Река Поной и Терский берег Белого моря

Здесь опубликована наше пространное повествование о путешествии на байдарке по реке Поной и Терскому берегу Белого моря в 2008 году. История разделена на 10 глав, каждую из которых вы можете почитать по-отдельности. Путешествие это было наполнено разными событиями, но все-таки центральное место в воспоминаниях о нем занимают отношения в нашем быстро распавшемся "туристском коллективе". Начинали мы это путешествие вшестером, а заканчивали лишь вдвоем. И после его окончания мы смогли себе точно ответить на вопрос о том, сколько же народу должно принимать участие в экспедиции: совершенно однозначно - двое.

От Ладоги до Белого моря

В 2015 мы ходили на нашем тримаране от Приозерска, что на Ладожском озере до Архангельска. Путешествие получилось очень неторопливым и весьма странным, но не смотря ни на что - оно увенчалось успехом. Как всегда мы стартовали очень поздно, в конце июля, так как нам мешали всевозможные обстоятельства. Непосредственно во время путешествия Наталье приходилось зарабатывать для нас деньги, чтобы мы могли идти дальше, покупая топливо и продукты.

Изначально планировалось идти до Архангельска по Северо-Двинской водной системе, однако, дойдя до Северо-Двинского канала мы встали перед фактом, что в реке Сухоне, соединяющей этот канал с Северной Двиной нету достаточного количества воды. Мы были вынуждены повернуть обратно, вернуться на Онежское озеро и пойти на Белое море по Беломоро-Балтийскому каналу. Добравшись таким образом до моря, мы обошли его "внутреннюю часть" (Карельский берег, Терский берег от Оленицы до Стрельны, Зимний берег от м.Зимнегорского) кругом, и в первых числах октября пришли в Архангельск. Сейчас наша лодка зимует там, дожидаясь следующей навигации.

Карта путешествия

Все про это путешествие:

Глава I, река Поной

Начало (июль 2007 года)

Остров Сугрёбный был - прямо рукой подать. Мы двинулись к нему, но путь нам преградила мель. Мель эту мы обошли, но за ней оказалась следующая, а зады наши и спины, тем временем, в полный голос требовали отдыха. Поплутав еще какое-то время, мы, наконец, достигли литорали Сугрёбного. Дальше надо было лезть в жижу ила и разгружать байдарку. Силы уже закончились окончательно, когда, проваливаясь в ямы и скользя на водорослях, мы увидели незнакомца.

Я сразу оставил вещи, собрал в кулак все свое обаяние и направился к нему. Вспоминая все, что я знал о контактах с людьми в ненаселенных местах, я еще издали приветливо махнул рукой и крикнул "здрасьте!". Незнакомец повернулся в мою сторону, и я увидел, что он безоружен, и совсем не страшен с виду. В конечном итоге все обошлось, мы с ним пообщались и даже как-то сразу понравились друг другу.

К Сугребному
Саша
На Сугребном

Глава II, река Поной

К вечеру все наконец-то готовы, и байды полностью собраны, слава Богу! Настало время нести их и наш груз к озеру. Долго и довольно тяжко мы носим все наши пожитки через болото, делаем по нескольку ходок. К счастью, у воды есть хорошее место с высоким бережком, и хорошим дном, где можно удобно загрузиться. Комары жрут как бешеные. Перед выходом Наташка и Ира успевают искупаться.

Чурозеро
Отплытие
река Поной

Глава III, река Поной

К Чальмны-Варрэ (5.07.08)

Поной сильно петляет, а берега здесь - болотистые и заросшие. Видно, что за кустами и деревьями, растущими у воды – пустота, будто кругом озеро. Судя по карте, мы вновь вошли в грандиозное болото. Временами идет дождь, но мы одеты в непромокайки, и дождь нас особо не волнует.

Сперва мы договорились идти до одной из изб, которые здесь периодически встречаются, но ветер дует в спину, останавливаться совсем не охота. Идти надо до упора, до Чальмны-Варрэ, следующей деревни, нежилой. Упускать такую халяву будет полной глупостью.

Миша держит парус
Чальмны-Варрэ

Глава IV, река Поной

Между Чальмны-Варрэ и Каневкой (7.07.08 – 8.07.08)

Дождь не прекращался, моросил не переставая, но нам он был не страшен. Всего то и надо, что надеть кепку с козырьком, натянуть на нее капюшон и раскатать болотники так, что бы они полностью закрыли ноги.

Ветер дует в спину, и мы летим вниз по Поною, как под мотором. Сильный порывистый ветер, неравномерно обтекающий парус, иногда довольно страшно раскачивает лодку.
Одним из таких сильных порывов, у меня из руки вырвало шкот. Я, конечно, попытался его удержать, но парус заполоскало и нас начало раскачивать с такой силой, что мы стали опасаться оверкиля. Немного напуганные этим инцидентом, мы решили убрать парус и идти на веслах.

Появилось солнце
Ужин
Наша байдарка

Глава V, река Поной

Мы идем вперед, и проходим  мимо очередной базы. Наверно это уже та самая, «американская», где по словам начальника «Пачи», должен находиться поляк. База находится на слиянии Поноя и Ачерйока. Возле самой базы, по пояс в воде у берега стоят иностранцы и ловят семгу нахлыстом, хмуро смотрят на нас. Мы замечаем русского человека, из персонала – он едет по берегу на каком-то колхозном трайке.

Мы проходим еще немного и останавливаемся на обед. Еду готовим на крохотном костерке среди камней. Природа, однако, сильно изменилась. Берега состоят из булыганов, а за полосой камней начинаются непролазные заросли карликовых березок и различных кустов, а еще дальше начинаются склоны долины, в которой течет Поной. Что интересно, на реке создается необычная оптическая иллюзия – будто река у одного берега выше, чем у другого и мы плывем по склону. Пообедав и просушив, наконец, солнечные батареи, которые мокли уже целую неделю, мы идем дальше.

Мохноногий канюк (зимняк)
Скалы

Глава VI, река Поной

Порог Бревенный (14.07.08)

Ну, с Богом! Оттолкнувшись от берега, мы быстро одеваем юбки. У меня в этот момент с треском отрывается вставка, которую я так старательно вшивал вчера в вырез. Порог в сотне метров от нас.

Давай, Мейршрек, выноси! – обращаюсь я мысленно к нашему кораблю. Тело наполняет легкая дрожь, мы предельно собраны. Нацеливаемся на правый край порога, и вот – первая ступень. Здесь оказывается совсем не страшно и, пройдя ее, мы оказываемся в зоне относительного затишья. Самое время собраться перед второй ступенью. Она выглядит уже серьезнее. Мы немного отдыхаем, продолжая идти по правой стороне.

Вот и вторая ступень порога! На удивление, мы проходим ее спокойно, нас даже почти не заливает. После нее опять участок потише, однако, этот «тихий» участок не так уж и спокоен: здесь чувствуется уклон русла, по берегам – скалы. С левого берега в Поной срывается водопад.

Пороги
Порог Бревенный

Глава VII, Терский берег Белого моря

От устья Поноя к избе Кузьминой (16.07.08)

Теперь мы в море. Иногда я, ради любопытства, пробую воду за бортом на вкус: меня всегда интересовало, есть ли резкая граница между соленой и пресной водой в устьях рек. По-видимому, я пропустил эту границу, и когда я в очередной раз попробовал воду, она оказалась уже соленой. При выходе из фьорда мы действительно попали в некое подобие микроскопического сулоя, о котором нам говорила старуха из Лахты. Сулой – это такое явление, образующееся в месте столкновения двух течений. На совершенно ровном месте мы вдруг увидели какое-то непонятное хаотическое волнение. Волны были невелики, но, тем не менее, злы и круты. Это было чем-то похоже на поверхность кипящей воды. Скоро мы пересекли этот сулой, затем минули полосу пены, которая, будто вычерчивала границу реки, и окончательно очутились в море.

Перекур
Берег
В избе

Глава VIII, Терский берег Белого моря

На границе Арктики (18.07.08)

Судя по карте, мы скоро должны достигнуть губы реки Снежницы. Берега постепенно становятся выше, местами они представляют из себя крутые песчаные обрывы. Так мы добираемся до избы Синюха. Возле нее есть очень удобное место для высадки, и мы, конечно же, хотим выйти, что бы размяться и посмотреть на избу, которая стоит над крутым склоном берега.

Место здесь кардинально отличается от окрестностей Большевика. Никаких острых камней, лишь чистый крупный песок на дне и на берегу. Жаль, что вчера мы не имели возможности добраться досюда. Избушка оказывается совершенно крошечной, она покрыта дерновой крышей, имеет крохотный предбанничек и маленькую закопченную комнатку с двумя полатями и печкой. Едва мы вошли внутрь, как в глаза нам бросился совершенно чуждый общему антуражу предмет. Телевизор! Боже, цивилизация начинается! Надо же, телик, ха-ха. Наверно он даже работает, когда его запитывают от бензинового генератора. Осмотрев все, мы возвращаемся на берег, садимся в лодку и идем дальше.

Закат
Луна

Глава IX, Терский берег Белого моря

Дневка на Лиходеевке (21.07.08 – 22.07.08)

Похоже то, что следующий день не несет с собой ничего хорошего, уже стало традицией. Утром шел дождь, затем погода улучшилась, но мы и не думали никуда идти. То, что ненадолго выглянуло солнце, еще ничего не значило. Однако, вопреки нашим опасениям, или ожиданиям, к вечеру погода так и не испортилась, а наоборот, она разгулялась еще больше, стало теплее. День был потрачен на безделье и бессмысленное сидение в избе. За это время не произошло ничего достойного упоминания в нашем рассказе.

Сборы
Нерпа

Очередная ночь на Лиходеевке оказалась весьма тяжелой: вечером я основательно натопил печку, и, улегшись спать, мы изнывали от жары. К тому же, с улучшением погоды, в огромных количествах появились комары, которые совершенно не давали нам спать. В конце концов, ближе к утру, пришлось встать и поставить палатку на улице, неподалеку от избы. В палатке гадким паразитам нас было не достать и главное, там было прохладнее. Устроившись в палатке, мы быстро заснули.

Глава X, Терский берег Белого моря

От избы Глетка до устья реки Югины, а оттуда до Тетрино (26.07.08-27.07.08)

Как и во все предыдущие дни, утром — завтрак, сборы и отход. Ветер все так же хорош, а обрезанный парус и в самом деле стал только лучше. Теперь я не испытываю никаких проблем с его управлением, байдарку стало валить меньше, а скорость, если и уменьшилась, то совсем незаметно. Мы идем к мысу Никодимскому, на котором стоит одноименный маяк, и за которым начинается обширная губа.

Едва обогнув мыс, мы видим, что возле маяка стоят дома, крутится ветряк и стоят солнечные батареи. Мы очень удивлены, ведь на карте ничего подобного не обозначено. Отсюда видно уже и Чапому, до нее километров пять. В окрестностях деревни видны и деревья, видать, зона тундр заканчивается где-то в этих местах.