Еще про законодательство:

Свернуть

Ответственность капитанов туристических маломерных судов

Со времен СССР в туристическом сообществе сложилось мнение, что:

"В отличие от других видов туризма, в парусном туризме особую роль играет капитан каждого судна (судоводитель, старший по судну), в соответствии с действующим законодательством полностью отвечающий за обеспечение безопасности плавания". (с) регламент ТССР

Т.е. общественное туристическое мнение считает, что руководитель туристического судна, записанный в судовую роль как капитан, несет чуть ли ни уголовную ответственность за составление документов, за соблюдения правил судоходства, а также за жизни и безопасность других, обитающих на судне, туристов.  И вообще он, мол, за всё в ответе.

Я с этим делом очень сильно не согласна и хочу понять, права ли я в своем несогласии, или это мое личное заблуждение. Сможет ли кто из имеющихся тут умных людей это дело пояснить? Но не в том ключе, что "одна баба сказала, что это вот так", а желательно дать какие-то отсылки к законам и как-то свое мнение подтвердить.

Итак.

Как мне кажется, существует определенная путаница с самим понятием "капитан".

Туристы могут называть себя хоть капитанами, хоть адмиралами, хоть генералиссимусами. На самом деле они являются обычными судоводителями, которые должны иметь судовой билет, подтверждающий регистрацию судна и в некоторых случаях (если мотор выше 5 лс) еще и права судоводителя. Ну и ряд документов, нужных в случае пересечения границы - тут их касаться не буду.

По сути турист может позиционировать себя как угодно - как руководитель похода, как капитан и т.п. Однако, в соответствии с законодательством, если он управляет судном, то он - судоводитель, который несет административную ответственность за нарушение правил судовождения. А если он владеет судном, то он судовладелец, который несет ответственность за регистрацию и за оформление всех необходимых документов.

Если произвойдет конкретное правонарушение, то будет виновен лишь тот, кто это правонарушение совершил. И если судном управляет не "капитан", а другой, имеющий на то право судоводитель, то ответственность по КоАП будет нести именно этот человек. Т.е. турист "капитан" отвечать за вину другого человека не будет.  Отвечать он будет только за свои действия, в качестве судовладельца или судоводителя, в соответствии с КоАП РФ.

Никаких особых дополнительных прав у капитана туристского маломерного судна тоже нет. Он не может заверять завещания, регистрировать на судне брак и выдавать свидетельство о смерти. Соответственно, и обязанностей дополнительных у него нет.

А вот капитан торгового, пассажирского, рыболовного и прочего неспортивного и нетуристического судна - другое дело.

Капитан - это должностное лицо, которое оформлено в своей фирме по трудовому договору и которое несет ответственность за свое торговое или пассажирское судно. Такой капитан - важная персона и он не турист-судоводитель, а работник, который выполняет свои трудовые функции и несет ответственность за чужие жизни, имущество и т.п. в соответствии с Уголовным кодексом, гражданским и морским законодательством, а также договором о перевозке грузов или пассажиров.

УК РФ, статья 263:

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского и внутреннего водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, - наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности ... и так далее.

Статья 270:

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, - наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности ...

Т.е. по моим представлениям все гладко.

Турист - судоводитель маломерного судна отвечает за морские "ПДД" и несет лишь небольшую административную ответственность  за отсутствие прав на управление судна, за нарушение правил движения, за управление в состоянии алкогольного опьянения и прочее.

Владелец судна отвечает за отсутствие регистрации судна, за передачу судна лицу, не имеющему права управления судном, за отсутствие нужного оборудования на судне и прочее.

Т.е. ответственность на туристическом судне несет конкретное виновное лицо. А не тот, кто записал себя в "капитаны". Капитан - лишь руководит процессом. Он, как руководитель, объясняется с проверяющими и прочими органами. Он контактирует с другими лицами и представляет судно. Но отвечать по УК или КоАП за других он не должен.

И никакой другой дополнительной особой ответственности, как "капитана" у него нет.

А вот капитан торгового или пассажирского судна, работающий по контракту с фирмой (условно говоря, с портом), даже фактически не управляя судном и не стоя за штурвалом, несет ответственность за все происходящее на судне и в некоторых случаях несет ответственность уже по УК РФ.

И смешивать понятия судовладелец и капитан нельзя. И даже если турист оформит судовой билет, судовую роль, бортовой журнал и прочее, капитаном, несущим ответственность по УК, он все равно не будет. Чтобы стать таким капитаном, ему надо устроиться на работу на торговое или пассажирское судно и стать должностным лицом. А в качестве туриста - он лишь судоводитель, или владелец судна, с соответствующей этим статусам ответственностью.

Я права или в моих рассуждениях есть ошибка? Кто-нибудь может здраво разъяснить этот момент?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика