Еще кое-что об истории севера:

Свернуть

Особенности судоходства и прохождения порогов на реке Свирь до середины XX века

Пока на реке Свирь не было построено две ГЭС, и на ней не образовалось Ивинское водохранилище, затопившее все пороги, судоходство на реке было довольно сложным и своеобразным.

Верхне-свирская ГЭС
Верхне-свирская ГЭС
ГЭС в Подпорожье
ГЭС в Подпорожье

Далеко не все суда могли самостоятельно подняться по порогам, поэтому их тянули наверх специальные колесные буксиры.

Вот описание одного такого интересного случая:

Экспедиция отряда кораблей Балтийского флота с целью переброски их в Мурманск для формирования Северной военной флотилии (первого формирования будущего Северного флота ВМФ России) состоялась в 1933 году.

Перед походом в целях уменьшения осадки, корабли были максимально облегчены, — помимо прочего было снято и погружено на баржи сопровождения артиллерийское и торпедное вооружение, личный состав был сокращен до предела. Для обеспечения возможности прохода под мостами были демонтированы все мачты.

Корабли ЭОН-1 вышли из Кронштадта 18 мая 1933 года, прошли по Неве до Ладожского озера. Далее экспедиция разделилась — баржи и катера из-за плохой погоды повели буксирами по Новоладожском каналу, соединяющему Неву со Свирью, а корабли и подводные лодки пошли своим ходом через Ладожское озеро до порта Свирица в устье реки Свирь.

Для перехода по мелководной Свири до Онежского озеро эсминцы были максимально облегчены и загружены в импровизированные деревянные плавучие доки. В таком виде они дошли до города Вознесенье, где снова самостоятельно стали на воду.

Осадка подводных лодок позволила пройти им Свирь без дополнительных приспособлений, но на Сиговых порогах подводные лодки тянули четыре мощных колёсных буксира в ордере «цугом». Сильное течение бросало лодку от одного берега к другому, и, чтобы она не села на мель, её с обоих бортов удерживали небольшие винтовые буксиры.

Далее корабли своим ходом прошли по Онежскому озеру до города Повенец, где более месяца простояли в ожидании завершения работ на шлюзах Беломорско-Балтийского канала, — к тому времени строительство Беломорканала ещё не было завершено.

После окончания строительных работ экспедиция продолжила путь, пройдя 19 шлюзов и преодолев водораздел Балтийского и Белого морей, расположенный на высоте 102 метра над уровнем моря.

Почти у каждого порога на реке находилась деревня (пусть даже в два дома), в которой жили специалисты, обслуживающие судовой ход.

Река Свирь
Река Свирь
Деревня на Свири
Деревня на Свири


Например, возле пидемского порога на реке Свирь находилось старинное село Пидьма. Кстати, само село существует до сих пор. Название его происходит от вепсского слова "пидьм" — затор. Несколько столетий возле порога скапливались многочисленные суда. Поэтому в каждом доме села были работники пароходных компаний.

Десятки пидемцев служили лоцманами, знающими все хитрости прохождения судов по порожистой Свири, около сотни были капитанами, машинистами и их помощниками.

Село Пидьма
Село Пидьма
Село Пидьма
Село Пидьма


Была и такая интересная профессия, как бакенщик. Специальный человек каждое утро и каждый вечер на лодке отправлялся к бакенам (навигационным знакам на реке), фонари которых работали не на батарейках, как сейчас, а на керосине. Поэтому на них вручную надо было вечером зажигать огонь, а утром гасить. Так бакенщик мог ежедневно проходить несколько десятков километров, в любую погоду, дабы суда могли ориентироваться на реке в любое время суток, и не произошла авария.

Бакенщик
Бакенщик
Бакенщик зажигает фонарь
Бакенщик зажигает фонарь


Весной, как только сойдет лед, бакенщики вывозили на лодках бакены. Ставили их на тяжелый груз, как на якорь. Получался плавучий знак. Впереди ставили вешку (поплавок) – деревянный шест около 4-х метров.

По правую сторону реки ставили красные бакены, по левую сторону – белые. Так выгораживалась судоходная часть реки (фарватер).

Красный буй
Красный буй
Белый буй
Белый буй


За лето бакенщики обязательно два раза проводили тралирование дна реки. Связывали несколько лодок вместе, размещали их поперек реки и медленно плыли вниз по течению. В местах, где встречался намыв или какое препятствие, бросали вешку с грузом. Вызывали землечерпалку, которая чистит дно. Тралирование проводили только в тихую погоду.

А вот бакенщик на своем посту работал независимо от метеоусловий. Ближе к вечеру он должен был привести в порядок фонари: для красного бакена – красный, для белого – зеленый.

Сначала надо было вычистить стекла, налить в лампу керосина, поставить ее в фонарь, плотно закрыв дверцу. Бывало, подует ветер и задует огонь. Зажженные фонари нужно отнести в лодку, в которой на сланях стоят специальные чурбашки для фонарей. Самое сложное - подъехать к каждому бакену, обнять его веслом и надеть на него нужный фонарь, привязав просмоленной веревкой.

Работа бакенщика
Работа бакенщика
Непростая работа бакенщика
Непростая работа бакенщика


Особенно тяжело приходилось осенью, в ветер, когда бакены покрывались ледяной корочкой и к каждому бакену подплывали несколько раз. Рано утром фонари нужно было снять. За все неполадки отвечает вахтенный бакенщик.

На зиму бакены и вешки снимали, привозили на берег, вместе с лодками ремонтировали. Весной смолили у лодок днище.

В 1938 году началось строительство Верхнесвирской гидроэлектростанции в городе Подпорожье, в результате чего было образовано Ивинское водохранилище, затопившее все пороги на реке Свирь.

Верхне-свирская ГЭС Подпорожья
Верхне-свирская ГЭС Подпорожья
Корабль заходит в шлюз
Корабль заходит в шлюз

После этого необходимость в колесных буксирах отпала, суда смогли ходить по реке самостоятельно. Также со временем исчезла и профессия бакенщика после того как фонари стали работать автоматически, без ежедневного вмешательства человека.

Буи на Ивинском водохранилище
Буи на Ивинском водохранилище
Фонарь на бакене работает автоматически
Фонарь на бакене работает автоматически

Правда, в любом случае, до сих пор на реке работает множество специалистов. Одни работают на шлюзах, регулярно пропуская суда, что идут вверх или вниз по реке. Другие ведут дноуглубительные работы на земснарядах. Третьи каждую весну ставят и каждую осень снимают, а также обслуживают навигационные знаки. И так далее и так далее. Так что судоходство на реке весьма активно живет и развивается, несмотря на то, как оно сильно изменилось за последние семьдесят лет.

Шлюз Верхне-свирской ГЭС
Шлюз Верхне-свирской ГЭС
Одни выходят из шлюза, другие - заходят
Одни выходят из шлюза, другие - заходят

Веха - еще один навигационный знак, помимо буя
Веха - еще один навигационный знак, помимо буя
Рыбаки на Свири
Рыбаки на Свири

Активное судоходство
Активное судоходство
На Свири
На Свири

Свирь
Свирь
Буй
Буй

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика