океана.

Однако, результаты первого русского планомерного исследования Арктики не были оценены по достоинству современниками. Лишь спустя 100 лет на карте появились имена участников героических плаваний - мыс Челюскина, берег Прончищева, бухта Марии Прончищевой море Лаптевых, шхеры Минина, мыс Стерлегова, мыс Чекина, пролив Овцына, мыс Медведева, мыс Паренаго, мыс Фураева, мыс, Белобородова и др.

Шведская экспедиция Адольфа Эриха Норденшельда 1878-1879гг.

Нильс-Адольф-Эрик Норденшельд (1832-1901), покоритель Северо-восточного прохода, родился и учился в Финляндии. Будучи студентом, он проявил большие способности, но поскольку придерживался левых взглядов, попал в немилость у университетского начальства и русских властей. Он эмигрировал в Швецию и впоследствии стал во главе шведской экспедиции. Норденшельд увлекся мыслью об открытии Северо-восточного прохода.

Он приобрел небольшое судно Превен и отправился к устью Енисея. Здесь он нашел удобную гавань и назвал ее гавань Диксон, в честь промышленника Оскара Диксона, человека, который помог ему деньгами при снаряжении экспедиции. Эта поездка была лишь разведочной. Она убедила Норденшельда в том, что преодоление Северо-восточного прохода - дело вполне возможное.

Вернувшись в Швецию, Норденшельд с помощью того же Диксона и русского купца Сибирякова снарядил большой пароход "Вега". Собрав группу ученых и моряков разных национальностей, Норденшельд в начале лета 1878 года отплыл из Гетеборга.

Экспедиция была организована хорошо: для полярного плавания был выбран подходящий пароход, партия удачно подобрана, тщательно выполнена подготовительная работа. Благодаря умелому руководству Норденшельда экспедиция благополучно выполнила задачу, при попытках разрешения которой многие другие мореплаватели встречали неудачи и смерть.

28 сентября экспедиция вынуждена была стать на зимовку, не дойдя всего лишь 300 километров до пролива. Но зимовка никого не страшила, так как судно было к ней хорошо подготовлено. Ученые даже радовались, надеясь использовать зиму для научных наблюдений. Лед держал "Вегу" в плену двести восемьдесят девять дней. Только 18 июля следующего года она получила возможность двинуться дальше. Пройдя пролив, Норденшельд зашел на Аляску, на остров Беринга и в Иокогаму, а затем отправился вокруг Азии в Швецию.

Ему удалось без единой жертвы проделать путь, к открытию которого человечество стремилось в течение трехсот пятидесяти лет. Экспедиция Норденшельда заставила верить, что Северо-восточный проход можно преодолеть в один сезон. Появились даже надежды на возможность использования Северовосточного прохода в качестве большой торговой дороги Севера.

Русская полярная экспедиция под руководством Эдуарда Толля 1900-1902гг.

В 1899 Толль приступил к организации экспедиции, целью которой было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи - открытие «большого материка» («Арктиды», Земли Санникова), в существование которого Толль свято верил.

21 июня 1900 года «Заря» снялась с якоря в Санкт-Петербурге. Летом 1901 года экспедиция обследовала Таймыр. В мае 1902 года начинается подготовка санно-шлюпочного перехода на остров Беннетта (один из островов Де-Лонга) и 5 июля 1902 года Толль покинул «Зарю» в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и зверопромышленников Василия Горохова и Николая Дьяконова. Планировалось, что «Заря» подойдет к острову Беннетта два месяца спустя. 13 июля партия Э.Толля на собачьих упряжках достигла мыса Высокого на острове Новая Сибирь. 3 августа на байдарах они достигли острова Беннетта. Из-за тяжелой ледовой обстановки «Заря» не смогла подойти к острову Беннетта в назначенный срок и получила серьезные повреждения, сделавшие невозможным дальнейшее плавание. В сентябре 1902 года капитан шхуны лейтенант Матисен был вынужден увести судно в бухту Тикси и выбросить на мель.

Академия наук России обратилась к якутской купчихе первой гильдии Анне Ивановне Громовой, которая имела пароход «Лена», с просьбой спасти членов экспедиции, получив взамен остатки шхуны. Пароход сделал несколько рейсов в Тикси, вывез людей и снаряжение со шхуны. В 1903 году поисковая экспедиция под руководством Колчака обнаружила место стоянки Толля на острове Беннетта, его дневники и другие материалы. Известно, что группа Толля, не дождавшись «Зари», приняла решение самостоятельно двигаться на юг в сторону континента, однако дальнейшие следы этих четырех человек поныне не обнаружены.

Дневник Толля, согласно завещанию, был передан его вдове. Эммелина Толль издала дневник мужа в 1909 году в Берлине. В СССР в сильно урезанном виде он вышел в переводе с немецкого в 1959 году. В 2010 году участники экспедиции Дмитрия Шпаро обнаружили на острове Котельничий могилу доктора Вальтера - участника и ближайшего друга барона Толя. Для открытия последнего захоронения доктора Вальтера, ставшего символическим конечным пристанищем барона Толля и его спутников, прилетели посол Эстонии, заместитель председателя правительства Якутии, потомки доктора Вальтера из Эстонии и Германии.

Экспедиция Владимира Русанова — 1912-1913гг. 

В 1912 г. Русанов был назначен начальником экспедиции на Шпицберген. Его путешествия, не знавшие неудач, и все возраставший авторитет служили лучшей гарантией успеха экспедиции. Экспедиция отправлялась на небольшом (около шестидесяти четырех тонн водоизмещения) зверобойном судне «Геркулес», приспособленном для плавания во льдах. Кроме парусного вооружения, судно имело двадцатичетырехсильный двигатель и обладало прекрасными мореходными качествами. В экспедицию вместе с Русановым отправлялась его невеста Жюльетта Жан - геолог и врач.

9 июля 1912 года «Геркулес» вышел из Александровска-на-Мурмане под командованием капитана А. С. Кучина, имея на борту четырнадцать участников экспедиции. По плану «Геркулес» должен был вернуться в октябре этого же года. Однако полуторагодовой запас продовольствия и обилие полярного снаряжения на судне свидетельствовали о том, что у Русанова были иные намерения. Он смотрел на обследование Шпицбергена как на небольшую первую пробу. Целью его был проход по Северному морскому пути из Атлантического в Тихий океан». К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене. Отправив с попутным норвежским пароходом трех человек со Шпицбергена в Россию, Русанов пошел на Новую Землю.

18 августа в Маточкином Шаре он оставил для отправки на материк телеграмму, в которой говорил, что идет на Восток к островам Уединения, Новосибирским, Врангеля Телеграмма, раскрывавшая план Русанова, была последним известием, полученным с «Геркулеса». К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции (В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова и Г. Я. Седова) считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.

В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк «Эклипс», пароход «Печора», паровые шхуны «Герта» и «Андромеда». «Эклипс» под командованием Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом. Для поисков впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Фарман МФ-11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров. «Эклипсу», в свою очередь, потребовалась помощь по время зимовки 1914-1915 годов у северо-западного побережья полуострова Таймыр. Эвакуацию части моряков с «Эклипса» произвела сухопутная экспедиция на оленях под руководством Н. А. Бегичева. Освободившись от льдов, «Эклипс» достиг острова Уединения и осенью 1915 года поднял на нем российский флаг.

С восточной стороны поиск был поручен судам гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под руководством капитана 2-го ранга Б. А. Вилькицкого. Восточная экспедиция также пыталась задействовать воздушную разведку, однако гидросамолёт «Генри-Фарман» лётчика Д. Н. Александрова потерпел аварию в первом же пробном Тем не менее, поиски 1914-1915 годов не принесли результата. Где и при каких обстоятельствах погибла экспедиция Русанова, выяснить не удалось. В 1934 году на безымянном островке (сейчас остров Геркулес), находящемся близ берега Харитона Лаптева, был обнаружен столб, врытый в землю, на котором была вырублена надпись «ГЕРКУЛЕС. 1913».

В том же году на другом островке (ныне остров Попова-Чукчина, по имени участников экспедиции Русанова), расположенном в шхерах Минина, были найдены остатки одежды, патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож и другие вещи, принадлежавшие участникам экспедиции на «Геркулесе». После тщательных поисков неподалеку от этих предметов была найдена мореходная книжка матроса «Геркулеса» А. С. Чукчина и серебряные часы с инициалами В. Г. Попова, тоже матроса «Геркулеса», и справка, выданная на его имя. 

Судя по этим находкам, можно предполагать, что крайне неблагоприятные ледовые условия в 1912 году принудили «Геркулес» к зимовке где-то в районе северной части Новой Земли, а в следующем году Русанов, видимо, достиг Северной Земли. В пользу этого предположения говорят также следы чьей-то стоянки, обнаруженные в 1947 году в заливе Ахматова на северо-восточном побережье острова Большевик. Возможно, это следы экспедиции Русанова.

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана 1910-1915гг. 

Плодотворной по результатам была русская "Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана" 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач". Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки. В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача – продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми льдами.

Зимовка была тяжелой. На “Таймыре” было 50 человек, на “Вайгаче”- 48. По свидетельству доктора Старокадомского, пища была однообразной и довольно скудной. В результате появилась, хотя и в слабой степени, цинга. К тому же запасы угля подходили к концу. К счастью, еще в начале сентября удалось связаться по радио с судном “Эклипс”, посланным на поиски пропавших без вести экспедиций Седова, Брусилова и Русанова и зимовавшим у мыса Вильда - в 275 км от “Таймыра”. Через “Эклипс” радиосвязь была установлена и с Главным гидрографическим управлением Морского ведомства.

Гидрографическое управление для уменьшения продовольственного кризиса приказало отправить часть команды экспедиции к зимовке “Эклипса”, откуда известный участник экспедиции Толля, Никифор Алексеевич Бегичев, на приведенных им оленьих упряжках, доставил тридцать девять участников экспедиции в село Гольчиху на Енисее. Позднее за этими людьми зашел “Вайгач” и доставил их на остров Диксон. 26 июля льды в районе зимовки ледокольных пароходов ослабли и дали возможность возобновить плавание. 17 августа суда подошли к острову Диксон, а 3 сентября 1915 г., не встретив на пути льдов, пришли в Архангельск.

Плавания “Таймыра” и “Вайгача” увенчались многими открытиями и во многих отношениях оказались весьма поучительными. Так, во время этих плаваний впервые было совершено сквозное плавание по Северному морскому пути с востока на запад. Были описаны большие участки морского побережья и многих островов и открыты и положены на карту острова, до того неизвестные. В 1913 г. было совершено крупнейшее географическое открытие XX в. - открытие Северной Земли, коренным образом изменившее наше представление о режиме моря к северу от мыса Челюскина. Попутно во время этих плаваний было выполнено множество измерений морских глубин и собраны богатейшие материалы по ледовому, гидрометеорологическому и биологическому режиму морей по трассе Северного морского пути.

Норвежская экспедиция Руала Амундсена 1918-1919 гг.

24 июня 1918 г. Руал Амундсен на судне «Мод» вышел из Осло, взяв курс на побережье Таймыра. На судне было 9 человек команды, из них четверо участвовали в предыдущих экспедициях Амундсена. Командиром судна был назначен Хельмер Хансен (ветеран покорения Южного полюса), в состав команды входил также геофизик Харальд Свердруп.. В 1920 г. после конфликта Хансена с Амундсеном, командиром «Мод» до конца экспедиции был Оскар Вистинг. 9 сентября 1918 г. «Мод» была зажата льдами у мыса Челюскина, а 30 сентября Амундсен упал с борта на лёд, сломав левую руку в двух местах. Ещё через пять недель Амундсен едва не был растерзан медведицей и получил серьёзные травмы спины. 10 декабря Амундсен получил тяжёлое отравление угарным газом из-за неисправности керосиновой лампы и с тех пор стал испытывать серьёзные проблемы с сердцем.

Зимовка была тяжела: у некоторых членов команды появились признаки психического расстройства. Участились и конфликты членов команды с больным Амундсеном. В сентябре 1919 г. судно покинули два матроса: опытный полярник Петер Тессем и молодой Пауль Кнудсен, с заданием доставить почту с результатами исследований в Диксон, а затем в Норвегию. На родину они так и не вернулись, останки были найдены только в 1921-1922 годах экспедициями Н. А. Бегичева и Н. Н. Урванцева.

Освободившись из льдов 12 сентября 1919 г., уже через 11 дней «Мод» была вынуждена стать на зимовку у острова Айон на полпути между Новосибирскими островами и Беринговым проливом. На борту едва не произошёл бунт. С 1 декабря 1919 по 14 июня 1920 г. Оскар Вистинг и его помощник попытались добраться на собаках до Нома на Аляске, но из-за перипетий Гражданской войны в России смогли добраться только до Анадыря и благополучно возвратились. Там же они узнали об окончании Первой мировой войны. Только через два года «Мод» добралась до Аляски, где выяснилось, что экспедиция обанкротилась, пришлось просить правительственную субсидию.

В 1921 г. Амундсен передал командование экспедицией Вистингу и удалился от дел, начав разработку плана покорения полюса по воздуху. Трансполярный дрейф не удался, тем не менее экспедиция собрала бесценные сведения по метеорологии и геофизике, обширные этнографические, зоологические и орнитологические коллекции, а также данные по полярным течениям.

Памятники исследователям и путешественникам:

Иван Толстоухов

В июле 1738 г. Паренаго плававший у берегов Таймыра на боте "Обь-Почталион» обнаружил крест в зимовье Крестовское, в нижней части Енисея, на правом его берегу. Надпись на кресте означает, что Иван Толстоухов поставил его в 1687 г. Такие кресты обычно появлялись на пути движения поморских экспедиций.

Александр Федорович Миддендорф

В ноябре 1842 г на Таймыр двинулись ученые. Их возглавил энтузиаст изучения Севера, член Петербургской Академии наук Александр Федорович Миддендорф. Академия наук поручила ему изучить животный и растительный мир отдаленных районов северного побережья. Экспедиция А. Ф. Миддендорфа открыла новую главу в изучении Крайнего Севера, показав всему миру его богатейшие возможности,

Первый же вновь увиденный остров в устье Нижней Таймыры Миддендорф назвал именем своего учителя- естествоиспытателя Карла Максимовича Бэра. На этом острове он исследовал выходившие на поверхность породы, фауну и флору и обратил внимание на каменистую глыбу. Эта приметная кварцевая глыба известна полярникам как "камень Миддендорфа" — пока единственный памятный знак экспедиции Миддендорфа.

Никифор Алексеевич Бегичев.

Родился в городе Царёв Астраханской губернии, из волжских рыбаков. В 1895 году призван на военную службу во флот. В 1897—1900 годах плавал на учебном парусно-паровом судне матросом и боцманматом в Атлантическом океане, трижды ходил из Кронштадта к Антильским островам. В должности боцмана участвовал в высокоширотной экспедиции Э. В. Толля на парусно-моторной шхуне «Заря» по изучению Новосибирских островов (1900—1902 годы). Экспедиция закончилась гибелью барона Толля и трёх его спутников по санно-байдарочной партии, но Бегичев и основная часть экспедиции вернулись на материк.

В 1903 году Бегичев участвовал в поисках Толля. Санно-шлюпочная экспедиция под руководством лейтенанта А. В. Колчака на десяти нартах и вельботе достигла острова Беннетта (один из островов Де-Лонга). При переходе по морскому льду Бегичев спас жизнь своему командиру. В 1904 году участвовал в обороне Порт-Артура на миноносце «Бесшумный», был со всей командой интернирован в Циндао, куда в августе 1904 года миноносец прорвался из японской блокады Награждён Георгиевским крестом. В 1906 году снова уехал жить на север, в район нижнего течения Енисея, занимался пушным промыслом, исследовал полуостров Таймыр. В 1908 году в устье рек Хатанги и Анабара, впадающих в море Лаптевых, открыл два острова, впоследствии названные его именем — Большой Бегичев и Малый Бегичев.

В 1915 году возглавил доставку почты и эвакуацию на оленях части моряков с барка «Эклипс», отправленного на поиски пропавших экспедиций Брусилова и Русанова, а затем с застрявших во льдах у северо-западных берегов Таймыра ледокольных пароходов гидрографической экспедиции «Таймыр» и «Вайгач» Маршрут каравана из примерно 500 оленей пролегал по неизученной территории, до этого не посещавшейся европейскими путешественниками. С 1921 года участвовал в советско-норвежской экспедиции по поискам двух пропавших на Таймыре членов экспедиции Руаля Амундсена 1918—1920 годов на шхуне «Мод» и обнаружил останки одного из них. В 1922 году в экспедиции геолога Н. Н. Урванцева спустился на лодке по реке Пясина и на берегу острова Диксон нашёл скелет другого спутника Амундсена.

Весной 1926 года Бегичев во главе артели охотников ушёл в тундру. Долго от группы не было никаких известий, и только летом 1927 года вернувшиеся охотники рассказали, что он умер от цинги на зимовке у реки Пясины. В 1964 году в посёлке Диксон сооружён памятник Бегичеву (авторы Е. Попов и А. Абдрахимов), под которым перезахоронили его останки.

Памятники освоения Арктики с 1930 г. 

Экспедиция Отто Шмидта 1932 г.

В 1932 году экспедиция Отто Шмидта на ледокольном пароходе "И. Сибиряков" впервые за один сезон преодолела путь от Архангельска до Берингова пролива, доказав возможность использования Северного морского пути для сообщения между Атлантическим и Тихоокеанским бассейнами. В 1933 году Отто Шмидт возглавил новую экспедицию на пароходе "Челюскин", которая должна была доказать возможность плаванья по Северному пути на судне транспортного типа. В конце маршрута, в районе Берингова пролива пароход был затерт льдами, отнесен к северу и затонул, а участники экспедиции высадились на дрейфующий лед. Примечательно, что героизм ученых в экстремальных арктических условиях стал поводом для учреждения в то время самой высокой награды за службу Родине. Отто Шмидту первому было присвоено звание Героя Советского Союза.

Экспедиции Георгия Ушакова 1930-1935 гг.

Георгий Алексеевич Ушаков — советский исследователь Арктики, доктор географических наук, автор 50 научных открытий. В 1930-1932 гг. совместно с Н. Н. Урванцевым, В. В. Ходовым и С. П. Журавлёвым составили первую карту архипелага Северная Земля, открыли пролив Шокальского, месторождение оловянных руд. В 1935 г. возглавил Первую Высокоширотную экспедицию Главсевморпути, на ледокольном пароходе «Садко». Установлен мировой рекорд свободного плавания за Полярным кругом (82°4’с.ш.). Открыт остров Ушакова. В 1936—1939 гг. он — первый начальник созданного Главного управления Гидрометслужбы СССР при СНК СССР.Один из основателей Института Океанологии АН СССР, инициатор переоборудования теплохода «Экватор» («Марс») во всемирно известное научное судно «Витязь». Г. А. Ушаков завещал похоронить себя на Северной Земле. Его последняя воля была выполнена: урну с прахом выдающегося землепроходца и первооткрывателя доставили на о.Домашний и замуровали в бетонную пирамиду.

Экспедиция Ивана Дмитриевича Папанина 1933-1935 гг.

Папанин руководил экспедицией и строительством полярной станции на мысе Челюскин, а затем дрейфующей станцией Северный полюс-1. Экспедиция в неимоверно трудных условиях собрала уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана. на мысе Папанина стоит небольшой деревянный домик, в котором в 1934 г. жил Иван Дмитриевич Папанин. Сейчас по традиции тот, кто посещает его, считает честью для себя расписаться в журнале, который здесь хранится.

Экспедиция П.В.Виттенбурга 1936-1938 гг.

Изучение кладовых Таймыра не ограничилось районом Норильских гор. В 1936-1938 гг. район мыса Стерлегова исследовала геологическая экспедиция Арктического института во главе с П. В. Виттенбургом. В память об этой экспедиции установлен деревянный знак, на который прикреплена доска с надписью: "Геологическая экспедиция АНИИ 1936-1938 гг. во главе с П. В. Виттенбургом".

Памятники Великой отечественной войны

Таймыр вошел в историю Великой Отечественной войны как самая восточная территория страны, где произошел бой с немецко-фашистскими захватчиками. Германия начала проявлять интерес к Северному морскому пути задолго до начала войны с Советским Союзом. В мае 1942 года последовал приказ о разработке плана военной операции по установлению контроля над Северным морским путем. Главной действующей силой проекта стал тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Командир крейсера капитан первого ранга Вильгельм Меендсен-Болькен получил задание прервать движение советских судов между островами архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого, а также разрушить полярные порты СССР. Тем самым немцы рассчитывали прекратить доставку грузов по СМП как минимум до 1943 года.

Нацистская операция по парализации движения на Северном морском пути как минимум до конца навигации получила красивое название Wunderland - «Страна чудес» - и началась 8 августа 1942 г. 21 августа, когда «Шеер» преодолевал рыхлый лед, поступило сообщение от самолета-разведчика об обнаружении долгожданного каравана. Это были корабли 3-го арктического конвоя - восемь сухогрузов и два танкера, шедших из Архангельска на Дальний Восток и в США. Никакой охраны в Карском море караван не имел и мог стать легкой добычей немцев. Однако «Шеер» упустил свой шанс, конвой ушел «из под носа» у немцев.

В 11 часов тяжелый корабль прошел архипелаг Норденшельда и приблизился к району острова Белуха. И здесь «Шеер» встретил свою первую добычу — ледокольный пароход Главного управления Северного морского пути «Александр Сибиряков». Пароход «Александр Сибиряков» вышел из порта Диксон 24 августа с 349 тоннами груза для полярных станций на Северной Земле и сооружения новой станции на мысе Молотова. На его борту было больше 100 человек, в том числе команда, артиллеристы и полярники. Командовал судном 32-летний капитан Анатолий Алексеевич Качарава.

Исход поединка у немецкого капитана сомнений не вызывал. На русском судне команда «Адмирала Шеера» планировала захватить данные о ледовой обстановке и движении конвоев. На «Сибирякове» не сразу поняли, что перед ними вражеский крейсер - на это потребовалось около получаса. Немцы пытались «замаскироваться» под американский корабль, но их выдало плохое знание русского языка и вопросы о состоянии льдов. Капитан Качарава приказал экипажу дать полный ход и повернуть к берегу — острову Белуха, до которого было примерно 10 морских миль. Немцы сделали выстрел первыми, «Сибиряков» открыл ответный огонь. Советский пароход потерял ход и получил пробоины в носовой части. Загорелись бочки с бензином, расставленные на борту. При этом «Сибиряков» продолжал отстреливаться. В 14 часов 5 минут «Сибиряков» отправил в Диксон последнюю радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте». К этому моменту капитан Качарава был тяжело ранен, как и многие другие из экипажа судна.

«Адмирал Шеер» прекратил огонь в половине третьего, выпустив по советскому пароходу 27 снарядов, из которых четыре попали в цель. Все это время кормовая пушка ледокола продолжала огонь! «Сибиряков» - «полярный «Варяг» - ушел на дно в районе 15 часов. Оставшиеся в живых члены экипажа «Сибирякова» вместе с полярниками до конца оставались на судне, лишь немногие оказались в единственной уцелевшей шлюпке. Немцы отправили за ними катер. Всего удалось подобрать 22 из 104 человек, находившихся на борту ледокола. Капитан Качарава был также подобран — раненый, он потерял сознание и попал в плен. Он выжил и вернулся оттуда в 1945 году. Его подвиг много позже был оценен орденом Красной Звезды.

Так и не найдя караванов судов, капитан германского крейсера принимает решение совершить нападение на один из портов. Самым удобным для пиратского рейда портом мог стать Диксон. Именно там немцы рассчитывали найти корабли с грузом, добыть сведения о маршрутах Северного морского пути, информацию о погоде и состоянии льдов. Между тем время работало против немцев. Они потеряли как минимум 12 часов.

Оборона Диксона

С «Адмирала Шеера» готовились высадить десант в 180 моряков. Для этого крейсеру надо было подойти к берегу на максимально близкое расстояние, планировал ось захватить и остров, и порт Диксон. На батареях Диксона между тем весь вечер 26 августа шла лихорадочная подготовка к возможному появлению кораблей противника 27 августа в 1 час 5 минут часовой заметил темный силуэт германского корабля. Крейсер обошел часть острова Старый Диксон и остановился в проливе Вега. Навстречу немцам направился СКР-19. Моряки рассчитывали не допустить прорыва «Шеера» в бухту и в случае необходимости затопить свой корабль, перерезав крейсеру подходы к портовым сооружениям Диксона.

В 1:37 на «Адмирале Шеере» заметили СКР-19 и «Революционер». На этот раз немцы открыли огонь сразу, рассчитывая быстро потопить советские корабли и войти в гавань. Ответ не заставил себя ждать — заработали 76-миллиметровые пушки СКР-19. Кораблем руководил старший помощник капитана старший лейтенант Сергей Кротов. Под его командованием СКР-19, умело маневрируя, выставив дымовую завесу, двинулся поперек курса крейсера в бухту Самолетная, где он мог бы выйти из-под огня тяжелых орудий. Но далеко сторожевик уйти не смог - немцы в течение 10 минут сумели сделать несколько прямых попаданий в корабль 150-миллиметровыми снарядами. Около 1:50 «Шеер» перенес огонь на «Революционера». Пароход, несмотря на дымовую завесу, получил два прямых попадания. В этот момент заговорила береговая батарея № 569. Вследствие этого от высадки десанта пришлось отказаться».

На этом бой, однако, закончен не был. Сорвав злость на станции наблюдения за туманами (остров Большой Медвежий) и северном побережье острова Диксон, выпустив по ним более 300 снарядов, Меендсен-Болькен в 2 часа 31 минуту начал главную атаку. Обходя остров Новый Диксон, крейсер нанес удар 280-миллиметровыми орудиями по порту Диксон и радиоцентру. Врагу отвечали СКР-19 и батарея № 569. В 2:48 «Шеер» обстрелял жилой городок Диксона. Благодаря заранее проведенной эвакуации жертв удалось избежать. Выпустив еще около 80 снарядов, рейдер прекратил огонь. Остается отдать должное подвигу батареи № 569 старшего лейтенанта Н.М. Корнякова - она заставила немцев уважать себя, притом что команда орудий была плохо обучена, не было связи и даже необходимого дальномера. Фактически артиллеристы били по врагу вслепую. Но свою задачу они выполнили на 100 процентов - «Адмирал Шеер» вынужден был отказаться от выброски десанта, а Диксон был спасен от разрушения.

В 2 часа 57 минут нацистский крейсер выставил дымовую завесу и исчез в Карском море. Сражение за Диксон завершилось. Несмотря на то что потерь немцы не понесли, его итогом была безоговорочная победа защитников порта - моряков, красноармейцев, бойцов НКВД и гражданских ополченцев. Большинство военных историков считают, что операция «Вундерланд» потерпела провал. Ни одну из заявленных ее целей выполнить не удалось. Немцы не смогли вскрыть маршруты движения судов по Северному морскому пути, определить его главные базы. Но неудача не остановила нацистов. Еще в течение двух лет они строили грандиозные планы по нанесению удара по главной полярной транспортной артерии Советского Союза.

Памятники промыслового освоения побережья Таймыра

К этим памятникам относится большое число остатков промысловых зимовий 17, 18, 19, 20 вв., а также зимовий на пути экспедиций по исследованию Арктики. Одним из типичных примеров промыслового и научного освоения прибрежных морских островов является зимовье братьев Колосовых в Шхерах Минина.

В 1930 г. шхуна "Белуха" завезла на" один из пустынных островов архипелага целую семью: Кирилла Григорьевича (1906-1956), Федора Григорьевича (1908-1951), Александра Григорьевича (род. в 1917 г.), жену старшего брата Евгению Михайловну (род. в 1906 г.) и ее сына Евгения. Семья жила дружно, и уже к весне следующего года выстроила добротную избу, сохранившуюся и по сей день.

Остров ныне называется островом Колосовых. Его нередко посещают полярники. В 1957 г. В.А. Троицкий обнаружил на острове каменный знак - пятиметровую пирамиду с металлическим шаром наверху; на знаке надпись: "Работали братья Колосовых из Шенкурска, 1932 г.".

Памятники технического освоения

К этой группе памятников относятся деревянные ряжевые причалы Диксонского порта и бункеровочной базы на острове Конус, использовавшиеся для обслуживания Северного морского пути, а также здания первой радиостанции и первого радиометцентра на острове Диксон. 

 

Островная часть поселка

Памятник полярной авиации самолет ЛИ-2.

Памятник установлен в 1978г. Самолет - ветеран ЛИ-2, бортовой номер 04219 Красноярского управления гражданской авиации отлетал в арктическом небе положенный срок и был доставлен на Диксон экипажем под командой И.А.Левандовского.

Памятник морякам-североморцам, погибшим в бою с фашистским линкором «Адмирал Шеер».

В память о сражении советского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» с линкором «Адмирал Шеер» в островной части поселка Диксон установлен памятник погибшим военным морякам в виде гранитного куба, поставленного на обширный постамент из известняковых плит. В левом углу постамента зацементирована плоскость, на которой барельеф с изображением четырех матросов. Венчает памятник фигура североморца с автоматом. На верхней части постамента надпись: «Моряки-североморцы: старшина 1 ст. П. П. Ульянов, старшина 2 ст. В. И. Давыдов, старшина 2 ст. А. Карачаев, ст. краснофлотец Г. Майсюк, краснофлотцы Г. Хайфулин, А. Борисихин, В. Суслов...» Памятник воздвигнут в 1972 г.

Здание первой радиостанции 1915 г.

Одно из первых трех зданий, построенных в 1915 г. на острове Диксон. Радиостанция предназначалась для связи с зимовавшими у мыса Вильда ледокольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач» осуществлявшими в период 1910 -1915 г.г. Гидрографическую экспедицию по Северному морскому пути. Находится по адресу ул.Папанина, д.12.

Здание первого радиометцентра 1934 г, ул. Папанина 14. (Решение Крайисполкома от 15.11.90 г. № 279).

В 1930-х годах главнейшую роль в освоении Арктики стали играть многочисленные экспедиции, посылаемые Гидрографическим управлением Главсевморпути. Гавань Диксон стала базой арктического флота. Было решено построить здесь морской порт с причалами для бункеровки углём судов (первая операция по бункеровке прошла в 1933 г.) и мощный радиоцентр.

Полярная станция преобразовывалась в геофизическую обсерваторию с отделениями: метеорологическим, аэрологическим, геомагнитным и атмосферного электричества. В июле 1934 года из Игарки на Диксон прибыли первые 25 строителей во главе с начальником будущего радиометцентра В.В. Ходовым. С ним были многие из строителей Диксона, в том числе и Л.А. Старов – лучший мачтмейстер Арктики и В. Доброжанский, разработчик аппаратуры радиоцентра.

В августе из Архангельска на пароходе "Томский" прибыли ещё 120 человек, а с ними стройматериалы, оборудование, трактор и вездеход. С 1932 года в ГУСМП применялась цепочковая связь, что было крайне ненадежно, так как из-за срыва работы хотя бы одной радиостанции тормозилась корреспонденция сразу нескольких метеостанций. Береговые станции, перегруженные транзитным переприёмом, отвлекались от своей основной работы, не могли вести постоянные наблюдения за морем и воздухом и потому не обеспечивали в должной мере безопасность кораблевождения.

Статистика показывала, что около 60-70 % посланных метеотелеграмм не доходило до Всесоюзного арктического института, осуществлявшего руководство полярными станциями. С вводом в строй диксонского радиоцентра с 1935 года вся метеоинформация стала здесь собираться, обобщаться и пакетом передаваться в Москву.

Остатки деревянных ряжевых причалов и эстакад угольной бункеровочной базы Севморпути, остров Конус, 1934-1937 гг.

Причалы были построены для устройства бункеровочных угольных складов и исправно функционировали до августа 1942 г., когда пострадали при обстреле о.Конус фашистским крейсером «Адмирал Шеер».

Материковая часть проселка

Могила Бегичева, известного исследователя Таймыра.

Памятник истории федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.74 г. № 624). Знаменитый исследователь Севера скончался в мае 1927 г. в районе Входного мыса, у устья Пясины, и был похоронен тамже. В 1964 г. прах Бегичева перенесен в Диксон и замурован в постамент памятника.

Памятник Бегичеву 1964 г.

После участия в экспедиции Э.В. Толля, искавшей в Северном Ледовитом океане таинственную Землю Санникова, боцман Бегичев целиком посвятил себя исследованию северных рек и морей, таймырской тундры. Он участвовал во многих полярных экспедициях, открыл острова около устьев рек Хатанга и Анабара, вывозил на оленьих упряжках членов экипажа с зазимовавших во льдах судов «Вайгач» и «Таймыр». В 1922 г. в составе экспедиции Н.Н. Урванцева Н.А. Бегичев прошел на лодке по реке Пясина 850 км и около 500 км пешком вдоль морского побережья. Памятник (красноярский скульптор А.Х. Абдрахимов) установлен в центре поселка. Никифор Бегичев словно поднялся на постамент по ступенькам и вот-вот шагнет вперед навстречу упругому ветру и колкому снегу.

Памятник норвежскому полярнику Петеру Тессему, 1958 г.

В 1920–1922 гг. знаменитый полярник Руал Амундсен на малой шхуне «Мод» с разрешения советского правительства совершил сквозное плавание. Затертое льдами судно зазимовало в районе мыса Челюскин. Опасаясь за судьбу судна и экипажа и стремясь спасти результаты научных наблюдений, Амундсен отправил на Диксон двух матросов, Петера Тессема и Пауля Кнудсена. Оба не дошли. В 1926 г. на материковом берегу против Диксона Н. Бегичев обнаружил останки человека, возле которых лежали карманные часы с надписью: «Петер Тессем» и обручальное кольцо. На берегу диксонской бухты, недалеко от места, где были найдены останки Тессема, установлена каменная глыба с якорем у основания.

Мемориал защитникам Диксона в годы ВОВ, 1982г.

Мемориал состоит из нескольких памятников: 1. Каменная стела, с мраморной доской, на которой высечен якорь и надпись «Героям североморцам от полярников Диксона (1941-1945 гг.)» Стела сооружена в1967-1968 гг. 2. Стела в форме трех отлитых из бетона парусов, символизирующих единство армии, флота и народа. На памятнике надпись «Героям-североморцам от полярников Диксона (1941-1943 гг.), погибшим 27.08.1942 г. в бою с фашистским линкором «Адмирал Шеер». 3. Артиллерийское орудие. 4. Склеп с прахом командира артиллерийской батареи Н.М.Корнякова - героя обороны Диксона. (В момент нападения фашистского крейсера, на берегу находилась батарея лейтенанта Н.М. Корнякова. Ее собирались перебазировать морским путем, но, когда появился вражеский крейсер, Корняков привел батарею в боевую готовность, трактором вывез пушку на гору, за порт Диксон, и оттуда стал вести прицельный огонь. Действия Корнякова во многом способствовали тому, что атака была отбита).

Деревянный ряжевой грузовой причал постройки 1941г.

Братская могила 7-ми членов экипажа сторожевого корабля «СКР-19».

Погибли в бою с немецким рейдером «Адмирал Шеер» (западная окраина диксоновского кладбища). Решение Крайисполкома от 16.06.80 г. №384-15. На могильном холме, обложенном камнями, пирамида со звездой. На пирамиде надпись: «Здесь погребены погибшие смертью героев в неравном бою с фашистским рейдером при защите острова Диксон 27 августа 1942 г. моряки-североморцы: старшина 1 статьи Ульянов П. П., старшина 2 статьи Давыдов В. И., старшина 2 статьи Карачаев А., старший краснофлотец Майсюк Г. И., краснофлотцы Хайфулин Г., Суслов В. Н., Борисихин А. П.» Поставлена в 1942 г. полярниками.

Одним из интереснейших объектов, определяющих высокий историко-культурный потенциал Диксона является «Диксонская народная картинная галерея». Это самая северная в России народная галерея, дар российских художников жителям Диксона. Художественный фонд галереи включает около 300 работ /живопись, скульптура, графика/, которые были доставлены на Диксон самолетом Полярной авиации в 1987 году к открытию народной картинной галереи, посвященной важному историческому событию - 45-летию обороны Диксона. С конца 90-х галерея находилась в неприспособленном здании. В настоящее время экспозиция открыта в одном из помещений поселковой библиотеки. Высокий историко-культурный потенциал поселка и его исключительное местоположение позволяют прогнозировать возможное возрождение туристической деятельности.

СКАЧАТЬ список объектов с координатами в формате.doc - можно тут.

Благодарим за предоставленную информацию Вячеслава Гульцева

Комментарии   

#1 Объекты культурного наследия городского поселения Диксонsevprostor 15.12.2013 10:27
В приложении можно посмотреть список объектов с их координатами. Если по этим объектам у вас есть дополнительная информация и фотографии, буду благодарна, если вы ими поделитесь.
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика