Все про снаряжение:

Свернуть

Как построить лодку "Амдерма-24" своими руками

Как я и обещал когда-то, хочу с вами поделиться чертежами своей лодки, а именно – «Амдермы-24». Информации получается много, поэтому пусть это будет несколько статей.

Сборы и погрузка
Сборы и погрузка
Тримаран
Тримаран

Наша лодка
Наша лодка
На тримаране
На тримаране

Итак, лодка была построена в прошлом году, и успешно испытана. В ходе испытаний выявились кое-какие недостатки, и сейчас лодка дорабатывается. Я решил сделать новую рубку, свисающую за габарит центрального корпуса, а так же новые аутригеры большего объема, более длинные, и обладающие более глубоким килеватым днищем.

Общий вид тримарана
Общий вид тримарана

Источником вдохновения для центрального корпуса послужила знаменитая лодка Евгения Смургиса «МАХ-4», описанная в журнале КиЯ №109. Я немного переработал его обводы сообразно своим представлениям о судне. А так как МАХ-4 являлся ни чем иным, как народной лодкой с северного Урала, конструкция его чрезвычайно проста. Моя лодка имеет столь же незамысловатые обводы и собирается из фанеры абсолютно непринужденно – ведь ее прародитель строился вообще из 5 досок.

Позднее я вообще полностью переосмыслил конструкцию и понял, что делать центральный корпус разборным было большой ошибкой. Разборность ухудшает обитаемость, очень осложняет строительство, а пользы приносит очень мало: лодка оба раза перевозилась на прицепе только лишь с отделенной кормовой секцией. Но, что сделано – то сделано, и Амдерма останется разборной. Кроме того, если бы я строил лодку сейчас, то уже обладая кое-каким опытом, некоторые узлы упростил бы. Например, я бы не стал делать шпангоуты и переборки с традиционной обвязкой из деревянных брусков, а просто оставил их фанерными и приклеивал бы к обшивке просто на глатели, но об этом я упомяну чуть позже.

С другой стороны, сделать 24-футовый корпус цельным у меня просто не было физической возможности. Все секции были изготовлены внутри обычного дома размером 6х4м – иначе у меня ничего не вышло бы. Да и вообще я позже узнал, что такая модульная технология используется в большом судостроении, когда разные части огромного корпуса изготавливаются в разных местах, а потом собираются на верфи воедино. У меня получилось практически то же самое. Возможно, прочность разборного корпуса несколько меньшая, чем у цельного, но у меня все и так получилось очень крепким. В любом случае, чертежи, которые я приведу, пригодны для любого варианта исполнения.

Что же представляет из себя моя лодка? На мой взгляд, центральный корпус получился очень удачным. Он не тянет за собой воду, он весьма мореходен, комфортен, прочен, и почти не подвержен слеммингу. Точнее, шлепки иногда происходят на встречной крутой и короткой волне, но о них можно догадаться лишь по бурлящему звуку, производимому воздухом, попадающим под днище. Никаких ударов при этом не чувствуется.

Амдерма-24 является экспедиционной лодкой, предназначенной для длительных автономных походов. То есть она предоставляет разумный минимум комфорта для экипажа и максимальные объемы для перевозки различного груза. В лодку без проблем помещается 200 литров топлива для главного двигателя и электрогенератора, 48 литров газа для плиты, огромное количество продовольствия и снаряжения.

Мотор устанавливается в колодце, который находится в метре от транца, в кормовой секции. В этом есть и большое преимущество, и столь же большой недостаток. Преимущество заключается в том, что винт физически не может выскочить из воды, при каком бы волнении не пришлось идти. Недостаток заключается в риске повреждения мотора при наезде на препятствие, так как мотор не имеет возможности откидываться, а поднимается строго вверх на параллелограммном кронштейне. И действительно, прошлым летом я оторвал редуктор он «ноги» моего «Ветерка», ударившись о камень. Правда, в тот момент я проявил изрядную настырность в стремлении пролезть через непроходимое место. Если бы я был благоразумен, то с мотором ничего не случилось бы. Однако в ближайшем будущем я планирую установить какое-нибудь автоматическое устройство аварийного подъема мотора.

Все начиналось именно с центрального корпуса, который я изначально собирался использовать в однокорпусном варианте. Позднее проект однокорпусной лодки превратился в проект каютного тримарана. Но сейчас я могу сказать, что лодка вполне пригодна для эксплуатации и без всяких аутригеров. В однокорпусном варианте без каюты это было бы отличное утилитарное судно для рек и озер.

Ну а теперь перейдем непосредственно к изготовлению и чертежам центрального корпуса. Он имеет длину 7.5 метров, ширину – 1.55 метра.

Изготовление корпуса я начинал с вырезания и последующей обвязки шпангоутов и переборок. Элементы поперечного набора, как я уже говорил выше, лучше делать вообще без всякой обвязки. Так будет и проще, и надежнее. Ради чего делал обвязку я? Ну, во-первых, я тогда не имел никакого жесткокорпусного опыта и на меня очень сильно давил груз теоретических знаний, почерпнутых из книг и форумов в Интернете. Одной из важных задач для меня являлось обеспечение простой бесстапельной сборки корпуса. Корпус собирается по комбинированной технологии: т.е. это частично СиС, но сперва основа частей корпуса собирается на шпангоутах. Таким образом, я должен был обеспечить возможность прикрутить временными саморезами к шпангоутам нижние поясья бортов. И обвязка служила именно для вкручивания в нее саморезов и первичного приклеивания элементов обшивки к набору. Но все это можно упростить – достаточно использовать в начале сборки временные стальные уголки, которые в будущем были бы удалены по мере проклейки всех швов. А при использовании 6-милиметровой фанеры (у меня 9мм), возможно, хватит и обычных пластиковых хомутов.

Теоретический чертеж центрального корпуса
Теоретический чертеж центрального корпуса

Таблица плазовых ординат

Шп.012345678910Т
x 0 750 1250 1750 2250 2751 3751 4751 5750 6401 6751 7507
ЛБ 630 561 522 487 457 433 398 382 387 400 410 441
ЛС 480 335 254 185 128 82 27 17 55 104 139 231*
ЛД -120 -149 -173 -190 -199 -202 -198 -188 -171 -155 -144 -120
Описание линий штевня и транца
 xyxyxy
Штевень 60 250 174 0 264 -120
Транец 7507 441 7478 229 7431 -120

* Обратите внимание, что точка ЛС на транце описана не высотой, а расстоянием по линии транца от КВЛ

Полушироты от ДП

 12345678910Т
ЛБ 224 356 475 577 659 751 746 657 560 494 321
ЛС 211 331 436 525 596 678 672 585 487 420 250
ЛД 71 133 185 225 256 284 268 208 143 100 0

Шпангоуты, в отличие от сплошных переборок, немного подрезаны по высоте и имеют сложную форму, поэтому ниже приведены их чертежи. Не забывайте о том, что во избежание концентрации напряжений, все внутренние грани должны сопрягаться плавно, без острых углов.

Переборки 3, 6 и 8 нужно изготовить по 2 штуки, так как они будут закрывать наши секции. Во время изготовления нужно просверлить в них отверстия в точке пересечения ДП и КВЛ – в будущем это потребуется для совмещения секций при монтаже соединительных книц.

Шпангоуты
Шпангоуты

Теперь перейдем к элементам обшивки. Они описаны при помощи координатных таблиц. Точкой отсчета служит пересечение двух средних линий. Я посчитал такой способ довольно удобным, и переносил детали на фанеру, пользуясь точно такими же координатами. Чертежи с компоновкой деталей на листах я приведу несколько позже.

После нахождения всех точек следует вычертить детали, пользуясь гибкой деревянной рейкой как лекалом. Рейка должна быть без сучков и иметь достаточную длину. Возле нанесенных на фанеру точек следует забить гвозди таким образом, чтобы загнутая с их помощью рейка, одной из сторон проходила точно по точкам.

После вычерчивания деталей необходимо нанести на них места расположения шпангоутов. Данные для этого приведены в нижней части таблиц каждой секции. Чтобы получить линию шпангоута, нужно всего лишь поставить на противоположных кромках 2 штриха, отмеряя по прямой линии расстояния от указанных в таблице точек до пересечения с кромкой. Это поясняется в чертеже 1 секции.

Очертания элементов обшивки

Секция 1

Обшивка секции 1
Обшивка секции 1

 1-21-11-Д
xyxyxy
A -920 74 -974 307 -752 0
B 0 107 -300 260 0 105
C 897 151 300 236 730 184
D 924 -151 852 225    
E 0 -128 846 -225    
F -902 -74 300 -237    
G     -300 -253    
H     -652 -265    
Шпангоуты
      A – Ш1 792 A – Ш1 487
    H – Ш1 492 C – Ш2 502
    D – Ш2 516    
    E – Ш2 503    

Секция 2

Обшивка секции 2
Обшивка секции 2

 2-22-12-д
xyxyxy
A -1019 152 -1006 225 -1001 184
B 0 168 -500 229 0 255
C 1005 189 0 234 1001 283
D 1018 -189 500 235    
E 0 -186 1017 226    
F -1004 -152 996 -226    
G     500 -213    
H     0 -209    
I     -500 -213    
K     -1007 -225    
Шпангоуты
      A – Ш4 511 A – Ш4 502
    K – Ш4 502 B – Ш5 0
    E – Ш5 1005    
    F – Ш5 1000    

Секция 3

Обшивка секции 3
Обшивка секции 3

 3-23-13-Д
xyxyxy
A -1002 189 -1008 227 -1000 284
B 0 178 -500 244 0 268
C 1000 169 0 248 1000 208
D 1003 -169 500 239    
E 0 -194 995 219    
F -1000 -189 1007 -219    
G     500 -207    
H     0 -204    
I     -500 -211    
K     -993 -226    
Шпангоуты
      A – Ш7 1000 B – Ш7 0
    K – Ш7 1000    

Секция 4

Обшивка секции 4
Обшивка секции 4

 4-24-14-Д
xyxyxy
A -886 170 -887 219 -841 208
B 0 141 0 224 0 120
C 903 112 883 215 841 0
D 876 -112 850 -215    
E 0 -149 0 -203    
F -893 -170 -845 -219    
Шпангоуты
      A – Ш9 660 A – Ш9 654
    F – Ш9 655 C – Ш10 688
    C – Ш10 753    
    D – Ш10 688    

Ну что же, на этом пока можно закончить. В следующий раз я поведаю вам о сборке секций корпуса лодки.

Комментарии   

#1 АмдермаРома 02.03.2016 14:15
Петр добрый день!! Планируете написать продолжение?
Цитировать
#2 RE: Как построить лодку "Амдерма-24" своими рукамиПетр 03.03.2016 18:33
Цитирую Рома:
Петр добрый день!! Планируете написать продолжение?


Да, собираюсь. Руки все никак не доходят) Надо этим заняться.
Цитировать
#3 RE: Как построить лодку "Амдерма-24" своими рукамиРома 04.03.2016 11:05
В принципе у вас на сайте есть продолжение в виде фоток и текста, как вы клеили и окрашивали корпус и много еще чего) Может просто объединить как нить!?)
Цитировать
#4 RE: Как построить лодку "Амдерма-24" своими рукамиПетр 16.05.2016 14:11
Цитирую Петр:
Цитирую Рома:
Петр добрый день!! Планируете написать продолжение?


Да, собираюсь. Руки все никак не доходят) Надо этим заняться.


Очень интересная тема , раз в месяц регулярно посещаю сайт, но навигация очень неудобная , в статьях нету дат, фото мало, непонятна хронология,

интересно на какой стадии проект со спасательным баркасом, продолжение будет?
Цитировать
#5 RE: Как построить лодку "Амдерма-24" своими рукамиНаталья 16.05.2016 16:46
Цитирую Петр:
Цитирую Петр:
Цитирую Рома:
Петр добрый день!! Планируете написать продолжение?


Да, собираюсь. Руки все никак не доходят) Надо этим заняться.


Очень интересная тема , раз в месяц регулярно посещаю сайт, но навигация очень неудобная , в статьях нету дат, фото мало, непонятна хронология,

интересно на какой стадии проект со спасательным баркасом, продолжение будет?

Про лодку кроме этой первой статьи мы не писали пока. Все путешествие описывали только. Теперь продолжение раньше осени вряд ли напишем, т.к. скоро в новое путешествие уедем. Вот осенью надо наконец взяться уже за описание лодки.

Спасательный баркас пока стоит, тоже ничего с ним не делали.

А про навигацию по сайту можете подробней пояснить, что неудобно?

Что касается дат в статьях, то в них вроде смысла нет, ну мы по крайней мере не хотим включать эту опцию)
Цитировать
#6 RE: Как построить лодку "Амдерма-24" своими рукамиПетр 21.05.2016 18:54
Цитирую Наталья:
А про навигацию по сайту можете подробней пояснить, что неудобно?


непривычный сайт, боковых панелей нету, малозаметно меню раздела вверху , все таки с тематическими картинками удобней
Цитировать
#7 Как построить лодку "Амдерма-24" своими рукамиSergey Kabakov 19.12.2016 23:12
строю лодку по Вашим координатам. Изменил маленько. удлинил и сгладил. сделал больше развал бортов до 1800мм. естьть прога, сам писал, делает плавные обводы. добавил фальшкиль из стального тавра, 100 кг. Планирую на Шантары идти. от идеи тримарана отказался. добавил мясо фанеры. дно 18 мм, скула 12, борт 9. Шпангоуты дуб, 28*60, шпация 700. Компановка Ваша, мотор в колодце, рубка убежище, и в корме тоже... типа рубка. Что бы оверкиль нормально был. Оклейка Т12, два слоя. Стык фанеры на стрингерах 25х50, дуб. Снаружи клею стыки на полосу стеклоткани, потом два слоя. Вопрос! Как Вы думаете, можно обойтись без тримаранной схемы?
Цитировать
#8 Как построить лодку "Амдерма-24" своими рукамиSergey Kabakov 19.12.2016 23:15
строю лодку типа Вашей
Цитировать
#9 RE: Как построить лодку "Амдерма-24" своими рукамиПетя 20.12.2016 18:13
Цитирую Sergey Kabakov:
строю лодку по Вашим координатам. Изменил маленько. удлинил и сгладил. сделал больше развал бортов до 1800мм. естьть прога, сам писал, делает плавные обводы. добавил фальшкиль из стального тавра, 100 кг. Планирую на Шантары идти. от идеи тримарана отказался. добавил мясо фанеры. дно 18 мм, скула 12, борт 9. Шпангоуты дуб, 28*60, шпация 700. Компановка Ваша, мотор в колодце, рубка убежище, и в корме тоже... типа рубка. Что бы оверкиль нормально был. Оклейка Т12, два слоя. Стык фанеры на стрингерах 25х50, дуб. Снаружи клею стыки на полосу стеклоткани, потом два слоя. Вопрос! Как Вы думаете, можно обойтись без тримаранной схемы?

Ну без поплавков она, конечно, валкая. Пробовал как-то при подъеме на берег. Но, таки, обводы же на дори очень похожи. Т.е. она качается, но остойчивости вполне достаточно. На озере или речке нормально будет. Если что - могу дать 3d модельку со всеми детальками и размерами.
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика