Заброшенные объекты на карте

Все про абандоны:


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/sevprostor/web/sevprostor.ru/public_html/components/com_content/models/articles.php on line 491

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/sevprostor/web/sevprostor.ru/public_html/modules/mod_articles_latest/helper.php on line 136

    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/sevprostor/web/sevprostor.ru/public_html/templates/newsvpr/html/mod_articles_latest/slider.php on line 45
Свернуть

Остров Матвеев, Баренцево море

Остров Матвеев - небольшой, скалистый, берега изрезаны бухтами. Максимальная высота над уровнем моря — 11 метров.

Медведица
Медведица
Медведица с медвежатами
Медведица с медвежатами


В Википедии написано, что на севере острова находятся два недействующих маяка. На самом деле мы видели только один. Сложно подозревать, что поднявшись на один маяк, мы могли не заметить другой маяк на таком маленьком островке, просматривающемся едва ли не полностью. Но, тем не менее, бывает всякое. Вдруг их и правда два?)

Остров покрыт тундровой растительностью. К северо-востоку от острова находится остров Вайгач, к юго-востоку — острова Долгий и Голец.

Матвеев с XIV века находился на пути следования поморов из Белого моря на Вайгач и Новую Землю (Новоземельский ход). В XVI—XVII веках мимо острова проходили поморские кочи, следовавшие в Мангазею.

В 1594 году у Матвеева острова перед возвращением в Голландию воссоединилась флотилия Виллема Баренца, искавшая Северо-Восточный путь в Азию.

В 1619 году московским правительством, опасавшимся беспошлинной торговли с иностранцами, был запрещён Мангазейский морской ход. Стража, выставленная в проливе Югорский Шар, на Матвеевом острове и Ямальском волоке была призвана следить за выполнением указа, а также «...проведывать про немецких людей, чтобы отнюдь в Сибирь, в Мангазею немецкие люди водяным путем и сухими дорогами ходу не приискали...».

30 июня 1924 года президиум ВЦИК утвердил Положение об Управлении островным хозяйством Северного Ледовитого океана, которым предусматривалась колонизация Матвеева острова. В 1927 году Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР, в отмену предыдущего постановления, управление островом было возложено на Архангельский губернский исполнительный комитет советов. В 1929 году остров перешёл в непосредственное ведение исполнительного комитета Северного края. 10 февраля 1934 года остров Матвеев был включён в состав Ненецкого национального округа.

Остров Матвеев находится в Баренцевом море, примерно в пятидесяти километрах от острова Вайгач. Совсем рядом с ним также расположен остров Долгий и еще несколько маленьких островков. На Матвееве обитают моржи и белые медведи. Но интересен остров не только этим.

Моржи
Моржи

На нем находятся крайне интересные заброшенные объекты, назначение которых мы, кстати, так и не поняли. На карте строения помечены как "избы", но на самом деле там, конечно, совсем не промысловые избы, а настоящие дома.

Местные считают, что это здания, в которых жили люди, обслуживающие маяк, но на самом деле только для одного маяка эта инфраструктура слишком крута. Да и есть там знаки, показывающие, что одним маяком дело не обошлось. Судя по всему, имелось очень явное военное присутствие, но вряд ли тут была погранзастава - никаких ее признаков нет.

Неужели это все - маячный городок?

Упавшая мачта
Упавшая мачта
Баня
Баня

Озеро
Озеро
Доски совсем не выглядят гнилыми
Доски совсем не выглядят гнилыми

Сохранился даже уголь
Сохранился даже уголь
Табличка
Табличка

Вид на соседей
Вид на соседей
Надпись, гласящая о принадлежности Матвеева к заповеднику
Надпись, гласящая о принадлежности Матвеева к заповеднику

Серый пейзаж
Серый пейзаж
Интерьер
Интерьер
В доме
В доме

Электростанция
Электростанция
Аккумуляторная
Аккумуляторная

Радиоузел
Радиоузел
Вывезли даже батареи
Вывезли даже батареи

Мастерская
Мастерская
Все абсолютно пусто
Все абсолютно пусто

Бокс для машины
Бокс для машины
Склад запчастей
Склад запчастей

Погреб
Погреб
Маячная мастерская
Маячная мастерская

По итогам выяснения назначения объектов, нам рассказали байку, что там якобы была какая-то станция слежения за подводными лодками вероятного противника. Не известно, правда, как они там и за чем конкретно следили, но, таки эмблема на желтом домике, например, как бы намекает на нечто военно-морское.

Желтый дом
Желтый дом
Редкое свидетельство
Редкое свидетельство

Ну и тоже не понятно - зачем такая инфраструктура, целых четыре семьи, там живших, ради одного маяка? Целый дом забитый аккумуляторами, две радиомачты, и при этом отсутствие каких-либо следов какой-нибудь метеорологической площадки, которая могла бы потребовать всего этого.

Матвеев
Матвеев
В сумерках мне показалось, что я вижу в этих окнах свет
В сумерках мне показалось, что я вижу в этих окнах свет

Брошенный стройматериал
Брошенный стройматериал
Склад
Склад

Маяк острова Матвеев

Самый примечательный (из-за своих размеров) объект острова - это маяк. Ну и сам по себе он крайне интересен и красив. Тем более что маяк отлично сохранился, по лестнице можно подняться наверх и осмотреть окрестности, что на севере довольно редко встречается, в основном маяки или закрыты, или находятся в таком плохом состоянии, что по ним страшно подниматься.

Естесственный причал
Естесственный причал
На берегу
На берегу

Маяк на о.Матвеев
Маяк на о.Матвеев
Остров
Остров

Атомная батарейка
Атомная батарейка
Маяк очень изящен
Маяк очень изящен

Лестница
Лестница
На площадке маяка
На площадке маяка
Поселок на мысу
Поселок на мысу

Внутри маяка
Внутри маяка
На самом верху все цело
На самом верху все цело

Вид на поселок
Вид на поселок
Изъезженная тундра. Сверху остров смотрится очень маленьким
Изъезженная тундра. Сверху остров смотрится очень маленьким

На острове Матвеев, помимо примечательного маяка и заброшенных зданий, имеются очень старые поморские кресты.

Поморские кресты на острове Матвеев

Еще в XVI в. русские поморы прочно освоили основные трассы Баренцева и Карского морей, подводившие их суда к богатым промысловым угодьям на Кольском полуострове, к Новой Земле, к Мангазее, что лежала к востоку от Оби, к устью реки Енисей и к берегам далекого архипелага Шпицберген — Груманта, как называли его на Руси.

Многие из этих путей имели свои названия: в Сибирь ходили по Мангазейскому и Енисейскому морским ходам, к Новой Земле — по Новоземельскому ходу, а к Шпицбергену — по ходу Груманланскому.

Если бы до нас дошли русские морские карты того времени, мы без труда смогли бы реконструировать упомянутые пути по местоположению своеобразных поморских знаков — крестов. Наряду с лоциями, картами, штурманскими приборами, гуриями они являлись одним из важнейших средств обеспечения древней полярной навигации. Кресты были исключительным явлением, не имевшим аналогий ни в мировой, ни в общерусской практике судовождения.

Трудно сказать, когда северные мореходы начали обставлять свои пути этими приметными знаками, но в XVI в. обычай был уже широко распространен. Множество крестов стояло в свое время на Новой Земле: по берегам Карских Ворот, в Костином шаре, на острове Валькове, Русской гавани, на Становых островах, в губе Строгановых и Мучной гавани; известны они на острове Вайгач.

Наиболее ранние из известных поморских крестов относятся к XVI в. Это было время необычайно высокой активности не только русского, но и западноевропейского мореплавания в Баренцевом и Карском морях. Английских, а затем голландских мореходов влекла надежда отыскать кратчайший путь в Китай морями Северного Ледовитого океана. Во многом благодаря запискам, оставленным занадноевропейцами, мы располагаем сведениями не менее чем о 30 поморских крестах этого времени, которые некогда стояли на Кольском полуострове (в Нукуевской губе), на островах Вайгач, Матвеев, Новая Земля, на полуострове Канин Нос. Самые ранние сведения об этих крестах относятся к 1553 г.

Особенно много крестов в XVI в. стояло на острове Вайгач — около 20. Это не удивительно. Вайгач был не только местом активных морских промыслов, но и перевалочным пунктом из относительно спокойного Баренцева моря в труднодоступное ледовитое Карское, простирающееся уже на азиатской стороне.

Известна зарисовка одного из крестов, стоявшего на острове Матвееве, сделанная в 1594 г. Крест восьмиконечный, покрытый полотенцем. Он изготовлен из тесаного бруса и укреплен у основания двумя косыми подпорками. На его лицевой стороне имеется надпись: «ЛЕТА 6083 ПОСТАВИЛИ КРЕСТ БЕРЕЗА ДА ФЕДОР ПАВЛОВ СЫН МОЛО ПОДПИСАЛ ОЛИШКО» («В 1575 году поставили крест Береза и Федор Павлов сын младший. Написал Олесий»). Имена русских мореходов XVI в. — Береза, Федор Павлов, Олесий — имеют особую ценность, поскольку нам почти не известны персонажи освоения арктических морских путей этого времени.

После запрещения в 1619 г. Мангазейского морского хода морские плавания в Сибирь прекратились и новые кресты на пространстве от Белого моря до Тазовской губы не только не ставились, но были уничтожены и поставленные ранее.

Старый крест
Старый крест
На кладбище
На кладбище

На имеющихся в настоящее время на острове крестах, а точнее в "медальонах" написано следующее:

W

ЦРЬ СЛВЫ

A

ИС СНЪ БЖЙ ХИС

На верхней перекладине обыкновенная Пилатова титла: "Иисус Назарянин Царь иудейский"

В переводе на современный русский это означает следующее:

"Иисус Назарянин Царь иудейский"

"Царь славы"

"Иисус сын божий христос"

Также присутствуют знаки "Альфа" и "Омега".

Подобные кресты обычно ставят на становищах.

Становища отличались от тоней тем, что обычно они не имели постоянных владельцев и там могли ловить рыбу и бить морского зверя промышленники из любых уголков Поморья. Пример тому становища на Мурмане, а также на арктических архипелагах Новая Земля, Шпицберген, Колгуев, Матвеев, Вайгач и др.

На становищах чаще всего можно было видеть сразу несколько крестов. Исходя из того, что на многих из них ставились надписи с указанием дат и имен промышленников, можно сделать вывод, что большинство из них помимо религиозных функций, несли еще и памятную. Поморы путем установления креста как бы «отмечались» на становище, отсылая в будущее (а возможно, и Богу) информацию о своем промысле. На Мурман, Новую Землю и в другие отдаленные арктические районы поморам было гораздо труднее добираться, чем на беломорские тони. Одно только успешное попадание в эти места было удачей, за которую следовало благодарить Бога. У поморов была поговорка: «Кто в море не ходил, тот Богу не молился».

Постоянные опасности, тяжелые условия жизни и промысла, суровая природа Арктики способствовали особому напряжению религиозного чувства и непрерывной потребности обращаться к Богу с молитвой о помощи и защите. Крест был материальным воплощением этого чувства. Если русская икона считается «умозрением в красках» и древней формой богословия, то и изготовление и установку креста можно назвать зримым воплощением молитвы, формой общения с Богом. Вновь прибывшие на становище поморы молили Бога о помощи, и становище украшалось еще одним крестом.

Нередким явлением на становищах были могильные кресты. Погибших во время зимовки или в ходе промысла поморов хоронили недалеко от становой избы, водружая на могилах деревянные кресты.

Это пока все что мы знаем про кресты.

История острова Матвеев в период ВОВ

Возле о.Матвеев, где проходит Северный морской путь, в годы Великой Отечественной войны разыгралась страшная трагедия. 14 августа 1942 года немецкая подводная лодка «U-209», капитаном которого был Генрих Бродда, по приказу командования последовала к востоку с целью разведки ледовой обстановки пролива Карские ворота.

Но взять хотя бы одну субмарину советского каравана, двигавшегося к Югорскому шару, не удавалось. На пути следования 16 августа 1942 года около полуночи 5 безоружных судов (буксиры – «Комсомолец», «Норд», пароход «Комилес» и две баржи) вышли из п.Хабарово и направлялись в г.Нарьян-Мар.

Утром 17 августа, когда караван проходил в двух милях от северного побережья о.Матвеев, где и встретила их немецкая субмарина. Бродда не замедлил открыть огонь по барже, на которой находились заключенные, женщины и дети, из находящегося на подлодке оружия. Как только на барже вспыхнул огонь, 18-летняя радистка «Комсомольца» начала открытую передачу в эфир о нападении врага.

В это время буксир «Норд» не стал ожидать расстрела, отвел лихтер и пароход к о.Матвеев, отправился за помощью в п.Хабарово. На очереди после баржи были разбиты немцами буксир «Комсомолец», пароход «Комилес» и еще одна баржа. Всех спасавшихся немцы расстреливали из зенитной пушки и пулемета. Вся «операция по разгрому» каравана заняла более четырех часов.

Жертвами безжалостной атаки «U-209» стали по официальным данным 305 человек, спасенных – 23 человека. Через 10 дней, 28 августа 1942 года, немецкая подлодка начала обстрел маяка и радиостанции в Ходоварихе (Захарьин берег, территория ФГУ ГПЗ «Ненецкий»), на западном побережье Баренцева моря. Загорелись конюшня, баня, жилой дом. Однако ответным огнем из пулемета и миномета персонал станции отогнал обнаглевших подводников. Причем одна из мин угодила в рубку пирата.

В 1943 году немецкая субмарина была потоплена вместе со всем экипажем у берегов Гренландии. В 1944 году изрешеченный корпус буксира «Комсомольца» сняли с мели и отбуксировали в Нарьян-Мар. Здесь его подлатали, и еще несколько лет оно работало в порту (Канев, 2009). В 1968 году был установлен в г.Нарьян-Маре памятник экипажу «Комсомольца» по проекту инженера Петра Яковлевича Хмельницкого.

Могила младенца
Могила младенца
Надгробие
Надгробие

Улица меж домов
Улица меж домов

Комментарии   

#1 Остров Матвеев, Баренцево мореinsp2 30.12.2014 06:52
На острове Матвеев был мощный РАДИОМАЯК.Он вел прямо к проливу Карские ВОРОТА
Цитировать
#2 матвеевВалерий 03.12.2015 06:40
В конце 80-ых, когда я работал в экспедиции, на о. Матвеев в летний сезон работала радиогеодезическая станция Силедис для проведения работ по определению координат судов (геофизические исследования).
Цитировать
#3 Маяк о. МатвеевАлександр 29.03.2017 13:47
На острове был один маяк желтого цвета цилиндр с фонарным приспособлением. Включался когда начинались темные ночи. И радиомаяк 150 или 300 миль. Был еще светящий навигационный знак смотрите книгу ОГНИ И ЗНАКИ БЕЛОГО И БАРЕНЦЕВА
Цитировать
#4 Маяк о. МатвеевАлександр 29.03.2017 14:06
Морей. В 1993 г. во время нашего посещения знак стоял. Посещение в 2014г. от знака остался нижний ярус. Аккумуляторный зал в 93 г. был цел. В 2014 г. там уже ничего не было, их ни кто не вывозил просто их побили посещающие люди. Дизеля действительно вывезли. Маяки принадлежали Главному управлению навигации и океанографии Министерства Обороны СССР сейчас РОССИИ.2014г. Установлен памятный крест погибшим во время нападения германской подводной лодки на суда шедшие с Югорского шара.устанавливали жители Москвы Сыктывкара Калуги Нарьян- Мара и других городов РОССИИ.
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика