Еще кое-что о культуре севера:

Свернуть

«СЕВЕРНОСТЬ» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В историографии принято различать «боярскую», «крестьянскую» и «монастырскую» колонизацию. Здесь рассматриваются преимущественно религиозно-антропологические аспекты "покорения" северного пространства.

Самосознание русских складывалось под влиянием православия. Образ «севера» первоначально имел негативное значение и отождествлялся с долгой зимой, снегом, морозом, языческими финно-угорскими племенами, населяющими чуждое пространство. В середине XVI в. «Поморьем» называли земли, простершиеся от Вологды до Северного Ледовитого океана. «Поморье» - страна «по ту сторону» земного бытия. Происхождение слова «море» и производных от него существительных восходит к индоевропейским глаголам умирания -mor, -mer.

В.П., Церковь Бориса и Глеба в Пазрецком погосте. — Слезскинский А.Г. Поездка на Мурман: Путевые зам
В.П., Церковь Бориса и Глеба в Пазрецком погосте. — Слезскинский А.Г. Поездка на Мурман: Путевые зам
В.П., Церковь в Печенгском монастыре, 1898. — Слезскинский А.Г. Поездка на Мурман: Путевые заметки
В.П., Церковь в Печенгском монастыре, 1898. — Слезскинский А.Г. Поездка на Мурман: Путевые заметки

Пассионарная устремленность русских первопроходцев на север и северо-восток не была инициирована «сверху». Она усиливалась в периоды политической и экономической нестабильности, была реакцией на апокалипсические ожидания. В начале XVII в., в «смутное время междуцарствия», когда появилась реальная возможность гибели Московской Руси, наше Отечество исподволь «прирастало» Сибирью. Примерно, в течение сорока лет был освоен Северный Морской Путь. Кочи поморов добрались до Аляски.

Это было великое духовное движение русского народа на Восток («на всток», «на встречь солнцу»), который на сакрально-географической карте мира сополагался с Севером, где поморы «открывали сияющие чертоги рая и зияющие бездны ада». Русская цивилизация имеет северный характер. Вектор отечественной культуры ориентирован с юго-востока на северо-восток.

В отечественной историографии рассматриваются, как правило, социально-политические, классовые и экономические причины восточнославянской колонизации. Между тем, важнейшим мотивом движения православных христиан в земли, где восемь месяцев в году стоит морозная зима, а летом одолевают мошка и комары, были духовные основания, имеющие объяснение в православной эсхатологии. Христианство утвердилось в Римской империи как учение «не от мира сего» не «благодаря», а «вопреки» социально-политическим и экономическим обстоятельствам.

Православие - религия обетованного времени, но принципы христианской аскетики в ожидании конца времен открывали подвижникам путь в сторону Студеного моря-океана, где суровые климатические условия предопределили появление «Северной Фиваиды». Идея «Русского Севера» воплощает идею перехода, идеал Преображения, идеологию, принимающую ярко выраженные маргинальные формы. Жизнь в условиях восьмимесячной зимы требует трудового усилия, подвига и упования на «чудо» как явлений повседневных.

В.П., Становище Еретики, 1898. — Слезскинский А.Г. Поездка на Мурман: Путевые заметки
В.П., Становище Еретики, 1898. — Слезскинский А.Г. Поездка на Мурман: Путевые заметки

Рассмотрим онтологические качества «севера» как социокультурного пространства:

1. «Север» - понятие относительное: вечно расширяющаяся граница, требующая «мужских» поведенческих качеств. «Женское» в природе и в культуре - предполагает традиционный, консервативный, «охранительный» тип поведения.

2. Освоение «севера» требует духовных или идейных мотивировок, в любом случае - иррациональных по отношению к витальным ценностям.

3. Север - «монашеская страна». Не случайно в общественном сознании по отношению к Русскому Северу и Поморью утвердилась устойчивая духовная характеристика - «Северная Фи-ваида». В начале истории поселения следует искать святого подвижника, «культурного героя» или «гения места». Города и села, как правило, складываются вокруг монастырей и пустыней. Монахи бегут от «мира», а «мир» спешит за ними.

4. Пустынножители приходили на необжитые земли как «свои», чтобы остаться навсегда и умереть здесь для обретения вечной жизни, а ушкуйники - как «чужие», чтобы взять дань («ясак») и вернуться.

5. «Русский Север» разделен природными, ландшафтными, государственными, конфессиональными и экзистенциальными рубежами. Ландшафтные границы соответствуют пределам экзистенциальным, духовным, государственным, но редко совпадают с внутренним территориальноадминистративным делением.

6. Выход за пределы освоенного пространства предполагает отказ от традиционных морально-нравственных норм - «антиповедение». В соответствии с бинарной психологической инверсией «разбойники» обретают статус первопроходцев и культурных героев, «грешники» становятся прославленными святыми.

7. Расширение освоенного пространства требует ненормированного усилия - «жертвы» или готовности к обретению нового качества через страдание и достойно пережитую опасность. «Запредельное состояние» превращается в повседневный образ жизни, в традицию, в религиознокультурный уклад.

Источник текста, Источник картинок.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика