Еще кое-что о культуре севера:

Свернуть

Толерантность северных народов к отсутствию «невинности» у женщин

Издавна ответственность за лишение девственности возлагалась на саму девушку. «Уступчивость» считалась простительной, если допускалась связь с мужчиной более высокого статуса (к ним относились даже волостные писари, не говоря уже о купцах), более богатого, и казалась особо предосудительной, если девушка уступала бедному, «польщалась на мужика». Богатство, высокий социальный статус были объяснимыми мотивами, заставлявшими девушку «грешить». Ситуация же, когда девушка «спутывалась по любви», была совершенно неизвинительной и приписывалась особой развращенности согрешившей.

Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера

Информацию о позорящих наказаниях для девушек впервые можно найти в русских источниках не ранее конца ХУ — начала XVI в. По всей видимости, вначале они касались лишь представительниц зажиточных слоев в центральной части России, но постепенно распространились более широко.

Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера

В центральных губерниях для венчания девушки, не сумевшей сохранить девственность, в XIX в. стало принято давать особую очистительную молитву, после которой виновной вручалась очистительная память от поповских старост — они ведали делами о внебрачных рождениях. Иногда — это был путь к покаянию — священник назначал епитимью. Согрешившая трижды должна была на коленях обползти церковь. Есть данные, что уже в начале XX в. у русского населения, скажем, на Украине, этот способ поношения и опозоривания молодой почти исчез и «вместо него часто священник» обязывал «молодую поработать у него несколько дней».

Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера

Очень часто вначале пускали слух о нечестности, затем обсуждали на сходе — само привлечение внимания к физическому состоянию девушки уже было «срамом».

Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера

В Архангельской губернии срамить девушку, незаконно прижившую ребенка, к концу XIX в. стало не принято, но ее могли отлучить от родительского дома, от дружбы других женщин. Если худая молва о лишившейся девственности подтверждалась, то девушка по общему приговору должна была убирать отныне волосы в две косы без девичьей повязки, покрывать их волосником (отсюда термин «самокрутка»). Обряд «покрытки» на юге России и в Малороссии был не столько позорящим, сколько сглаживающим прегрешение девушки: надевание иного убора показывало переход девушки в другую возрастную группу, и девичью косу ей уже было заплетать нельзя (отсюда полесское выражение «росчесав ій косу до вінца»).

Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера

Чем дальше от центра и Южной России - тем пермиссивнее было отношение к лишению девственности. Если в Калужской губернии «случаев, когда бы девушка, имея незаконнорожденного ребенка, вышла замуж, не было», то в Тверской «никакого публичного посрамления оказавшейся нецеломудренной» не устраивалось.

Нет данных, что была какая-то систематичность в ритуалах позора для девушек в Казанской губернии - там в конце XIX в. вообще бытовало присловье: «Жену с почина берут». В Пермском крае родители не видели ничего дурного в том, чтобы девушки были в поиске любого себе до свадьбы, а в Мезенском уезде (Север), где существовал свальный грех, невинность девушки вообще ценилась мало: родившая скорее находила себе мужа.

Посрамляющих обрядов на Русском Севере не водилось, но девственность ценилась.

Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера

В удаленных от центра сибирских деревнях было то же: в условиях переизбытка мужчин, возможность интимных отношений с женщиной ценилась не только на словах, но и на деле (среди золотоискателей и рудознатцев). Родители девушек, получавшие за несохраненную девственность дочерей иной раз большие компенсации, имели свою выгоду: ребенок дочери-девушки нисколько ее не бесчестил, его охотно воспитывали, отвечая укоряющим: «Плевок моря не портит». Иное дело - центральные, южные, юго-западные, отчасти западные районы России. До 1861 г. помещики в посрамление провинившейся там приказывали «резать косу» - острижение еще оставалось наиболее распространенным из женских позорящих наказаний.

Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера

Здесь можно прочитать статью полностью.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика