Все про снаряжение:

Свернуть

Электропитание в путешествии

В преддверии нового сезона путешествий, настало время поговорить о животрепещущей для многих проблеме - о вопросе электропитания различных ваших гаджетов в отрыве от цивилизации. Конечно, первый вариант, приходящий на ум - это обычные химические батареи, однако тему эту я сейчас рассматривать не буду, хотя и с удовольствием выслушаю ваш опыт касательно этого источника энергии.

Солнечная батарея на байде
Солнечная батарея на байде
В море
В море

А сейчас я хочу обсудить гораздо более интересный источник - солнечную батарею. Что ж, так как Питер, по ассортименту продаваемых товаров, похож на глухую деревню - ограничимся пока только теорией. В ближайшее время, я надеюсь, мне удастся приобрести нужные солнечные элементы и я, собрав рабочее устройство, охотно поделюсь готовым рецептом.

Практический опыт применения солнечной батареи у меня тоже есть, в прошлом году, в течение целого сезона такая батарея позволяла нам пользоваться видеокамерой, ни в чем себе не отказывая. А теперь я опишу свой опыт а также изложу немного теории. Сразу говорю: я не электротехник, полный профан в этом, так что спецы, поправляйте если что не так.

Итак, у меня есть видеокамера, питающаяся от штатного Li-Ion-аккумулятора. Камерой очень хотелось снимать в походе, но это наталкивалось на ряд сложностей: литий-ионный аккум совершенно неразумно пытаться заряжать солнечной батареей, а запитать камеру от химических батареек напрямую тоже невозможно - как известно, батарейка - линейный источник, т.е. ток и напряжение в ней линейно падают по мере разряда.

Камера с таким источником работать просто отказывалась. Оставался один вариант: выкинуть нафиг штатный аккум камеры, вклеить в корпус шнур питания и запитывать ее от никелевого аккумулятора, который, без всяких стабилизаторов выдает по мере разряда постоянную мощность. Все обыкновенные Li-Ion аккумуляторы выдают на выходе 3,7В, а все устройства работающие с ними работают при напряжении 3,7...5 В. 4 аккумулятора по 1,2 В, дадут 4,8 В - штатное напряжение питания устройства. Да и вообще, большинство современной электроники работает при напряжении питания порядка 5 В.

Возник вопрос: какие аккумы выбрать? Порывшись во всяких эхах и форумах я понял, что мне нужен старый-добрый никель-кадмиевый аккумулятор. Почему именно он, а не Ni-MH, например? Все просто - Ni-Cd аккуму для зарядки не нужно ничего кроме напряжения, превышающего номинал на пол-вольта, и тока, составляющего, в штатном режиме 10% от емкости аккумулятора. Можно меньше, можно больше, не суть - 10% - это стандарт. Т.к. любой элемент в схеме - это потери драгоценной мощности, то вариант с Ni-Cd аккумулятором самый правильный, он соединен напрямую с батареей.

Руководствуясь этими вводными, я приобрел 8 аккумуляторов на 1000 мАч, а также автомобильную солнечную батарею для подзарядки кислотного аккума автомобиля. Батарея по паспорту в номинальном режиме выдавала 125 мА при 12 В. Таким образом, получается, что при хорошей освещенности, если КПД зарядки составит 70%, батарею аккумуляторов я смогу зарядить за 10-12 часов (ток в цепи, как раз, составляет 10% от емкости аккумов). На практике так оно и оказалось, снимать удавалось почти непрерывно - одна батарея - на зарядке, другая в камере. При израсходовании рабочей батареи, батареи меняются местами. Солнечная батарея - постоянно на деке байдарки.

Теперь по конструктивному исполнению. Солнечная батарея пала смертью храбрых при высадке на Хейнясенма, осталась только спецгерма от нее. Итак. Аккумуляторы в батарейном отсеке соединяем последовательно и вешаем напрямую на солнечную батарею (ведь она дает 12 В, на каждый аккум приходится по 3 В). Все это дело, вместе со снаряженным батарейным отсеком помещаем в герму с прозрачным окошком. Все! Проще пареной репы.

Главный минус этой системы - в ее хрупкости. Такую батарею легко разбить, раздавить и т.д. Проблему эту могли бы решить маленькие солнечные элементы, что продаются в магазинах. Батарея собранная из них была бы менее восприимчива к механическим воздействиям. Также я что-то слышал про гибкие солнечные батареи, но это нечто весьма не дешевое и редкое. На этот сезон я хочу собрать примерно такую-же конструкцию, но уже из двух запараллеленных солнечных батарей. В этом устройстве можно будет либо заряжать повышенным током 1 комплект аккумов, либо, снарядив дополнительный параллельный батарейный отсек - заряжать сразу 2 комплекта штатным током. Собственно вот, такой опыт и мысли. Если у кого есть интересные соображения на эту тему - делитесь, учту при постройке нового девайса.

Комментарии   

#1 Электропитание в путешествииВиктор 25.03.2013 20:08
Добрый вечер. Спасибо за интересный сайт. У вас интересные маршруты и похожие решения... Я начинал с байд, Вуоксы и Карелии в т.ч. Шуя, Воньга, Суна и Б. море. В 1995 на Воньгу брал солнечные батареи для камеры и приёмника, заряжалось хлибко. С 1996 и по ныне хожу на парусных катамаранах по Ладоге и Финскому (там с погранцами проблемки были). На катах солнечные батареи ставил, однако поломки , да и смыло пару... Ныне буду на Ладоге июль и август (обкатка морского ката) Вижу несколько решений "розетки": 1. Механический генератор и аком. (ручной для фонариков и или подводный пропеллер).2. Солнечные батареи в связке с аком. 3. Движок со штатным аком. (4 тактный). 4. Заряжать в посёлках. Дольше дело в потребностях... Прежде при свечах жили...С Уважением Виктор (ВС КТС)
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика