Суда, лодки и прочее

Здесь мы пишем о разных плавсредствах.

Про суда:

Свернуть

Лодки народов севера

На обширных пространствах, которые занимали коренные народы крайнего севера, в зависимости от природных условий разделились их способы добычи пищи.

  • Морской зверобойный промысел преобладал у азиатских эскимосов, приморских чукчей и частично у оседлых коряков.
  • Речное рыболовство — у ительменов и некоторых групп оседлых коряков.

Подобные промыслы требовали наличия лодок. Также лодки требовались народам, кочующим вдоль рек.

Байдарку везут на упряжке
Байдарку везут на упряжке
Байдара
Байдара

Линейный корабль «Полтава»

В России в последние годы набирает обороты историческая реконструкция древних судов, а точнее их полное воссоздание по сохранившимся чертежам, рисункам, архивным материалам. К таким проектам можно отнести Воронежский парусник «Гото Предестинация» («Божье предвидение»), построенный по чертежам Петра I, Фрегат Штандарт, воссозданный на основании архивных материалов, и прочие более мелкие суда вроде Ладьи «Славяна», Ладьи «Русич» и т.п.

Одним из таких крупнейших проектов стало историческое воссоздание 54-пушечного линейного корабля 4-го ранга «Полтава», в проектировании и возведении которого в 1712 году принимал участие сам Петр I. В будущем судно хотят использовать в качестве плавучего музея.

Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»

Историческая реконструкция судов

В России в последние годы набирает обороты создание реплик исторических судов по сохранившимся чертежам, рисункам, архивным материалам. К таким проектам можно отнести Воронежский парусник «Гото Предестинация» («Божье предвидение»), построенный по чертежам Петра I, Фрегат Штандарт, воссозданный на основании архивных материалов, и прочие более мелкие суда вроде Ладьи «Славяна», Ладьи «Русич» и т.п.

Гото Предестинация
Гото Предестинация
Линейный корабль «Полтава»
Линейный корабль «Полтава»
Фрегат Штандарт
Фрегат Штандарт

Одним из таких крупнейших проектов стало историческое воссоздание 54-пушечного линейного корабля 4-го ранга «Полтава», в проектировании и возведении которого в 1712 году принимал участие сам Петр I.

Фестиваль ледоколов в Петербурге

В Петербурге организовали первый "Фестиваль ледоколов" и мы, конечно, захотели на него сходить. В принципе, я уже была в курсе, что очереди будут километровые, поэтому мы просто решили погуляться по набережной и пофотографировать суда снаружи. Пишут, что в первый день ледоколы посетило более 9 000 человек. Во второй, думаю, их было не меньше.

Фестиваль ледоколов
Фестиваль ледоколов
Фестиваль ледоколов
Фестиваль ледоколов

Ледоколов было пять штук - «Санкт-Петербург», «Москва», «Мудьюг», «Иван Крузенштерн» и «Капитан Зарубин». Плюс, там еще стоит и «Красин».

Ледокол Красин (Святогор)

Вчера нам довелось по делу побывать на Ледоколе Красин и мы даже чуть-чуть прошлись по музею и пофотографировали. Особо подробного рассказа о ледоколе нам послушать не удалось - времени не было, но вот хотя бы могу показать некоторые фотографии и вспомнить один интересный факт о Красине.

Набережная Лейтенанта Шмидта
Набережная Лейтенанта Шмидта
Наташа
Наташа

А подробности о ледоколе в любом случае можно узнать на сайте музея.

История каркасных маломерных судов (каяк, байдарка, каноэ, умиак, анъяпик)

Археологи утверждают, что история маломерных судов насчитывает более 4000 лет. Использовались суда коренными народами севера (алеутами, чукчами и эскимосами и североамериканскими индейцами) для морской охоты.

В зависимости от географического расположения, климата и фауны отдельных территорий, байдарки, каяки, анъяпики, умиаки и каноэ несколько различались по своей конструкции. Предназначение у всех судов было одно и тоже – охота, война или перевозка грузов и людей.

.
.
.
.

Конструкция судов в большинстве случаев схожа – жесткий каркас обтягивается гибкой и прочной оболочкой. Роль каркаса, как правило, исполняет дерево, а в роль оболочки – шкуры морских животных, либо кора деревьев. Скрепляются части каркаса при помощи сухожилий, китового уса или волокна деревьев, а роль герметика для оболочки лодки выполняет жир, либо смола.

Военные операции на байдарках

Мало кто знает, но байдарки могут использоваться не только для охоты, транспортировки грузов или туризма, но и в военных целях. Например, чукчи издревле были очень воинственным народом. Набеги и перемещение по морю производились на байдарах – лодках из нескольких моржовых кож, натянутых на деревянный (еловый или сосновый) каркас. Длина охотничьей байдары, в которой обычно размещалось восемь человек, была 6-10 м, ширина – 2-3м, а грузоподъемность – 4 т.

Приморские жители использовали во время военных действий и каяки – однолючные байдарки для одного человека. Их длина была 1,8 м, ширина 70 см, высота до центрального обруча – 20 см. Эта типично охотничья лодка могла лишь по случаю применяться в военное время. Поскольку в ней гребец держал двухлопастное весло двумя руками, то с нее было неудобно сражаться, и для боя воин стремился спешиться. Есть очень интересная работа Нефедкина А.К., посвященная чукотским войнам. Она так и называется "Военное дело чукчей". Более подробно про чукотские войны можно почитать там.

Благодаря своей быстроходности, легкости и малозаметности, применялись байдарки для войны не только чукчами, но и британскими и австралийскими подразделениями специального назначения.

.
.
.
.

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика