Путешествие от Приозерска до Архангельска на карте

Все про ладожско-беломорское путешествие:

Свернуть

Переход по Онежскому озеру

Если вам вдруг интересно, что же такое случилось на Вытегорском водохранилище, то я скажу вам, что ничего интересного не было. Когда я вылез и начал ругаться в темноту — оказалось, что в моей веревке запутались двое местных нетрезвых рыбаков на крошечной надувной лодке. Выпутавшись, они подошли к нам под борт, угостили меня пивом, и мы мило побеседовали о том, о сём. Самое веселое случилось в тот момент, когда рыбаки распрощались со мной и судоводитель принялся дергать стартер своего мотора. Мотор никак не хотел заводиться, лодка раскачалась, и один из аборигенов вывалился из нее прямо в воду. Но пока я бегал за спасжилетом и отвязывал байдарку, чтобы спасти бедолагу, тот уже влез обратно в их тузик, и вскорости они отбыли восвояси.

Мы же снялись с якорей днем позже. Однако сразу пойти через Онегу мы не смогли, так как в тот день сильно раздуло. На озере вообще заштормило, и стоило нам приблизиться к устью, как мы сразу же передумали идти вперед, и остановились возле деревни, стоящей там же.

Дымка рассеивается
Дымка рассеивается
Онежское озеро
Онежское озеро

Петя
Петя
Навигатор
Навигатор

К утру все затихло. Я вылез из каюты с рассветом: все кругом было окутано туманом и покрыто крупными каплями росы. Как обычно, в такую погоду стояла жуткая летняя утренняя холодина. Но день, судя по всему, обещал быть исключительно хорошим. Наташку мне будить не хотелось, и тогда я сам завел мотор, снял якорь, и пошел прочь от Вытегры — в Онегу, на которой мы раньше никогда толком не бывали, если не считать короткого перехода от Вознесенья и нескольких поездок в Петрозаводск.

Скоро мы вышли из тумана и перед нами открылись пространства озера. Конечно, Онега по сравнению с Ладогой — довольно маленькая, поэтому со всех сторон, кроме севера, я так же видел берега. Сразу бросился в глаза какой-то странный, серовато-черный цвет воды. Это было не так, как, скажем, в Баренцевом море, где вода похожа на тушь, а как-то немного по-другому. Онежская вода казалась совершенно мертвой и бесцветной. Что-то в этом было такое загадочное и даже немного пугающее.

Первое время меня жутко раздражало здешнее волнение, которое представляло собой невразумительную толчею из волн, идущих сразу с трех направлений. Нас болтало, лодка шлепала носом, мы никак не могли разогнаться. Я думал, что мы, наверно, пойдем сегодня куда-то к Бесову носу, потому что если так продолжится и дальше, то надолго меня не хватит.

Прошел час или два. Встала Наташка, огляделась вокруг, и принялась готовить завтрак. И к тому времени, как мы поели, волны мало помалу приобрели упорядоченную форму, идти стало значительно легче, и тогда я подумал, что можно, наверно, отправиться и дальше, напрямую к большому острову, который разделяет озеро в северной части на два больших залива. Разумеется, мы не могли видеть отсюда нашей цели, и идти нам пришлось по компасу.

Утренний туман
Утренний туман
Онежское озеро
Онежское озеро

Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро

День, как и ожидалось, выдался прекрасным. Стоял полный штиль и жара. Делать было нечего. Иногда я менялся с Наташкой, пытался спать в каюте или ходил по лодке с кормы на нос и обратно. В хорошую погоду очень приятно посидеть на носу и покурить. Там почти не слышно мотора, и только вода шуршит и булькает на форштевне, разрезающем серую озерную воду, которая кажется здесь, вдали от берегов, совершенно стерильной. Можно было подумать, что мы идем по мертвому озеру на мертвой планете до зарождения многоклеточной жизни. У меня много где возникают такие ассоциации, хотя тут, на Онеге к этому примешивалась еще и какая-то сказочность. «Мертвая вода» и все такое — ну вы понимаете.

Ближе к вечеру Наташка провела генеральную уборку на лодке, выпотрошив и намыв до блеска всю каюту и кокпит. И в скором времени настал тот счастливый момент, когда впереди из-за горизонта показался остров Большой Клименецкий. На карте там значилась удобная губа, в которой имелось много островков, возле которых можно было бы безопасно встать. Туда мы и направлялись, взяв азимут по навигатору. Все это происходило уже в сумерках. Откуда-то слева появился пароходик, как точка, с зависшей над ней горизонтальной полоской выхлопных газов; все росли и росли впереди очертания берега. Больше ничего интересного так и не случилось.

Остров
Остров
Островок
Островок

Онего
Онего
Онего
Онего

Видимо, причиной той тишине, которая стояла вокруг того места, где мы встали на якорь, была осень. Нигде не было видно других лодок и не слышалось никаких звуков. Мы находились в обширной губе Конда, возле маленького островка, сложенного из мелких булыжников и поросшего деревьями. В прозрачной стеклянной воде под нами виднелись все те же округлые булыжники. Конечно же, мы отправились на остров, на котором нам очень хотелось найти грибов. О рыбалке тут я даже не помышлял.

Ель
Ель
Карелия
Карелия

Растительность на камнях
Растительность на камнях
На острове
На острове
Пляж
Пляж

Брусника
Брусника
Ягоды ландыша
Ягоды ландыша

В полнейшей тишине мы шуршали галькой, высадившись на сушу, потом шуршали травой, когда оказались среди деревьев — берез и кривых узловатых кустарников. Грибов тут не было — только немного брусники росло на кочках. Кое-где из земли торчала старая колючая проволока, виднелись окопы. Может быть, все это осталось тут еще со времен Великой Отечественной? Однако места эти явно были очень посещаемыми.

Гриб
Гриб
Колючая проволока
Колючая проволока

Колючая проволока
Колючая проволока
Островок
Островок
Фортификация
Фортификация

Поделки местных туристов
Поделки местных туристов
Трос
Трос

Мы встретили тут несколько брошенных туристских стоянок. На берегу Клименецкого также виднелась старая разрушенная церковь, которая, должно быть, в сезон привлекала сюда огромное количество народу. Когда совсем уже потемнело, то возле другого берега залива я разглядел тусклый огонек, горящий на чьей-то лодке, также остановившейся там на ночевку.

Онего
Онего
Островок
Островок

Байдарка Хатанга
Байдарка Хатанга
Возвращаемся на лодку
Возвращаемся на лодку

На следующий день нам предстояло пройти как можно больше, так как мы хотели скорее оказаться в Медвежьегорске. Двигаться решили через Кижи, так как грех было не взглянуть на эту популярную достопримечательность, оказавшись в Онежском озере. Поэтому утром мы стали обходить Большой Клименецкий с запада, чтобы пройти мимо Кижей прямо по судовому ходу, так как Онего в этих местах становится мелким, с резкими перепадами глубин и большим количеством подводных камней.

Онежское озеро
Онежское озеро
Заброшенная церковь
Заброшенная церковь

Онежское озеро
Онежское озеро
Онего
Онего
Онего
Онего

Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро

Все здесь казалось каким-то маленьким и декоративным. Едва войдя в пролив между островами, мы начали встречать множество катеров и круизных лайнеров, сновавших тут во все стороны. Вокруг виднелось множество деревень с богатыми домами, жителям которых, конечно, было удобнее всего перемещаться на лодках. Так мы дошли до Кижей, стоящих на одноименном острове.

Заброшенное строение
Заброшенное строение
Церковь на Онего
Церковь на Онего

Онего
Онего
Онежское озеро
Онежское озеро

Изба
Изба
Мельница
Мельница

Честно говоря, на меня это место особого впечатления не произвело. Да, тут собраны уникальные памятники деревянного зодчества, однако, со стороны музей смотрелся очень ненатурально. Деревянные домики и церкви были расставлены квадратно-гнездовым способом посреди стриженных зеленых газонов и, на мой взгляд, совершенно не воспроизводили картины старинного быта местного населения. Самая известная и самая большая церковь с кучей куполов в данный момент находилась на ремонте, и стояла вся огороженная лесами и различными вспомогательными конструкциями.

Кижи
Кижи
Кижи
Кижи

Кижи
Кижи
Кижи
Кижи

Мы прошли мимо этого всего, Наташка пофотографировала достопримечательности, и где-то через час, преодолев все хитросплетения судового хода, мы оказались в Заонежском заливе.

Церковь
Церковь
Церковь
Церковь

Маяк Лейнаволок
Маяк Лейнаволок
Наташа
Наташа

Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро

Теперь наш путь лежал на север. Опять я почувствовал некоторую тесноту: кругом было видно берега, какие-то мелкие островочки; часто нам встречались деревеньки, в которых происходила какая-то своя жизнь. Так мы добрались до острова Березовца, что находится рядом с полуостровом Клим. Место было исключительно защищенным, поэтому тут мы и встали. Как и в прошлый раз, перед сном мы ходили по вытянутым маленьким островкам, смотря на мелкую гальку, уходящую далеко под прозрачную серую воду, и снова поражались игрушечности Онеги.

Вода как стекло
Вода как стекло
Онежское озеро
Онежское озеро

Онежское озеро
Онежское озеро
Лес
Лес

Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро

Интересный камень
Интересный камень
Прозрачность Онеги
Прозрачность Онеги
Камни
Камни

Онего
Онего
Онежское озеро
Онежское озеро

Закат
Закат
Наш тримаран
Наш тримаран

Со следующим переходом нам тоже повезло, так как подул попутный ветер. Мы двигались в сторону Медвежьегорска под парусом и мотором одновременно. Залив становился все уже, и вот уже впереди показался его конец. Там виднелись домики и портовые краны. Глядя на карту, я совершенно не мог понять, где нам тут лучше остановиться. Залив здесь имел совершенно ровные берега без всяких укрытий. Так мы минули крохотную частную стоянку с несколькими катерами, прошли еще немного, и встали прямо возле берега, с которого к воде спускалась дорога. За деревьями виднелись довольно богатые частные дома. Видимо, это был пригород. Во всяком случае, с воды нам казалось, что до самого города — буквально рукой подать.

В тот день на берег я не поехал, и запланировал это на утро. Ночью раздуло еще сильнее, лодку заболтало, и я даже немного напрягся, но, в конце концов, все успокоилось. Я не помню, что за дни недели тогда были, но у дороги и вечером и с утра собирались местные. Они ходили туда купаться и просто смотрели на озеро. Наверно, обсуждали и нас. Я с гордым и независимым видом подгреб к этому месту, вылез на лежащую в воде бетонную плиту, переобулся, и так же невозмутимо отволок байдарку в кусты, сопровождаемый любопытными взглядами игравших здесь же детей.

Медвежьегорск
Медвежьегорск
Медвежьегорск
Медвежьегорск

Медвежьегорск
Медвежьегорск
Медвежьегорск
Медвежьегорск

Бросив байдарку и поднявшись по дороге, я оказался посреди дачного поселка. Главная улица тянулась параллельно берегу в сторону, где должен был находиться город. Я все шел и шел мимо здешних домов. Скоро мне стало жарко. Удивительно, какая разная все-таки температура на озере, и тут. Или, может, это просто ощущение? Так я добрался до шоссе, а потом оказался в самом Медвежьегорске.

Шоссе так и шло через город среди обшарпанных домов, мимо «Серого Рынка», названного так потому, что он находился в сером здании; мимо зеленого танка на площади, и уходило куда-то вдаль, за реку. Тут, как я выяснил позднее, есть еще и «Красный Рынок», который, соответственно, находится в красном здании. Мне же предстояло найти здесь фальшфееры, спасжилеты, конец Александрова, и купить продукты. Вещи, касающиеся обеспечения лодки, были нужны нам потому, что где-то на Беломорканале нас должны будут проверить. То ли инспектор находится при входе в канал, то ли при выходе — я точно не знал этого. Но о том, что проверка будет вестись с пристрастием, в интернете писали абсолютно все.

Ни фальшфееров, ни дешевого спасика, я так с ходу не нашел. Впрочем, тут оказалось много рыболовных магазинов, которые в один прием не обойдешь. О наличии же охотничьего магазина мне никто подсказать не мог, и похоже было, что его тут просто нет. Как же так? Кругом сплошная рыбалка и никакой охоты! Вроде бы мне требовалось еще найти управление Беломорканала, но я точно не знал, где оно находится, да и особым желанием туда заходить и что-то там согласовывать — не горел. Будь что будет, - думал я, - как-нибудь все само рассосется в Повенце у первого шлюза. Вообще, я читал, что там могут потребовать какой-то атлас канала, и что в этом самом управлении он, мол, и продается. Ну ладно, там видно будет. С этими мыслями я распахнул дверь продуктового магазина.

Вообще, надо признаться, Медвежьегорск уже не производил на меня столь умилительного впечатления, как, например, вологодские городки. Было тут как-то неуютно и безлико. Впрочем, я по-прежнему видел вокруг себя множество довольных и счастливых людей, толпы детей на велосипедах, дедков с палочками, мамаш с колясками, мужиков в камуфляже. Обычный такой город, вроде бы. В своих чувствах к Медгоре я не разобрался.

На следующий день мы переставили лодку ближе к городу, к какой-то речке, текущей сквозь гаражный массив. Да! Вот что еще бросалось тут в глаза, так это полнейшее отсутствие лодок у местных. Тут, конечно, рыбачил кто-то на паре моторок, да шастала вдоль пляжа надувная гребнушка, но только и всего. На контрасте с другими местами это казалась нам очень странным. Даже когда я подошел на байдарке к нескольким лодочным гаражам, стоящим на отшибе того массива, то увидел тут одну единственную лодку.

Медвежьегорск
Медвежьегорск
Медвежьегорск
Медвежьегорск

Тримаран
Тримаран
Ждут Петю
Ждут Петю

Я вновь отправился в город, и на этот раз мне удалось найти все, что нужно. В одном из рыболовных магазинов я купил фальшфееры; на базаре нашелся очень дешевый спасжилет в виде такой хреновины, надевающейся через голову на грудь; и в строительном магазине я купил веревку для бросательного конца. Для него же в рыболовном были куплены поплавки от сети.

На второй ходке я взял с собой канистры, и когда подходил к берегу, то в устье речки меня окликнул кто-то из обитателей странного отдельно стоящего дома. Человек предлагал мне оставить лодку тут, за забором, и оказалось, что это местная база ГИМС. Я был очень рад такой встрече, ведь теперь я смогу все узнать о Беломорканале из первых уст. На мои вопросы мне отвечали, что там все так же, как и везде, и что я совершенно зря переживаю, беспокоиться о прохождении канала не стоит. Мы, конечно, поговорили о нашей лодке, о том, о сем, и скоро я ушел вместе со своими канистрами вызывать такси.

На этом мое общение с Медвежьегорском заканчивалось. Все-таки он оказался не таким уж и унылым, как мне думалось сначала. Да, конечно, тут не так интересно и душевно, как в какой-нибудь Лахденпохье. Но все-таки и тут живут обычные нормальные русские люди. Ближе к вечеру мы собрались, подняли якорь, и отправились к недалекой защищенной стоянке. По прогнозу обещали усиление ветра, и мы предпочли спрятаться в узком заливе Кумсагуба, лежащем километрах в десяти на юго-восток отсюда.

У входа в губу располагался крошечный островок, возле которого мы встали на ночь, и на который, конечно, сходили погулять. Как и все на Онеге он был реально маленьким, и покрытым лесочком, таким же игрушечным, подстать самому острову. Мы там, вроде бы, даже нашли какие-то грибы. Вечером выяснилось, что с нашей печкой начались проблемы. Видимо, она забилась, и уже скоро мне предстояло как-то чистить ее. Но сейчас было лень.

Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро

Капитан байдарки
Капитан байдарки
Степа плывет на островок
Степа плывет на островок

Ромашка
Ромашка
Ягоды
Ягоды

Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро

Под утро же, как и обещал прогноз, сильно раздуло. В утренних сумерках мы подняли якорь и быстро перебежали поглубже в губу. Ветер тут дул так же сильно, но волны никакой не было. Печка при таком ветре все-таки загорелась. В каюте стало тепло и уютно — мы снова легли спать. А на завтра намечалось улучшение погоды и переход к Повенцу — в Беломоро-Балтийский канал, который почему-то представлялся нам неким бетонированным желобом, прямым как линейка и идущим прямо среди бесцветного болота. Что же, скоро мы узнаем, как же он выглядит на самом деле. Если нас туда вообще пустят, хе-хе.

Онежское озеро
Онежское озеро
Наш тримаран
Наш тримаран

Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро
Онежское озеро

Комментарии   

#1 По Онего-БатюшкеKaternikSPB 04.03.2016 06:53
Здравствуйте Петя и Наташа

Форума вашего не нашел, хотя где то говорили что есть. Комментов тоже нигде не нашел.
Пишу сюда.
С интересом почитал, посмотрел ваш поход.
Сразу вспомнились наши первые походы на Онего в 70-х годах.
:-)))
Можете посмотреть, почитать отчеты о некоторых из наших более 30 походов
katernik.spb.ru/ph
Также есть и полезная инфа, как то например
Карта - АЗС, ПЗС Водномоторнику - Северо-Запад
www.katernik.spb.ru/mars/azssz
Вам бы очень пригодилась перед походом.
Так заправиться можно было в Лодейном Поле не доходя до моста. АЗС совсем рядом. А можно было до Лодейного, через свалку пешочком тоже не так далеко.
Жаль, что на Онего пролетели мимо Муромского мыса и мыса Бесов Нос.

Так и нашел нигде:
- какой же у вас установлен мотор
- какой гребной винт
- примерный расход и скорость.
Стремно идти в поход без денег и зарабатывать их в походе. Раньше не было такой возможности. Мы к такому не привыкли....
:-))
Да... На сегодня - идти под парусом самое то. Жалею, что в свое время не освоили эту науку, - так и ходим под мотором, таскаем бенз.
С интересом почитал о вашей первой шлюзовке - вспомнил нашу первую.
:-))) Эх... Чего только не было....

Не нашел последней части отчета - от Онего до Архангельска - готовите ?
Какие планы на 2016 ? Куда рванете из Архангельска ?

Мы стариканы уже...., но... доживем до лета 2016, - пойдем в поход на Онего по любимым местам.
Не были три года.

Какие же вы молодцы....
Но упертые....
:-))))

С Уважением !!!
Михаил Семенович
katernik.spb.ru/
г. Санкт-Петербург
Цитировать
#2 RE: Переход по Онежскому озеруПетя 04.03.2016 11:02
Цитирую KaternikSPB:
Здравствуйте упертые....
:-))))


Да нету уже давно никакого форума - упразднен за ненадобностью.

Спасибо за подсказки, вот, посмотрю сейчас)) Ну да, без денег тяжело, но если их нет, а идти хочется - то ничего не поделать - приходится идти прямо так и надеяться на авось. Это, так сказать, жертва, которую надо принести ради свободы и возможности путешествовать.

Мотору нас китайский Сиа-Про сейчас, 6 сил. Винт - не помню какой, но стандартный. Жрет он многовато, конечно. До 2 литров на 10км получается. В прошлый раз, кстати, был гибрид на ветерковской ноге - прекрасный мотор получился - очень экономичный был. Но мы тогда ногу расшибли на Ладоге, потому новый и купили по дешевке. Теперь бы как-то еще генератор к нему приколхозить.

Да, продолжение будет скоро. Мы стараемся))
Цитировать
#3 RE: Переход по Онежскому озеруKaternikSPB 04.03.2016 12:42
Цитирую Петя:

Жрет он многовато, конечно. До 2 литров на 10км получается. В прошлый раз, кстати, был гибрид на ветерковской ноге - прекрасный мотор получился - очень экономичный был. Но мы тогда ногу расшибли на Ладоге, потому новый и купили по дешевке. Теперь бы как-то еще генератор к нему приколхозить.

Да, продолжение будет скоро. Мы стараемся))

2 литра на 10 км - это 0,2 л на 1 км - это не жрет а нюхает.... У нас 0,5 - 0,7 л/км
Так чего не закажете новый гибрид ?
Помню Стас (Пузырь 67) делал такие.
И генератор бы приколхозил.
А мотор откидывается при наезде на препятствие ?
Цитировать
#4 RE: Переход по Онежскому озеруKaternikSPB 04.03.2016 12:51
А какие обороты ? может винт не подобран.
Может надо винт погрузовее.
Цитировать
#5 RE: Переход по Онежскому озеруПетя 09.03.2016 09:02
Цитирую KaternikSPB:

2 литра на 10 км - это 0,2 л на 1 км - это не жрет а нюхает.... У нас 0,5 - 0,7 л/км
Так чего не закажете новый гибрид ?
Помню Стас (Пузырь 67) делал такие.
И генератор бы приколхозил.
А мотор откидывается при наезде на препятствие ?

Ну как мне кажется - в контексте такой лодки как у нас - 2 литра - это дохрена. Но мотор хороший. Я вот думаю - генер от мопеда как-то к маховику приделать сверху между ним и шмургалкой. Т.е. ротор на моховик, а статор - на шмургалку. С гибридом была прикольная тема: там же винт от 8го ветерка был, скоростной. Он для двигателя (160 кубов) был тяжеловат и не давал мотору раскручиваться. Поэтому работало все очень экономично. Но только при отсутствии волн. Т.е. тут в идеале нужен ВРШ, что на подвеснике с использованием дрели, болгарки, напильника и запчастей со свалки - нереализуемо))

Да, я хочу гибрид этот починить. Надо найти только ветерковский редуктор. Вообще, в качестве основного мотора он меня не устраивает из-за отсутствия реверса. Для реверса надо ногу от иномарки, а это уже совсем другие деньги.

При наезде на препятствие мотор не откидывается. Это большая проблема. Там же колодец. В колодце пантограф, на пантографе мотор, который поднимается вертикально вверх при ходе под парусом или залезании в мелкое место. Естественно, в поднятом положении мотор использовать невозможно. Я так сделал ради экономии места. Колодец хотелось как можно дальше от транца, но при этом требовалось оставить еще и пустой кормовой отсек. Но в целом, при использовании тузика она не столь критична: встал на якорь на глубине, на тузике поехал на берег.

А вообще да, нужен запасной мотор. Вот, если ветрогибрид починю, то он запасным и станет. Он бы висел на втором пантографе на балке, был бы заглублен не ниже днища и имел бы возможность откидываться.
Цитировать
#6 RE: Переход по Онежскому озеруKaternikSPB 10.03.2016 06:11
Генератор:
- можно генераторную катушку запихать под маховик и сместить макс. ток генерации в зону средних оборотов - делает Стас (Пузырь 67) - форум мотолодка.
- можно через ременную передачу от маховика крутить автогенератор. Все бы ничего , но необходим хороший натяг, что приведет к быстрому износу подшипника мотора. Можно на поплавки или между корпусом и поплавками установить солнечные панели.

Гребной винт:
- идеально - под максимальной нагрузкой обороты чуть ниже максимальных.
Если винт тяжел (скоростной) то обороты низки и мотор работает на износ. Можно перегнуть винт под заданный шаг.
Может быть поставить грузовой четерехлопастной.

Наезд:
- разве нельзя заделать колодец чуть подлиннее, чтобы была возможна откидка ?
Если нет, то зачем вообще ставить мотор в колодец, может быть ставить его на небольшой выносной транец ?
Цитировать

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика