Заброшенные объекты на карте

Все про абандоны:

Свернуть

ГУЛАГ на Югорском полуострове

"Мифотворчество – непременная часть создания истории, наверное, любого государства, но в России и СССР этот жанр приобрел, пожалуй, самодостаточное значение. Наличие мифов сомнений ни у кого не вызывает, споры идут лишь об их количестве.

Старая шлюпка
Старая шлюпка
Строение осталось еще со времен существования ГУЛАГа
Строение осталось еще со времен существования ГУЛАГа

Ярким примером подобного мифотворчества является история и, особенно - география ГУЛАГа. На основании устных, рукописных и печатных «свидетельств» на картах ГУЛАГа появились страшные каторжные лагеря уничтожения в самых удалённых точках Заполярья – на островах Новой Земли, Земли Франца-Иосифа и Северной земли, полуострове Таймыр, острове Врангеля.

При этом нужно иметь в виду, что сам ГУЛАГ практически все время своего существования был организацией пусть по-своему, но хозяйственной, труд заключенных по существу продавался, и отсутствие «полезного» приложения труда заключенных исключало возникновение лагерей. Таким «полезным» и выгодным для полярного ГУЛАГа трудом были добыча полезных ископаемых, строительство, погрузочно-разгрузочные работы и т.п. Из производства пищевой продукции для Севера оставалась только рыбная ловля (сельскохозяйственного производства по природным условиям быть не могло).

В частности, отсутствие «фронта работ» ставит под большое сомнение существование лагерей на острове Врангеля, известного в основном тем, что он служит «родильным домом» для белых медведей почти всей Восточной Арктики.

Наиболее устойчиво держится в литературе о ГУЛАГе история «лагерей смерти» на Новой Земле. Большая часть приведенных свидетельств все же, оказывается, пересказываются через вторые или третьи руки, что резко снижает степень доверия к ним. Обычно они содержат подробности о каторжной работе в нечеловеческих условиях Арктики, о почти поголовной смертности заключенных.

В свидетельствах, однако, содержатся фактические данные (описания) местоположения и окрестностей лагерей, об использовании труда заключенных, описания этапов, т.е. те данные, которые можно проверить по независимым источникам. Говорится о существовании «большого количества лагерей» в трех районах Новой Земли, а также на острове Рудольфа в архипелаге Земли Франца-Иосифа.

Однако на данном этапе можно уверенно сказать, что существование исправительно-трудовых лагерей на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа в 1930-50-е гг. практически невероятно. Прямых свидетельств нет, а известные через третьи руки подробности не соответствуют географическим и историческим реалиям.

Тем не менее, в архипелаге ГУЛАГ были арктические «острова» и их было немало, о чём свидетельствуют многочисленные документы.

Карское море
Карское море
Югорский полуостров
Югорский полуостров

Кайло
Кайло
Бочки
Бочки
Триангопункт
Триангопункт

Белый Нос
Белый Нос
Карское море
Карское море

На острове Вайгач и прилегающей части Югорского полуострова была Вайгачская экспедиция ОГПУ-НКВД 1929-1935 гг. с центром в посёлке Варнек («Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. 1923-1960. Справочник», М., 1998, сс. 179-180) (широта 69 град. 50 мин., севернее Полярного круга на 350 км.)"

© С.Ларьков, Ф.Романенко. "Самый северный остров Архипелага ГУЛАГ".

Югорский полуостров мы посещали несколько лет назад. В лагере на мысе Белый Нос располагалось строительство № 300 ГУЛЖДС, ликвидированное в сентябре 1944 г.

Цель ГУЛАГа на ЮШаре - возведение судостроительного завода в поселке Хабарово, зимника и железной дороги со стороны Югорского Шара, ж/д линии Воркута-Хабарово, временного порта у Югорского Шара и временной зимней дороги (зимника) со стороны Воркуты.

На фотографиях - метеостанция Белый Нос, на территории которой некогда существовал лагерь. До сих пор там сохранились некоторые постройки, лодки, бочки и прочее заброшенное оборудование.

Вышка
Вышка
Сейчас тут метеостанция
Сейчас тут метеостанция

Кстати, с заключенными с Югорского полуострова связана одна известная и печальная история. 16 августа 1942 года из поселка Хабарово в Нарьян-Мар вышла группа кораблей. В её состав входили буксирные пароходы «Комсомолец», «Норд» и «Комилес». «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500», а буксирный пароход «Комсомолец» — баржу П-4.

На барже находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей «Норильстроя».

17 августа около 7 часов утра, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев в Баренцевом море, вблизи него всплыла германская подводная лодка U-209, открывшая артиллерийский огонь.

Лихтер «Ш-500», баржа П-4 и буксирный пароход «Комилес» были потоплены. Буксирный пароход «Комсомолец» загорелся и выбросился на берег. Пароходу «Норд» удалось уйти. Из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули, либо погибли в ходе артиллерийского обстрела. В память об этом событии в Нарьян-Маре, на улице Сапрыгина в ноябре 1968 года был установлен памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец».

Шлюпка
Шлюпка
Рукав
Рукав

Заброшенность рядом со станцией
Заброшенность рядом со станцией
Шлюпка
Шлюпка

Бывший склад
Бывший склад
Бочки
Бочки

Вот более подробный рассказ о тех событиях

"16 августа 1942 года около полуночи из поселка Хабарово в Нарьян-Мар, без согласования с командиром Северного отряда БВФ капитаном 1-го ранга Н.П. Анниным, вышла группа кораблей, принадлежавшая Наркомату внутренних дел. В ее состав входили буксирные пароходы "Комсомолец", "Норд" и "Комилес". "Норд" буксировал неисправный "Коми-лес" и лихтер "Ш-500", а "Комсомолец" - баржу П-4. На последней находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей "Норильстроя" и направлялись на работу на объект НКВД N 300.

Вышеперечисленные суда направились в Нарьян-Мар "без охранения", несмотря на наличие информации о действиях германских подводных лодок у Новой Земли и присутствие в Хабарово тральщиков ТЩ-54 и ТЩ-62. Подобные переходы уже практиковались как Северным морским пароходством, так и организациями Наркомата внутренних дел. И в большинстве случаев командование Беломорской военной флотилии об этих переходах ничего не знало.

До утра плавание проходило спокойно. "Комсомолец" с баржей П-4 возглавлял колонну, двигаясь со скоростью 6 узлов. За ним на небольшом расстоянии следовал "Норд".

17 августа около 7 часов утра, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев, вблизи него всплыла германская подводная лодка, открывшая артиллерийский огонь по головному буксиру.

В качестве первой цели для атаки Бродда (Генрих Бродда - командир ПЛ U-209) выбрал баржу П-4. К 7.00 она была вся объята пламенем, но продолжала держаться на плаву. Находящиеся на ней заключенные и охранники, спасаясь от огня, прыгали за борт. В общей сложности в воде находилось около 300 человек, и немцы были уверены, что это советские солдаты. Очевидно, их смутили телогрейки, которые в ходе войны активно использовались в качестве форменной одежды как в советских концлагерях, так и в действующей армии.

Пока U-209 была занята расстрелом баржи, "Комсомолец" отдал буксирный канат и попытался скрыться. Этот маневр был замечен, и лодка немедленно перенесла огонь на уходящее судно. После нескольких прямых попаданий 88-миллиметровыми снарядами буксир загорелся и, как показалось германским подводникам, затонул.

Разделавшись с "Комсомольцем", Бродда решил добить баржу П-4. В 7.10 с дистанции 600 метров по ней была выпущена торпеда, которая из-за технической неисправности в цель не попала. Таким же безуспешным оказался и второй выстрел, произведенный в 7.15. Проверка торпедных установок не внесла ясности в произошедшее. Согласно им торпеды неминуемо должны были угодить в среднюю часть корпуса баржи, но по непонятным причинам этого не случилось.

В 7.20, бросив баржу догорать, U-209 устремилась в погоню за остальными судами каравана. К этому времени буксир "Норд", принятый немцами за сторожевик, успел отвести "Комилес" и лихтер Ш к острову Матвеев, поставив их на якорь в восьмистах метрах от берега. Затем он отдал буксирный канат и, обогнув остров с западной стороны, взял курс на Югорский Шар.

В 08.00. U-209 подошла к неподвижно стоящим советским судам и потопила "Комилес" артиллерийским огнем. Его экипажу пришлось броситься в воду и добираться до берега вплавь. К счастью, расстояние до него было не очень большим, и многим морякам удалось это сделать. Затем наступила очередь лихтера Ш, груженного углем. В 8.05. Бродда выпустил по нему торпеду с расстояния всего 300 метров, но, как и в первых двух случаях, в цель она не попала. Не слышали на лодке и взрыва, хотя позади атакованного судна находилась отвесная скала.

Чтобы добить противника, подводникам пришлось в 8.10 снова открыть артиллерийский огонь. Вскоре лихтер, объятый пламенем, медленно ушел под воду.

В 8.15 подлодка повернула в сторону горящей баржи П-4. Снарядов к орудию больше не было, и в 8.31 лодка ушла на перископную глубину. Сблизившись с баржей на дистанцию 320 метров, Бродда в 9.20 выпустил торпеду из аппарата N 4. На этот раз она сработала нормально, отправив злополучное судно на дно.

В 9.51 U-209 всплыла в надводное положение. Волнение моря увеличилось до двух баллов, и пошел небольшой дождь. Сила ветра составляла 2 - 3 балла. Опасаясь появления со стороны Югорского Шара советских сторожевых кораблей, Бродда взял курс на южное побережье Новой Земли. В 13.40 он передал командованию радиограмму о потоплении артиллерийским огнем двух буксирных составов в квадрате АТ-8762. В ней же указывалось, что на борту одной из барж находилось около 300 солдат.

Информация о нападении германской подводной лодки на буксирный караван у острова Матвеев была получена в Хабарово около 9.20. Стоящие там тральщики ТЩ-54 и ТЩ-62 под общим командованием капитана 3-го ранга Королева снялись с якоря и двинулись в район происшествия. В 11.00 на зюйде был замечен силуэт буксира "Норд", с которым удалось сблизиться через 40 минут. Его капитан вкратце обрисовал ситуацию, сообщив, что о судьбе остальных судов и их экипажей он ничего не знает. Пристроив буксир в кильватер ТЩ-54, корабли полным ходом пошли к острову Матвеев.

В 14.40 при подходе к острову на воде была замечена шлюпка с людьми. Тральщики изменили курс и в 15.00 приняли на борт двух человек с баржи П-4, один из которых имел тяжелое ранение в руку. Одновременно ТЩ-54 подобрал два мертвых тела, державшихся на воде благодаря пробковым поясам. Спасенные сообщили, что они единственные, кто уцелел с баржи П-4. Согласно их показаниям, германские подводники, расстреляв судно из артиллерии, добивали плавающих в воде из ручного оружия.

К этому утверждению следует относиться скептически по многим причинам. Во- первых, в архивных документах не указываются имена и фамилии спасенных. Кто эти люди и каким образом им удалось спастись на шлюпке - остается непонятно. Во- вторых, в журнале боевых действий U-209 отсутствуют какие-либо записи об использовании экипажем ручного стрелкового оружия. А, как известно, пунктуальные немцы любили записывать даже мелочи. В-третьих, не надо забывать, что 28 июля 1942 года U-209 спасла в море и доставила в Норвегию 8 американских моряков с парохода "Хоному", хотя могла их не подбирать. Вряд ли капитан-лейтенант Бродда питал к американцам более теплые чувства, чем к русским. В четвертых, для германских подводников было несвойственно жестокое отношение к экипажам потопленных кораблей.

Вечером U-209 обогнула остров Междушарский с восточной стороны, пройдя через пролив Костин Шар. 19 августа в 8.05 по пеленгу 90 сигнальщики обнаружили за кормой силуэт подводной лодки. Это была U-456 под командованием капитан- лейтенанта Тейхерта, которая утром 15 августа вышла из Киркенеса к Новой Земле и уже в боевом походе получила указание пополнить артиллерийский запас U-209. Из- за сильного волнения моря осуществить передачу снарядов у северо-западного побережья острова Междушарский не удалось.

Посовещавшись, командиры приняли решение сделать это прямо в проливе Костин Шар. Однако и там у немцев возникли проблемы. В 13.10 на дистанции 7000 метров сигнальщики обнаружили 4 сторожевых корабля, открывших по лодкам артиллерийский огонь. Это были СКР-19, ТЩ-39, ТЩ-58 и мотобот "Полярник", находившиеся в дозоре. U-209 и U-456, следуя строем кильватера, изменили курс и начали уходить в сторону моря. При этом последняя открыла ответный огонь по противнику. Бродда, не упускавший возможности применить артиллерию, мог только сожалеть об отсутствии снарядов на своем корабле. На этот раз ему выпала лишь роль наблюдателя.

Между тем подводные лодки продолжали двигаться в надводном положении. Малые глубины не позволяли им уйти под воду, да и особой надобности в этом не было. Точность огня советских кораблей оставляла желать лучшего. Их снаряды ложились далеко за кормой. Примерно в 13.40 последний из них исчез за горизонтом.

Оторвавшись от противника, немецким командирам наконец удалось осуществить задуманное. В 18.30 в двух милях от западного побережья полуострова Гусиная Земля с U-456 на U-209 было перегружено 80 снарядов к 88-миллиметровому орудию. Это удалось сделать всего за 20 минут. Затем обе лодки погрузились и потеряли контакт друг с другом. ***

В 15.40 тральщики подошли к месту гибели лихтера Ш и буксира "Комилес". Возле мачты затонувшего буксира, торчавшей из воды, "Норд" застопорил машину и спустил шлюпки для эвакуации с берега оставшихся в живых. По словам людей, снятых с острова, буксир "Комсомолец", поврежденный многочисленными попаданиями снарядов, не затонул, а выбросился на северную оконечность острова Матвеев.

В 17.10 тральщики обнаружили у самого берега корпус сгоревшего "Комсомольца". Подойти к нему они не решились из-за малых глубин и встали на якорь в ожидании, когда "Норд" снимет людей с острова. После завершения этих работ на борту последнего оказалось 23 спасенных. Таким образом, из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули либо погибли в ходе артиллерийского обстрела.

В 19.50 оба тральщика и буксир "Норд" снялись с якоря и 18 августа благополучно прибыли в Хабарово".

©Газета Нарьяна вындер, 28 марта 2005 (43), автор - Михаил Спирихин, "Трагедия в Баренцевом море: полная версия".

Более подробная информация о ГУЛАГ Югорского Шара

ЮГОРСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 300 (Югорлаг, Строительство 300)

Время существования: организован 12.03.41, 25.07.41; закрыт между 17.08.42 и 09.01.43.
Подчинен: ГУЛПС с 12.03.41; ГУЛЖДС — не позднее 25.07.41.
Дислокация: Архангельская обл., Ненецкий н.ок., пос. Хабарово.
Адрес: Архангельская обл., Ненецкий н.ок., пос. Хабарово, п/я — нет.
Производство: строительство порта и судостроительного завода в пос. Хабарово, зимника и железной дороги со стороны Югорского Шара.
Численность: конец IV кв. 1941 г. — 5196; 01.01.42 — 5197; 01.04.42 — 5101; 01.08.42 — 4116, 11.08.42 — 912, 01.09.42 — 646, 01.11.42 — 646 (последнее упоминание).
Начальники: нач. — Цесарский С.Г., с 25.07.41 — не ранее 04.09.41; Захаров С.Ф., с 27.02.42 — ?4.
Архив: В УИТЛК УМВД по Архангельской обл.: л/д з/к — 1510, картотека з/к — 4045, материалы делопроизводства — 2; в архиве ПЕЧОРСКОГО ИТЛ: л/д и служебные карточки сотрудников лаг. сектора, материалы делопроизводства; в Дорожном архиве Печорской ж.д. (г.Котлас): л/д сотрудников производственного сектора.

Примечания:   

Первым приказом ИТЛ создавался для строительства порта и завода в пос. Хабарово, подчинялся ГУЛПСу (по-видимому, фактически пр. не выполнен); вторым приказом созданы 2 ИТЛ в составе ГУЛЖДС для строительства порта в районе Хабарово и железной дороги Воркута — Югорский Шар. Не путать со Строительством 300 ГУЛЖДС в Московской обл. (строительство Поваровских ремонтных мастерских, организовано в 1944 г.).

Приказа о закрытии не найдено. 27.02.42 приказано приостановить строительство, с наступлением навигации лагерь вывезти. Однако Югорлаг упомянут 24.03.42 в приказе с объявлением дислокаций ИТЛ и отсутствует в приказе от 17.08.42 с объявлением изменений в дислокации ИТЛ. Ликвидационная комиссия организована 09.01.43; исключен из дислокации 28.01.43.

На конец IV кв. 1941 г. в Югорлаг прибыло из других лагерей 5723 з/к, из них 525 умерли; по другим данным, с 15.07.41 по 15.11.41 в Югорлаг вывезено 14 000 з/к.

Скорее всего — до закрытия ИТЛ, так как начальник упоминался 09.01.43 в приказе об организации ликвидационной комиссии как б. нач. ИТЛ.

Источники:   

    Пр.00275 НКВД от 12.03.41.
    Пр. 00965 НКВД от 25.07.41.
    Пр. 001721 НКВД от 17.08.42.
    Пр. 21 НКВД от 09.01.43.
    Пр. 058 НКВД от 27.02.42.
    Пр. 00129 НКВД от 28.01.43.
    Пр. 001200 НКВД от 04.09.41.
    ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1д. Д. 372. Л. 8об., 9.
    Там же. Д. 378. Л. 5об.
    Там же. Д. 379. Л. 3–103.
    Пр. 0186 НКВД от 09.09.44.
    ГАРФ. Ф. 9414. Оп.1. Д. 41. Л. 14.

ЗАПОЛЯРНЫЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 301 (Заполярлаг, Полярный ИТЛ)

Время существования: организован 12.03.41, 25.07.41, 04.09.41; закрыт 25.01.42 (Упр. ЗАПОЛЯРНОГО ИТЛ и СЕВЕРО-ПЕЧОРСКОГО ИТЛ объединены в одно Упр. СЕВЕРО-ПЕЧОРСКОГО ИТЛ).
Подчинен: ГУЛЖДС.
Дислокация: ?
Адрес:  ?
Производство:    строительство ж/д линии Воркута—Хабарово, строительство временного порта у Югорского Шара и временной зимней дороги (зимника), строительство ж.д. Воркута—Югорский Шар и зимника со стороны Воркуты.
Численность: 01.12.41 — 999; 01.01.42 — 995; 01.03.42 — 571.
Начальники: зам. нач. — ст. лейт. ГБ Свиридов А.С., с апреля 1941 г. по февраль 1942 г.
Архив: В архивах СЕВЕРО-ПЕЧОРСКОГО ИТЛ (материалы делопроизводства и бухгалтерии); в отделе кадров Печорстроя (л/д вольнонаемных).

Примечания:   

Первым пр. организован Полярный ж/д ИТЛ, который создавался для стр-ва порта и з-да в Хабарово, подчинялся ГУЛПСу (по-видимому, фактически не выполнен); вторым пр. созданы два ИТ лагеря в составе ГУЛЖДС для стр-ва порта в р-не Хабарово и ж.д. Воркута—Югорский Шар; в третьем пр. — первое упом. ЗАПОЛЯРНОГО ИТЛ и раздел сфер влияния с ЮГОРСКИМ ИТЛ (во всех трех пр. имеется в виду одна и та же ж/д линия).
наиболее вероятна дислокация в Воркуте (Коми АССР) (см. «Производство»).
З/к доставлены со Стр-ва 106; около 350 з/к освобождено и отправлено на фронт.

Источники:   

    Пр. 00276 НКВД от 12.03.41.
    Пр. 00965 НКВД от 25.07.41.
    Пр. 001200 НКВД от 04.09.41.
    Пр. 00185 НКВД от 25.01.42.
    ГАРФ. Ф.9414. Оп. 1д. Д. 379. Л. 3, 8, 12.
    ГАРФ. Служебная карточка ГУЛАГа.
    Там же. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 1146. Л. 35об.


Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР".

Комментарии   

#1 гулагВладимир 18.12.2016 09:09
мой прадед Теплищев Павел Яковлевич 1881г.р.осужден в 1937г по ст.антисоветская агитация на 10 лет погиб перед войной в лагере на Земле Франца Иосифа
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика