Еще кое-что об истории севера:

Свернуть

Поморские жонки на промысле

Вообще, обычно почему-то считается, что женщины в промысле никогда не участвовали. Не их это дело. Мужчины, мол, уходили в море или на охоту, а женщины сидели дома.

Вот, например:

«В числе исключительно мужских занятий на первом месте должна быть поставлена охота, от которой женщины совершенно отстранены. "Женщины работают у них наравне с мужчинами, им запрещается лишь занятие охотой", – говорит Торней».

Тем не менее, есть и другие мнения:

Лодка
Лодка
Лодка
Лодка

У Олафа Магнуса, например, можно прочитать совершенно обратное:

«В лесах Крайнего Севера водится такое множество диких зверей и дичи, что одним мужчинам не хватило бы сил справиться с ними. Поэтому женщины приходят к ним на помощь и охотятся наравне с мужчинами, а иногда даже с еще большей ловкостью.»

У Прокопия из «Истории готов», относящейся к скритофиннам:

«У них мужчины, не обрабатывают полей, женщины не знают домашних рукоделий, одна охота составляет главное занятие тех и других».

Или у Тацита в его «Германии», где говорится о финнах:

«Охотою добывают средства к существованию и мужчины и женщины: они отправляются вместе и каждый имеет свою часть в добыче».

А вот теперь еще, в поисках информации об этой поморской лодке, нашла интересное.

Пишет, если не ошибаюсь, В.Н. Ломакин:

«Кроме того, эта лодка использовалась как жильё на промысле. Для устройства ночлега использовалось буйно. В старые времена буйно шилось из шкур зверя, в частности, применялись оленьи шкуры. На ночлег устраивались так: с носа на корму лодки клали мачту и сверху набрасывали буйно, получался шатёр над лодкой. Чтобы ветер не откидывал его края и не задувал внутрь, в ушки, прикреплённые к краям буйно, вставлялись вёсла, и его края плотно прижимались к краям лодки.

Спали зверобои (в том числе и женщины – поморьськи жонки - которые вместе с поморами участвовали в промыслах) в лодке, головами к носу и корме, а ногами к середине, в середину укладывали для большего обогрева младших по возрасту или заболевших людей. Постель, как правило, состояла из оленьих шкур».

Или вот еще.

В. И. Немирович-Данченко, «Страна Холода», 1877 г.:

«Кольские промысловые артели устроены на других основаниях. Они состоять уже не из покрученников, а из уженьщиков. Одни из них – совершенно свободны. Несколько человек, имеющих от 100-150 р., собираются, заводят шняку и промысловый снаряд и промышляют сами, деля добычу сообразно вкладу каждого в общее предприятие. Часть добычи, приходящаяся на промышленника по разделу, называется у них ужной, отсюда и название – уженьщик. Продовольствуются они отдельно и на свой счет. Часто хозяин, не особенно состоятельный, нанимаете трех крестьян уже на его харчах и сам промышляет с ними.

На Кольской шняке промышляют зачастую и женщины, чего нет у поморов. Весною две девушки считаются за одного уженьщика и получаю не 1/6 долю каждая, а 1/12, а летом, после Петрова дня, каждая из них участвует в дележе добычи наравне с “мужиками”. Вот например окончательное заключение одной экспедиции, командированной на Мурманский берег в 1872 г., для разыскания способов развития его промыслов и для определения пункта проектированного здесь города: “В нынешнем году состояло становищ 37 (ошибка – 46), станов или изб 206 (311), занималось рыбными промыслами до 3,000 ч., в том числе – мужчин 2,415 ч., женщин 20, мальчиков 270.»

Или вот.

Т.А. Бернштам «Сёмужий промысел поморов Зимнего берега Белого моря во второй половине XIX - начале XX в.»:

«К концу XIX — нач. XX в. большинство рыболовных семужьих артелей Зимнего берега состояло из маломощных жителей села или деревни, зависевших от кулака-арендатора, владельца данного рыболовного участка. Имея это в виду, разберем в общих чертах состав семужьей артели на Зимнем берегу и распределение добычи. Артель для семужьего морского лова на определенном участке состояла из 4—5 человек. Поскольку семужий лов происходил, главным образом, в летнее время, то ему сопутствовали различные сельские работы — «страда» (сенокос), а также специфичные для Поморья занятия — судостроение, сплав леса и заготовка дров, домашние работы — починка изб и т. д.

Все это обусловливало состав семужьей артели: он был переменчив, и основной рабочей силой были старики, женщины и подростки. Члены артели считались равноправными, что было данью традиции, но внутри ее существовало деление по старшинству как в свободных артелях, так и в артелях, зависимых от хозяина. С 13-14 лет во многих местностях Поморья девушки начинали рыбачить: на прибрежных ловах - гребцами на небольших промысловых суднах, ловцами. Свой пай они тоже частично использовали для приобретения приданого.

Hеобходимо отметить, что в промысловом хозяйстве женский труд был значителен: большую роль играли женщины в различных видах рыболовства, объединяясь в артели, например, на Поморском берегу, где они также наравне с мужчинами производили и орудия труда - сети; в районах с развитым скотоводством женский труд также не уступал мужскому».

Разумеется, женщин в артелях было не много. Основная масса оставалась дома и занималась всем хозяйством вместо мужчин.

«В Поморье во многих семействах во время морских летних промыслов нельзя найти ни одного мужчины, поэтому женщины там одни занимаются полевыми работами, ездят на ближайшие промыслы в море, нередко отправляют подводную повинность и общественные службы».

Но все равно в этом контексте особенно занимательно звучат фразы некоторых современных людей про то, что женщины, мол, только сейчас и только под напором феминисток стали отбирать себе «мужские работы», и вообще становятся «мужиками в юбках». А в старые времена женщины, мол, только у окошка сидели, на пяльцах вышивали и радовали мужа своей нежностью и красотой, пока он пахал на семью в поте лица.

А на самом деле работали всегда как раз на равных. Вот в других сферах – равенство не везде было, а в тяжелой работе мужчины и женщины одинаково надрывались, в меру имеющихся сил, начиная с промысла и заканчивая общественными службами.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика