Карта варандейской экспедиции

Все про экспедицию:

Свернуть

Прибытие в Печору и козни судьбы, 2011 год, июль

Перво-наперво я должен сообщить, что отправлялись мы не просто в путешествие, а именно в экспедицию, первой целью которой было выполнение определенных задач в сфере экологического мониторинга акватории, прилегающей к варандейскому нефтяному терминалу. Второй и неофициальной задачей, поставленной нашим заказчиком, стала разведка и фотографирование флоры и фауны островов Долгий и Матвеев. Я не могу не сказать огромное спасибо этому человеку, пожелавшему пока остаться инкогнито, так как если бы не его предложение, то никакого путешествия, скорее всего, в этом году не состоялось бы.

Время, на которое было намечено выполнение экспедиционных задач, приходилось как раз на конец бархатного сезона в Баренцевом море, и мы сознавали, что освободившись, вполне можем оказаться вынужденными вернуться домой из-за непогоды. Все-таки опыт наших прошлых путешествий подсказывал нам, что уже в середине августа могут начаться шторма, погожих дней станет очень мало, и вообще, ничего хорошего в море не будет. Однако, мы все равно строили всевозможные радужные планы, надеялись на свое везение, на новое мощное судно, и на то, что управимся с работой достаточно быстро.

Водохранилище печорской ГРЭС
Водохранилище печорской ГРЭС

Итак, ночью седьмого июля наше путешествие началось. И началось оно сразу с мелких неприятностей, когда мы прибыли в город Печора, откуда нам предстояло стартовать. От моря нас отделало примерно восемьсот километров реки, но все дело осложнялось тем, что наш багаж, как оказалось, задержится еще примерно на четыре дня. Эх, наша нерасторопность!

Отправлялся катамаран и основная масса снаряжения за день до нашего отъезда, в последние часы работы грузоперевозочной конторы, все делалось второпях, и в итоге та самая контора физически не успела погрузить груз на товарный поезд, идущий в Печору. Следующий товарняк из Питера ожидался как раз через четыре дня. А нам оставалось только ждать.

Однако, все было не так просто, как может показаться на первый взгляд: вписаться куда-либо с собаками, коих у нас имелось целых две головы, не так просто, а в гостинице (а точнее, обычной съемной квартире), с хозяевами которой мы договорились загодя, не оказалось свободных мест – предыдущие постояльцы решили задержаться там еще на некоторое время. С парой рюкзаков, аккумулятором, мешком кое-какого барахла, с двумя ружьями и парой собак, унылые мы вышли на опустевший ночной перрон и задумались, куда деться и провести целых три дня.

Перетащив все барахло в зал ожидания мы заняли себе места, на которых нам, возможно, придется провести всю ночь, и сдали кое какие вещи в камеру хранения. Затем, по совету таксистов, затаившихся перед вокзалом в ожидании добычи, я купил в ларьке газету объявлений. Впрочем, уже через полчаса, позвонив по понравившимся предложениям, которых оказалось не много, стало понятно, что у нас ничего не получается: все квартиры, комнаты, дома и гостиничные номера были сданы. Выглядело это весьма необычным, так как мы совершенно не могли понять, откуда в таком небольшом и захудалом городке, как Печора, так много приезжих, вроде нас с Наташкой.

Но делать было нечего, нам пришлось успокоиться и поудобнее устроиться на скользких металлических скамьях в ожидании чудесной ночи. На утро оставалось еще несколько объявлений из газеты, податели которых просили не звонить им ночью, да и был еще один запасной вариант. Кроме того, у нас собой была палатка и спальные принадлежности, с которыми мы могли бы запросто уехать на такси в какое-либо тихое место и обосноваться на несколько дней там.

Проснулись мы от легкого шума и движения, создаваемого немногочисленными пассажирами, которые покупали билеты, переговаривались друг с другом и просто перемещались по залу. Было уже светло, воздух потеплел. Ну вот и первый день в Печоре. Пару раз мимо нас проходили какие-то люди с туристскими рюкзаками и бухтами веревок, и я стал размышлять о том, что для такого маленького городка здесь как-то очень много туристов. Первым делом мы решили возобновить попытки найти себе цивильное пристанище, но начали не с обзвона оставшихся в газете нетронутых объявлений, а сразу с нашего запасного варианта. Ведь здесь живет наш интернетовский знакомый, оголтелый турист Николай Александров. Возможно, многие его знают по форумам под ником NikAl, мы, собственно, между собой так его и называли, просто Никалом. Я набрал даденный мне им же накануне номер, и о чудо! Трубку почти сразу же подняли и я услышал речь Николая на том конце. Мы договорились встретиться через час у него на работе.

Ник Ал уже долгие годы зарабатывал на жизнь ремонтом бытовой электроники, то есть был, как и мы, человеком совершенно свободным. Мастерская его располагалась в местном Доме Быта, помещаясь в трех небольших комнатах, где Николай, находясь в окружении телевизоров и музыкальных центров, сидел за компьютером. В голосе его часто звучали нотки восторженности, иногда мне даже казалось, что он вот-вот воспарит над стулом от этого восторга и собственной энергии, ищущей выход наружу, но он так и оставался за своим столом.

Николай на работе
Николай на работе
Семья путешественников
Семья путешественников

Человек этот был замечателен решительно всем. Как я уже говорил, Николай был путешественником, но путешественником не обычным, а реально оголтелым. Его походы примечательны чрезвычайной сложностью и неординарностью. Вдвоем с супругой они совершают очень незаурядные полярные путешествия, как правило, по рекам, изобилующие всевозможными волоками и прочими препятствиями.

Николай почти сразу позвонил кому-то из своих знакомых и сообщил нам, что вечером мы все дружно поедем в деревню Бызовую, где нас ждет баня и дом. Похоже, что на этом наши печорские приключения и закончатся. Чуть позже мы притащили с вокзала в мастерскую все наши вещи, взяли необходимое, и концу рабочего дня направились на автобусную остановку. На остановке уже стояла жена Николая.

Вечером, сидя за столом в «гостевом домике» мы, уже попарившись в бане, сидели и слушали главу семейства, любезно принявшего нас. Здесь была его жена, их внуки и Николай со своей супругой. Это место оказалось ни чем иным, как краеведческим музеем, устроенным хозяевами прямо у себя в доме. Скоро Николай должен был уехать домой, а нам надлежало устраиваться на ночлег в отведенной нам комнате. И казалось, что на этом все сложности пребывания в Печоре закончились, но опять все оказалось не так просто.

Дворик
Дворик
Традиционная лодка коми - экспонат домашнего музея
Традиционная лодка коми - экспонат домашнего музея

Хозяева говорили нам, что собираются к родственникам, и на следующее утро сюда приехала их дочь, чтобы остаться со своими детьми. К сожалению, обстоятельства сложились так, что она не захотела соседствовать с нами, совершенно посторонними ей людьми, и следующим вечером нам пришлось отправиться обратно в город. Наташка, конечно, очень расстроилась, да и я был не в самом лучшем настроении. Теперь нам снова предстояло придумать, где провести еще пару дней, оставшихся до прибытия груза. Собственно, вариантов не было.

Добравшись до мастерской Николая, мы забрали палатку, пенки, и на последнем автобусе двинулись обратно, в деревню Бызовую, где только что обломалась наша вписка. И опять, даже в автобусе нас поджидали козни злых сил: у Наташки в кармане оказалась единственная банкнота в пять тысяч, чему кондукторша страшно возмутилась и отказалась принимать оплату, не имея сдачи. Совсем вскипев (люди тут на дачу ездиют, а не в магазин!), она нажала кнопку звонка над дверью, чтобы попытаться ссадить нас, когда автобус остановится. Но тут добро восторжествовало, самодурство этой кондукторши породило волну народного гнева, быстро охватившую всю заднюю площадку, и в конце концов, за нас заплатила какая-то добрая женщина. Как-то все происходило через пень-колоду в этом путешествии, ничего не получалось сразу, всюду приходилось преодолевать какое-то сопротивления.

Мы вылезли на конечной остановке, до деревни отсюда было около километра. По вечернему шоссе мы направились к видневшимся невдалеке домикам – Наташка несла связанные веревочкой пенки, а у меня за плечом был большой белый мешок из под сахара, в который мы упаковали платку. В доме, который нам пришлось покинуть, нужно было забрать еще кое-какие вещи, а потом пойти на реку и там обосноваться. Унылые мы шли вперед, но вдруг остановились, наткнувшись на белевшую возле дороги табличку, имевшую надпись «турбаза», и указывающую в сторону дороги, уходящей в сосновый лесок.

Один из работников базы
Один из работников базы
Турбаза Бызовая
Турбаза Бызовая

Следующим утром мы проснулись от музыки и шума, создаваемого уже приехавшими отдыхающими. Мы лежали на диване, за занавешенным окном светило солнце, а здесь, в комнате, любезно предоставленной нам хозяевами турбазы «Бызовая», было прохладно и спокойно. Собаки мирно валялись у двери, мы умиротворенно глядели в неровный белый потолок.

Вчера, когда мы подошли к закрытым воротам базы, после некоторого ожидания нас встретил местный работник и совладелец этого хозяйства. Расспросив, кто мы, откуда и зачем сюда пришли, он переговорил по телефону с товарищами и пустил на территорию, предложив занять любую понравившуюся комнату в главном здании, старом одноэтажном домике. Обычно все турбазы состоят именно из таких домов, покрашенных в зеленый цвет и уже обветшавших.

Машины
Машины

К сожалению, я не помню ни одного имени, и поэтому мое повествование получается несколько сумбурным, но я должен сказать, что турбаза «Бызовая» оказалась просто замечательным и очень удобным для сборов местом. Позднее выяснилось, что и команда «Борея», украинского большого разборного катамарана, отправлявшегося к Вайгачу, а затем вернувшегося в Архангельск, также стартовала отсюда. Мы договорились об оплате постоя и заплатили хозяевам три тысячи на двоих за четыре дня. Возможно, это и недешево, но если бы у нас не оказалось денег, я уверен, что нас не прогнали бы. Когда днем приехал самый главный заправила турбазы, то я узнал от него, что он, помимо содержания этого заведения, промышляет еще и заброской туристов на Урал, туристом сам и являясь. База в основном используется как место проведения корпоративных и семейных праздников, и на несколько дней здесь никто не остается. Исключение делается лишь для путешественников вроде нас. В общем, место это попалось нам на пути как нельзя кстати, мы совершенно спокойно провели здесь оставшееся до прибытия груза время, но когда этот долгожданный день настал, в очередной раз не обошлось без сложностей.

Во-первых, нам не удалось получить весь груз сразу: в газель мы погрузили катамаран и его причиндалы, а вот ящик, заполненный бутылками со спиртом и еще кое-какие мелочи нам предложили забрать на следующий день, так как эти вещи ехали хоть и на том же самом поезде, но отдельной посылкой. Что поделаешь! Все равно, когда мы отправимся по реке Печора, нам надо будет зайти в город и попрощаться с Николаем, тогда мы и заберем наш драгоценный спирт.

Далее нам нужно было купить 160 литров бензина, но и это оказалось непростым делом. В Коми, где монополистом в автозаправочной сфере является Лукойл, действует совершенно идиотское лукойловское правило: бензин продается только в бак автомобиля, «на вынос» топлива купить невозможно. То ли здесь имеет места дефицит бензина, то ли так нефтяная компания пытается лишить людей возможности создать запасы, чтобы держать их в своей власти – не понятно. Чтобы добыть необходимое количество бензина нам пришлось несколько раз заезжать на заправку, заливая его в бак газели, затем выезжать за территорию и сифоном сливать содержимое бака в канистру. Через час мы наконец заправились, а еще через час снова оказались на Бызовой, разложив тряпичные свертки с деталями катамарана, бочки и мешки с продуктами на лужайке.

Впереди было еще полдня день и целая ночь, а потом полдня, следующего за этим. Сборы, потребовавшие в итоге целых суток, благополучно начались. Совсем скоро мы тронемся в путь.

Наши пожитки
Наши пожитки

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика