Про суда:

Свернуть

Историческая реконструкция судов

В России в последние годы набирает обороты создание реплик исторических судов по сохранившимся чертежам, рисункам, архивным материалам. К таким проектам можно отнести Воронежский парусник «Гото Предестинация» («Божье предвидение»), построенный по чертежам Петра I, Фрегат Штандарт, воссозданный на основании архивных материалов, и прочие более мелкие суда вроде Ладьи «Славяна», Ладьи «Русич» и т.п.

Гото Предестинация
Гото Предестинация
Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»
Фрегат Штандарт
Фрегат Штандарт

Одним из таких крупнейших проектов стало историческое воссоздание 54-пушечного линейного корабля 4-го ранга «Полтава», в проектировании и возведении которого в 1712 году принимал участие сам Петр I.

Парусный линейный корабль "Полтава"

В мае 2013 года на территории Яхт-клуба Санкт-Петербурга в Яхтенном порту «Геркулес» начались работы по постройке корабля-музея в виде исторической реконструкции 54-пушечного линейного корабля «Полтава» постройки 1712 г. Историческая реплика «Полтавы» станет центральным объектом музея посвященного морской истории Петербурга и парусного дела. Цель воссоздания корабля и создания музея – популяризация морских традиций и истории судостроения. «Полтава» — русский 54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга, спущенный на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства. В строительстве корабля принимал личное участие Пётр I. Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве.

Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»

Данных, необходимых для воссоздания внешнего вида корабля, сохранилось очень мало, поэтому облик «Полтавы» может быть восстановлен лишь приблизительно, с большим числом допущений и оговорок. Некоторую информацию о внешнем облике корабля и конструкции набора корпуса даёт хранящаяся в фондах Центрального военно-морского музея полумодель «Полтавы», а также гравюра Питера Пикарта, «весьма посредственная по детальности и уровню исполнения»; гравюра позволяет достоверно установить только вид корабля прямо с кормы.

В ангаре
В ангаре
Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»

Имеются также сведения, что в 2005 году в Центральном военно-морском архиве была найдена папка с чертежами Ф. М. Скляева, в которой сохранились два подлинных чертежа «Полтавы». Из этих чертежей следует, что на гравюре Пикарта корабль был изображён некорректно (художник снабдил его несуществующими конструктивными элементами). Архивные находки пока не опубликованы.

Но несмотря на дефицит имеющихся источников, как пишет моделист В. П. Дубенский, «архитектура и устройство кораблей того времени были настолько традиционными и регламентированными, что на основании соответствующих руководств и пособий можно достаточно уверенно восстановить корпус и оснастку. Больше неопределённости имеется в отношении декора».

Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»
Столярная мастерская
Столярная мастерская

Размеры Полтавы: 34,6 м — длина корабля между штевнями, 39,82 М — длина по гондеку, 11,69 М — ширина по набору корпуса без учёта обшивки, 4,6 М — Глубина интрюма, 1 200 ТОНН — Водоизмещение, 54 пушки.

Читать подробнее про линейный корабль «Полтава» и экскурсию по нему...

«Гото Предестинация»

«Гото Предестинация» («Божье предвидение», от нем. Gott и лат. praedestinatio) — действующая историческая копия русского линейного корабля «Гото Предестинация» времён Петра I, построенная в 2011—2014 годах. Корабль пришвартован у Адмиралтейской площади в Воронеже и является кораблём-музеем.

Гото Предестинация
Гото Предестинация
Гото Предестинация
Гото Предестинация

16 декабря 2009 года губернатор Воронежской области объявил о том, что принято решение воссоздать по чертежам первый российский линейный корабль «Гото Предестинация». В начале 2010 года принялись к созданию чертежей на основе архивных документов. Работы по созданию проекта осложнились тем, что большинство документов, связанных с постройкой линкора, не сохранились. При создании реплики судна применялись записки из государственного архива, а также картины и гравюры XVIII века, а в основу проекта корабля легла акварель Питера Бергмана, написанная в 1700 году. Со слов конструктора надстройки Александра Тихомирова, для её строительства использовались те же материалы, из которых строили и оригинальный корабль: сосна и дуб, причём возрастом не меньше 100 лет.

Гото Предестинация
Гото Предестинация
Строительство судна Гото Предстинация
Строительство судна Гото Предстинация

Первоначально предполагалось, что строительство корабля проведут специалисты из Дании, однако позже от этих планов отказались в пользу российских судостроительных компаний. По данным «Гипрокоммундортранса», стоимость корабля без учета стоянки оценивается в 215 млн рублей. Над судном трудилось в общей сложности около 40 человек. На создание судна с момента закладки ушло чуть более 3 лет, в то время как оригинал во времена Петра Великого строили чуть менее 1,5 лет. 27 июля 2014 года, в день военно-морского флота, корабль «Гото Предестинация» был торжественно открыт у Адмиралтейской площади города Воронежа.

Гото Предестинация
Гото Предестинация
Копия парусного корабля Гото Предестинация
Копия парусного корабля Гото Предестинация
Реплика корабля Гото Предестинация
Реплика корабля Гото Предестинация

Судно собрано из двух частей: нижней металлической и верхней деревянной. Вес нижней металлической части составляет почти 150 тонн, сбалансированной для устойчивости 400 тоннами бетона. На строительство верхней части ушло более тысячи кубометров древесины. Днище плоское, без киля.

Длина судна составляет 38,5 м, ширина — 9,5 м, высота без мачты — 4,5 м. Корабль имеет три мачты, высота фок-мачты — 36 м, грот-мачты — около 40 м. Осадка судна 2,5 м. Судно имеет две палубы и рассчитано на 50 пассажиров. Экипаж судна — 5 человек. На судне установлено 32 пушки разного калибра. Первоначально предполагалась установка 58 орудий, однако позже было решено освободить это место под выставочные залы. 26 незадействованных орудий было установлено на суше, около места швартовки корабля. Пушки выполнены из алюминия и покрашены под бронзу. Вес каждой пушки составляет около 300 кг.

Гото Предестинация
Гото Предестинация
Музей Гото Предестинация
Музей Гото Предестинация
Декор корабля Гото Предестинация
Декор корабля Гото Предестинация

Воссоздание судна Гото Предестинация
Воссоздание судна Гото Предестинация
Реконструкция корабля Гото Предестинация
Реконструкция корабля Гото Предестинация

Площадь парусов составляет по разным данным от 870 до 1500 м². Движение судна под парусами ограничено мелководностью и сравнительно небольшими размерами Воронежского водохранилища на участке между линией электропередачи и Вогрэсовским мостом. Поэтому поднимать паруса будут два раза в год на день ВМФ и день города, при наличии штиля. Судно оснащено дизельным двигателем в 300 л.с., способным развивать скорость до 6,5 узлов (12 км/ч).

Фрегат Штандарт

«Штандарт» — действующая копия российского исторического фрегата «Штандарт» времен Петра I, построенная негосударственной некоммерческой организацией «Проект «Штандарт».

Фрегат Штандарт
Фрегат Штандарт
Фрегат Штандарт
Фрегат Штандарт


4 сентября 1999 года «Штандарт» был торжественно спущен на воду на верфи «Петровское Адмиралтейство». Планировка «Штандарта» предполагает разделение корабля на две зоны: историческую и современную — выше пушечной палубы историческая достоверность была сохранена: штурвал и рулевое устройство, всё декоративное убранство, все мачты, шпили, пушки, трапы и люки были сделаны с максимально возможным приближением к историческим.

Длина наибольшая — 34,5 м. Длина по палубе — 25 м. Ширина — 6,9 м. Высота мачт — 33 м. Осадка — 3,3 м. Водоизмещение — 220 т. Площадь парусности — 620 кв. м. Двигатели — 2 х Volvo Penta TAMD 122P, 560 л.с.

Воссоздание фрегата
Воссоздание фрегата
Реплика фрегата
Реплика фрегата
Строительство Фрегата Штандарт
Строительство Фрегата Штандарт

В июне 2000 года «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства — тем городам и странам, которые посетил Пётр I, обучаясь корабельному ремеслу. На начало 2012 года фрегат «Штандарт» побывал в двенадцати плаваниях по Европе, посетил 54 порта в 12 странах Европы. В 2009 году «Штандарт» прошёл от Санкт-Петербурга до норвежского порта Киркенес, обогнув мыс Норд-Кап. С 2005 по 2009 год неоднократно входил в акваторию Невы для участия в празднике «Алые паруса». «Штандарт» активно принимает участие в международных морских регатах, фестивалях, киносъёмках.

С эксплуатацией Штандарта в России сейчас имеются большие проблемы из-за невозможности государственной регистрации судна.

1 апреля 1999 года «Штандарт» был зарегистрирован в судовой книге ГИМС МЧС РФ как «парусное судно в постройке», в 2004 году перерегистрирован как маломерное судно. 29 мая 2007 года ГИМС МЧС России исключила судно «Штандарт» из судовой книги по причине его «несоответствия характеристикам маломерного судна». По итогам долгих разбирательств Постановлением арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 ноября 2008 года приказ об исключении судна «Штандарт» из государственного реестра был признан недействительным. 9 апреля 2009 года судно «Штандарт» было восстановлено в Государственном реестре. В июне 2009 года «Штандарт» был предъявлен инспекторам Российского речного регистра в доке. В ходе докового осмотра инспекторами регистра был выявлен ряд «существенных» несоответствий установленным требованиям. Для восстановления судна на классификационном учёте Российский речной регистр 18 июня 2009 года предъявил судовладельцу требования об устранении до выхода в рейс всех имеющихся на «Штандарте» несоответствий правилам Регистра.

Судовладелец, считая предъявленные требования в принципе невыполнимыми с учётом исторической конструкции судна, принял решение о прекращении эксплуатации судна в водах РФ до урегулирования вопросов российского законодательства по историческим и традиционным судам. С 2009 года «Штандарт» осуществляет учебно-тренировочные плавания в водах европейских стран.

Ладья Русич

Ладья Русич
Ладья Русич
Ладья «Русич» — парусно-гребное судно (с дополнительным мотором), скопировано с плавательных средств, которыми пользовались варяги и древние славяне в X—XII веках.

Ладья «Русич» была построена по заказу российских путешественников братьев-близнецов Александра и Сергея Синельниковых в 2006 году в Петрозаводске, на верфи «Варяг», специализирующейся на проектировании и постройке деревянных судов различного назначения.

Основные тактико-технические характеристики ладьи «Русич»:  Длина корпуса наибольшая — 15 м;  ширина корпуса наибольшая — 4,1 м; высота борта от нижней кромки киля — 1,5 м; высота борта от шпунта — 1,3 м; осадка по полному грузу — 1 м; водоизмещение по полному грузу — 11 т; площадь парусности — 48 кв.м; мощность двигателя — 71 л.с.; количество спальных мест — 14 человек команды.

Ладья Русич
Ладья Русич
Ладбя Русич
Ладбя Русич

Судно построено по индивидуальному проекту с использованием требований Регистра СССР по постройке деревянных моторных катеров и ботов 1943 г. «Технические условия на постройку морских деревянных судов».

Ладья "Славяна"

Про ладью Славяна информации в интернете почти нет, только репортажи о ее экспедициях. Вот один из них на сайте РГ.

Ладья Славяна
Ладья Славяна
Парусно-весельная ладья "Славяна", построенная карельскими мастерами по образцу новгородских ушкуйников в 2014 году совершила международную научно-просветительскую акцию "Хождение из Руси в сербскую землю". Протяженность похода составляет 4500 километров.

 - Экспедиция началась еще три года назад в Карелии, - рассказал руководитель проекта отец Феоктист. - Ладья "Славяна" на первом этапе прошла по воде от легендарного острова Кижи и до духовно-культурного кремля "Богатырская Слобода" в Самарской области. Птицу Гамаюн и образ Богородицы, которые вышиты на флаге и парусах экспедиции, уже также видели жители Татарстана, Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда, Волгодонска и Ростова-на-Дону. Скорость движения небольшая - около десяти километров в час. Причем большую часть пути участники экспедиции преодолевают на веслах.

В составе "богатырской дружины" (так называют себя военные реконструкторы) - люди различных профессий. Основной костяк экспедиции составляют шесть постоянных членов дружины, остальные шесть меняются по маршрутам. Сейчас в экипаже 12 человек, есть даже семейная пара.

Экспедиция осуществляется за счет добровольных пожертвований, которые экипаж ладьи собирает в разных городах. Собранные средства идут на закупку продуктов и снаряжения.

Ладья Славяна
Ладья Славяна
Ладья Славяна
Ладья Славяна


- Цель похода - возвращение исторической памяти русского и сербского народа, воспитание у молодежи любви к Отечеству, православию и нашей общей древней славянской истории, - поясняет воевода Петр Кабанков. - Самый трудный переход за все три года нас ожидал на Азове, оно оказалось весьма коварным. Перейти море помог ростовский лоцман Валерий Копейко. И так влюбился в нашу ладью, что оставил работу и пошел дальше в поход. Кстати, именно Валерий ввел настоящий флотский распорядок, который очень помогает в море.

Ушкуй

Реплика ушкуя
Реплика ушкуя

УШКУЙ — легкое речное плоскодонное гребное судно с парусом, нередко украшенное резьбой. Древне-русское слово "Ушкуй" происходит от названия реки Аскуй — правого притока Волхова близ Новгорода, где новгородские умельцы строили лодки "оскуй", или "ушкуй".

Про реконструированный ушкуй тоже информации минимум. Например, такая, что Ушкуй под парусом прошел по Вятке. Это произошло в рамках празднования 640-летнего юбилея города Кирова – 14 июня 2014 года.

По замыслу организаторов действа, участников клуба исторической реконструкции «Ратный стяг», в этот день на Вятке было воссоздано историческое событие – основание города Кирова.

10 членов клуба в костюмах новгородцев-ушкуйников пройдут под парусом на вёслах на аутентичном плавательном средстве, выполненном по технологиям 14-15 века, и высадятся на берег в районе бывшей пристани. Жители города смогли наблюдать военно-историческое действо с верхней и нижней набережной реки Вятки.

СТроительство ушкуя
СТроительство ушкуя
Воссоздание ушкуя
Воссоздание ушкуя

Затем всем было предложено поучаствовать в празднике с элементами исторической реконструкции и увидеть показательные выступления и мастер-классы клубов исторической реконструкции города Кирова.

«Новоладожский ботик»

Учащиеся Института педагогики и психологии ПетрГУ строят старинные суда по уникальным чертежам. Для обучающихся на кафедре технологического образования в лаборатории исторического и народного судостроения эти корабли — дипломные работы. Корабли воссоздают по точным копиям исторических судов, опыт постройки которых был утрачен. Для строительства используют оригинальные чертежи, технологии следуют до мельчайших нюансов. Полученная копия ни в чем не отличается от оригинального корабля.

Реконструкция судна Новоладожский ботик
Реконструкция судна Новоладожский ботик
Строительсво Новоладожского ботика
Строительсво Новоладожского ботика

Для студентов и преподавателей воссоздание старинных кораблей и лодок не только практика по специальности, но и важный исторический эксперимент. В лаборатории занимается до десяти студентов. Они специально ищут оригинальные чертежи исторических малых судов и воссоздают полноразмерные модели. С 2006 года они уже изготовили восемь лодок. Все лодки испытаны волной, студенты сами на них выходят на воду.

Сейчас в работе «Новоладожский ботик» (ботик — небольшое парусное или парусно-гребное судно). Лодки, которые находятся в музеях, не могут быть спущены на воду. А эти точные копии — могут. Поэтому для студентов это своего рода исторический эксперимент. «Новоладожский ботик» не единственное судно, которое появится в ближайшее время. В планах реализация и других проектов.

Реплика новоладожского ботика
Реплика новоладожского ботика
Новоладожский ботик
Новоладожский ботик

Готовые лодки хранятся в мастерской, но в период навигации команда из студентов и преподавателя занимается изучением поведения судна на воде. Так, лодка «Святая Татьяна» преодолела тысячи километров водным путем: Белое море, Онежское и Ладожское озера. Также воссозданные корабли ежегодно принимают участие в Кижской регате — фестивале в музее-заповеднике «Кижи».

Комментарии   

#1 Историческая реконструкция древних судовsevprostor 06.06.2014 13:13
Добавлена информация об еще одном судне.
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика