Карта варандейской экспедиции

Все про экспедицию:

Свернуть

От Печоры до Нарьян-Мара, 2011 год, июль

Встречный ветер, конечно, был довольно свеж, но мотор тащил себе наш катамаран вниз по реке, и мы спокойно двигались к городу. Вот впереди показалась уже и труба ГРЭС на правом берегу, а на левом – скопище автомобилей, ожидавших парома на берегу. На Печоре нет ни единого автомобильного моста, кроме одного железнодорожного, поэтому желающие пересечь реку или отправиться в какое-либо отдаленное селение, пользуются паромами. Паромы, представляющие собой большие ржавые баржи, толкаемые буксирами-толкачами, постоянно маячили где-то в поле зрения: какой-то плелся позади, другие же постоянно попадались навстречу.

На катамаране
На катамаране

Судовой ход на Печоре неширокий и очень извилистый, а сама река для судоходства довольно сложна, и поэтому нам приходилось идти именно судовым ходом, чтобы ненароком не наскочить на какую-нибудь мель, часто расходясь со встречными паромами. Так как я был еще совсем неопытным судоводителем, эти непрекращающиеся расхождения и вечное выискивание где-то впереди навигационных знаков, порой плохо заметных, очень напрягало меня, тем более, что я страшно хотел спать. Шутка ли – я не смыкал глаз уже целые сутки, собирая катамаран, а потом загружая его вещами.

Огромная опора ЛЭП, перекинутой через реку
Огромная опора ЛЭП, перекинутой через реку
Краны
Краны
Скоро, когда стали видны городские дома, появилась и сотовая связь. Я смог позвонить Николаю, с которым мы договорились встретиться на одном из городских пляжей, и он объяснил мне, как лучше пройти вдоль берега, ибо река здесь раздваивалась, обтекая острова, я не мог разглядеть никаких знаков, указывающих на наличие судового хода, и пребывал в замешательстве. Городские обыватели, удящие рыбу с берегов, смотрели на нас с огромным любопытством, нас это раздражало, но поделать ничего мы не могли, так как двигались довольно медленно. Из-за насыпанных куч щебня выглядывали стрелы огромных кранов, на воде стояли на якорях целые скопища барж, на одной из которых что-то горело и сильно коптило, там и сям проносились мощные мотолодки, проползали мимо назойливые паромы. Усталость давала о себе знать тем, что я ощущал себя зрителем некоего сюрреалистического действа.

Городской рыбак
Городской рыбак
Жилые районы Печоры
Жилые районы Печоры
Самый распространенный вид общественного транспорта - ржавые баржи
Самый распространенный вид общественного транспорта - ржавые баржи

Наконец мы добрались до цели, на берегу я увидел машущего рукой Николая, туда мы и подошли. Как же рад я был снова его видеть! Все-таки это совершенно замечательный человек, со всей этой своей восторженностью и пышущей во все стороны энергией. От встречи с ним я даже на какое-то мгновение смог вырваться из поглотившего меня сюра и ощутить реальность всего происходящего. После полученных от Николая инструкций я отправился на вокзал за нашим недополученным багажом – рундуком, заполненным бутылками чистейшего спирта, а Наташка и сам Николай остались возле лодки.

Ваши покорные слуги
Ваши покорные слуги

Успешно забрав драгоценный ящик, я поймал такси и на нем отправился в ближайший салон сотовой связи, где положил сто рублей на счет той милосердной женщины, которая купила нам билет в автобусе, об этом я писал в прошлый раз. Затем, посетив продуктовый магазин, мы отправились обратно к пляжу. По пути водитель сообщил мне, что видел нашу лодку на реке.

Уже поздно вечером, когда город остался позади, мы остановились в какой-то относительно тихой заводи. Небо было абсолютно чистым, стоял полный штиль. Относительно тихим это место я называю потому, что как мне показалось тогда, и что подтвердилось в будущем, на Печоре, во всяком случае, в ее основном русле, практически невозможно найти укромного места. На реке и днем и ночью имеет место оживленное движение: часто вверх и вниз идут паромы, груженые автомобилями, и еще чаще проносятся мимо мотолодки местных жителей.

Если говорить о населенных пунктах, то встречаются они здесь каждые двадцать-тридцать километров, и невозможно найти между ними такую область, которая не использовалась бы местными в хозяйственных нуждах. Всюду здесь можно обнаружить установленные сети, и не пройдет и получаса, чтобы не увидеть «Казанку» спешащих куда-то по своим делам селян. Вообще, о Коми, во всяком случае, при взгляде с реки, у нас складывалось такое впечатление, что жизнь здесь кипит совершенно без всякого перерыва, хозяйства процветают, а люди заняты делами и живут вполне достойно.

Вечерняя река
Вечерняя река
Остановка на привал
Остановка на привал

Вид Усть-Усы
Вид Усть-Усы

Первым делом нам следовало поставить на палубе палатку, и, казалось бы, ничего сложного в этом нет, но как же туго мы соображали не спавши и беспрерывно работавши уже более суток! Это, конечно смешно, но даже определить, где у тента находится изнанка, а где внешняя сторона, было в таком состоянии очень трудно; удержать в памяти последовательность простейших действий, не забыть на ходу, где у палатки перед, а где зад, просто не представлялось возможным. Впрочем, это было даже чем-то весело. Общую картину дополняли полчища комаров и абсолютно нереальные картины белой ночи, которая сейчас приобретала совершенно фантастический вид. Казалось, что эта сказка скрывается где-то совсем рядом, и сейчас выскочит из-за верхушек ближайших елей, заполнив собой всю вселенную, но она так и не собиралась показывать себя явно, а лишь дразнила, напоминая о себе только каким-то еле-уловим сюрреалистическим привкусом, будоражившим сознание. Небо, хотя и было явственно бледно-голубым, но одновременно и переливалось всеми цветами радуги. Это была прекрасная ночь. Я полагаю, что подобное состояние хорошо знакомо многим, но вызывает его отнюдь не бессонница.

Следующие дни проходили в непрерывном движении вниз по реке. Так как мы из-за накладки с грузом в Печоре и так уже опаздывали на встречу с нашим заказчиком, нам приходилось очень торопиться. Первые дня потребовались для того, чтобы освоиться здесь, а дальше мы более-менее разогнались, и делали переходы по сто двадцать километров, это примерно одиннадцать часов ходу под мотором. Белые ночи были в самом разгаре, нам не составляло труда двигаться в любое время суток, а когда мы уставали, то находили себе тихое место, ставили палатку, ужинали, пили настойку, затем ложились спать, а с утра снова вставали и снова шли вперед.

Унылые заросли - почти вся река выглядит примерно так
Унылые заросли - почти вся река выглядит примерно так

Спуск по реке оказался довольно скучным делом: нас окружали низки, заросшие лесом берега, один берег, как правило, представлял собой земляной либо песчаный обрыв, а другой – широкий песчаный пляж. За пляжами и обрывами всегда стеной стоял смешанный и унылый лес. Целый день я держал в руках румпель, сидя на своем месте, а иногда вглядывался в подзорную трубу куда-то вперед, разыскивая очередной створ или буй, указывающий границу судового хода. Наташка же сидела рядом, и когда наставало время она готовила сначала завтрак (мы завтракали прямо на ходу), потом обед (обедали мы также на ходу), а потом и ужин, который предстояло съесть уже на стоянке.

Деревня
Деревня

Севка
Севка
Берега здесь весьма однообразны
Берега здесь весьма однообразны

Днем погода обыкновенно портилась, поднимался сильный встречный ветер, который возбуждал на реке волнение такой силы, что иногда нам становилось даже страшновато. Так как ветер дул против течения, довольно быстрого, волна поднималась очень короткая и крутая. Порой узкие места в реке под напором этого ветра начинали клокотать как самые настоящие шиверы, и катамаран на волнении начинал скакать как бешеный: выскакивал из воды мотор, мы злились и проклинали эту долбанную речку. Но вечером все затихало, небо очищалось, вода становилась совершенно зеркальной. Мимо проплывали деревни, стоящие на высоких берегах, заставленных лодками, возле которых возились хозяева. В окрестностях этих деревень паслись стада коров и лошадей. Кстати что меня сочень удивило, так это популярность коневодства в Коми. Лошади здесь имелись в огромном количестве в каждой деревне. Деревенские панорамы сменялись очередным унылым лесистым берегом, становилось прохладно. От нечего делать мы пили настойку, потом пили чай, потом опять настойку, и все шли и шли вперед. Все эти дни в моей памяти слиплись в какую-то однородную массу из елок, ивняка, мотолодок, деревень, и бессчетного количества навигационных знаков, которые всегда так и норовили спрятаться от моей зрительной трубы.

Комяцкие лошади
Комяцкие лошади
Инспектора ГИМС работают на реке
Инспектора ГИМС работают на реке

Крупный поселок
Крупный поселок

Наконец мы минули Усть-Цильму, после которой оказались на «финишной прямой» перед Нарьян-Маром. Река здесь делала очередной поворот и дальше текла прямо на север. Следующим же вечером мы покинули Коми и вошли в Ненецкий Автономный Округ. Удивительно, как прямо на границе этих двух субъектов природа резко поменялась: лес, вдруг ни с того, ни с сего уступил место ивовому стланику. Настроение наше поднялось, опутывающие все кругом заросли ивняка радовали глаз, нам казалось, что пожаловали в какие-то очень знакомые и чуть ли не родные места.

Какое-то время мы двигались вдоль высоченного песчаного обрыва. Затем мы увидели, что река здесь разбивается на два рукава – один идет прямо, другой ответвляется куда-то направо. Ночное солнце, светившее прямо в глаза никак не давало рассмотреть, есть ли впереди какие-то створы или другие знаки, но, тщательно обшарив реку и берега зрительной трубой, я все-таки нашел двухцветный красно-белый буй, обозначавший, что судовой ход здесь раздваивается. Немного подумав, мы свернули направо, в протоку Старая Печора: таки, старый друг лучше новых двух – зачем нам идти по Новой Печоре, когда есть Старая? Скоро, впрочем, я усомнился в правильности нашего выбора, так как больше никаких знаков, указывающих на судовой ход, впереди нам не встретилось.

Высокие обрывы
Высокие обрывы

Постепенно река погрузилась в сумерки, и разглядеть что-либо стало очень трудно. Я, было, совсем огорчился, но вскоре мы поравнялись с каким-то поселочком, возле которого стоял пассажирский кораблик, и тогда я понял, что эта протока, вероятно, вполне судоходна. Однако, мне все мне все равно пришлось встать в полный рост, чтобы лучше выглядывать мели, кои особенно сильно повылезали сейчас, в разгар лета, когда уровень воды в реке совсем низок.

Пройдя почти всю Старую Печору, перед выходом в Печору Большую, мы решили остановиться на ночлег. Отсюда до Нарьян-Мара оставалось всего каких-то шестьдесят километров. Перед сном мы немного погуляли по берегу. Как же милы нашим сердцам были все эти сухие коряги, торчащие среди зарослей непроходимого стланика, каким все знакомым тут казалось. Все-таки Ненецкий Округ отличается от Коми очень сильно.

К концу следующего дня мы уже подбирались к городу Нарьян-Мару. Движение на реке заметно усилилось, постоянно мимо нас проносились Казанки, хозяева которых спешили по своим делам, кто в город, а кто наоборот, из города. Показались впереди портовые краны, на берегах кое-где велись какие-то работы. Скоро кроме кранов мы увидели и городские постройки: все лежало как на ладони: вон, собственно порт; чуть дальше – город, а еще дальше стоит поселок Искателей, составляющий с Нарьян-Маром одно целое. Подойдя к шару, ведущему в порт, мы свернули, потому что именно в порту нам была назначена встреча со связными нашего заказчика.

Речное движение тут стало совсем оживленным, лодки следовали в разных направлениях сплошным потоком. Их водители оглядывались на нас и приветственно махали руками, мы отвечали тем же. Вот и порт оказался совсем рядом, осталось найти только условленное место, «пляжик возле дебаркадера, не доходя до самого порта». Означенного дебаркадера я нигде не увидел, стояла у берега только какая-то полузатопленная баржа с металлической надстройкой. Решив, что это судно вполне можно назвать дебаркадером, я направил катамаран к пляжу, находившемуся рядом с баржей.

Порт Нарьян-Мара
Порт Нарьян-Мара

Как выяснилось спустя час после нашего прибытия, место мы выбрали совсем не то. Это объяснил нам рассерженный водитель машины встречавшей нас: в течение всего этого времени он искал нашу лодку и нашел только теперь, и сейчас нам нужно было пройти еще немного. Оказалось, что «не доходя до порта» дебаркадер стоит, если глядеть на порт с другой стороны, совсем не стой, откуда пришли мы. Мы быстро перешли в то место, где стояла ожидавшая нас буханка; Наташка, как всегда осталась возле лодки с собаками, а я отправился в город за продуктами и двумястами литрами бензина.

Дебаркадер возле порта
Дебаркадер возле порта

Все это я купил здесь без всяких проблем, мне была выдана местная сим-карта, дадены определенные наставления, и уже через сорок минут мы с Наташкой паковали все накупленное на катамаран. Завтра мы уже выйдем в море, слава богу! Возможно, нам даже удастся не опоздать к заказчику. Сейчас заканчивался седьмой день нашего скучного сплава по Печоре.

Комментарии   

#1 От Печоры до Нарьян-Мара, 2011 год, июльИгорь 26.03.2013 04:59
Очень приятно вновь читать о ваших путешествиях. Из прочитанного в этом разделе, у меня сложилось мнение, что природа Коми не произвела на вас сильного впечатления. Я сам являюсь жителям Коми и должен сказать, что живописные места здесь все таки есть и немало, например в национальном парке Югытва, к тому же территория республики совсем не маленькая, поэтому сложно судить по одному из ее районов о ней в целом. Я не был в районе Печоры, поэтому не могу судить о природе этих мест, но что касается например природы и мест Усинского района, хочу сказать, что они произвели на меня наилучшие впечатления, хотя сам я житель города Ухта. С другой стороны, не бывает красивых или некрасивых мест, живописных или нет, все дело в индивидуальном воприятии отдельного человека. Так или иначе, я солидарен с вами в одном, северная природа и места - это действительно классно.
Цитировать
#2 От Печоры до Нарьян-Мара, 2011 год, июльНаталья 26.03.2013 04:59
"Из прочитанного в этом разделе, у меня сложилось мнение, что природа Коми не произвела на вас сильного впечатления." Вы ошибаетесь. Лес в Коми, например, нам очень понравился - огромное кол-во Иван-Чая, белый мох и все такое. Но вообще, если говорить о Печоре, то летняя река довольно скучна и не особо живописна. Но так на многих реках, взять даже Свирь (речку в Ленинградской области). Тоже совершенно ничего особенного, хотя на Свири я жила и по идее должна испытывать к ней патриотические чувства. Однако осенью (в конце августа, начале сентября) река Печора и Коми нас по-настоящему портясли. В этот период там очень яркие краски, разноцветные деревья и все настолько красиво, что просто взгляд не оторвать. Например, в районе Усть-Цильмы. Ну и т.п. Однако, как вы понимаете, мы не стали забегать вперед и про осеннюю Печору ничего пока не написали. Об этом напишем позже)
Цитировать
#3 От Печоры до Нарьян-Мара, 2011 год, июльИгорь 26.03.2013 05:00
Да, и я надеюсь ожидается продолжение этого увлекательного рассказа?
Цитировать
#4 От Печоры до Нарьян-Мара, 2011 год, июльИгорь 26.03.2013 05:00
Конечно, в Коми есть ничем непримечательные места, как наверно и в любом регионе, но есть и очень живописные. Вообще,как я уже писал, территория Коми достаточно обширна, от пышных хвойных лесов на юге республики, до абсолютной тундры на крайнем севере. Можно провести аналогию с Аляской, которая также охватывает несколько климатических и растительных зон и включает в себя как пышную тайгу на юге щтата(например райны городов Кетчикан и Джуно), так и тундру на крайнем севере (например в районе г. Ном). Но в целом, Аляска, конечно гораздо более живописна,и является для меня одним из самых красивейших мест на земле. Но конечно, стоить отметить, что и у нас есть подобные места, например Алтай, Северный Кавказ, ну и в том числе, некоторые районы Коми.
Цитировать
#5 От Печоры до Нарьян-Мара, 2011 год, июльgalya 26.03.2013 05:01
С удовольствием прочла все ваши отчеты. Теперь жду новых частей последнего путешествия. Я сама из Севастополя, мы немного плаваем по морю на каяках, но ваша тема Севера настолько привлекательна, что вдохновляет нас на новые подвиги. Например, уже есть задумки поехать на Белое море. Спасибо за ваш сайт.
Цитировать
#6 От Печоры до Нарьян-Мара, 2011 год, июльАнатолий 26.03.2013 05:01
Ребята все хорошо, но как хочется увидеть видео сюжеты. У вас наверное есть?.Если да, то где найти?. Спасибо.
Цитировать
#7 От Печоры до Нарьян-Мара, 2011 год, июльНаталья 26.03.2013 05:02
Видео мы, к сожалению, не снимали. А так, что что изредка удавалось снять - есть на сайте, в соответствующих рассказах)
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика