Про суда:

Свернуть

Лодки народов севера

 

Байдарная артель чукчей и азиатских эскимосов

В конце XIX в. байдарная артель чукчей и азиатских эскимосов была описана В. Богоразом. На основании собранных материалов он пришел к выводу: «Основной единицей у приморских жителей является так называемое „содержание байдары" ... байдарная артель, составившаяся в целях морской охоты».

Байдара
Байдара
Байдара
Байдара

Байдарная артель состояла из ближайших родственников, которые совместно охотились на байдаре. Количественно она была небольшая, всего 8—9 человек, но здесь следует учесть заменяющих лиц: «Часто отец и сын считаются за одного гребца, так как они могут заменять друг друга». Члены артели чаще всего принадлежали к 4-5 родственным семьям.

Байдара
Байдара
Байдарная артель
Байдарная артель

Во главе байдарной артели стоял «байдарный хозяин» (этв-эрмэчын), он же считался и владельцем байдары. Байдара обычно сооружалась силами семьи байдарного хозяина, но часто ему помогали его ближайшие родственники — родные или двоюродные братья. На промысле хозяин, как правило, сидел на руле и руководил охотой. Если владельцами байдары являлось несколько лиц, то старший из них выполнял роль хозяина, но только до тех пор, пока ему сопутствовала удача в промысле, в противном же случае он уступал это место.

Эскимосы
Эскимосы
Байдара
Байдара

Из сказанного следует, что в конце XIX в. байдара являлась частной собственностью отдельного лица или группы родственников, в последнем случае — собственностью общесемейной. Но частновладельческие права на нее и возможность эксплуатации были ограничены. В этих ограничениях явственно выступают нормы первобытно-общинной собственности.

Так, В. Богораз сообщает: «Туземцы считают себя не в праве оставлять байдару или вельбот лежащими без дела на берегу, если поблизости имеются охотники, которые нуждаются в них. В таких случаях формируется временная байдарная артель... За пользование байдарой не взимается никакой платы даже в тех случаях, когда охота была удачная и временной артели удалось, например, упромыслить кита. Принять плату за пользование байдарой — это значит испортить „охотничью удачу"».

Байдарка
Байдарка
Байдара
Байдара

Экономическое содержание байдарной артели как пережиточной категории первобытно-общинного строя в большей степени проявлялось в распределения продуктов охоты. Охотничья добыча обычно делилась между участниками промысла, т. е. между непосредственными производителями. Из добычи, подлежащей дележу, исключались лишь мелкие животные. Последние поступали в собственность охотников, убивших их. Мясо и жир крупных животных (моржа, лахтака) распределялись поровну между участниками байдарной артели, а мясо кита становилось достоянием всех жителей поселка.

Правила дележа шкур по существу сводились также к удовлетворению нужд всего коллектива. Если добытых шкур лахтаков и моржей было достаточно, то каждый участник получал по целой шкуре; в случае нехватки шкуры разрезались на части или же за охотником, не получившим шкуры, сохранялось право получить свою долю при следующем дележе. Преимущество хозяина байдары в распределении шкур выражалось только в том, что он первый получал свою долю.

Эскимосская лодка
Эскимосская лодка
Байдара
Байдара

Значительно сложнее обстояло дело с распределением китового уса и моржовых клыков, т. е. предметов, имевших в конце XIX в. товарное значение. Здесь древние нормы распределения претерпели большие изменения. Хозяин байдары оставлял себе «самые лучшие и длинные полосы», — говорит В. Богораз. Только часть негодного для продажи уса распределялась между населением, в то время как «с полвека тому назад после каждой удачной охоты лучшие части китового уса делились между всеми жителями поселка».

Общность между членами байдарной артели не ограничивалась областью производства. Согласно В. Богоразу: «Дома всех членов артели находятся в одной и той же части поселка. При всяких обстоятельствах они дружно действуют общими силами, например, при торговле с китоловами или во время зимних поездок на собаках». Члены байдарной артели, кроме того, были связаны общностью сезонных праздников. Такие церемонии, как «праздник байдары» и «праздник голов», устраивались каждой артелью самостоятельно.

Байдарки
Байдарки
Байдара
Байдара

Можно предполагать, что в прошлом члены одной байдарной артели вели совместное хозяйство. Археологические раскопки на побережье Чукотского полуострова обнаружили полуподземные жилища квадратной формы с остовами из китовых ребер. Эти жилища отнесены исследователями к так называемой пунукской культуре, которая существовала вплоть до XVII в. Невидимому, подобный тип землянки был зафиксирован К. Мерком.

Он характеризует селения и жилища приморских жителей следующим образом: «Они (землянки) устраиваются всегда на возвышенном месте или на холме, по несколько штук рядом, а вблизи на тех же местах стоят их летние яранги. Зимних юрт всегда приходится одна на несколько летних яранг, так как в одной юрте собираются все родичи». Сержант геодезии Гиляев видел в 1791 г. в нос. Уэлен 7 зимних и 26 летних жилищ. По некоторым архивным данным, землянка вмещала до 20 человек одних мужчин. Можно думать, что такие жилища были характерны как для приморских чукчей, так и для эскимосов.

Байдара
Байдара
Каяк
Каяк

В сообщении К. Мерка особенно заслуживает внимания замечание о том, что зимнее жилище являлось местообитанием нескольких родственных семей, летом же каждая семья поселялась отдельно. Коллективное жилище на ранних стадиях общественного развития, как известно, предполагает также и совместное ведение хозяйства, т. е. коллективное потребление на основе общности производства и распределения. Пережитки коллективного распределения, как мы видели, сохранялись в жизни байдарной артели до XX в.

Целый ряд характерных особенностей байдарной артели, как то: организация производственного коллектива вокруг байдары с целью ведения промысла и рационального распределения продуктов, родственный принцип, соединяющий всех членов артели, наличие возглавляющего лица (хозяин байдары), обычай взаимопомощи и общность сезонных праздников — дает основание сопоставить байдарную артель приморских чукчей и азиатских эскимосов со стойбищем оленных чукчей. Между ними можно найти много общего. Байдарная артель, как и стойбище оленных чукчей, составляла определенную хозяйственную единицу и вне ее невозможна была нормальная производственная жизнь приморского население.

Байдара
Байдара
Байдара
Байдара

Каждый поселок в конце XIX в. состоял из нескольких байдарных артелей. По мнению В. Богораза, поселок в этот период представлял обычно территориальное объединение жителей, хотя он не отрицает, что многие из таких поселков были населены родственниками. И. Архинчеев опровергает мнение В. Богораза и утверждает, что селения приморских даже в первой четверти XX в. состояли лишь из родственников.

Байдара
Байдара
Эскимосы на каяках
Эскимосы на каяках

В тексте использованы материалы В. В. Антроповой "Вопросы военной организации и военного дела у народов крайнего северо-востока Сибири". Фотографии иллюстрируют текст, но непосредственного отношения к изложенному могут не иметь.

Бат

Эти суда существуют в неизменном виде, вероятно, со времен Древней Руси и до сих пор используются местным населением удаленных от цивилизации деревень.

Эти долбленки в течение длительного времени были в употреблении у населения Псковской, Тверской и Новгородской губерний, а похожие лодки – и у вовсе отдаленных народов. Речь идет о челнах-близнецах, сделанных из пары грубо выдолбленных осиновых стволов, соединенных друг с другом при помощи двух металлических стяжек на гайках и называемых местным населением «комья».

Бат — «парусная лодка» на Русском Севере, Урале и в Сибири.
Бат — «парусная лодка» на Русском Севере, Урале и в Сибири.
Так вот, в самом деле, есть похожие, например, у коряков. Только у них они называются не "комья", а "бат".

Бат — «парусная лодка» на Русском Севере, Урале и в Сибири — «долбленка, однодеревка, долбленый из одной колоды челн», а также иногда - «два (три) соединенных вместе долбленых корыта или колоды, использовавшиеся вместо лодки, парома». Вероятно, все значения от первоначального «ствол, бревно».

Одно из уральских значений слова объясняется в очерке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Отрава»: «Батами называются лодки, вроде тех деревянных колод, в каких задают лошадям корму. На бату едва можно поместиться двоим, а если сядет третий, то грозит серьезная опасность утонуть от малейшей неосторожности».

Кстати, в том что касается безопасности и про лодки "комья" также пишут "Среди многочисленных названий комьев, принятых в различных регионах, в словаре Даля можно встретить и такое: «лодка-душегубка». Название неслучайное.

За неустойчивость и склонность к перевороту, а также сильную инерцию, комья за длительное время своего существования заработали весьма дурную славу, особенно, среди тех, кто ими регулярно не пользовался.

Забредя в поисках раритетных катамаранов в деревню Москва Андреапольского района и обратившись к местному жителю на предмет «не завалялось ли где-нибудь парочки ненужных комьев», в ответ мы услышали: «Да на них же утопнуть в два счета!.. Не-е, мы лодками пользуемся… Вон, за деревней валяются, никому не нужные. Поди уж, погнили начисто. Забирайте, коли есть интерес». Интерес был, но только фотографического характера, а комья действительно оказались сгнившими…

Упоминают о коварстве этих лодок и другие жители Андреапольского района. Одна из чрезвычайно пожилых женщин-старожилок сообщила, что «батюшка местный в стародавние времена поехал на комьях через озеро, да и утоп…».

Одна из возможных причин небезопасности комьев кроется в их конструкции: многие бревна-заготовки не «разворачивались» над огнем после выдалбливания, а оставались в форме трубы с выбранным верхом, то есть имели сближающиеся кверху борта. Такая конструкция способствовала тому, что при перевороте катамарана одна из ног его владельца, обутого по обыкновению в грубые кирзовые сапоги, плотно фиксированные на ногах портянками, оказывалась защемленной в корпусе лодки. Хорошо, если ногу удавалось своевременно освободить, а если нет…"

Илимка

Лодка илимка, а также ветка (долбленка).
Лодка илимка, а также ветка (долбленка).
Лодка илимка, а также ветка (долбленка). Использовалась кетами.

Кеты (остяки, енисейцы) — малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края.

Илимка — это большая лодка длиной до 15 м, с крытым помещением на борту.

Во время летних кочевок кеты пользовались в основном водными путями, передвигаясь в лодках. На илимке сооружали жилище типа шалаша в форме рассеченного цилиндра. Каркас его делался из черемуховых прутьев. На него уходило не менее 10—14 пар, которые попарно связывались вверху. По верху и боковым сторонам крепились горизонтально идущие черемуховые ветки, на который набрасывали брезентовый тент в качестве крыши от ненастья.

Это название было дано местным русским населением. Производное от слова илым — приволочка, тянуть волоком или кучей канатом. В кетском языке лодка-илимка называется асель.

Лодка илимка
Лодка илимка
Лодка илимка
Лодка илимка

Лодка илимка
Лодка илимка
Лодка илимка
Лодка илимка

Лодка илимка, а также ветка (долбленка).
Лодка илимка, а также ветка (долбленка).
Лодка илимка
Лодка илимка

Лодка илимка
Лодка илимка
Лодки илимки
Лодки илимки

Ледянка

Лодка
Лодка
Поморы строили и использовали на разных промыслах самое испытанное морское судно – карбас, а на прибрежном лове – долбленые лодки древнего типа с нашивными бортами – осиновки, веснянки, ледянки и т.д.

Лодка ледянка была одним из самых универсальных плавсредств созданных поморами для хождения по рекам, озёрам и особенно арктическим морям. А также для ведения промыслов в суровых зимних условиях и льдах.

Ледянка выполняла несколько различных функций, она использовалась как средство плавания, при необходимости её можно было вытаскивать на сушу, лёд и волочь как сухопутное транспортное средство. В ней перевозились все необходимые для ведения промысла приспособления и всё, что было нужно для жизнедеятельности человека: дрова, продукты, одежда. На каждой лодке имелось специальное снаряжение: багор (хвостяга) – саженая палка с железным наконечником. На лодке-семерике было 7 багров, 8 вёсел (одно запасное), 8 лямок для волочения лодки.

Кроме того, эта лодка использовалась как жильё на промысле. Для устройства ночлега использовалось буйно. В старые времена буйно шилось из шкур зверя, в частности, применялись оленьи шкуры. На ночлег устраивались так: с носа на корму лодки клали мачту и сверху набрасывали буйно, получался шатёр над лодкой. Чтобы ветер не откидывал его края и не задувал внутрь, в ушки, прикреплённые к краям буйно, вставлялись вёсла, и его края плотно прижимались к краям лодки. Спали зверобои (в том числе и женщины – поморьськи жонки - которые вместе с поморами участвовали в промыслах) в лодке, головами к носу и корме, а ногами к середине, в середину укладывали для большего обогрева младших по возрасту или заболевших людей. Постель, как правило, состояла из оленьих шкур.

Лодка
Лодка

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика