Вайгач и Новая Земля на карте

Все про путешествие на Вайгач и Новую Землю:

Свернуть

Поездка на ИЖ-Комби из Петербурга в Нарьян-Мар

Да уж, это был явный перегруз! Задние брызговики касались земли. Рессоры, при ближайшем рассмотрении, оказались лежащими на первых отбойниках: они вытянулись в прямую линию, и мне даже казалось, что они вот-вот выгнутся в обратную сторону. Машину я, конечно, жалел. Но при этом знал, что «Комби» имеет очень крепкий кузов — всяко крепче какой-нибудь «Нивы», и что если ехать в меру аккуратно, то страшного ничего не произойдет.

Путешествие из Петербурга в Нарьян-Мар
Путешествие из Петербурга в Нарьян-Мар
На машине ИЖ-Комби в Нарьян-Мар
На машине ИЖ-Комби в Нарьян-Мар

В ногах водительского места стоял запасной аккумулятор, сиденье было сильно сдвинуто вперед. Спинка сиденья располагалась практически вертикально из-за разного барахла, давившего на нее сзади. Машина была набита до предела не только нашим снаряжением, инструментами, и прочими нужными в путешествии вещами, но и несколькими коробками еды, которую передали Ольга с Ильей.

Загруженная машина
Загруженная машина

Начиналось утро. Я курил, стоя возле машины, которую поставил вчера здесь, неподалеку от дороги. Все тело ныло после короткой ночи, проведенной в позе расплющенного эмбриона в этом вот самом сидении. Заспанная Наташка в кабине выглядела явно очень недовольной. Вчера мы так и не нашли подходящего места, чтобы поставить палатку, и поэтому нам пришлось спать вот так прямо в машине, свернув с трассы на какой-то проселок, который оказался даже не дорогой, а просто каким-то съездом, который закончился кучей старого бетона и грязным пустырем. Хорошо, что в темноте я не видел куч говна, пустых бутылок и разбросанного мусора. А то пришлось бы в полуспящем состоянии тащиться дальше, в поисках более приятной стоянки.

Отдых в поле
Отдых в поле

Сейчас, конечно, я совсем не чувствовал себя отдохнувшим, но полагал, что мы доедем теперь до Тотьмы, в которой, наверняка, есть какое-нибудь кафе и дальнобойщицкая стоянка с эстакадой. Меня сильно волновал ужасный шум, иногда раздававшийся из-под нашего днища, но я так до сих пор и не понял, что же конкретно может так шуметь. Мост? Коробка? Может, что-то в выхлопной системе?

Позади остались Вытегра и Вологда. Впереди нас ждали еще 1300 километров до парома, на который мы должны любой ценой успеть за два дня, и который отвезет нас в Нарьян-Мар. Я выкинул щелбаном бычок, влез на свое место. Двигатель, который я завел минут пять назад — уже прогрелся, и сейчас работал ровно и спокойно. Включил заднюю. Мы аккуратно развернулись, а потом подползли к трассе. Никого нет, можно ехать.

Вытегра
Вытегра

Вряд ли кого-то заинтересует дорога до этого места. Все вполне обычно, легко и приятно. За исключением одного сложного грейдера между Подпорожьем и Вытегрой, размокшего от дождя и превратившегося в некое подобие "отличной лесовозной дороги".

Сейчас же под нами летит асфальт, пускай и не очень хороший, а впереди я уже вижу огромную толпу фур и здания с разноцветными вывесками. Именно то, что нам нужно! Кафе, стоянка, эстакада! В кафе, правда, мы ограничились просто наливанием кипятка в наши «дошираки». Поели сидя в машине, наблюдая через окошки за просыпающимися дальнобойщиками.

Какие стандартные и привычные типажи! Вот в кабине огромной «вольвы» уже минут десять происходит какое-то шевеление за задернутыми занавесками. Потом, наконец, открывается дверь, на асфальт выпрыгивает помятый полный мужичок с полотенцем через плечо. Он трет рукой небритое лицо, чешет глаза и зевает. Затем, почесывая под тельняшкой пузо, идет куда-то в сторону душевых, полотенце через плечо. У людей начинается новый рабочий день. Я, при этом, допиваю чай. Меня клонит в сон. Да и Наташка тоже хочет спать. По небу в нашу сторону ползет плотная темная туча — видимо, сейчас опять ливанет. Ну что же, эстакада подождет полчасика. А я ведь ночью нормально не спал. Сейчас, понятное дело, сильно удобнее не станет, но все-таки усталость берет свое.

Позднее я открываю глаза и вижу, как по асфальту ручьями течет вода недавнего ливня. А теперь уже и не капает. Мы подъезжаем к эстакаде. Но вблизи она оказывается, мало того, что не москвичевского калибра, да еще и перегороженной толстой трубой, закрытой на навесной замок. Хранителя ключа я искать не хочу. Где его взять сейчас, в 8 утра? Скорее всего, он обитает здесь же, в домике с вывеской «МАСЛА», но я не хочу никого беспокоить. Просто кое-как закатываюсь на рампу передними колесами, глушу мотор, ставлю машину на передачу, и лезу под днище, в лужи и грязь, наступая на пустые канистры из-под разных технических жидкостей.

Деревенские домики
Деревенские домики
Деревня в Вологодской области
Деревня в Вологодской области

Меня, конечно, беспокоит коробка. Но на вид там все хорошо. Я решаю просто залить туда еще масла (вдруг все вытекло само?), но у меня нет шприца. Но есть бутылка-полторашка, изолента и, кроме того, — тут же среди мусора я вижу обрезок какого-то шланга. В результате у меня получается нечто вроде гигантской клизмы. Однако при попытке воспользоваться ею, половину масла я выливаю наружу. Оно течет по рукам в рукава моей чистой куртки, но что-то все-таки попадает внутрь. Правда, я достаточно быстро понимаю, что это был мартышкин труд, так как масла там и так полно. Ну да ладно. Много не мало! Закручиваю пробку и успокаиваю себя тем, что под днищем ревет точно не коробка. Наверно, эти страшные звуки издает и не редуктор. Скорее всего, просевший под нашим весом мост просто соприкасается с выхлопной трубой. Во всяком случае, пока ничего не отвалилось. Даст бог, не отвалится и дальше. С этими мыслями я сажусь на сиденье и хватаюсь скользкими руками за руль. Надо ехать дальше.

Великий Устюг
Великий Устюг

И мы отправляемся. Доезжаем до моста через реку Сухона, что в Нюксенице, а за мостом попадаем на очень живописную и приятную дорогу. Доезжаем до границы Вологодской и Архангельской областей, а потом, как-то неожиданно и по моему недосмотру — оказываемся в самом центре Великого Устюга, вместо того, чтобы объехать его по окраине. Да что ж ты станешь делать! Пару часов назад просто нашел поиском «Великий Устюг», и попросил ехать туда. И теперь мы стоим на какой-то грязной улочке, пялимся на реку. На другом берегу, по всей видимости, «резиденция Деда Мороза». Я злобно тыкаю пальцами в навигатор, пытаясь найти самый простой путь, чтобы убраться отсюда, и чуть позже мы начинаем плутать по другим узким улочкам, проезжаем нерегулируемые перекрестки с плотным движением, трогаясь с места в подъемы с нашим загрузом, при котором не держит даже ручник. Но, в конце концов, все же выбираемся из этой западни.

Дорога
Дорога

Не знаю почему, но конкретно Великий Устюг нам отчего-то совсем не приглянулся. В отличие от той же Вытегры или многих других приятных городков, которые мы проезжали на протяжении всего маршрута: чудеснейшей Вологды, или, например, Сыктывкара. Видимо, это какие-то субъективные впечатления. Нечего хорошего не скажу и о Котласе, который также мне ужасно не понравился. Он был почти сразу после Великого Устюга. Мрачный городок без четких границ, с разрозненными серыми пятиэтажками. Поросший бурьяном пустырь с кучами земли, над которым красуется транспарант, что это, мол, аж целый Сквер, организованный в честь какой-то громкой даты.

После Котласа мы проезжаем деревню Коряжму, где мы опять останавливаемся у кафе, покушать котлеток с пюрешкой. После еды я вылезаю из машины, смотрю вокруг, и меня переполняют самые тревожные предчувствия касательно дальнейшей дороги. Здесь перед кафе тоже расположена стоянка. Но забита она отнюдь не фурами, а огромными полноприводными КамАЗами-лесовозами и «вахтовками» с символикой «Газпрома» на бортах. Это наводит на мысли о чем-то тяжелом и труднопроходимом. Мысли очевидны: «Зачем нужны такие брутальные машины? Конечно, чтобы хорошо гонять по всяким буеракам!»

Из кафе выходят двое и направляются к соседнему с нами КамАЗу. Водитель — суровый страшный кавказец с золотыми зубами и шрамом через все лицо, и его товарищ — чуть менее страшный, но явно столь же опасный человек. Видя нашего Комби они сразу направляются ко мне, доставая на ходу сигареты, улыбаются и, подойдя, здороваются.

У кафе в Коми
У кафе в Коми

В общем, все как обычно: такие страшные на вид люди при личном общении оказываются вполне нормальными и приятными ребятами. Спрашивают о моем «риалитете», мол, как едет, сколько жрет, сколько прет. Расспрашивают о байдарке, закрепленной на багажнике. Человек со шрамом явственно интересуется конструкцией лодки и технологией, по которой она изготовлена. И я все больше чувствую, что где-то тут вот-вот уже начнется настоящий Север. «А вы вэд на рыбалку?» «Да не, так катаемся» «Ну, значыт, на охоту» «Да не, какая там охота?» «С охоты?» «Да в Нарьян-Мар, там у нас большая лодка» «Ууу, далеко еще вам, ну счастливо доехать! Молодцы, удачи вам!». Беседа приободряет меня. Мы заводимся и едем дальше в неизвестность. И спустя 20 минут неизвестность эта оказывается не такой уж и плохой: асфальт становится ровнее. Трасса приобретает в вечернем освещении какой-то сказочный вид. Мы попадаем на одну из тех разновидностей дорог, которые я так люблю. Не самый лучший асфальт, но все постоянно прямо, в окружении прямых светлых сосен. И ни души кругом. Я зря боялся!

Последняя наша ночевка в пути происходит с комфортом среди этого бесконечного соснового бора. В определенный момент мы просто видим дорогу, уходящую в лес от шоссе, сворачиваем, и быстро находим себе местечко среди елочек на мягком мху. Палатка у нас сейчас ольгина, так как наша осталась зимовать на лодке. В сгущающихся сумерках мы долго пытаемся разобраться с этой огромной тяжеленной «полубочкой»; так и не разбираемся, что к чему — и просто растягиваем ее шнурами между машиной и ближайшими деревьями. Какое же это удовольствие: всю ночь спасть, вытянувшись в полный рост. Рано утром отправляемся дальше.

После ночной стоянки
После ночной стоянки
Лес в Коми
Лес в Коми

Это уже республика Коми. На указателях русские надписи дублируются на языке коми. Это очень необычно, в других регионах подобное не практикуется. Завтракаем в кафешке, позднее заезжаем в Сыктывкар, где я без всяких проблем покупаю себе несколько коробок патронов. Городок, кстати, на вид ничего особенного, но энергетика в нем весьма приятная. После Сыктывкара мы направляемся к Ухте. Дорога здесь делается еще более живописной, но при этом извилистой.

Шоссе в Коми
Шоссе в Коми
Социальная реклама
Социальная реклама

И на одном из крутых поворотов я все-таки задремываю. Тут же мы оказываемся на обочине, севшими на днище в хорошо взрыхленный другими колесами песок. Видимо, мы здесь такие не одни — любители поспать. Самостоятельно, конечно, мне не вылезти. Лебедка где-то закопана в самом низу, но к счастью, место тут оживленное: почти сразу рядом останавливается другая машина: меня без лишних слов цепляют на стропу, выдергивают.

Соскочили в кювет
Соскочили в кювет
Зазевался перед крутым поворотом
Зазевался перед крутым поворотом

 Затем, мы традиционно курим с водителем, пришедшим на выручку, он традиционно выясняет кто мы, откуда и куда, «скока жрет — скока прет». Мы сердечно прощаемся, и впереди у нас Ухта. А после нее, уже вечером, мы оказываемся на развилке. Перед нами новая дорога.

Именно она вызывала у меня основные вопросы во время сборов; именно ее я боялся. Раньше здесь была легендарная «Коми-Трофи», по которой нас везли в качестве пассажиров в 2011 году. Зимник был труднопроходим в летнее время, по нему с трудом проползали даже грузовики 6х6. Сейчас же я наблюдаю уходящий вдаль асфальт. Эту дорогу проложили прямо так, через болото, без всяких сантиментов. И вот она, идеально ровная, прямая как стрела, прорезает заросли покосившихся елок, и мне кажется, что на нее, при желании, можно сажать самолеты.

Где-то в Коми
Где-то в Коми

Я пытаюсь выковырять из-под кучи вещей насос, с тем, чтобы подкачать колеса. Издалека приближается легковая машина. Из крохотной точки она растет и растет до нормальных размеров, тормозит около меня. Из окошка высовывается человек и интересуется — что это я такое делаю, и не нужна ли мне помощь. «Но ведь у меня есть электрический компрессор! Зачем ты мучаешься с насосом?». Я в ответ смеюсь и объясняю, что не для того сейчас выкапывал его с самого дна, чтобы вот так вот взять и надуть колеса компрессором, благодарю водителя. Он желает мне счастливого пути и уезжает. Я тоже сажусь за руль, выезжаю на асфальт, и постепенно разгоняю машину до такой скорости, с которой она только может сейчас ехать. Около трехсот километров до цели. Похоже, успеваем! Не так ли, Наташка? И по сторонам от нас улетают назад болота, покрытые бессчетными кривыми елочками и разноцветным мхом. Впереди пустая трасса, сходящаяся в точку. Над нами серое небо.

По пути на Ираель
По пути на Ираель

Иж-комби
Иж-комби
Болото
Болото

Петя
Петя
Отдых у обочины
Отдых у обочины

Разумеется, ничто не вечно. Километров через 30-40 все это кончилось. Начался разбитый грейдер, на котором подвеска опять застучала и заскрипела. Казалось, это длилось очень долго. Но нет! Грейдер сменился совсем уж развороченным песком и щебенкой. Появилась и строительная техника — теперь мы попали на строящийся участок дороги. Машина регулярно билась защитой двигателя о камни и песок; мы взревывали мотором в ямах, выбрасывая из-под колес фонтаны жижи. Затем началась сплошная щебенка с колеями. Все это было насыпано под укладываемый тут же асфальт.

Болото у дороги
Болото у дороги

Я не знаю, каково в этой дороге соотношение частного и государственного капитала, но вроде как, очень большую ее долю строит именно «Лукойл». И он, скажу я вам, делает это просто замечательно! Выше я писал, что трасса проложена прямо через болото; что она при этом находится в идеальном состоянии. И теперь, задевая днищем за отдельные камни — я воочию убеждался, как бодро ее строят. Щебень на соседней полосе ровняли катком, накрывали сеткой, и тут же закатывали в асфальт. А мы понуро тащились по объезду. Но я предполагал, что на обратном пути всего этого мы уже не увидим. Так оно и оказалось, кстати. Но пока, с сильным креном я пытаюсь пробраться по колее от грузовика и ничего себе не оторвать при этом. Вот, впереди уже виднеется новый асфальт. Еще немного грохота — и мы оказываемся там.

Неасфальтированный участок новой дороги на Ираель
Неасфальтированный участок новой дороги на Ираель
Грейдер
Грейдер

Дорожная стройка
Дорожная стройка
Бывшая Коми-Трофи
Бывшая Коми-Трофи

Вот и указатель на Ираель. Там же огромная работающая заправка, на которую мы сворачиваем. И далее, после 10-минутного отдыха, снова пустая дорога. Асфальт до самой Ижмы. Весьма коварное, кстати, место. Только разгонишься по совершенно гладкой поверхности, как тут же попадешь в яму. Лишь бы не порвать колесо или чего еще. Но потом — ты опять пару километров можешь ехать по совершенно ровному асфальту.

По пути к Ижме
По пути к Ижме
Комякские лошади
Комякские лошади

Конводство тут всегда было сильно развито
Конводство тут всегда было сильно развито
Грейдер после Ижмы
Грейдер после Ижмы

В общем, к месту погрузки мы добрались под утро. После Ижмы было примерно пятьдесят километров грунтовки, при этом весьма плохой и тяжелой для перегруженной машины. Потом, если мне не изменяет память, в Ыргеншаре опять начался асфальт, и так было уже до конца. То место, к которому мы стремились, называется Кабелем. Просто дорога, ныряющая вниз к реке, и упирающаяся прямо в воду. Тут уже стоят в тишине другие машины. Все их обитатели, конечно, спят. Мы останавливаемся, я выхожу осмотреться. Вон же — кучка спящих легковушек поодаль! Снова садимся в машину, пробираемся туда, взгромождаемся на пригорок с травой и видом на Печору. Я засыпаю буквально на ходу, и все неудобства отдыха внутри машины нам сейчас совершенно безразличны, так как мы добирались до этого места почти сутки без перерыва.

Печора
Печора
Печора
Печора

Памятник погибшим водителям
Памятник погибшим водителям
Ижмолоко в Ухте
Ижмолоко в Ухте

Пару часов спустя я уже хожу вокруг, прислушиваясь к разговорам других водителей, стоящих кружком. Они, вероятно, все нарьян-марские, так что я даже не пытаюсь вписаться в беседу. Появлялся человек с баржи, обошедший все машины, поглядевший на их номера, и сверившийся с какой-то мятой бумажкой, имевшейся при нем. Напротив Ижа он так же остановился, посмотрел в свою бумагу, пошевелил губами, чиркнул галочку ручкой, и ушел. Теперь-то я окончательно уверился в том, что мы без проблем погрузимся. Баржа, кстати, стоит внизу под берегом. Но так как никто никуда не торопится, то и я просто продолжаю слоняться. Появилась Ольга, недавно приехавшая с очередной фурой. Теперь все в сборе.

На
На "Кабеле"
Наш паром
Наш паром

В общем, не прошло и трех часов, как баржу переставили к тому месту, где основная дорога уходила прямо в реку. Все расселись по машинам, прогрели двигателя, а затем выстроились в ожидании. Вскоре один из работников баржи подал знак, и первыми вниз покатились грузовики, аккуратно пятясь задним ходом под уклон со своими длиннющими прицепами. После них по очереди поехали легковушки, разворачиваясь перед рампой и заезжая на баржу задом. Так поступил и я. Дальше все происходило уже быстрее: рампу подняли, буксир перестал прижимать баржу к берегу, затем оттащил ее на глубину, где матросы поставили ее на якорь.

Ольга
Ольга
Погрузка техники
Погрузка техники

На барже
На барже
После погрузки можно расслабиться
После погрузки можно расслабиться

Буксир отшвартовали, он совершил какой-то маневр, и через пару минут уже швартовался своим носом к нашей корме. А минут через пятнадцать мы устремились вниз по течению, к Нарьян-Мару. Вместе с другими пассажирами я отправился в рубку — оплачивать проезд. С оплатой, кстати, тоже был интересный момент. Стоимость перевозки зависит от длины автомобиля, и я рассчитывал платить по самому дешевому тарифу, как за автомобиль до четырех метров. «Москвичи» - они и в самом деле, почти укладываются в этот предел. Ну, как… В смысле они все имеют длину 4.05м — ведь это же почти что «менее четырех»! Мне, правда, на слово не поверили, и даже пошли измерять машину рулеткой. Но в результате измерений, было признано, что четыре плюс-минус лапоть — это, действительно, «до четырех», и таким образом, я смог оплатить поездку по минимальной таксе. В противном случае, у меня просто не хватило бы денег. Впрочем, даже если бы это все не прокатило, то я собирался просто снять один из бамперов, и тогда все было бы совсем по-честному. Подумаешь, пару болтов открутить!

Буксир работает
Буксир работает
Печора
Печора

Ольга
Ольга
Переправа машин из Усть-Цильмы
Переправа машин из Усть-Цильмы

Я сидел в кабине с заведенным мотором и работающим отопителем. Оплаченная квитанция валялась на торпеде, трепеща в потоках теплого воздуха. Погода совсем не радовала: дул сильный северный ветер, над рекой гнало туман, накрапывал дождь. Как только мы обогнули мыс, на котором стоит Усть-Цильма, в тупой нос баржи сразу начали бить короткие речные волны. На берегах местами виднелся снег. Мы двигались к морю. Наташка ушла устраиваться в каюте, а я сидел, развалившись на пассажирском сидении. Собаки спали на водительском месте. Баржа сотрясалась под ударами волн; Комбик слегка подрагивал. И другие машины так же раскачивались в такт ударам на своих пружинах и рессорах. Через каких-то 20 часов мы будем возле нашей лодки.

Комментарии   

#1 О собакахТута 08.01.2018 18:17
Очень интересный рассказ!
Только вот про собак неясно - откуда взялись в машине собаки?
Цитировать
#2 RE: Поездка на ИЖ-Комби из Петербурга в Нарьян-МарНаталья 08.01.2018 19:32
Цитирую Тута:
Очень интересный рассказ!
Только вот про собак неясно - откуда взялись в машине собаки?


Это наши 2 собаки, они все время с нами путешествуют)
Цитировать
#3 ВопросВадим 15.01.2018 16:19
Очень классная поездка,я тоже хочу поехать. Обратный путь, всё также.Как с мошкарой?
Цитировать
#4 RE: Поездка на ИЖ-Комби из Петербурга в Нарьян-МарПетя 15.01.2018 17:11
Цитирую Вадим:
Очень классная поездка,я тоже хочу поехать. Обратный путь, всё также.Как с мошкарой?

Мошкары не было. Только комары на пути туда. Обратно - вообще никого уже.
Цитировать
#5 RE: Поездка на ИЖ-Комби из Петербурга в Нарьян-МарВадим 15.01.2018 17:46
Как найти вас в контакте.
Цитировать
#6 RE: Поездка на ИЖ-Комби из Петербурга в Нарьян-МарПетя 15.01.2018 18:12
Цитирую Вадим:
Как найти вас в контакте.

Вот, группа есть наша - vk.com/sevprostor
Ну и вот это я - vk.com/id240938277
а вот это - Наташка - vk.com/naftanka
Цитировать
#7 RE: Поездка на ИЖ-Комби из Петербурга в Нарьян-МарВадим 15.01.2018 20:11
Спасибо,группу нашёл.
Цитировать
#8 Знакомые местаВладимир 16.01.2018 11:05
Участок Подпорожье - Вытегра проезжал в августе 15-го ранним утром. Там есть место со стелой "Здесь был остановлен враг!", через пару сотен метров после неё асфальт кончился... Враг не прошёл...
Цитировать
#9 Коми-трофиМихаил 19.02.2018 18:39
Поправочка - новая дорога проходит не по коми-трофи. При желании можно было доехать до нее: после Сосногорска ехать до Нижнего Одеса.
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика