Про суда:

Свернуть

Линейный корабль «Полтава»

В России в последние годы набирает обороты историческая реконструкция древних судов, а точнее их полное воссоздание по сохранившимся чертежам, рисункам, архивным материалам. К таким проектам можно отнести Воронежский парусник «Гото Предестинация» («Божье предвидение»), построенный по чертежам Петра I, Фрегат Штандарт, воссозданный на основании архивных материалов, и прочие более мелкие суда вроде Ладьи «Славяна», Ладьи «Русич» и т.п.

Одним из таких крупнейших проектов стало историческое воссоздание 54-пушечного линейного корабля 4-го ранга «Полтава», в проектировании и возведении которого в 1712 году принимал участие сам Петр I. В будущем судно хотят использовать в качестве плавучего музея.

Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»

По своим главным размерениям «Полтава» соответствовала кораблям IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года: длина корабля между штевнями равнялась 34,6 м, длина по гондеку — 130 английским футам 8 дюймам (39,82 м), ширина по набору корпуса без учёта обшивки равнялась 38 футам 4 ½ дюймам (11,69 м), глубина трюма (интрюма) — 15 футам 2 ½ дюймам (4,6 м). Свесы и наделки, а также внешняя обшивка корпуса при измерении размерений корабельного корпуса в русском флоте не учитывались, поэтому реальные размеры корабля были намного более внушительными.

Корабль невозможно воссоздать в точном соответствии с оригиналом. Никаких чертежей не сохранилось. В Библиотеке Академии наук в папке Федосея Скляева, принимавшего участие в строительстве петровской Полтавы, был найден только чертеж мидель-шпангоута, на котором были указаны общие размеры корабля. На основе этих данных и чертежей аналогичных кораблей отечественной и зарубежной постройки в 2012 году началась предварительная работа по сбору материалов и документов для выполнения эскизного проекта современной «Полтавы».

Строительство происходит в Петербурге по инициативе и под финансированием Газпрома, что как бы говорит о том, что проект масштабный и дорогой.

Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»

Петровский корабль в XVIII веке собирался три года, силами 300 мастеров. Современное строительство ведет 80 человек и несмотря на подмогу всяческих "высоких технологий" вроде кранов, бензопил, шлифмашин и прочих дрелей, длится оно уже почти два года (с 2013 г.) и пока завершаться не собирается.

Проблема, как объясняют, состоит в том, что трудно найти подходящие материалы. Например, корабельный лес уже давно никто не поставляет и не изготавливает, как канаты, того же диаметра, что в XVIII веке. Почти все материалы и изделия для Полтавы являются специальным заказом, так как современный рынок не соответствует потребностям судостроения петровского времени.

Дубовые бревна для постройки корабля везут из Саратовской, Брянской областей и Краснодарского края. Диаметр бревен от 60 см до 1 метра. Длина — от 6 до 12 метров, что не является стандартным размером для современных поставщиков леса. Возраст каждого дуба — около 200 лет. Деревья такого возраста без гнилых частей в России найти очень трудно.

Доски для корабля
Доски для корабля
Стройматериалы
Стройматериалы

На уличной площадке идет распиловка дубовых бревен на лафеты, из которых в последующем изготавливаются элементы набора корабля «Полтава».

Верфь «Полтава»
Верфь «Полтава»
Стройматериалы пока лежат на улице
Стройматериалы пока лежат на улице
Строительная уличная площадка
Строительная уличная площадка

Историческая верфь «Полтава»
Историческая верфь «Полтава»
Печка, распаривающая дерево перед тем как его начнут гнуть
Печка, распаривающая дерево перед тем как его начнут гнуть
Приспособление, позволяющее гнуть доски и брус
Приспособление, позволяющее гнуть доски и брус

Строительные работы ведутся на исторической верфи «Полтава», которая располагается неподалеку от метро Черная речка. Верфь открыта для посещений, на ней регулярно проводятся экскурсии. Экскурсии платные, для взрослых - 400 руб, для детей 250. Там же работает сувенирный магазин.

Верхушка мачты Полтавы
Верхушка мачты Полтавы
Макет строительства линейного корабля «Полтава»
Макет строительства линейного корабля «Полтава»

На территории верфи можно также посмотреть на пушки, которые будут устанавливаться на корабль, элементы парусного вооружения и т.п.

Пушки для Полтавы
Пушки для Полтавы
Пушки для Полтавы
Пушки для Полтавы

У воды
У воды
Пушечные лафеты
Пушечные лафеты

Также там в отдельном помещении хранятся артефакты, поднятые с места гибели линейного корабля Портсмут, 1714 года, построенного хоть и не в России, но по проекту Петра I.

Артефакты линейного корабля Портсмут
Артефакты линейного корабля Портсмут

Информационные стенды
Информационные стенды
Артефакты линейного корабля Портсмут
Артефакты линейного корабля Портсмут

Части линейного корабля Портсмут
Части линейного корабля Портсмут
Толщина доски небольшая по сравнению с Полтавой
Толщина доски небольшая по сравнению с Полтавой

Для строительства корабля на территории верфи возвели большой ангар, 60 метров в ширину и 30 метров в высоту. Именно здесь происходит основная сборка набора корабля.

В ангаре
В ангаре
Шлифовка и т.п.
Шлифовка и т.п.
Подготовка бруса
Подготовка бруса

Работы в ангаре
Работы в ангаре

Оцените масштаб
Оцените масштаб
Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»

Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»
Мешаем рабочим
Мешаем рабочим

В ангаре
В ангаре
Гнутые доски
Гнутые доски
В ангаре
В ангаре

В ангаре
В ангаре
Набор корабля
Набор корабля

В ангаре во всю идут работы
В ангаре во всю идут работы
Ангар
Ангар

Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»

В небольшой соседней мастерской, помимо прочих работ, вырезают из дерева элементы декора корабля.

Столярная мастерская
Столярная мастерская
Столярная мастерская
Столярная мастерская

Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»
Эскизы
Эскизы

Элементы декора
Элементы декора
Эскизы
Эскизы

Вообще, походить по верфи интересно. Как и по ледоколу Красин, собственно.  Спасибо мастерам верфи за то, что показали живой рабочий процесс строительства корабля :)

Комментарии   

#1 Экскурсия на линейный корабль «Полтава»sevprostor 19.05.2015 13:29
Часть информации брала с сайта корабля, поэтому тут много кудрявых оборотов. Уж не обессудьте.
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика