Карта путешествия

Все про это путешествие:

Глава I, река Поной

Начало (июль 2007 года)

Остров Сугрёбный был - прямо рукой подать. Мы двинулись к нему, но путь нам преградила мель. Мель эту мы обошли, но за ней оказалась следующая, а зады наши и спины, тем временем, в полный голос требовали отдыха. Поплутав еще какое-то время, мы, наконец, достигли литорали Сугрёбного. Дальше надо было лезть в жижу ила и разгружать байдарку. Силы уже закончились окончательно, когда, проваливаясь в ямы и скользя на водорослях, мы увидели незнакомца.

Я сразу оставил вещи, собрал в кулак все свое обаяние и направился к нему. Вспоминая все, что я знал о контактах с людьми в ненаселенных местах, я еще издали приветливо махнул рукой и крикнул "здрасьте!". Незнакомец повернулся в мою сторону, и я увидел, что он безоружен, и совсем не страшен с виду. В конечном итоге все обошлось, мы с ним пообщались и даже как-то сразу понравились друг другу.

К Сугребному
Саша
На Сугребном

Оказалась, что мы встретили байдарочников, которые также как и мы, путешествуют вдоль Карельского берега Белого моря. Это были два москвича – Миша и Ави, и две девушки из Питера – Саша и Маша. А потом начался дождь, и следующий день мы тоже провели все вместе. Мы, конечно же, разговаривали о том, о сем; обсуждали разные походы и маршруты и в итоге подумали – а почему бы в следующем году не сходить на другой берег моря? А что, очень даже неизбитый маршрут будет – Кольский полуостров, Терский берег...

Потом мы расстались, продолжив свои пути порознь, а еще позже, в Питере, мы вновь встретились с Мишей и его девушкой Сашей. Постепенно мы стали друзьями.

Я, Миша и Наташка – загорелись идеей обхода Кольского полуострова, но, к сожалению, этим планам не суждено было сбыться в полной мере: мы смотрели карты, собирали информацию о тех местах, и постепенно понимали, что на Баренцево море, омывающее Кольский полуостров с севера, нам так просто не попасть. Идея заброситься на Баренцевское побережье, пройти немного вдоль него, пройти в Белое море, и уже по нему добраться до устья Варзуги – на тот момент для нас была невыполнима. Узнав о пограничном режиме, о возможностях забросчиков, мы были вынуждены изменить эти планы.

В конечном итоге маршрут был запланирован следующим образом: Чурозеро – Элнйок – Поной - Белое море – устье Варзуги. То есть, мы вполне получим все прелести моря, выйдя из реки в самую середку его горла, пройдя это самое горло и попав в Кандалакшский Залив. Планируемый маршрут имел протяженность от шестисот до семисот километров, а времени мы собирались затратить от тридцати до сорока дней. У Миши же, человека, склонного к преувеличениям, километраж растягивался сначала до тысячи километров, а потом даже и до двух и до трех, но мы знали Мишины методы подсчета расстояний с безумными коэффициентами, и только тихо смеялись над этими цифрами.

Все получилось так, как мы и задумали: ровно тридцать дней мы провели в пути и прошли за это время шестьсот пятьдесят километров. Все это время мы делали записи, на основе которых и написана эта повесть – история о нашем путешествии, взаимоотношениях в команде, о беседах с местным населением, о наших раздумьях, наблюдениях и впечатлениях.  Сначала планировалось, что с нами пойдут Сенька с Аней, наши закадычные друзья, а с Мишей будет Саша, но позднее оказалось, что Саша идти не хочет, а у Ани и Сеньки тоже ничего не получается.

Тогда мы начали искать людей на стороне: Мише нужен был напарник, а нам попутчики, с которыми можно было бы разделить стоимость недешевой заброски. Заботы о поиске этих людей и о доставке группы к месту старта на себя взял Миша. Мы же занялись всем остальным. Пришло время, и люди нашлись, все возникающие проблемы решились. Что это были за люди, мы не знали. Миша нашел себе напарницу и еще двух человек – исключительно на заброску. Миша говорил о них: -Да у них Щука! Гондонка, ужас! Двое из Набережных Челнов. Доедут с нами до места старта, а потом разделимся. Они на Варзугу собираются уйти. Этот вариант нам очень нравился: мы не любим больших компаний, а разделить финансовые тяготы дороги на три экипажа, было бы просто чудесно.  Почти целый год, прошедший с момента зарождения идеи до ее воплощения, мы провели в мыслях об этом походе, и в подготовке к нему. Даже каждая наша ладожская покатушка была, по сути, тренировкой, все делалось с мыслью о грядущем большом путешествии – мы обкатывали разное снаряжение и готовили себя. До похода оставалось все меньше времени...

Поезд (28.06.08)

Собирать вещи мы начали уже за неделю, не спали ночами, но зато за день до выезда, вечером все уже было готово. С утра мы с трудом забили все наши рюкзаки в машину и поехали на вокзал. Несмотря на то, что вещей получилось много, мы умудрились их дотащить до поезда за один прием. Выглядели, наверно, как пара терминаторов – рюкзак впереди, рюкзак сзади, карандаш с костями на плече и в обеих руках по пакету, но зато погрузились очень оперативно.

В тамбуре поезда

В поезде нас уже ждали Миша, Руслан и Зина. Руслан и Зина, как раз, и были теми самыми «людьми из Набережных Челнов», идущими с нами на заброску. Зина тут же начала нас фотографировать. Наверно мы очень смешно выглядели – запаренные, красные, обвешанные рюкзаками.  Зина показалась нам очень приятной, улыбчивой молодой женщиной. «Ну, похоже, мы найдем общий язык», - с радостью подумали мы. Руслан же выглядел очень серьезным, сдержанным мужчиной. Ходил важно по перрону и выгуливал свою собаку – белоснежного чау-чау Аркадия. Не знаю, как они его засунут в байдарку, но с животным в походе даже интересно. Хотя, все равно, быть нам вместе только до Поноя.

С пол часа мы утрамбовывали вещи по полкам, а потом, наконец, смогли успокоиться и расслабиться. Вообще, конечно, расслабились мы весьма условно – ведь нас еще ждала дорога до Чурозера, а водитель, который должен был нас туда довезти, так и не отзвонился. Из-за этого мы начали слегка нервничать и обдумывать дополнительные варианты заброски. Пока мы не будем на месте и не загрузим байдарку, расслабиться точно не сможем. К нам пришли Руслан с Зиной, и мы стали обсуждать, как быть с заброской. Рассматривались варианты, начиная от вертолета, и заканчивая волоком. Руслан начитался старых отчетов и агитировал нас за волок, но мы, представляя, что это такое, отказывались, как могли. Руслана мы, похоже, не убедили, и он ушел к себе. А наша фантазия разыгралась, и мы начали придумывать совсем уж экзотические способы заброски – например, можно долететь на воздушном шаре, или нанять мужика с лошадью и телегой.

Еще полная неопределенность была со сроками. Изначально мы запланировали поход на тридцать, максимум сорок дней, и, исходя из этого, рассчитывалась средняя скорость, составлялась раскладка продуктов, брался отпуск. А Миша постоянно пугал нас возможными недельными штормовками, тысячами километров и настаивал на сроке в пятьдесят – шестьдесят дней, что меня, признаюсь, несколько раздражало. Не, ну, допустим, шторма весьма вероятны, но с какой стати они будут длиться неделями? Это же не фильм «Послезавтра»! Все ж таки бархатный сезон. И к тому же, откуда взялось вдруг более тысячи километров? Ведь по нашим подсчетам там всего километров семьсот. Можно, конечно, считать каждую извилину берега, плюсовать километры, потраченные на поиск стоянки и на то, что бы обойти литораль. Можно таким образом насчитать и три и четыре тысячи километров, но какой в этом смысл?  В общем, мы так ни к чему не пришли и решили насколько возможно расслабиться и выпить пива. Весь день болтались по поезду, ели, спали, гуляли во время стоянок по станциям и вообще дурью маялись.  В один из наших перекуров ребята познакомились с «Истинным Апатитянином», который неожиданно поведал нам о том, что до интересующего нас района Белого моря есть еще какая-то неучтенная нами дорога. Мы поначалу жутко заинтересовались, побежали за картами и начали на них выискивать этот путь, но постепенно поняли, что Апатитянин либо что-то попутал, и пути этого нет, либо он есть, но совсем не там где надо.

Заброска (29.06.08) С утра, едва проснувшись, мы бегали по вагону и подтаскивали вещи к тамбуру. Волнение невероятное – «что там дальше, как пройдет заброска, приедет ли водитель?» Подъезжая к станции, Миша прильнул к окну, высматривая машину. Вот поезд уже останавливается, а ее не видно.

- Не приехал, - вздыхает Миша. - А, нет, вот наш апатитен-ваген, - радуется он.

Всеобщий вздох облегчения. Мы вытаскиваем вещи и бежим к машине. Водитель идет к нам навстречу и помогает загружаться. Внезапно мы обнаруживаем, что Руслан и Зина стоят в сторонке и переносить вещи даже не думают. - В чем дело, что не загружаетесь? - А, мы решили добираться волоком, - отвечает Зина. «Вот, блин», думаю я. «А раньше что ли не могли нам сказать, что у них другие планы на счет заброски. У нас и денег может не хватить, если вчетвером поедем».  Ребята тоже удивлены, но дают Руслану с Зиной подумать. Все равно мы уверены, что машину они самостоятельно не найдут. Руслан, тем не менее, медленно пошел в сторону стоящих неподалеку водил, а мы загрузили вещи и собрались у машины дожидаться, что же он в итоге решит. Около часа Руслан где-то тусовался, договаривался, а потом также медленно подошел к нам. Похоже облом. - Руслан, если у вас не хватает денег, ну давай, вы заплатите столько, сколько сможете, - говорим мы. Руслан ответил что-то неопределенное и отошел с Зиной в сторонку.

Пообщавшись, они объявили, что все-таки едут с нами. Блин, надо было столько трепать нам нервы. Это и так сразу было ясно – других реальных вариантов заброски нет. Мы поехали закупать продукты, а заодно встречать Мишиного матроса – мурманчанку Иру. Ее ни Миша, ни мы не разу не видели – Миша с ней познакомился и договаривался о походе через интернет. По Мишиным словам, Ира не имела опыта хождения на байдарках, но она много ходила в пешие походы и вообще, судя по всему, опытная туристка. Ира оказалась симпатичной девушкой двадцати пяти лет, в светлой одежде. Я удивился, увидев ее белую курточку и белые кроссовки, но уважительно подумал, что это видимо для того, чтобы не получить тепловой удар – ведь солнце жарит довольно сильно. А может от комаров – они ведь больше лезут на черную одежду. В общем, респект – похоже, она действительно профи.

Не успели мы отъехать от вокзала, как увидели горы. Голубые, со снегом на склонах – красотища. Вообще, мы очень любим горы, скалы, холмы, камни и все что с ними связано, и поэтому не отрывались от окна. Скоро асфальт закончился. Дорога хреновая, но вопреки ожиданиям – не совсем убитая, просто плохая грунтовка. Она, в принципе, была бы вполне проходима, если бы не огромные лужи – машина въезжала в них, и вода с громким шипением и бульканьем выходила из берегов. На одной из остановок, водитель показал нам россыпь камня: это амазонит – его добывают неподалеку, делают из него бижутерию. Красивые голубые камешки. Девушки тут же стали их собирать, распихивая по карманам. Естественно, и Наташка набрала несколько штучек.

Обсуждаем заброску
Вездеход
ЗИЛ-157

По пути мы встретили две машины: вездеход и ЗИЛ 157-й. Вездеход был запряжен в телегу, сделанную из остова такого же вездехода, которая катилась на двух оставшихся катках и была загружена металлоломом. ЗИЛ 157-й, который мы встретили позже, был вполне обычной машиной, но нам бросилась в глаза таежная фишка: сидушки на кунге. Здесь так принято – пассажиры часто ездят верхом на машине, а не внутри ее.

Пока ехали, смотрели на природу. Кругом преимущественно хвойный лес, в горах по-прежнему лежит снег. Вечером, через восемь часов после старта, мы добрались до Чурозера. Я взял у водилы 10 литров бензина для горелки, после чего мы расплатились за заброску. Руслан все же решил заплатить поменьше и отдал всего шесть тысяч, вместо десяти. Вообще странно, конечно, что у него вдруг оказались такие проблемы с деньгами. Ведь с самого начала Руслан знал, что заброска стоит тридцать штук. Ну ладно, пусть это будет на его совести. Всё равно экономней вышло, чем, если бы вчетвером поехали. Здесь, на Чурозере, имеется обжитая стоянка, есть изба. Стоянка находится метрах в трехстах от самого озера, и отделена от него полосой болота, через которое проложены гати к берегу. Тут мы поставили лагерь и поужинали. Очень много комаров, просто тучи. Завтра нам предстоят сборы.

Сборы (30.06.08)

Утром я встал очень рано и один пошел собирать нашу байдарку. Комары просто зажирают. Все усугубляется еще и жарой – невозможно надеть анорак с капюшоном, приходится работать в футболке. Несмотря на то, что сейчас раннее утро, солнце стоит высоко и греет во всю. В палатке, единственном убежище, свободном от комаров – просто парилка. Не понимаю, как Наташка до сих пор может там находиться? Проснувшись, я даже подумал, что идет дождь – так бились эти твари о ткань, забившись между тентом и внутренней палаткой.

Собака Руслана и Зины тоже страдает от паразитов, она вся облеплена ими и не находит себе места. Я же, собирая кости, засовывая их в шкуру, вижу, как вокруг меня собирается туча кровососов. Что бы избавиться от них, я отбегаю к костру, курю, хожу кругами, а потом вновь принимаюсь за дело – это на какие-то минуты приносит облегчение. Репеллентов мы купили целых четыре штуки, но мне было лень идти за ними в палатку, да и думал, что комары и так отстанут. Байдарку, мне удалось собрать полностью одному, а чуть позже стали просыпаться все остальные. Несмотря на пекущее солнце, я все-таки не выдерживаю и надеваю куртку, натягиваю на голову капюшон и затягиваю все возможные тесемки. Жарко, зато не жрут.

Руслан и Зина – предусмотрительные, у них есть накомарники. Остальные пренебрегли этой полезной приблудой. Когда комары совсем достали меня даже в куртке, я тоже сделал себе некое подобие накомарника из сетчатой полочки нашей палатки. За петельки я приделал ее к пуговицам на околыше моего картуза и заправил сетку в капюшон, как в инцефалитке. Так я сумел защитить от мерзких паразитов еще и лицо. Но все равно, эта конструкция постоянно отваливается или выправляется, и в процессе сборов я буквально схожу с ума от комаров и жары. Репелленты, которыми меня намазала Наташка, помогали максимум на пол часа и облегчения не приносили.

Весь день все готовятся к выходу. У Руслана надувная байдарка «Щука», которую он сильно усовершенствовал – сделал парус, поставил аутригеры, из жердей сделал что-то вроде каркаса. Байдарка, еще не собранной, выглядит экзотично, однако не совсем понятно, как такое сооружение из дрынов, веревочек, кусочков полиэтилена и тряпочек поплывет. На поверку, плавсредство кажется хлипким и не надежным. А не рассыплется ли оно в порогах или под сильным ветром? Впрочем, это проблемы Руслана. Выясняется, что в этом походе он и Зина, впервые в жизни сядут в байду. Миша тоже собирает байдарку, устанавливает мачту, мастерит из деревяшек позабытые дома рулевые педали. Оказывается, что дома он совершенно не готовил и не проверял свое снаряжение. Свежекупленный фартук не налезает на его Таймень! Приходится удлинить его, разрезав поперек и сделав вставку. Крепление Мишиной мачты тоже не выполняет своей функции, и ему приходится делать его прямо здесь, из подручных деревяшек, железок и веревочек. Мы раньше всех собрали нашу байдарку, приделали обвязку и все примочки. Все наши крупы уже пересыпаны, и делать больше нечего.

Сборы
Отплытие

Мы готовы. Часам к трем дня, Наташа с Ирой решили сходить к озеру, поискать подход к воде – до нее около трехсот метров болотистой, поросшей мхом и карликовыми березами местности. В процессе прогулки выяснилось, что Ира походного опыта практически не имела. В прошлом году она несколько дней отдыхала в палаточном лагере в Геленжике, и всё. «Даа, теперь ее белоснежная одежда приобретает иной смысл», подумала Наташка. «Похоже, у нее просто нет снаряжения, и она поехала в той одежде, которую носит в городе. Тогда и ее беленькие шлепки, и снежные носочки понятны. Хорошо, она хоть болотники взяла. Интересно, как она выдержит поход... А Миша, редиска такая, обещал нам взять опытного человека. Говорил, что она крутая пешеходница. Ладно. Разберемся. Все мы когда-то были новичками. Может она окажется очень выносливой и легко перенесет все возможные тяготы.»

На обеде Руслан недовольно признался в том, что ему не хватает сложностей и лишений. Он думал, что подвергнет себя физическим нагрузкам и испытает силу воли на волоке. Увы! Волока не получилось. Теперь придется тупо сплавляться по течению. Я тогда еще удивился, почему Руслан считает, что мы будем просто плыть по течению, и нас не ждут испытания. Он ведь ни разу не был в водном походе, с чего он взял, что это будет так легко? Тогда я не придал этим словам значения, но теперь понимаю, что Руслан почему-то решил, что поход наш будет сплошным матрасом. Рыбалка, солнышко, купания-загорания, постоянные дневки, неторопливое движение под парусом или по течению. Видимо поэтому он так ратовал за волок – ему казалось, что это его единственный шанс хоть что-нибудь преодолеть.

В течение дня, пока все копошатся у своих лодок, Миша периодически гундит что-то на тему того, что «хорошо было бы идти завтра, зачем выходить сегодня?». Меня и Наташку это несколько напрягает, и мы отвечаем ему, что надо бы стартовать сегодня, потому как мы не сидеть сюда приехали, и сроки не резиновые. Миша вяло отпирается, говоря, что вот, выйдем мы вечером, а вблизи хороших стоянок нет. Мол, надо идти с утра, идти весь день и искать хорошую стоянку, а тут так хорошо... Дрова, стол есть... Какая разница, когда идти? – возражаем мы. - Зачем нам офигенная стоянка на 1 ночь? Ночью светло, как днем, а от торчания на старте столько времени, все расслабятся и впадут в уныние. В итоге мы убеждаем Мишу не киснуть и выходить сегодня.