Все про снаряжение:

Свернуть

Изготовление паруса для байдарки

На этих выходных мы испытывали парус, который я старательно лабал для нашей байдарки в течение нескольких вечеров перед выходными. Собственно, изготовление самого полотнища паруса заняло не более 30 минут времени. Большую часть времени я потратил на рангоут – мачту и, в особенности, на ее крепеж к каркасу байдарки.

Парус для байдарки
Парус для байдарки
рисунок
рисунок

Расскажу обо всем по порядку, так как я хочу вложить в эту статью, в первую очередь познавательный смысл и поделиться с вами опытом.

Все началось с концепции и технических требований. Все парусное вооружение должно было быть очень простым, легким, не лишать байдарку своих изначальных свойств, то есть не затруднять хождение на веслах. Соответственно, в конструкции не должно быть никаких аутригеров, швертов и прочих вредных наворотов.

Мачта не должна осложнять доступ к грузу. Парус же, должен легко отсоединяться от мачты и легко убираться куда-нибудь, чтобы он не мешал в «походном» положении. При всем при этом, длина гика не должна превышать метра, в противном случае, такой парус в рабочем положении будет неудобен в управлении и будет сильно ухудшать обитаемость и удобство лодки.

Эти требования были обусловлены компоновкой нашей байдарки, в которой гребцы сидят близко друг к другу, а основное количество груза укладывается в нос и в корму. И вдобавок ко всему, совершенно не хотелось вносить сильных изменений в конструкцию байдарки, сверлить лишние дырки, что-нибудь резать и т.п.

Первой, в голову пришла идея разместить мачту ровно посередине корпуса судна. Такое решение было бы оптимальным – мачта никому и ни чему не мешала бы. С точки зрения мореходных качеств, такое положение мачты является самым правильным: судно никуда не уваливается, и даже без шверта, по идее, его не должно сносить ветром.

Однако, четвертый шпангоут, к которому в этом случае должна крепиться мачта, выполнен открытым, и для крепления мачты нужно было сделать перемычку между его ветвями. Но как именно? Из чего? Об этом надо было много думать.

На другой чаше весов лежал вариант с установкой мачты в передней части кокпита, у второго шпангоута. Но мачта, установленная туда, перекрывала бы доступ к носовому трюму, поэтому, ее пришлось бы делать быстросъемной. При этом было не совсем понятно, куда установить степс на кильсон и как крепить мачту к верхней части шпангоута.

Я долго мучался выбором, не спал ночами, а днем, вместо работы, сидя в кабинете - рисовал рисунки будущей конструкции на клочках бумаги. В конце концов, мы поехали с Наташкой в большой строительный магазин. Я решил так: куплю что-нибудь, и из этого сделаю то, что подскажет сердце. Уже в магазине, сердце таки подсказало поставить мачту в середину байдарки, сделав перемычку шпангоута и степс из дюралевого уголка. Для того, что бы проделать в уголке отверстия под мачту и ее шпор, я приобрел коническую фрезу для электродрели.

На следующий день я уже начал работу. Пилил, сверлил, фрезеровал. Домашние меня просто прокляли. Спустя несколько вечеров, все было готово. Степс я заклепал на перемычку кильсона, а перемычку шпангоута я укрепил на шпильках, которыми к шпангоуту притягиваются фальшборта. Таким образом, нагрузка от мачты равномерно распределяется на весь каркас. Она, собственно говоря, держится не на шпангоуте, а на кильсоне и фальшбортах.

Парус для байдарки
Парус для байдарки
Парус для байдарки
Парус для байдарки
Парус для байдарки
Парус для байдарки


Мачта была уже готова, я ее сделал несколько раньше из труб Д16Т, 25х1,5. В качестве втулок использовалась труба 21х1,5. Втулка меньшего диаметра, чем внутренний диаметр основных труб была выбрана умышленно, ибо из-за коррозии и грязи ее было бы невозможно разобрать или собрать через некоторое время. Готовые втулки длиной 50 см, вставив в трубы мачты на половину, я просто заклепал вытяжными заклепками, а коротенький шпор, не работающий на излом, я вклеил в трубу при помощи монтажной пены – заклепки мешали бы установке мачты.

Теперь дело оставалось за самим парусом. Опыта в парусных делах я не имею, и поэтому я решил сшить опытный образец из простой тентовой политафеты, а уж потом, если попрет, изготовить парус из «правильной» ткани.

Парус для байдарки
Парус для байдарки
Парус для байдарки
Парус для байдарки
Парус для байдарки
Парус для байдарки
 

Думая о конструкции паруса, я остановил свой выбор на китайском, люггерном варианте. Для такого паруса как раз, подойдет самая простая ткань, он очень жесткий и прост в изготовлении. Что касается площади, то я решил ограничиться примерно полутора квадратными метрами, ИМХО, для чисто вспомогательного паруса – это оптимальная площадь, и вообще, пытаться поставить на байдарку различные крутые и большие лавировочные паруса – глупость. Все равно, что ставить на велосипед мотор от мотоцикла. Я решил упростить парус, сделав его совершенно прямоугольным. Сбегав в магазин за тряпочкой, я очень быстро сшил парус: 2 кармана для рейков и 2 кармана для люггеров. Размер вышел 0,85х1,85 м, т.е. 1,6 кв.метра. На рейки я пустил трубы 25х1,5, на люггеры – 10х1, трубы марки АД31. Значительных нагрузок они не испытывают, сильно не изгибаются – сойдет и этот сплав.

К фалу и нижней оттяжке парус крепится с помощью карабинов, зацепляемых за специальные веревки, привязанные к рейкам. Такой вариант крепления позволяет настраивать положение паруса относительно мачты, даже прямо на воде. Чтобы ослабить скручивание, центр верхнего рейка расположен значительно ближе к мачте, чем центр нижнего.

Как назло, ветра на Ладоге почти не было. Что-то еле-заметное слегка тянуло с озера, не было бы у меня паруса, я бы совершенно определенно сказал, что стоит штиль. По отношению к нашему курсу ветер потягивал примерно с «двух часов». Я не выдержал и поднял парус. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что байдарка движется! Пускай и очень медленно, километра 2 в час, но все-таки она не стоит на месте! И это при том, что ветерок идет даже чуть спереди. Так мы решили дойти до Грядового под парусом. Настроение было очень ленивым, идти далеко не хотелось. Не было даже желания погрести, мы хотели просто расслабленно покататься, а Наташка даже вздремнула.

Так мы доползли до острова, где и заночевали. Утром надо было уже отправляться в Кузнечное. Ну и что, что мы никуда не ушли – ведь эта покатуха имела целью испытание парусного вооружения. А то, что совсем заштилело – фигня, ведь вчера мы убедились, что парус на байдарке работает. С такими мыслями мы вышли.

Стоял штиль, было жарко. Иногда я замечал на воде полосу ряби, мы доходили до этого места, и я поднимал там парус. Даже в этих местах ветер был практически незаметен, но байдарка все равно двигалась со скоростью 1-2 км/ч.

Парус для байдарки
Парус для байдарки
Парус для байдарки
Парус для байдарки


И, наконец, у самого Кузнечного, когда до него оставалось километра 3-4, вдруг задуло! Я поднял парус и прямо даже слегка испугался – байдарка понеслась, как под мотором, со скоростью 6-7 км/ч. Дул ощутимый боковой ветерок, крен мы парировали, слегка наклоняясь к наветренному борту, а байдарка, казалось, просто летела, рассекая волны. Нас почти не сносило ветром, крен был небольшим, парус отлично управлялся, можно было легко и непринужденно регулировать его тягу и опрокидывающий момент. Пару раз я попробовал идти достаточно круто к ветру, и это мне удавалось – легко! Мы поймали завистливые взгляды каких-то рыбаков, уныло гребущих на гондонке, и от этого стало особенно приятно.

Мы даже не заметили, как добрались до цели. Счастья были полные штаны. Ведь мы теперь спокойно сможем проходить под парусом и по 50 километров в день, ведь во время отдыха и перекуров мы не будем стоять на месте. А при хорошем ветре, мы вообще можем двигаться исключительно под парусом, совершенно при этом не уставая. А еще можно одновременно грести и идти под парусом – так получается еще быстрее, а значит дальше. Ну что же, в итоге все получилось, а мы стали еще менее спортивными. В ближайшем будущем я сошью парус для байдарки чуть больше и лучше, чем имеющийся, и об этом обязательно напишу еще.

Комментарии   

#1 Изготовление паруса для байдаркиKomorny A. 25.03.2013 20:08
Дружище! Это вполне работоспособная конструкция. Будет работать, если мачта, рейки и сквозные латы будут из дерева. Можно предусмотреть рифление паруса на 2 ступени одним риф-бантом с риф-штертами. Подвязывать часть паруса или к верхнему, или нижнему рейку, оставляя 65% или 35% полной площади.
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика