Про суда:

Свернуть

Военные операции на байдарках

Мало кто знает, но байдарки могут использоваться не только для охоты, транспортировки грузов или туризма, но и в военных целях. Например, чукчи издревле были очень воинственным народом. Набеги и перемещение по морю производились на байдарах – лодках из нескольких моржовых кож, натянутых на деревянный (еловый или сосновый) каркас. Длина охотничьей байдары, в которой обычно размещалось восемь человек, была 6-10 м, ширина – 2-3м, а грузоподъемность – 4 т.

Приморские жители использовали во время военных действий и каяки – однолючные байдарки для одного человека. Их длина была 1,8 м, ширина 70 см, высота до центрального обруча – 20 см. Эта типично охотничья лодка могла лишь по случаю применяться в военное время. Поскольку в ней гребец держал двухлопастное весло двумя руками, то с нее было неудобно сражаться, и для боя воин стремился спешиться. Есть очень интересная работа Нефедкина А.К., посвященная чукотским войнам. Она так и называется "Военное дело чукчей". Более подробно про чукотские войны можно почитать там.

Благодаря своей быстроходности, легкости и малозаметности, применялись байдарки для войны не только чукчами, но и британскими и австралийскими подразделениями специального назначения.

.
.
.
.

Байдарки использовались морским подразделением для поведения специальных разведывательных операций, специализирующихся на сборе информации, наблюдении, подводных атаках и диверсиях в таких европейских странах, как Италия, Франция, Англия и т.п. Подобные суда назывались «Cockleshell Canoes» - ракушка.

.
.

Например, в декабре 1942 году в порте Бордо оккупированной Франции был проведен ряд операций на пяти специализированных военных каноэ. Десять бойцов на пяти лодках успешно потопили один корабль и нанесли серьезный ущерб четырем другим, а также на месяц приостановили работу самого порта. Задача команды была проста – уничтожить как можно больше кораблей противника. Рейд бомбардировщиков привел бы к огромным жертвам среди мирного населения, поэтому было решено использовать средства морских диверсантов на каноэ.

Обучение бойцов заняло несколько месяцев. В подготовку входило изучение района боевых действий, скалолазание, управление каноэ в шторм и при иных неблагоприятных погодных условиях, длительные водные переходы, маскировка, минирование и изучение французского языка. В специальном бассейне бойцы отрабатывали навыки минирования железной плиты, изображающей вражеский корабль.

.
.
.
.
.
.

7 декабря 1942 года операция началась. Подводная лодка выгрузила каноэ у побережья Бискайского залива. Шесть групп по два человека должны были пройти около пяти миль от устья реки Жиронда, дойти до гавани, заложить там мины, уйти в сторону Испании и оттуда добраться до Англии.

К сожалению, не все пошло так гладко, как предполагалось. Одно каноэ, в процессе выгрузки было повеждено и его пришлось возвращать на борт корабля. Остальные пять лодок, пройдя почти весь путь, почти у самого берега, попали в сильный сулой - столкновение двух течений (морского и речного). В результате, утонуло две лодки. Осталось только три каноэ, однако до цели дошло только два судна. Подходя к берегу, диверсантам пришлось проплывать мимо трех немецких миноносцев. Два судна прошли благополучно, однако третье бесследно исчезло. В результате осталось всего лишь четыре человека. В это время немцы уже знали о наличии на реке диверсантов и усилили патрулирование участка. Бойцам приходилось плыть только по ночам, а днем прятаться на берегу. В какой-то момент их заметил часовой, но не подал сигнала тревоги. Вероятно, он принял их за плывущие бревна, так как экипажи в этот момент застыли без малейшего движения.

В итоге диверсанты попали в порт и заложили там мины. У них было всего восемь минут до взрыва, и они успели скрыться. В результате диверсии, четыре судна получили серьезные повреждения. Также были повеждены танкер и сторожевик. Все эти суда не смогли выйти в море в течение нескольких месяцев, в результате чего были сорваны многие стратегические поставки на военные заводы рейха.

.
.
.
.

Еще одна подобная диверсия произошла в сентябре 1943 года в Австралии.

По плану, несколько добровольцев должны были подойти к порту Сингапура на борту рыболовного катера и оттуда, на трех байдарках пройти около 2000 морских миль, до места дислокации вражеских кораблей. Двигаться предполагалось только по ночам. Заложив мины, команда должна была собраться в установленном месте, откуда бы их забрал катер.

Готовясь к диверсии, бойцы тренировались на выносливость, учились преодолевать большие расстояния на байдарках, упражнялись в подрывных работах на старых судах, расположенных в порту Сидней.

Первого сентября, на небольшом рыболовном катере под названием «Крэйт», добровольцы, под предводительством капитана М. Лайона отправились к месту выполнения операции. Маршрут пролегал через Индийский океан и Яванское море к острову Суматры. Конечной целью был ряд островков, расположенных неподалеку от Сингапурского порта. На случай поражения, у бойцов была при себе ампула с ядом.

Изначально, все пошло не так как задумывалось. У катера сломался вал гребного винта, поэтому пришлось срочно возвращаться в порт и ремонтировать повреждение. Второй выход оказался более удачным, катеру удалось беспрепятственно пройти довольно большое расстояние и оказаться в ста милях от Сингапура, однако удача снова отвернулась от команды, и катер попал в сильнейший шторм. К счастью, судну удалось оказаться в проливе между архипелагами Рио и Линга. Ни местные жители, ни пролетавшие мимо японские летчики-истребители ничего не заподозрили, приняв их за туземцев, поэтому корабль смог найти базу на одном из островков, в двадцати милях от порта.

.
.
.
.

Вечером, как только стемнело, на берег переправили байдарки, снаряжение и продовольствие, после чего катер уплыл, оставив на острове капитана Лайона, старшего Дэвидсона, лейтенанта Пэйджа и троих рядовых - Хастона, Фоллса и Джоунса.

Спустя трое суток, команда на трех байдарках отправилась к цели. Две ночи они плыли вдоль островов, а днем скрывались в прибрежных зарослях. В полночь, бойцы приблизились к порту. Команда должна была разделиться и заминировать корабли, стоящие к востоку от порта и вдоль побережья острова Букум. Тем не менее, оказалось, что отливное течение мешает байдаркам достаточно быстро плыть – это грозило срывом операции. Пришлось возвращаться и пытаться обойти острова с другой стороны.

На следующий день команда разделилась. Первая группа добралась до порта Кэппел и обнаружила, что все крупные суда вышли в море. Бойцы решили заминировать танкер, стоящий у входа в порт. Пока байдарка двигалась вдоль борта корабля, из иллюминатора выглянул вражеский моряк, но принял десант за туземцев и никак на них не отреагировал. Установив еще пару мин, байдарки поплыли назад, к базе.

В это время, вторая группа вошла в Сингапурский порт и удачно заминировала три судна. На базу все байдарки вернулись к пяти утра и почти сразу прогремели взрывы. В результате операции, было уничтожено семь кораблей, общим водоизмещением 30 тысяч тонн. После того, как задание было успешно выполнено, байдарки двинулись к месту встречи с катером, откуда и были благополучно доставлены в Австралию.

.
.
.
.
.
.

Через год Лайон вместе с несколькими добровольцами попытался повторить удачную операцию, но она завершилась провалом – всех участников команды захватили в плен. Один из бойцов пытался уплыть, но в конечном итоге был захвачен и он. Этот неудачливый мореплаватель во время побега прошел на байдарке почти 3 200 ! километров, но и его поймали.

В наше время высокотехнологичного оружия и военной техники может показаться странным, что байдарки, каяки или каноэ можно использовать для проведения различных боевых операций, однако реальность такова, что маломерные суда по-прежнему могут обеспечить быстрое и самое главное, неприметное перемещение в водах противника. Байдарки можно незаметно и мобильно переносить на своих спинах и вместе с тем, на каяках и каноэ, очень удобно перевозить оружие и боеприпасы, для совершения подрывных работ. Маломерные суда могут быть сброшены на парашюте с любого вертолета или спущены с любого катера или даже подлодки.

.
.
.
.

* Будем благодарны за любую дополнительную информацию по теме.

** Все использованные в статье фотографии найдены в интернете. К описываемым событиям они прямого отношения не имеют, а лишь иллюстрируют некоторые моменты. Авторов фотографий, к сожалению, не знаю.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика