Культура Севера

Здесь мы рассказываем о культуре Русского севера и Арктики: мифах, сказаниях, религии, кулинарии, ремеслах, развлечениях, традициях и т.п.

Еще кое-что о культуре севера:

Свернуть

Этнографическое описание народов севера, 1862

Этнографическое описание народов России Густава-Федора Христиановича Паули. 1862 год.

Что интересно, чем севернее, тем меньше различий между мужской и женской одеждой. Если в районе современной Ленинградской области у мужчин брюки и короткие пиджаки, а у женщин платья, то на крайнем севере, в районе современных НАО, Ямала, Якутии и Чукотки различия стираются: что у мужчин, что у женщин надеты малицы одинаковой длины.

Этнографическое описание народов России Густава-Федора Христиановича Паули.1862 год.
Этнографическое описание народов России Густава-Федора Христиановича Паули.1862 год.
Этнографическое описание народов России Густава-Федора Христиановича Паули.1862 год.
Этнографическое описание народов России Густава-Федора Христиановича Паули.1862 год.

Хальмер в аргише: захоронения народов севера

Мольбище долган
Мольбище долган
Оленьи рога, жертва духам местности
Оленьи рога, жертва духам местности

На крайнем севере существовало несколько типов захоронений: воздушные, наземные, подземные и сжигание. Здесь вы можете почитать о воздушном, наземном и сжигании.

Северная вышивка и выпечка

Среди мотивов русской народной вышивки и выпечки северные круги или, как их еще называют местные жители, месяцы, редко привлекали к себе внимания исследователей. Между тем их содержание представляет большой интерес как для этнографов, так и для всех специалистов, исследующих народный быт.

Круги - месяцы в Каргополье можно встретить на концах старых полотенец, подзорах, называемых здесь подвесами, и передниках. Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи бурого (бордового) цвета чаще бумажными нитками, тамбурным швом. На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах по три - семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.

Вышивка Русского Севера
Вышивка Русского Севера
Каргопольские круги в вышивке
Каргопольские круги в вышивке

Сирин и Алконост

В интернете я увидела картину Васнецова "Сирин и Алконост" и мне стало интересно, что это за существа такие. Вот что я про них узнала:

Толерантность северных народов к отсутствию «невинности» у женщин

Издавна ответственность за лишение девственности возлагалась на саму девушку. «Уступчивость» считалась простительной, если допускалась связь с мужчиной более высокого статуса (к ним относились даже волостные писари, не говоря уже о купцах), более богатого, и казалась особо предосудительной, если девушка уступала бедному, «польщалась на мужика». Богатство, высокий социальный статус были объяснимыми мотивами, заставлявшими девушку «грешить». Ситуация же, когда девушка «спутывалась по любви», была совершенно неизвинительной и приписывалась особой развращенности согрешившей.

Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера
Женщины Русского Севера

«СЕВЕРНОСТЬ» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В историографии принято различать «боярскую», «крестьянскую» и «монастырскую» колонизацию. Здесь рассматриваются преимущественно религиозно-антропологические аспекты "покорения" северного пространства.

Самосознание русских складывалось под влиянием православия. Образ «севера» первоначально имел негативное значение и отождествлялся с долгой зимой, снегом, морозом, языческими финно-угорскими племенами, населяющими чуждое пространство. В середине XVI в. «Поморьем» называли земли, простершиеся от Вологды до Северного Ледовитого океана. «Поморье» - страна «по ту сторону» земного бытия. Происхождение слова «море» и производных от него существительных восходит к индоевропейским глаголам умирания -mor, -mer.

В.П., Церковь Бориса и Глеба в Пазрецком погосте. — Слезскинский А.Г. Поездка на Мурман: Путевые зам
В.П., Церковь Бориса и Глеба в Пазрецком погосте. — Слезскинский А.Г. Поездка на Мурман: Путевые зам
В.П., Церковь в Печенгском монастыре, 1898. — Слезскинский А.Г. Поездка на Мурман: Путевые заметки
В.П., Церковь в Печенгском монастыре, 1898. — Слезскинский А.Г. Поездка на Мурман: Путевые заметки

Место собак в легендах и жертвоприношениях

О давней связи собаки с «Нга» [злым божеством], лишившим ее чистоты и наделившим способностью видеть злых духов рассказывают легенды, мифы и сказки. Версия о получении собакой шерсти от темного демиурга в награду за то, что она позволила тому «испортить» первочеловека, известна в мифологии удмуртов, марийцев, мордвы, коми-зырян, хантов, алтайских тюрков, эвенков.

Местные псы
Местные псы
Оленевод, проезжавший мимо и остановившийся поболтать о погоде.
Оленевод, проезжавший мимо и остановившийся поболтать о погоде.

Калевала - карело-финский эпос

Калевала написана на основе собранных Элиасом Лённротом реально существующих народных песен. Но выглядит все просто фантастически: это какую же надо было ему работу провернуть по сбору и анализу этих данных, чтоб создать настолько логичный текст. Неужели народ так бережно хранил всю эту информацию, что смог ее передать ученому? Причем произошло это не в такие уж стародавние времена, первое издание «Калевалы» вышло в 1835 году.

Калевала
Калевала
Калевала
Калевала

Легенды Севера

Наскальный рисунок
Наскальный рисунок
Лабиринт
Лабиринт

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика