Еще кое-что об истории севера:

Свернуть

Ингерманландия (Ижорская земля)

Ингерманландия  — историческое название территории современного Петербурга и Ленинградской области, известное с XI века. Под «Ингерманландией» (финский, шведский, латинский и русский варианты: Инкери, Ингрия, Ингария и Ижорская земля) традиционно имеется в виду территория у реки Невы, юго-восточного и восточного побережья Финского залива.

Фотографии этого раздела предоставлены Центром коренных народов Ленинградской области (сайт kmn-lo.ru, ВК: https://vk.com/tsentr_korennyh_narodov_lo)

Деревня
Деревня
Деревня Химмаккала, приход Токсова. Фотограф С.Паулахарью, 1911 год.
Деревня Химмаккала, приход Токсова. Фотограф С.Паулахарью, 1911 год.

Курная изба Антти Олликайнена, Коркимаа, приход Лемпаала (Лемболово). Фотография Самули Паулахарью, 1911 г
Курная изба Антти Олликайнена, Коркимаа, приход Лемпаала (Лемболово). Фотография Самули Паулахарью, 1911 г
Ижор Агафона Савастин за рубкой в д Сяятиня (совр. Слободка Кингисеппского района) 1914
Ижор Агафона Савастин за рубкой в д Сяятиня (совр. Слободка Кингисеппского района) 1914

Своё название эта местность могла получить после 1019 года, когда первый крещёный шведский король Улоф Шётконунг/Скетконунг выдал замуж свою дочь Ингегерд за Новгородского князя Ярослава Мудрого, с 1019 года Великого князя Киевского, который, согласно легенде и обычаям, преподнёс ей после первой брачной ночи свадебный дар – удел земли, названный её именем.

Известный русский историк В. Н. Татищев связывал это название с именем князя Игоря (скандинавский вариант – Ingor, в женском варианте – Inger).

Исследователь А. Шёгрен пытался лингвистически обосновать связь названия с именем Ингегерд. Финское же название «Инкери» (Inkeri) возможно намного древнее и, может быть, получило своё название от реки Инкери йоки (Inkerijoki), так называется по фински река Ижора, которая течёт по территории средней Ингерманландии.

Ещё в начале ХХ века здесь проживали финны, ижора, водь, эстонцы, карелы, русские и немцы. Различные группы населения могли проживать на одной и той же территории, и даже в одной и той же деревне.

Считается, что изначальным населением Ингерманландии были Водь и Ижора. Самые ранние археологические свидетельства, говорящие в пользу води, относятся к началу нашей эры. На основании некоторых захоронений можно утверждать, что на территорию Ингерманландии в IV – VII веках пришли новые поселенцы из Восточной Эстонии.

В старых русских источниках водь впервые упоминается в 1069 году. Так под этим годом есть известие, что при сражении новгородцев с полоцким князем Всеславом «велика бяще сеця Вожанам ипаде ихъ бесчисленное число». А под 1149 годом сообщается, что емь, напавшая на водь, была разбита при помощи новгородцев. Правда, упоминаемая в летописи Нестора чудь, которая, как утверждается, в IX веке приняла участие в создании Русского государства, вполне могла быть именно водью.

Происхождение ижоры столь же загадочно, как и води. Очевидно, что ижора и карелы имели общие корни. Ранее считалось, что предки ижор переселились в Ингерманландию из Древней Карелии, с западного побережья Ладожского озера, где-то в начале II-го тысячелетия.

В русских летописях ижора впервые упоминается под 1228 годом, когда она, как свидетельствует источник, вместе с новгородцами отражала нападение хяме. После этого ижора, равно как и корела, неоднократно упоминается в летописях в связи с военными предприятиями Новгорода, направленными против Запада.

Славянские племена, кривичи и словене, появились в южной Ингерманландии в районе Чудского и Ильменского озёр, примерно, в VI – VIII веках. Через два века славяне начали проникать уже на собственно Ингерманландскую возвышенность. Об этом свидетельствуют тысячи курганов, из которых самые древние относятся именно к Х веку. С этого времени начались взаимные контакты славянских и финских племён в Ингерманландии.

Можно считать, что с самого начала эти контакты носили оживлённый характер, поскольку в курганах и захоронениях соседствуют как древнерусские, так и прибалтийско-финские черты. В последующие столетия влияние славян постоянно возрастало. На то были две основные причины: к XIV столетию вся Ингерманландия уже вошла в орбиту новгородского влияния, и её жителей обратили в православие.

После Ореховского мира 1323 года Новгород, а затем Москва закрепляют приобретённые территории. В те времена на Ижорской земле находилось несколько укреплённых крепостей: центральная старая крепость Орешек, Копорье (Kaprio), Ям (Jam, Jama), Ивангород.

С XII века Ижорская земля входила в состав Новгородской земли. В этот период Новгородская республика постоянно вела войны со шведами («Невская битва» 1240 года), датчанами, а также с Тевтонским орденом («Ледовое побоище» 1242 года).

В 1280 году великим князем Дмитрием Александровичем заложена первая каменная крепость на территории Приневского края — Копорье. В ареале племени емь в западной Ингрии была основана крепость Ям (позднее Ямбург, Кингисепп).

В XV веке Ижора, как и вся Новгородская земля, была завоёвана и присоединена к Московскому Великому княжеству. Для охраны западных рубежей в 1492 году по приказу великого князя Ивана III была построена крепость Ивангород.

В результате опричнины Ивана Грозного, а также из-за тягот начавшейся Ливонской войны, многие города и сёла Ижорской земли подверглись разгрому и вновь опустели. В деревнях Водской пятины осталось всего 6 % населённых дворов.

В мае 1583 по итогам неудачной для Ивана Грозного войны Русское царство заключило Плюсское перемирие со Швецией, по которому лишалось почти всей Ижорской земли. Восточные уезды Водской пятины стали владением Швеции (швед. Svenska besittningar), то есть, в отличие от провинций, обладали статусом завоёванной территории и находились под властью генерал-губернатора, который подчинялся напрямую королю. В составе Русского царства остался только Ореховский уезд с рекой Невой.

В 1595 году захваченная часть Водской пятины была возвращена Русскому царству по Тявзинскому договору.

По результатам Северной войны 1700—1721 (положение официально закреплено Ништадтским миром) после почти ста лет пребывания под властью Шведского королевства Ингерманландия стала частью Российской империи. В 1703 в устье Невы был заложен город Санкт-Петербург, ставший в 1712 столицей Русского царства.

В 1704 году завоевание Ингерманландии было в целом завершено. Одновременно началось оформление Ингерманландии как новой российской губернии. В 1703 году ближайший сподвижник Петра I А. Д. Меншиков стал губернатором Ингерманландии; он же был единственным, кто с 1707 года носил титул герцога (князя) Ижорского.

В том же 1707 году территория Ингерманландии оформилась в Ингерманландскую губернию. По указу 1708 года в новообразованную губернию, переименованную в 1710 году в Санкт-Петербургскую, входили огромные земли. Часть губернии — Санкт-Петербургская провинция территориально соответствовала Шведской Ингерманландии. Впоследствии из Санкт-Петербургской губернии выделились Эстляндская, Новгородская, Тверская, Псковская, Олонецкая и Ярославская губернии.

На территории региона было сформировано несколько новых полков русской армии, в том числе Ингерманландский пехотный полк Меншикова. В 1715 г. в Санкт-Петербурге спущен спроектированный Петром I линейный корабль «Ингерманланд», ставший флагманом императора.

В середине 1919 года северная часть Ингерманландии провозгласила государственный суверенитет — республику Северная Ингрия со столицей в деревне Кирьясало (северная часть территории современного Всеволожского района Ленинградской области). Государственность Северной Ингрии существовала с июля 1919 по декабрь 1920 года. Для советской власти эти события послужили поводом воспринимать ингерманландцев, как неблагонадёжный элемент.

В 1920 году по условиям Тартуского договора между РСФСР и Эстонией небольшая часть западной Ингрии, так называемая Эстонская Ингерманландия, включая Ивангород, была включена в состав Эстонской республики.

С 1927 года территория Ингерманландии входит в состав Ленинградской области. В том же году, в рамках советской политики «коренизации», на её территории был сформирован Куйвозовский финский национальный район и более шестидесяти финских национальных сельсоветов. Район и сельсоветы были расформированы в 1939 году.

С 1930-х годов, во время усиления антифинской государственной политики, термин «Ингерманландия» стал исключаться из выступлений партийных и советских руководителей, сошёл со страниц печати, не употреблялся в радиопередачах, а затем выпал и из научной литературы. За его использование можно было подвергнуться репрессиям, так например за издание своей книги «Советская Ингерманландия», был арестован и скончался в заключении преподаватель Герценовского института И. М. Леметти.

После депортации из области, а особенно из приграничных районов, людей, которых советская власть считала неблагонадёжными элементами, в частности, основной части прибалтийско-финского населения в 1936, 1942, 1943 годах и в ходе послевоенных репрессий, национальный состав Ингерманландии коренным образом изменился.

До середины 1980-х годов упоминания об ингерманландцах и исторической области Ингерманландия, можно было встретить лишь в отдельных публикациях на страницах специальных научных изданий.

Лишь начиная с 1987 года наступает своеобразный прорыв и термин «Ингерманландия» начинает выходить из забытья, так например в настоящее время в Ленинградской области заканчивается создание нового Государственного природного заповедника федерального значения, его официальное название — Ингерманландский.

Ингерманладия фото

Фотографии этого раздела предоставлены Центром коренных народов Ленинградской области (сайт kmn-lo.ru, ВК: https://vk.com/tsentr_korennyh_narodov_lo)

Девушки
Девушки
Дети на улице в водской деревне Мати
Дети на улице в водской деревне Мати
Девушки из Сойккола (Сойкинский полуостров) в деревенских костюмах. Фотограф С.Паулахарью, 1911.
Девушки из Сойккола (Сойкинский полуостров) в деревенских костюмах. Фотограф С.Паулахарью, 1911.
Езда на вейках
Езда на вейках
финн Юхо Харакка из дер.Vipiä (дер. Выбье на Кургальском полуострове). Фотограф О.А.Вяйсянен, 1914 г.
финн Юхо Харакка из дер.Vipiä (дер. Выбье на Кургальском полуострове). Фотограф О.А.Вяйсянен, 1914 г.
На фотографии 1866 года (считается, что это самая ранняя фотография ингерманландских финнов!)— хор прихода Markkova-Järvisaari под управлением пастора Aloys Jeremias Piispanen (1832-1909)
На фотографии 1866 года (считается, что это самая ранняя фотография ингерманландских финнов!)— хор прихода Markkova-Järvisaari под управлением пастора Aloys Jeremias Piispanen (1832-1909)
Хэваские ижоры
Хэваские ижоры
" Житель Нижней Луги", фотография А.Хямяляйнен, 1943 г.
Юкки. Финская церковь - открытка 1910-х гг.
Юкки. Финская церковь - открытка 1910-х гг.
Качание на качелях в дер. Б.Куземкино
Качание на качелях в дер. Б.Куземкино
Ловушки
Ловушки "мёрды" для ловли миноги на берегу Луги
Одна из самых известных исполнителей водских песен -Оудекки Фигурова.
Одна из самых известных исполнителей водских песен -Оудекки Фигурова.
Старик-вожанин Василий Михайлович из Кёрстова (совр. Керстово Кингисеппского района). Фотография Самули Паулахарью, 1911 г.
Старик-вожанин Василий Михайлович из Кёрстова (совр. Керстово Кингисеппского района). Фотография Самули Паулахарью, 1911 г.
Танцы на деревенской улице. Ярвигойсчюля (дер. Бабино совр. Кингисеппского р-на ЛО). Фотограф С.Паулахарью. 1911 г.
Танцы на деревенской улице. Ярвигойсчюля (дер. Бабино совр. Кингисеппского р-на ЛО). Фотограф С.Паулахарью. 1911 г.
Водь
Водь
Гадание «кто первый выйдет замуж». Дер. Малккила (часть дер. Алапурскова) прихода Скуоритса. Фотография А. Хямяляйнена. 1943 год.
Гадание «кто первый выйдет замуж». Дер. Малккила (часть дер. Алапурскова) прихода Скуоритса. Фотография А. Хямяляйнена. 1943 год.
финская школа в Lätinä (Лядино) прихода Колппана. Фотограф А.Хямяляйнен. 1943
финская школа в Lätinä (Лядино) прихода Колппана. Фотограф А.Хямяляйнен. 1943
Игра на трубе
Игра на трубе
Фотография А.Хямяляйнен. Гуляние в деревне Питкяля прихода Скуоритса. 1943 г.
Фотография А.Хямяляйнен. Гуляние в деревне Питкяля прихода Скуоритса. 1943 г.

Катание на Масленицу в приходе Скуоритса. Фото А. Хямяляйнена. 1943 г. Музейное Ведомство Финляндии
Катание на Масленицу в приходе Скуоритса. Фото А. Хямяляйнена. 1943 г. Музейное Ведомство Финляндии
13-летний пастух овец играет на пилли на выпасе у деревни Säätinä (современная деревня Слободка Кингисеппского района ЛО).
13-летний пастух овец играет на пилли на выпасе у деревни Säätinä (современная деревня Слободка Кингисеппского района ЛО).

Фотография С. Паулахарью, 1911.
Фотография С. Паулахарью, 1911.
Финки-савакот из прихода Кельтто. Фотография С. Паулахарью. 1911 год.
Финки-савакот из прихода Кельтто. Фотография С. Паулахарью. 1911 год.

Водские дети. Фотография Дм. Золотарева. 1926 г.РЭМ.
Водские дети. Фотография Дм. Золотарева. 1926 г.РЭМ.
Фотография А. Хямяляйнена. 1943 год.
Фотография А. Хямяляйнена. 1943 год.

Вожане из дер. Саввоккала (совр. Савикино Кингисеппского района ЛО). Фотография Дм. Золотарева. 1927 год
Вожане из дер. Саввоккала (совр. Савикино Кингисеппского района ЛО). Фотография Дм. Золотарева. 1927 год
ИЖОРЫ ДЕРЕВНИ ПЯРСПЯЯ НА КУРГАЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ (современная дер. Липпово Кингисеппского района ЛО).
ИЖОРЫ ДЕРЕВНИ ПЯРСПЯЯ НА КУРГАЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ (современная дер. Липпово Кингисеппского района ЛО).

Максим Петров с семьей из Ичяпяйвя, 1909 г. (дер Иципино Кингисеппского р-а).
Максим Петров с семьей из Ичяпяйвя, 1909 г. (дер Иципино Кингисеппского р-а).
Семья вожанина Екима Екимовича из деревни Ичяпяйвя в 1909 г. (современная деревня Иципино Кингисеппского района ЛО).
Семья вожанина Екима Екимовича из деревни Ичяпяйвя в 1909 г. (современная деревня Иципино Кингисеппского района ЛО).

Водские дети из д.Йыгыпэря (Краколье) в 1943 году. Фото А.Хямяляйнена.
Водские дети из д.Йыгыпэря (Краколье) в 1943 году. Фото А.Хямяляйнена.
Ижорские дети. Сойккола, 1911.
Ижорские дети. Сойккола, 1911.

Водская женщина
Водская женщина
Ингерманладка
Ингерманладка

Финки-эурямёйсэт из прихода Тюрё. 1877 г.
Финки-эурямёйсэт из прихода Тюрё. 1877 г.
Русские из д. Рутсия (Ручьи). Фото А.О. Вяйсянен, 1914 г.
Русские из д. Рутсия (Ручьи). Фото А.О. Вяйсянен, 1914 г.

Финка-эурямёйсэт Мари Миккулайнен из Лемпаала
Финка-эурямёйсэт Мари Миккулайнен из Лемпаала
Финка из прихода Токсово в зимней праздничной одежде.
Финка из прихода Токсово в зимней праздничной одежде.

1892. Финки из д. Струппова (Струпплво) прихода Косемкина-Нарвуси - Сохви Яконен в летней одежде и Вальпури Варкки в зимней.
1892. Финки из д. Струппова (Струпплво) прихода Косемкина-Нарвуси - Сохви Яконен в летней одежде и Вальпури Варкки в зимней.
ТРАДИЦИОННЫЙ ВОДСКИЙ КОСТЮМ ИЗ ДЕРЕВНИ ЛУУДИТСА (совр. дер. Лужицы Кингисеппского района ЛО)
ТРАДИЦИОННЫЙ ВОДСКИЙ КОСТЮМ ИЗ ДЕРЕВНИ ЛУУДИТСА (совр. дер. Лужицы Кингисеппского района ЛО)
Водская девушка Ириша из д.Каттила (Котлы Кингисеппского р-на). Фото А.О. Вяйсянена. 1914.
Водская девушка Ириша из д.Каттила (Котлы Кингисеппского р-на). Фото А.О. Вяйсянена. 1914.

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ИЖОР 1926
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ИЖОР 1926
Ижоры из д. PÄRSPÄÄ ( дер. Липпово Кингисеппского р-а).
Ижоры из д. PÄRSPÄÄ ( дер. Липпово Кингисеппского р-а).

Мать с сыном на пахоте. Каттила (Котлы Кингисеппского р-а). Фото В. Сетяля, 1909
Мать с сыном на пахоте. Каттила (Котлы Кингисеппского р-а). Фото В. Сетяля, 1909
Старик и старуха с повозкой. Сойккола.
Старик и старуха с повозкой. Сойккола.

Пастух овец Натталия Вассили со своим сыном возвращается с выпаса в деревне Tarinaisi = Андреевщина Ямбургского уезда (ныне не существует).
Пастух овец Натталия Вассили со своим сыном возвращается с выпаса в деревне Tarinaisi = Андреевщина Ямбургского уезда (ныне не существует).
Пастухи Михайли Алексинпойга и Иван Мигулайн из Koskisenkylä (Косколово Кингисеппского р-а)
Пастухи Михайли Алексинпойга и Иван Мигулайн из Koskisenkylä (Косколово Кингисеппского р-а)

Свадебный поезд молодых на свадьбе в деревне Ичяпяйвя в 1909 г. (современная деревня Иципино Кингисеппского района ЛО).
Свадебный поезд молодых на свадьбе в деревне Ичяпяйвя в 1909 г. (современная деревня Иципино Кингисеппского района ЛО).
Танцы девушек на улице во время свадьбы в водской деревне Ичяпяйвя в 1909 г. (современная деревня Иципино Кингисеппского района ЛО).
Танцы девушек на улице во время свадьбы в водской деревне Ичяпяйвя в 1909 г. (современная деревня Иципино Кингисеппского района ЛО).

Kattila (Котлы Кингисеппского р-на) 1910 г.
Kattila (Котлы Кингисеппского р-на) 1910 г.
Пастух из дер. Таринайси. Фотография А.О.Вяйсянена,1914.
Пастух из дер. Таринайси. Фотография А.О.Вяйсянена,1914.

Водь. Качели в Risumäсi (дер. Межники). Фотограф А.О. Вяйсянен. 1914 г. Фотоархив Музейного Ведомства Финляндии.
Водь. Качели в Risumäсi (дер. Межники). Фотограф А.О. Вяйсянен. 1914 г. Фотоархив Музейного Ведомства Финляндии.
Качели в дер. Киккеритса (Кикерицы) прихода Новасолкка. Фотография А.О. Вяйсянена. 1914 год.
Качели в дер. Киккеритса (Кикерицы) прихода Новасолкка. Фотография А.О. Вяйсянена. 1914 год.

Ингерманландские финны
Ингерманландские финны
Ингерманландские финны
Ингерманландские финны

Фотографии коренных народов Северо-Запада

Фотографии этого раздела предоставлены Центром коренных народов Ленинградской области (сайт kmn-lo.ru, ВК: https://vk.com/tsentr_korennyh_narodov_lo)

Муж и жена Левшаковы. Ленинградская губерния, Лодейнопольский уезд, Винницкая волость, дер. Юбиничи.
Муж и жена Левшаковы. Ленинградская губерния, Лодейнопольский уезд, Винницкая волость, дер. Юбиничи.

Рыбаки с острова Лавансаари
Рыбаки с острова Лавансаари

На лодке по реке
На лодке по реке

Кантелисты Константин Куокка, Иивана Онойла и Иивана Шемейкка. Сортавала. Фотография ок. 1900 г.
Кантелисты Константин Куокка, Иивана Онойла и Иивана Шемейкка. Сортавала. Фотография ок. 1900 г.

В избе. Восточная Финляндия.
В избе. Восточная Финляндия.
Финки с острова Сескар
Финки с острова Сескар

Жительница деревни Юлоярви Мария Инкинен переносит ребенка за спиной. Фотограф У.Т.Сирелиус, 1915 год. Фотоархив Музейного Ведомства Финляндии.
Жительница деревни Юлоярви Мария Инкинен переносит ребенка за спиной. Фотограф У.Т.Сирелиус, 1915 год. Фотоархив Музейного Ведомства Финляндии.
Девочка из Антреа (Каменногорск Выборгского р-а). 1930-е.
Девочка из Антреа (Каменногорск Выборгского р-а). 1930-е.

Финские санки
Финские санки
Рыбалка
Рыбалка

В.Каррик. 1860-е гг.
В.Каррик. 1860-е гг.
Сето за изготовлением канныла
Сето за изготовлением канныла

Финны
Финны
Финны
Финны

Дети слушают кантеле в дер. Миинала прихода Салми. 1896.
Дети слушают кантеле в дер. Миинала прихода Салми. 1896.
Ларин Иибу (Ииво Латса) играет на старом кантеле. д.Миинала, 1936
Ларин Иибу (Ииво Латса) играет на старом кантеле. д.Миинала, 1936

Мальчик
Мальчик
Тимо Липица играет на сделанныи им самим 10-струнном кантеле на песенном празднике в Тампере в 1934 году.
Тимо Липица играет на сделанныи им самим 10-струнном кантеле на песенном празднике в Тампере в 1934 году.

Финны, играющие на скрипке и вирсиканнеле
Финны, играющие на скрипке и вирсиканнеле
"Сету, играющий на канныле"

Невеста из прихода Каукола. 1914 г. Фотография Сирелиуса У.Т.
Невеста из прихода Каукола. 1914 г. Фотография Сирелиуса У.Т.
Мужские игры - перетягивание, борьба. Приход Уусикиркко (пос. Поляны Выборгского р-a)
Мужские игры - перетягивание, борьба. Приход Уусикиркко (пос. Поляны Выборгского р-a)

Рождество. Финны Карельского перешейка.
Рождество. Финны Карельского перешейка.
Святки. Финны Карельского перешейка.
Святки. Финны Карельского перешейка.

Финны
Финны
Семья северных карел. Фотография А.Р. Ниеми, 1901-1904 гг.
Семья северных карел. Фотография А.Р. Ниеми, 1901-1904 гг.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика