Еще кое-что о культуре севера:

Свернуть

Место собак в легендах и жертвоприношениях

О давней связи собаки с «Нга» [злым божеством], лишившим ее чистоты и наделившим способностью видеть злых духов рассказывают легенды, мифы и сказки. Версия о получении собакой шерсти от темного демиурга в награду за то, что она позволила тому «испортить» первочеловека, известна в мифологии удмуртов, марийцев, мордвы, коми-зырян, хантов, алтайских тюрков, эвенков.

Местные псы
Местные псы
Оленевод, проезжавший мимо и остановившийся поболтать о погоде.
Оленевод, проезжавший мимо и остановившийся поболтать о погоде.

В мифологии ненцев представления о собаке отражают два аспекта: взаимосвязь с человеком и отношение к миру духов. И образ собаки включал в себя не только отрицательные, но и положительные черты.

Роль животных, как и вообще анимального (зооморфного) элемента, в мифологии исключительно велика. Животное выступает в качестве культурного героя, который может совмещать в себе две роли — творца неких космических элементов (устройство земли) и основателя новой культурно-социальной традиции (устройство общества, обучение ремеслам и т. п.).

Легенды о сотворении человека, где немалую роль сыграла собака, встречаются у финно-угорского населения, а также у племени кхаси в Ассами. У марийцев рассказывается история сотворения мира, напоминающая некоторые эпизоды из ненецких преданий. Такой же рассказ можно найти у коми.

У хантов в наказание за непослушание, невыполнение указания «Торум» превратил первого виновного человека в собаку.

Хантыйское влияние на ненецкую мифологию просматривается на примере божества по имени «Яптик хэхэ», которого считали зятем хантыйского божества «Орт ики». Его изображение привозили на религиозные праздники, которые посвящались хантыйскому духу. Божество «Яптик хэхэ» покровительствовало роду Яптик и изображалось в образе собаки.

Место поклонения этому божеству «находится на реке Юрибей (Яптик хаэ). По разным сведениям его святилище находится на восточном берегу Ямала, между мысом Пэу-саля и бухтой Находка. Это место обитания сына Нума (Нум ню), который в прежнее время здесь ходил. Раньше было тепло, и вот настал первый буран, сын Нума заблудился. Это было на Юрибее. Теперь здесь священное место, и здесь живет сам сын Нума». Ему в жертву приносятся белые собаки.

Пес
Пес
Котельная
Котельная

К «Яп-тик-хэхе» обращаются в случае тяжелой болезни. По некоторым сведениям у него есть старший брат «Понгармэ Ирико». А. Бушевич отмечал, что шаманы призывали его в качестве помощника во время своих путешествий, и с ним они могли «отправиться в любой из миров, какие бы ужасы не маячили там».

Лар Леонид Алексеевич, журнал: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Год выпуска: 2009.

Культы коряков

Пережитки родового культа прослеживались в верованиях приморских коряков даже в XX в. По материалам К. Бауэрмана, собранным среди паренских коряков, в каждом селении имелись свои «охранители» — большие столбы, напоминающие антропоморфные изображения. Каждое изображение служило объектом поклонения группы лиц, считавших себя родственниками.

Эти лица приносили «охранителю» кровавые жертвоприношения (собак), в то время как не родственники ограничивались простым угощением этого изображения — кусочками еды и др.

Принесение собаки в жертву
Принесение собаки в жертву

Принесение собаки в жертву
Принесение собаки в жертву
Принесение собаки в жертву
Принесение собаки в жертву

По-видимому, прежде такое изображение являлось «охранителем» всех жителей селения, когда оно организовывалось по родственному признаку. С переходом же к территориальному принципу расселения «священные» столбы остались лишь культовыми покровителями для групп лиц, связанных родством.

Принесение собаки в жертву
Принесение собаки в жертву
Принесение собак в жертву
Принесение собак в жертву

При лингвистическом анализе собственных имен «охранителей» К. Бауэрман нашел, что многие из них могут быть расшифрованы как названия животных, птиц и рыб. Связывать их с тотемными названиями, как это делает автор, думается, еще преждевременно, но термины, упомянутых изображений, конечно, заслуживают внимания.

Кроме того, в каждом селении имелись специальные лица — нымелген-ан, т. е. «хранитель старины». Ими могли стать старшие по возрасту, но обязательно из тех лиц, которые якобы вели свое происхождение от основателя данного поселка. Функции нымелъген-ан сводились главным образом к религиозным обрядам.

В. В. Антропова "Вопросы военной организации и военного дела у народов крайнего северо-востока Сибири".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика