Все про снаряжение:

Свернуть

Продвинутое парусное вооружение для байдарки НЭРИС-2

Когда мы готовились к Печорско-Югорскому путешествию, то кроме всего прочего, передо мной стояла задача изготовления хорошего парусного вооружения для нашей байдарки. Здесь я напишу о том, как его можно изготовить. Статья, которую вы сейчас читаете, не является точным техническим руководством, это лишь пространное изложение моего личного опыта.

Общий вид вооружения
Общий вид вооружения
Наша байдарка
Наша байдарка

Перед тем как взяться за ножовку и начать кромсать дюралевые уголки и трубы, я сам для себя сформулировал ряд технических требований:

- Парусное вооружение не должно мешать нормальной гребле
- Оно должно на разных курсах развивать достаточную тягу
- Оно должно позволять ходить острыми курсами
- Паруса должны быть легко управляемыми
- Парусное вооружение должно быть надежным, неубиваемым и лишенных лишних деталей
- Оно должно быть легким и компактным при транспортировке.

Всем этим требованиям соответствует парусное вооружение типа «Бермудский шлюп». При небольшой площади парусности байдарке не нужны аутригеры и шверцы, которые я сразу отнес к лишним примочкам. Вооружение, лишенное этих деталей, как раз, не мешает грести. Кроме того, чем меньше деталей в конструкции – тем она надежнее. Жесткость мачты я решил обеспечить расчалкой вантами и штагами.

Мачта устанавливается на уровне четвертого шпангоута, точно посередине байдарки. При такой компоновке парусное вооружение совершенно не мешает ни грести, ни упаковывать груз. При этом центр парусности смещен к корме, за счет чего байдарка хорошо приводится к ветру, однако это не сказывается отрицательно на ее управляемости даже при достаточно свежем ветре.

Взявшись за инструмент, я принялся переводить материал, и уже через пару дней все было готово. На рисунке я схематично изобразил некоторые узлы рангоута. Я специально не привожу здесь никаких размеров и прочих конкретных сведений, ибо конструкция парусного вооружения для каждого индивидуальна и конструкция многих элементов зависит лишь от вашей фантазии и возможностей. Я делюсь здесь только общими соображениями на этот счет.

рисунок-2
рисунок-2
Теперь рисунки необходимо пояснить. Начнем с самого верхнего, и по часовой стрелке пройдемся по всем остальным.

Крепеж ахтерштага на топе мачты. Крепеж этот делается из особого винта, с петелькой вместо головки. Винт вставляется в отверстие, просверленное в мачте. Для надежности подкладываем стальные шайбы под головку и гайку.

Соединение секций мачты. Мачта состоит из 4 секций по 1 метру. Таким образом, общая высота мачты составляет 4м. Трубы секций на концах обрезаны под углом 45 градусов. Это нужно для того, чтобы секции не поворачивались друг относительно друга, когда мачта собрана. Мачта изготавливается из трубы 25х1,5 марки Д16Т. Диаметр соединительных втулок выбирается таком образом, чтобы он был на несколько десятых долей миллиметра меньше внутреннего диаметра трубы мачты. В противном случае вы просто не сможете разобрать вашу мачту после использования. Длина соединительной втулки должна быть не менее 40 см: она вставляется в трубу секции мачты до половины и заклепывается четырьмя заклепками. Возможно, лучшим решением было бы вклеить эти втулки, например, при помощи монтажной пены, так как отверстия под заклепки, сделанные в мачте, ослабляют конструкцию.

Крепеж вант и штага. Чтобы не дырявить мачту лишний раз, я решил изготовить его из дюралевого уголка. У меня не было твердосплавного уголка, поэтому пришлось использовать уголок марки АД-31. В будущем, не смотря на мягкость этого сплава, деталь выдержала все нагрузки, хоть и немного согнулась. Изгиб этот совершенно не смертелен. В верхней горизонтальной площадке детали я просверлил 3 отверстия, в которые потом вдел карабины, которыми зацепляются штаг и ванты. Деталь крепится к мачте с помощью двух резьбовых хомутов. Между мачтой и этой деталью нужно подложить эластичную прокладку, которою я сделал из полиуретанового шланга. Прокладка нужна для того, чтобы соединение было надежным, и крепеж не скользил по мачте.

Вантбалка. Вантбалка и все ее детали изготавливается из того же уголка марки АД-31. Длина балки выбирается так, чтобы она не выступала за габарит байдарки. Вантбалка крепится к фальшборту с помощью крепежа. Чтобы вкрутить болт в эту деталь, никакой резьбы нарезать не нужно, достаточно лишь просверлить отверстие чуть меньше диаметра болта, и просто вкрутить туда этот болт с помощью гаечного ключа. Во всей конструкции я использовал болты М8, так как и шпильки шпангоутов НЭРИСа имеют такую же резьбу. На вантбалке крепятся утки, на которые можно будет намотать фалы стакселя и грота. Утка изготавливается из уголка, и для этого нужна лишь дрель с толстым сверлом и ножовка. Сверлим в уголке 2 отверстия, а потом вырезаем ножовкой все лишнее.

Вантбалка устанавливается на фальшборт между четвертым и пятым шпангоутами. Ее местоположение выбирается экспериментально таким образом, чтобы при гребле вы не цеплялись за нее веслом. В моем случае, вантбалка стоит на уровне одной трети расстояния от четвертого до пятого шпангоута. Когда местоположение выбрано – смело сверлите фальшборт и ставьте на него балку.

Степс и шпор. Степс изготавливается из двух склепанных между собой уголков, готовая деталь приклепывается к перемычке кильсона под четвертым шпангоутом. Для того, чтобы после установки степса можно было поставить шпангоут, в нижней части шпангоута нужно сделать небольшую выемку. Отверстие под шпор делается с помощью конической фрезы и электродрели. Шпор вклеивается в трубу мачты с помощью монтажной пены. Вклейку я использовал потому, что заклепка не дала бы ввести мачту в отверстие пянтерса. Клееное соединение получилось надежным, прочным и технологичным.

Пятнерс. Пятнерс ставится на четвертый шпангоут. При разборке байдарки его можно не снимать вообще. Конструкция пятнерса, я надеюсь, хорошо понятна из рисунка. Упор, изображенный на рисунке розовым цветом служит для усиления балки пятнерса, этот упор лежит на фальшборту. На мачте, в том месте, где она проходит через отверстие пятнерса, крепится стопор, сделанный из кусочка трубы, зажатого хомутом. Это нужно для того, чтобы разгрузить степс.

Крепление ахтерштага на корме
Крепление ахтерштага на корме

Гик и крепление паруса к мачте
Гик и крепление паруса к мачте
Крепление вант и штага
Крепление вант и штага

Вантбалка
Вантбалка
Степс и пянтерс
Степс и пянтерс
Степс
Степс

Теперь, когда рангоут почти готов, установим ванты. Ванты делаются из тонкого стального тросика и натягиваются с помощью винтовых талрепов. Штаг крепится к шпаилькам второго шпангоута с помощью веревочной петли. Для крепления ахтерштага нужно сделать специальную деталь из стропы. Передний ее конец крепится к верхней части шестого шпангоута, а задний – зацепляется за крепеж руля. Узел крепления ахтерштага жестко закрепляется посередине детали. Нужно предусмотреть возможность регулировки натяжения ахтерштага. В моем случае это стропа с трехщелевкой. Натяжением штага и ахтершта регулируется прогиб мачты.

Гик можно сделать из трубы, более тонкой, чем мачта. Узел соединения гика и мачты я сделал из ввертной петли и крепежа водопроводной трубы с гайкой. Такая конструкция позволяет без проблем поднимать гик к мачте, когда парус не используется.

Когда все железки готовы, настает время бегучего такелажа. Первым делом разместим все наши блоки. Блок грот-фала на веревочной петле крепится к узлу крепления ахтерштага на топе мачты. Длину этой петли нужно выбрать исходя из размеров вашего паруса. Блок также должен быть зафиксирован на мачте кольцом, которое не даст ему отдалиться от мачты. Лично я разместил это кольцо ниже блока, пропустив через него фал. Кольцо свободно скользит по мачте вверх и вниз, и при подъеме паруса оно поднимается фаловым углом паруса к самому блоку. На карабин, за который мы зацепляли штаг вешается блок стаксель-фала.

На гик нужно установить два блока, один на самом конце, а другой ближе к мачте, там где вам будет удобнее. Через эти блоки мы проведем шкот. Также, в том месте, где укреплен передний блок, можно укрепить оттяжку гика.

Общий вид
Общий вид
Парус убран, гик поднят
Парус убран, гик поднят

Теперь самое время сказать о парусах. Так как я гнался за надежностью и универсальностью, то я выбрал крепление паруса к мачте на спирально навитом шнуре. Карман использовать не получится, так как этому мешают штаг и ванты. Ликпаз не подошел мне потому, что парус, укрепленный таким способом, не будет падать под собственной тяжестью при экстренном спуске. Шнур же при подъеме паруса сильно притягивает парус к мачте, а при спуске, витки спирали увеличиваются и не мешают парусу скользить по мачте. Шнур навит до того уровня, где крепятся ванты и штаг. Выше этого места прилегание паруса к мачте обеспечивается сильным натяжением передней шкаторины.

Мои паруса предназначены для сильного ветра. Грот сделан площадью 2 кв.м, совершенно плоским, с двумя сквозными латами для большей жесткости. Стаксель имеет небольшое пузо и площадь 1 кв.м. Изготовление парусов я заказал у мастера Сергея Новицкого. Он сделал мне совершенно замечательные паруса, как раз такие, как я хотел. Связаться с ним можно по мылу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Что-ж, на этом можно и остановиться. В заключение я скажу, что данное парусное вооружение получилось очень удачным. Без единой неполадки оно служило нам в путешествии по Северному Ледовитому океану и отлично справлялось со всеми задачами, которые я сформулировал в самом начале этой статьи.

Комментарии   

#11 RE: Продвинутое парусное вооружение для байдарки НЭРИС-2Петя 17.01.2016 13:37
Цитирую Владимир Захаров:
Если не сложно, подскажите основные параметры мачты: длина, диаметр, толщина стенки. Достаточная ли получилась жесткость?

Емнип, 35х2. Там жесткость всего этого дела определяется жесткостью самой лодки. Оно, конечно, получилось очень мягким, но этого вполне хватало для нормального хождения.
Цитировать
#12 ткань на парусИлья 24.01.2016 14:06
Здравствуйте. Подскажите какую ткань вы использовали для парусов. Плотность.
Хочу тоже сшить парус на байдарку НЕРИС 3.
С уважением, Илья.
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика