Все про снаряжение:

Свернуть

Байдарка Нэрис-2 (обзор)

Это, собственно, кратенький обзор байдарки Нэрис-2, которую мы купили весной 2008 года.

Байдарка Нэрис на Ладоге
Байдарка Нэрис на Ладоге
Поездка за водой по безымянной реке. Берег Паханческой губы
Поездка за водой по безымянной реке. Берег Паханческой губы

Разумеется, первым делом мы познакомились с упаковкой: карандаш с железом и рюкзак со шкурой и шпангоутами. Упаковка меня несколько разочаровала - от рюкзака, его молнии, ручек и материала веяло неким городским духом. Не знаю, как это объяснить - просто чемодан с ручками на молнии. Вот если бы это был кусок брезента с веревками, как у Тайменя...

ТТХ байдарки:

Длина - 5,5 м
Ширина - 0,84 м
Вес - 27 кг
Паспортная грузоподъемность - 250 кг

Еще прошлым летом я обнаружил в инете сведения о некой фирме "НЭРИС", и о том что она делает какую-то байдарку. Разумеется, меня это заинтересовало. По аське я долго общался с людьми, эту контору представляющими, однако вскоре передумал и забыл. Но потом, уже зимой, вспомнил опять, стал вновь общаться, решил таки купить. Деньги - через "вестерн юнион", несколько недель ожидания, и вот он, долгожданный НЭРИС-2 в моих руках.

Да, я должен признать, что я люблю продукты немецкой инженерной мысли. И не просто люблю, а предпочитаю их всем остальным. Я думаю, что многие в этом со мной согласятся. Однако, вещь, от природы германская, но изготовленная в Украине, у многих может вызвать опасения. Все мы знаем, например, дурную славу автомобилей украинского производства (хе-хе, что греха таить, русские машины тоже хороши). Но я оптимист, и знаю, что ни одна хваленая русская ракета никуда не полетит без украинских деталей.

У нас на даче, дабы лицезреть торжественный первый стапель, собралось еще и несколько наших друзей. Их нужно отнести к числу скептиков, потому что они любят во всем посомневаться и все покритиковать. Также они являются, как и мы с Наташкой, фанатами Тайменей. Поэтому угодить нам всем весьма непросто - мы любим, когда много толстого железа! 

А теперь я подробно опишу все свои впечатления. Сразу скажу, что в итоге все остались довольны, даже самые скептически настроенные.

Итак, я уже говорил, что байдарка имеет обводы, напоминающие RZ-85, однако конструкция Нэрис отличается от нее. Продольный набор изготовлен из анодированной (21 мкм) дюралевой трубы, кстати российской, марки Д16Т, а шпангоуты - фанерные. Ну ладно, сейчас расскажу все по порядку.

Кости:

1. Поперечный набор. Некоторые, услышав о фанере, скажут "фи", однако я считаю яхтенную фанеру отличным материалом: она имеет высокую ремонтопригодность, а по своим механическим характеристикам совсем не уступает алюминию. Шпангоутов всего 7. Три из них, что находятся в кокпите, выполнены открытыми. Все они не имеют книц: боковые стрингера спарены, и присоединяются к шпангоуту посредством специального болтика, а нижние - заходят в специальный паз, прямо в фанере.

2. Продольный набор. Спаренные стрингера, по словам производителя - есть особая фишка байдарки. Да, я согласен с этим. И это техническое решение мне очень понравилось. Если вы когда-либо имели дело с западными каркасными байдарками, то понимаете что это такое: боковые стрингера объединены как бы в один блок, навроде кильсона, посредством поперечной перемычки, и именно этой перемычкой они крепятся к шпангоуту. Но на западе все это делается исключительно из фанеры, а тут - реализовано в алюминии.
 
В шпангоут вкручен болтик с цилиндрической головкой, а на перемычке стрингера выфрезерован паз, в который этот болт заходит. Перемычка к трубам приклепана вытяжными заклепками. Таким образом отпадает необходимость использования книц, а собирается каркас легко и непринужденно. Задняя половинка каркаса соединяется с передней посредством распирания "замков", ну или как они там называются - такой же штуковины, как на кильсоне. Шпингалеты - только на нижних стрингерах. Все соединительные втулки сделаны из трубки 16х3 и выглядят добротно и очень крепко.

Фальшборта изготовлены из весьма мощного профиля - приятно выглядит. Как лом. Тут я заострю внимание на способе натяжки фальшбортов - о том, что меня пленило сразу. Фальшборта крепятся к шпангоутам, так, как это делается в "цивилизованных странах", а именно с помощью шпилек и барашков - никаких извращений, матов, топоров и струбцин! Все крепко, надежно и просто, да и вообще металл выглядит качественно и надежно, все жесткое и красивое.

Шкура сделана из приятного на ощупь "лодочного" ПВХ - это не рыхлый винилплан, как у тритона, который можно расковырять ногтем, это очень правильная, плотная ткань.
Шкура проклеена, по моему заказу, всюду где только можно протектором - т.е. привальник тоже защищен. Бросается в глаза некоторая неаккуратность клеевых швов, но в целом - хорошо, главное крепко. Вся байдарка производит впечатление штучного изделия - все детали несут в себе тепло рук мастера, который все это кропотливо делал несколько недель, клеил, обтачивал напильником, мерил штанген-циркулем. Я такое очень люблю.

Теперь о соединении шкуры и фальшборта: это место вызвало некоторые сомнения. Шкура не заворачивается в спец.канавку, как, скажем, на таймене. В нашем случае, к краю шкуры пришита такая штуковина, типа "кромка", с пропущенным через нее репшнуром. Кромка эта пропускается через желоб, идущий снизу фальшборта. Производитель говорит, что также делает "Folbot". Судя по фоткам этих фолботов, да - так они и делают в своих америках, однако, старый способ мне нравится больше. Возможно, во мне говорит мой консерватизм, и такой вариант ни чуть не хуже. Опыт эксплуатации покажет.

Сборка этой байдарки требует аккуратности и высокой точности. Ее не соберешь как "Таймень", с дуру засунув кости в шкуру задом наперед. К байдарке с немецкими корнями, подход нужен соответственно, тоже немецкий. Это я о том, что если засунуть корму и нос в шкуру, даже с очень незначительным перекосом - то байдарка не соберется вообще. У меня лодка собралась только со второй попытки, когда я осознал, какой ответственности требует сборка.

Нос засунуть проще, а вот с кормой пришлось помучиться - тут нужен опыт и сноровка. Ну что ж, все засунуто как надо, мы распираем кильсон, потом боковые стрингера. Нижние защелкиваем шпингалетами. Особо отмечу, что никто из участвующих в сборке, не проронил при этом ни одного матерного слова в адрес вышеозначенных деталей - все было сделано быстро и без усилий.
Далее вставляем в кокпит 3 шпангоута. Если кто-то имел дело с тритоновской "Невой", то он знает, насколько там это было непросто. У Нэриса шпангоуты вставились как-то сами собой - раз - и готово!

Ну и напоследок - фальшборта - больное место почти у всех. Здесь их установка и натяжка тоже представляет собой, пожалуй, самую сложную часть сборки.

Первая сложность: один фальшборт состоит из двух сегментов, соединить которые нужно, когда через их желоб уже пропущена кромка с репшнуром. Делать все надо осторожно, чтоб не повредить эту самую кромку. Однако стоит приноровиться, и все получается быстро и безболезненно.

Теперь, фальшборта присоединенные к шкуре, надо отверстиями насадить на шпильки шпангоутов. Повторюсь: если каркас засунут в шкуру с перекосом, то ничего не выйдет, с одного борта вы просто не вытянете шпильки из отверстий фальшборта. Если же все собрано как надо, то насаживание фальшбортов и накручивание барашков на шпильки требует, конечно, усилий, но не таких титанических, как при сборке "Тайменя". Сначала мы наживляем барашки, а затем закручиваем их, натягивая фальшборта. Проблемы могут возникнуть из-за утыкания острых краев отверстий в резьбу - будет не натянуть. Проблема эта легко решаема с помощью надфиля.

Все натянуто. Байдарка собрана! Первым делом мы ее поднимаем за нос и корму, и ради любопытства трясем. Здесь нас ожидает приятный сюрприз: в отличие от Тайменя, в байде и в помине нет никакой "сосисочности" - она жестка буквально как табуретка. Выглядит судно красиво и стремительно, как кинжал. Место внутри - навалом: под борта влезет несколько длинных герм, а в нос и корму уберется весь основной груз. В качестве пояснения: западные байдарки скомпонованы так, что гребцы сидят почти вплотную, там где заканчиваются ноги капитана и педали руля, сразу начинается спина матроса. Весь груз убирается в очень объемные нос и корму.

Места гребцов тут расположены очень эргономично, так что первый номер комфортно упирается ногами во второй шпангоут. Капитан также может упереться ногами в шпангоут, если на байдарку не установлен руль. Пока еще Нэрис не комплектует свои байдарки рулями, поэтому мне придется установить его самостоятельно. Хотя, если бы я повременил с получением байдарки, то наверно получил бы ее уже с рулем - в ближайшее время они собираются начать их изготавливать.

Спинки и сидушки сделаны просто, но удобно. Сидушки представляют из себя мягкие толстые "подушки" из пенки, устанавливаемые на свои места при помощи строп, прицепляемых к шпангоутам. Спинки - как у тритона, подвесные, но сделаны они, вроде как, более продуманно, и облокачиваться на них удобнее.

Фартук крепится к фальшбортам немного непривычным для меня способом. В "стойке" фартука имеются прорези. Эти прорези одеваются на барашки фальшборта. Процедура одевания-снимания фартука получается достаточно сложной и медленной, однако держится все очень прочно и надежно - случайно не оторвешь. "Очки" - большие и просторные, садиться и вылезать из них - легко.

Ну что ж, таковы мои первые впечатления от байдарки "НЭРИС-2", клона RZ-85. Много нового и интересного я смогу рассказать, когда откроется сезон. А сейчас, в целом ощущение таково: да, "НЭРИС-2", это, пожалуй, именно та байдарка, которую мне хотелось иметь, но которую я никак не мог найти тут, в России.

Это отличная, крепкая лодка стремительных форм, с железным сердцем. Байдарка не содержит пластмассовых деталей, изготовлена из очень хороших материалов. Она сочетает в себе лучшие западные концепции с чисто советской традицией делать все так, чтобы оно пережило ядерную войну. Осталось наклеить руль и пятаки для внешней подвески груза - и Н-2 станет превосходной морской лодкой.

Комментарии   

#1 Байдарка Нэрис-2 (обзор)Андрей 25.03.2013 20:07
Здравствуйте уважаемые Петр и Наталья, мое имя Андрей. Довольно близко ознакомился с вашим интернет ресурсом, который мне очень понравился своей атмосферностью и отношением к природе. Но вопрос у меня вот какой, собираюсь брать байдарку, путешествия предполагаются и по спокойной воде, и по морю,опираясь на Ваш опыт , что вы можете сказать о поведении Н2, в море?
Цитировать
#2 Байдарка Нэрис-2 (обзор)Наталья 25.03.2013 20:07
Здравствуйте, Андрей. Нэрис-2 - отличная байдарка и для моря и для озера. Единственно, со временем из-за морской воды происходит коррозия, некоторые элементы изнашиваются. Т.е. если байдарку интенсивно использовать на море, то через 2-3 года некоторые ее запчасти надо менять. Но это беда всех байдарок, не знаю таких, которые совсем не коррозируют, если они не из фанеры сделаны, конечно. Старый аутентичный Таймень в этом плане был самым надежным, и меньше подвергался разрушению, но его уже не производят, а то что производят, со старым вообще не сравнить. А так Н-2 нам очень нравится, хорошая лодка.
Цитировать
#3 НерисГеоргий 14.06.2016 19:17
Что-нибудь изменилось во мнении с 2008г?
Цитировать
#4 RE: Байдарка Нэрис-2 (обзор)Наталья 15.06.2016 21:40
Цитирую Георгий:
Что-нибудь изменилось во мнении с 2008г?


Не, в отношении байдарок не изменилось) Нерис по-прежнему считаем очень крутыми и качественными байдарками.

Единственно, что касается лично нас, то сейчас возможно мы бы больше внимания обратили именно на каяки (неразборные). Но только потому что можем на них кататься в ПВД на Ладоге, например. Или брать с собой на жесткокорпусную лодку и возить прямо на ней, а потом использовать в качестве тузика или для радиалок. В таком варианте он идеален.

А для дальних автономных переходов по гладкой воде все-таки каркасная байдарка по-прежнему рулит.
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика