Байдарка Нэрис-2 (обзор)
Это, собственно, кратенький обзор байдарки Нэрис-2, которую мы купили весной 2008 года.
Разумеется, первым делом мы познакомились с упаковкой: карандаш с железом и рюкзак со шкурой и шпангоутами. Упаковка меня несколько разочаровала - от рюкзака, его молнии, ручек и материала веяло неким городским духом. Не знаю, как это объяснить - просто чемодан с ручками на молнии. Вот если бы это был кусок брезента с веревками, как у Тайменя...
ТТХ байдарки:
Длина - 5,5 м
Ширина - 0,84 м
Вес - 27 кг
Паспортная грузоподъемность - 250 кг
Длина - 5,5 м
Ширина - 0,84 м
Вес - 27 кг
Паспортная грузоподъемность - 250 кг
Еще прошлым летом я обнаружил в инете сведения о некой фирме "НЭРИС", и о том что она делает какую-то байдарку. Разумеется, меня это заинтересовало. По аське я долго общался с людьми, эту контору представляющими, однако вскоре передумал и забыл. Но потом, уже зимой, вспомнил опять, стал вновь общаться, решил таки купить. Деньги - через "вестерн юнион", несколько недель ожидания, и вот он, долгожданный НЭРИС-2 в моих руках.
Да, я должен признать, что я люблю продукты немецкой инженерной мысли. И не просто люблю, а предпочитаю их всем остальным. Я думаю, что многие в этом со мной согласятся. Однако, вещь, от природы германская, но изготовленная в Украине, у многих может вызвать опасения. Все мы знаем, например, дурную славу автомобилей украинского производства (хе-хе, что греха таить, русские машины тоже хороши). Но я оптимист, и знаю, что ни одна хваленая русская ракета никуда не полетит без украинских деталей.
У нас на даче, дабы лицезреть торжественный первый стапель, собралось еще и несколько наших друзей. Их нужно отнести к числу скептиков, потому что они любят во всем посомневаться и все покритиковать. Также они являются, как и мы с Наташкой, фанатами Тайменей. Поэтому угодить нам всем весьма непросто - мы любим, когда много толстого железа!
А теперь я подробно опишу все свои впечатления. Сразу скажу, что в итоге все остались довольны, даже самые скептически настроенные.
Итак, я уже говорил, что байдарка имеет обводы, напоминающие RZ-85, однако конструкция Нэрис отличается от нее. Продольный набор изготовлен из анодированной (21 мкм) дюралевой трубы, кстати российской, марки Д16Т, а шпангоуты - фанерные. Ну ладно, сейчас расскажу все по порядку.
Кости:
1. Поперечный набор. Некоторые, услышав о фанере, скажут "фи", однако я считаю яхтенную фанеру отличным материалом: она имеет высокую ремонтопригодность, а по своим механическим характеристикам совсем не уступает алюминию. Шпангоутов всего 7. Три из них, что находятся в кокпите, выполнены открытыми. Все они не имеют книц: боковые стрингера спарены, и присоединяются к шпангоуту посредством специального болтика, а нижние - заходят в специальный паз, прямо в фанере.
2. Продольный набор. Спаренные стрингера, по словам производителя - есть особая фишка байдарки. Да, я согласен с этим. И это техническое решение мне очень понравилось. Если вы когда-либо имели дело с западными каркасными байдарками, то понимаете что это такое: боковые стрингера объединены как бы в один блок, навроде кильсона, посредством поперечной перемычки, и именно этой перемычкой они крепятся к шпангоуту. Но на западе все это делается исключительно из фанеры, а тут - реализовано в алюминии.
В шпангоут вкручен болтик с цилиндрической головкой, а на перемычке стрингера выфрезерован паз, в который этот болт заходит. Перемычка к трубам приклепана вытяжными заклепками. Таким образом отпадает необходимость использования книц, а собирается каркас легко и непринужденно. Задняя половинка каркаса соединяется с передней посредством распирания "замков", ну или как они там называются - такой же штуковины, как на кильсоне. Шпингалеты - только на нижних стрингерах. Все соединительные втулки сделаны из трубки 16х3 и выглядят добротно и очень крепко.
Фальшборта изготовлены из весьма мощного профиля - приятно выглядит. Как лом. Тут я заострю внимание на способе натяжки фальшбортов - о том, что меня пленило сразу. Фальшборта крепятся к шпангоутам, так, как это делается в "цивилизованных странах", а именно с помощью шпилек и барашков - никаких извращений, матов, топоров и струбцин! Все крепко, надежно и просто, да и вообще металл выглядит качественно и надежно, все жесткое и красивое.
Шкура сделана из приятного на ощупь "лодочного" ПВХ - это не рыхлый винилплан, как у тритона, который можно расковырять ногтем, это очень правильная, плотная ткань.
Шкура проклеена, по моему заказу, всюду где только можно протектором - т.е. привальник тоже защищен. Бросается в глаза некоторая неаккуратность клеевых швов, но в целом - хорошо, главное крепко. Вся байдарка производит впечатление штучного изделия - все детали несут в себе тепло рук мастера, который все это кропотливо делал несколько недель, клеил, обтачивал напильником, мерил штанген-циркулем. Я такое очень люблю.
Теперь о соединении шкуры и фальшборта: это место вызвало некоторые сомнения. Шкура не заворачивается в спец.канавку, как, скажем, на таймене. В нашем случае, к краю шкуры пришита такая штуковина, типа "кромка", с пропущенным через нее репшнуром. Кромка эта пропускается через желоб, идущий снизу фальшборта. Производитель говорит, что также делает "Folbot". Судя по фоткам этих фолботов, да - так они и делают в своих америках, однако, старый способ мне нравится больше. Возможно, во мне говорит мой консерватизм, и такой вариант ни чуть не хуже. Опыт эксплуатации покажет.
Сборка этой байдарки требует аккуратности и высокой точности. Ее не соберешь как "Таймень", с дуру засунув кости в шкуру задом наперед. К байдарке с немецкими корнями, подход нужен соответственно, тоже немецкий. Это я о том, что если засунуть корму и нос в шкуру, даже с очень незначительным перекосом - то байдарка не соберется вообще. У меня лодка собралась только со второй попытки, когда я осознал, какой ответственности требует сборка.
Фальшборта изготовлены из весьма мощного профиля - приятно выглядит. Как лом. Тут я заострю внимание на способе натяжки фальшбортов - о том, что меня пленило сразу. Фальшборта крепятся к шпангоутам, так, как это делается в "цивилизованных странах", а именно с помощью шпилек и барашков - никаких извращений, матов, топоров и струбцин! Все крепко, надежно и просто, да и вообще металл выглядит качественно и надежно, все жесткое и красивое.
Шкура сделана из приятного на ощупь "лодочного" ПВХ - это не рыхлый винилплан, как у тритона, который можно расковырять ногтем, это очень правильная, плотная ткань.
Шкура проклеена, по моему заказу, всюду где только можно протектором - т.е. привальник тоже защищен. Бросается в глаза некоторая неаккуратность клеевых швов, но в целом - хорошо, главное крепко. Вся байдарка производит впечатление штучного изделия - все детали несут в себе тепло рук мастера, который все это кропотливо делал несколько недель, клеил, обтачивал напильником, мерил штанген-циркулем. Я такое очень люблю.
Теперь о соединении шкуры и фальшборта: это место вызвало некоторые сомнения. Шкура не заворачивается в спец.канавку, как, скажем, на таймене. В нашем случае, к краю шкуры пришита такая штуковина, типа "кромка", с пропущенным через нее репшнуром. Кромка эта пропускается через желоб, идущий снизу фальшборта. Производитель говорит, что также делает "Folbot". Судя по фоткам этих фолботов, да - так они и делают в своих америках, однако, старый способ мне нравится больше. Возможно, во мне говорит мой консерватизм, и такой вариант ни чуть не хуже. Опыт эксплуатации покажет.
Сборка этой байдарки требует аккуратности и высокой точности. Ее не соберешь как "Таймень", с дуру засунув кости в шкуру задом наперед. К байдарке с немецкими корнями, подход нужен соответственно, тоже немецкий. Это я о том, что если засунуть корму и нос в шкуру, даже с очень незначительным перекосом - то байдарка не соберется вообще. У меня лодка собралась только со второй попытки, когда я осознал, какой ответственности требует сборка.
Нос засунуть проще, а вот с кормой пришлось помучиться - тут нужен опыт и сноровка. Ну что ж, все засунуто как надо, мы распираем кильсон, потом боковые стрингера. Нижние защелкиваем шпингалетами. Особо отмечу, что никто из участвующих в сборке, не проронил при этом ни одного матерного слова в адрес вышеозначенных деталей - все было сделано быстро и без усилий.
Далее вставляем в кокпит 3 шпангоута. Если кто-то имел дело с тритоновской "Невой", то он знает, насколько там это было непросто. У Нэриса шпангоуты вставились как-то сами собой - раз - и готово!
Ну и напоследок - фальшборта - больное место почти у всех. Здесь их установка и натяжка тоже представляет собой, пожалуй, самую сложную часть сборки.
Первая сложность: один фальшборт состоит из двух сегментов, соединить которые нужно, когда через их желоб уже пропущена кромка с репшнуром. Делать все надо осторожно, чтоб не повредить эту самую кромку. Однако стоит приноровиться, и все получается быстро и безболезненно.
Теперь, фальшборта присоединенные к шкуре, надо отверстиями насадить на шпильки шпангоутов. Повторюсь: если каркас засунут в шкуру с перекосом, то ничего не выйдет, с одного борта вы просто не вытянете шпильки из отверстий фальшборта. Если же все собрано как надо, то насаживание фальшбортов и накручивание барашков на шпильки требует, конечно, усилий, но не таких титанических, как при сборке "Тайменя". Сначала мы наживляем барашки, а затем закручиваем их, натягивая фальшборта. Проблемы могут возникнуть из-за утыкания острых краев отверстий в резьбу - будет не натянуть. Проблема эта легко решаема с помощью надфиля.
Все натянуто. Байдарка собрана! Первым делом мы ее поднимаем за нос и корму, и ради любопытства трясем. Здесь нас ожидает приятный сюрприз: в отличие от Тайменя, в байде и в помине нет никакой "сосисочности" - она жестка буквально как табуретка. Выглядит судно красиво и стремительно, как кинжал. Место внутри - навалом: под борта влезет несколько длинных герм, а в нос и корму уберется весь основной груз. В качестве пояснения: западные байдарки скомпонованы так, что гребцы сидят почти вплотную, там где заканчиваются ноги капитана и педали руля, сразу начинается спина матроса. Весь груз убирается в очень объемные нос и корму.
Места гребцов тут расположены очень эргономично, так что первый номер комфортно упирается ногами во второй шпангоут. Капитан также может упереться ногами в шпангоут, если на байдарку не установлен руль. Пока еще Нэрис не комплектует свои байдарки рулями, поэтому мне придется установить его самостоятельно. Хотя, если бы я повременил с получением байдарки, то наверно получил бы ее уже с рулем - в ближайшее время они собираются начать их изготавливать.
Спинки и сидушки сделаны просто, но удобно. Сидушки представляют из себя мягкие толстые "подушки" из пенки, устанавливаемые на свои места при помощи строп, прицепляемых к шпангоутам. Спинки - как у тритона, подвесные, но сделаны они, вроде как, более продуманно, и облокачиваться на них удобнее.
Фартук крепится к фальшбортам немного непривычным для меня способом. В "стойке" фартука имеются прорези. Эти прорези одеваются на барашки фальшборта. Процедура одевания-снимания фартука получается достаточно сложной и медленной, однако держится все очень прочно и надежно - случайно не оторвешь. "Очки" - большие и просторные, садиться и вылезать из них - легко.
Ну что ж, таковы мои первые впечатления от байдарки "НЭРИС-2", клона RZ-85. Много нового и интересного я смогу рассказать, когда откроется сезон. А сейчас, в целом ощущение таково: да, "НЭРИС-2", это, пожалуй, именно та байдарка, которую мне хотелось иметь, но которую я никак не мог найти тут, в России.
Это отличная, крепкая лодка стремительных форм, с железным сердцем. Байдарка не содержит пластмассовых деталей, изготовлена из очень хороших материалов. Она сочетает в себе лучшие западные концепции с чисто советской традицией делать все так, чтобы оно пережило ядерную войну. Осталось наклеить руль и пятаки для внешней подвески груза - и Н-2 станет превосходной морской лодкой.
Комментарии
Не, в отношении байдарок не изменилось) Нерис по-прежнему считаем очень крутыми и качественными байдарками.
Единственно, что касается лично нас, то сейчас возможно мы бы больше внимания обратили именно на каяки (неразборные). Но только потому что можем на них кататься в ПВД на Ладоге, например. Или брать с собой на жесткокорпусную лодку и возить прямо на ней, а потом использовать в качестве тузика или для радиалок. В таком варианте он идеален.
А для дальних автономных переходов по гладкой воде все-таки каркасная байдарка по-прежнему рулит.
RSS лента комментариев этой записи