Путешествие от Приозерска до Архангельска на карте

Все про ладожско-беломорское путешествие:

Свернуть

В Северо-Двинский канал и обратно

Покинув Белое озеро, мы шли несколько часов по Шексне и, утомившись, встали возле живописного островка неподалеку от Гориц. На самом деле, тогда мы еще не знали о том, что тут рядом находится этот городок, и мне казалось, что мы окружены только лишь небольшими уютными деревнями, которые виднелись там и тут. Поставив лодку на якорь, мы с Наташкой и собаками первым делом отправились погулять на островок. Он был сухим, высоким, поросшим лесом.

Островок
Островок
Река Шексна
Река Шексна

Шиповник
Шиповник
Колокольчики
Колокольчики
Ягоды
Ягоды

Единственный след от туристов - в остальном тут чисто
Единственный след от туристов - в остальном тут чисто
Пляжик
Пляжик

На берегу нашлась обширная поляна с кострищем. Мне тут было не особо интересно, и после недолгой прогулки я попросил Наташку вернуть меня на лодку. После этого, она отправилась кататься на байдарке по округе, а я занялся заменой пустого газового баллона на полный, и другими хозяйственными делами. По-моему я фильтровал воду и что-то готовил. Погода стояла исключительно хорошая, а переход был успешным. В общем, я получал большое удовольствие от пребывания на лодке.

Островок
Островок
Камыш
Камыш

Камыш
Камыш
Река Шексна
Река Шексна
Камыш
Камыш

Наташка вернулась где-то через час очень довольной. Оказалось, что если обойти остров, то прямо за поворотом реки видно очередной старинный монастырь с причалом для теплоходов и прочими туристическими примочками. Я посмотрел на карту и понял, что это и есть те самые Горицы. Я, конечно, услышав все эти рассказы, тоже не устоял от соблазна и сплавал туда посмотреть. Да, действительно — это оказался женский православный Горицкий Воскресенский монастырь. А спрячешься за островок — и все этой цивилизации как не бывало. Все-таки очень приятные тут места.

Река Шексна
Река Шексна
Река Шексна
Река Шексна

Река Шексна
Река Шексна
Река Шексна
Река Шексна
Река Шексна
Река Шексна

Горицкий Воскресенский монастырь
Горицкий Воскресенский монастырь
На байдарке
На байдарке

На следующее утро мы снова отправились в путь. Этот переход для нас будет очень важным, так как через несколько часов мы будем в Топорне, где войдем в Северо-Двинскую водную систему. Мы прошли мимо Гориц, которые Наташка исфотографировала со всех сторон, и устремились дальше.

Горицкий Воскресенский монастырь
Горицкий Воскресенский монастырь
Горицкий Воскресенский монастырь
Горицкий Воскресенский монастырь
Горицкий Воскресенский монастырь
Горицкий Воскресенский монастырь

Горицкий Воскресенский монастырь
Горицкий Воскресенский монастырь

Ничего интересного тут не происходило. Опять судовой ход, расхождения со встречными пароходами, обгон попутного толкача — «Циклон такой-то Яхте 9238 — На приме Циклон — Вы не возражаете, Циклон, если я вас обгоню справа — Да, пожалуйста, 9238 — Спасибо, удачи вам». Так незаметно мы прошли под громадным автомобильным мостом после Иванова Бора, и оказались в Шекснинском водохранилище. Отсюда я разглядел буй, знаменующий соединение двух судовых ходов. Туда мы и направились.

Судоходство
Судоходство
Мост Иванов Бор
Мост Иванов Бор

Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Кузино
Кузино

Кузино
Кузино
Река Шексна
Река Шексна

Мы сошли с судового хода и начали неспешно крутиться возле островка, располагающегося прямо напротив устья канала. Я вызвал по рации первый шлюз Северо-двинской системы, однако, ответа не последовало. Подождав минут пять, и выкурив сигарету, я повторил свой вызов. Вскоре диспетчер отозвался: спокойный, и как мне показалось, даже сонный голос человека, которого будто бы только что разбудили от послеобеденной дремоты, ответил мне: «А-а-а. Ждите. Часа через четыре. «Прибой» наш ушел, как будет возвращаться — пойдете с ним. А пока подождите.»

Северо-Двинский канал
Северо-Двинский канал
Топорня
Топорня

У Топорни
У Топорни
У Топорни
У Топорни
У Топорни
У Топорни

Я поддал газу, мы пересекли реку и замедлились возле берегов Топорни, которые были заняты множеством лодочных гаражей. Я заглушил мотор, Наташка пошла на нос, и тут в небольшой губе мы отдали якорь. Стоять предполагалось долго. Среди тех гаражей ходили какие-то местные: кто-то копался в лодочном моторе, кто-то рыбачил, кто-то просто сидел с пивком; слышались крики играющих детей. Красота! Тишина и безмятежность. Все эти ржавые железные сараи и виднеющиеся кое-где лодки создавали какое-то чувство уюта. Уже в который раз на этом маршруте я испытывал это самое чувство расслабленности и удовольствия.

Топорня
Топорня
Ждем шлюзования
Ждем шлюзования

Через некоторое время меня снова вызвал диспетчер первого шлюза, чтобы уточнить наш маршрут. Я сообщил, что мы собираемся идти в Архангельск. Ответ мгновенно прервал все мои приятные мысли, — А не пройдете вы там. Воды нет.

Как так нет воды? Признаться честно, такой ответ диспетчера не был для меня неожиданностью. Да, я знал, что в Сухоне, действительно, может не оказаться достаточного количества воды в это время. Но, тем не менее, мы упорно шли сюда в течение нескольких дней, чтобы вполне предсказуемо оказаться возле непроходимого водного пути. А ведь не зря же нашему маршруту удивлялась вытегорская диспетчерша! Мое сердце упало, наши планы рушились.

— Нет, ну я, конечно, запущу вас в систему, а там уж сами смотрите, — отвечал мне шлюз в ответ на мои растерянные вопросы, о том, что типа «совсем-совсем нет, или все-таки немного есть?»
— Вернетесь, если что. Ничего страшного.

Наташка, как видно, тоже напряглась и смотрела на меня осуждающе, так как именно я всегда определяю наши маршруты. Я же пытался понять, как это так мы пошли сюда, хотя я же прекрасно знаю, что в это время на Сухоне межень, и на судовом ходу может быть и 20 сантиметров глубины. Ну ведь я же знал! Но почему-то мы сознательно поперлись в эту Топорню. Рационального объяснения этому всему не было. Видимо, дело было в том, что мы собирались идти раньше, и изначальный маршрут как-то очень сильно отложился в голове, был досконально обдуман. Он сидел в сознании очень прочно и не вызывал никаких вопросов несмотря на очевидные несоответствия. И вот, теперь меня будто бы разбудили, и у меня натурально разорвался шаблон от новой яви.

Все остальное время до шлюзования мы провели в большом напряжении. Я мерил рулеткой нашу осадку, смотрел старую советскую лоцию, уже не соответствующую действительности, пытался найти в интернете какие-то современные свидетельства гидрологической обстановки на реке в это время года. Благо, интернет тут ловился хорошо. И по всему получалось, что прохождение Сухоны для нас было бы большой и маловероятной удачей. Наташка совсем огорчилась, — зачем же мы целую неделю шли сюда, когда могли бы уже быть в Беломорканале? Мда. Как же мне не хотелось отступать и признавать свои ошибки! Временами по радио слышались переговоры между шлюзами «Второй, мне бы водички. Дай водички, а?» «Да, сейчас спущу».

Но пришло время шлюзоваться. Под вечер появился «Прибой», и нас пригласили в систему.

Топорня
Топорня
Топорня
Топорня

Топорня
Топорня
Топорня
Топорня

Идем шлюзоваться
Идем шлюзоваться
Топорня
Топорня

Северо-Двинские шлюзы в контрасте с Волго-Балтийскими казались какими-то совершенно несерьезными. Крохотная деревянная камера, маленькие воротца, метровый подъем. Тут не было никаких рымов — только торчали из песка, вычесанного граблями, деревянные столбики, служащие кнехтами.

Шлюз № 2
Шлюз № 2
Прилив
Прилив

Шлюзуемся
Шлюзуемся
Камера наполняется
Камера наполняется

"Рым"
Запасные ворота
Запасные ворота
Шлюз № 2
Шлюз № 2

Шлюз № 2
Шлюз № 2
Шлюз № 2
Шлюз № 2

Шлюз № 2
Шлюз № 2
Шлюз № 2
Шлюз № 2

Судоводитель буксира, ошвартованного перед нами, о чем-то разговаривал со шлюзовой работницей, стоявшей на газоне рядышком. На нас с улыбками глядели какие-то другие местные люди. За близким забором из рабицы виднелась чистенькая ухоженная деревня Топорня. В общем, все тут было так же душевно, как и везде в других местах, уже посещенных нами.

Шлюз № 2
Шлюз № 2
Разводной мост
Разводной мост

Шлюзование закончилось, и мы перешли во второй шлюз. Здесь все выглядело уже серьезнее. Шлюз недавно ремонтировали, и его камера была бетонной, да и вообще все тут имело такой современный и внушающий доверие вид. Вода в этом шлюзе поднималась выше, но в целом он едва ли был больше предыдущего. Нам так же махали руками, улыбаясь, и пытались с нами заговаривать, пока мы держали швартовы. Мы, правда, ничего не слышали из-за нашего мотора, но все равно я в ответ радостно кивал, Наташка махала рукой, и я даже отвечал в случайном порядке либо «угу», либо «ничего не слышу, мотор».

Шлюз № 3
Шлюз № 3
Шлюз № 3
Шлюз № 3

Шлюз № 3
Шлюз № 3
Шлюз № 3
Шлюз № 3

Шлюз № 3
Шлюз № 3
Ждем
Ждем

Топорнинский канал
Топорнинский канал
Вышли из второго шлюза
Вышли из второго шлюза

Вскоре мы вышли в узкий канал, соединяющий первый и второй шлюзы с Сиверским озером. По каналу предстояло идти километров семь, и я старался не отставать от буксира, лелея надежду проскочить вместе с ним разводной мост в Кириллове. Однако день уже заканчивался, вечерело, и чувствовалось, что скоро все скроет темнота.

Идем к озеру Сиверскому
Идем к озеру Сиверскому
Северо-Двинский канал
Северо-Двинский канал

Северо-Двинский канал
Северо-Двинский канал
Северо-Двинский канал
Северо-Двинский канал

Буксир, шедший в нескольких сотнях метров впереди, тащил за собой воду, которая в таком узком русле подолгу крутилась и бурлила, что сильно затрудняло мне управление лодкой. Поэтому мы решили не торопиться и мало помалу снизили скорость. Справа от нас по берегу тянулись все те же лодочные гаражи, за ними виднелась небольшая автодорога. Гаражи тут были совсем маленькими, деревянными. На мостках возле одного из них сидела бабуля с удочкой и ее то ли внук, то ли внучка. Ребенка, конечно, привела в восторг наша лодка — он показывал своей бабушке пальцем на нас, и бабушка, естественно, как и все остальные — махала нам рукой.

Северо-Двинский канал
Северо-Двинский канал
Северо-Двинский канал
Северо-Двинский канал

Рыбак
Рыбак
Северо-Двинский канал
Северо-Двинский канал

Озеро Сиверское
Озеро Сиверское
Петя
Петя

Но вскоре гаражи кончились, и теперь нас окружали только лесные заросли. Закончились и они, и мы оказались в озере Сиверском, в котором и решили остановиться на ночь. Тут виднелась пара деревень, а на противоположном конце горел огнями город Кириллов, увенчанный куполами своего кремля.

Вечер и часть ночи, как не сложно догадаться, были посвящены обсуждению наших перспектив. Сперва мы даже немного поругались, но в конце концов, со всей очевидностью пришли к тому, что вперед идти будет просто опасно, так как на Сухоне мы вполне можем застрять и будем там ждать воды хоть до следующего года. А еще, не дай бог, сломаем там мотор. Я, конечно, рассматривал всякие фантастичные варианты, вроде изготовления еще одного транца для мотора, который располагался бы на балке аутригера. С таким транцем мы могли бы идти хоть ползком, но все это было сложно, требовало совершения целой кучи ненужных движений: нам пришлось бы искать какой-нибудь автосервис, где нам изготовили бы такую конструкцию, платить деньги. Все это выглядело несерьезно.

Озеро Сиверское
Озеро Сиверское
Озеро Сиверское
Озеро Сиверское

Утренний туман
Утренний туман
Утренний туман
Утренний туман

И само собой к нам вдруг пришло осознание того, что время, потраченное нами на прохождение нами участка Волго-Балта от Вытегры до Топорни, было потрачено совсем не зря. Как-то вдруг заиграла новыми красками перспектива пройти еще и Беломорканал. Подумаешь? Вернемся к Онеге, и увидим еще кучу интересного! Да и попали бы мы сюда когда-нибудь, если бы нас не завела в эти места моя глупость? Все-таки, Вологодская область для нас никогда не являлась чем-то интересным, а тут, оказывается, столько всего любопытного.

Впрочем, уверенности по прежнему не было. Настроение наше колебалось. Все решилось утром, когда я вдруг увидал тот самый «Прибой», который сейчас возвращался по направлению к шлюзам. Я быстро поднял якорь и завел мотор. Буксир, своим появлением, все облегчил и окончательно избавил меня от всяких сомнений.

Топорнинский канал
Топорнинский канал
Шлюзуемся
Шлюзуемся

Охранник
Охранник
Работница шлюза
Работница шлюза

Топорнинский канал
Топорнинский канал
Деревянные стенки шлюза
Деревянные стенки шлюза
Топорнинский канал
Топорнинский канал

Топорнинский канал
Топорнинский канал
Работники шлюза
Работники шлюза

Топорнинский канал
Топорнинский канал
Рыбачка
Рыбачка

Вечером этого дня мы добрались до устья Белозерского обводного канала, а утром двинулись снова к Белозерску.

Петя
Петя
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

В этот раз нам предстояло высадиться в городе. Наташка хотела погулять там, а мне нужно было купить топлива и продуктов. Так же я собирался сделать небольшую модернизацию на нашей лодке, а именно, купить в городе пару досок, чтобы настелить их между балок аутригеров. Эти доски очень упростили бы передвижение по тримарану. Например, шлюзоваться с такими трамплинами станет гораздо удобнее.

В Белозерске мы встали на якорь рядышком с волноломом, который защищал вход в здешний порт. Напротив нас располагался городской пляж, удобный для высадки из тузика. Первой на берег отправилась Наташка, которая долго там где-то ходила, фотографируя Белозерскую жизнь. Вернулась она в очень хорошем настроении. Следующим отправился я. Сначала я мне нужно было привезти бензин. Я взял две канистры, отвез их на берег, и оставив на песке байдарку, пошел по дорожке к мосту, перекинутому через канал.

Белозерск
Белозерск
Набережная
Набережная

Белозерский обводной канал
Белозерский обводной канал
Переправа Ильинская
Переправа Ильинская

Как и везде, тут было чисто и приятно. На пляже, среди покосившихся столбов от волейбольных сеток бегали дети. Возле одного из зданий, относившихся к порту, кто-то сидел на лавочке. Кто-то медленно шел по набережной с другой стороны канала. Я набрал номер такси, дождался ответа и договорился ждать машину возле моста.

Такси, приехавшее за мной, вела приятная женщина, у которой, на мое счастье, не возникло никаких вопросов к канистрам. Ее работа, по-видимому, очень нравилась ей. Я немного расспросил ее про жизнь в Белозерске, но путь наш оказался недолгим, и выудить из нее большого количества информации не получилось.

Отвезя бензин на лодку, я снова вернулся в город. На этот раз за продуктами. После продуктов мне предстояла третья ходка — за досками и крепежом. Строительный магазин обнаружился совсем близко, и там мне подсказали на счет досок, что их можно купить на пилораме, которая тоже находилась в пяти минутах ходьбы от магазина. На этом мое пребывание в Белозерске заканчивалось. И надо сказать, что город произвел и на меня, и на Наташку очень хорошее впечатление. Даже захотелось сюда вернуться когда-нибудь.

Белозерское такси
Белозерское такси
Мастерские белозерского порта
Мастерские белозерского порта

Белозерск
Белозерск
Собор Спасо-Преображения
Собор Спасо-Преображения

На лодке я обрезал доски в размер и закрепил их на балках. Досок я сделал всего две, и их можно было по-разному перекладывать на правый или левый борт. Получалось либо пара потопчин вдоль рубки с обоих бортов, либо один полноценный трамплин справа, либо слева. Идти дальше было решено утром.

Но ночью разразилась непогода. Вообще, поднявшийся ветер было видно загодя на прогнозах погоды, но на картинках со стрелочками он не казался каким-то очень страшным. Однако под утро мы оба проснулись от того, что лодку очень сильно болтало. И в самом деле, волны, образующиеся в этом, казалось бы небольшом и мелком озере, выглядели очень пугающе. Они хоть и не были особо высоки, но имели большую крутизну. При этом их направление не совпадало с ветром, и хоть я и ставил якорь на оттяжку, било и болтало нас очень неприятно. Да и прямо позади лодки находился волнорез, сложенный из бетонных ежей, об который мы разбились бы вдребезги в случае обрыва якорной веревки.

В определенный момент наше терпение кончилось. Наташка поползла на нос, что в условиях такой сильной качки стало непростой задачей. Я же подталкивал лодку мотором, чтобы она смогла выбрать веревку и поднять якорь. Все получилось быстро: скоро мы уже вновь отдавали якорь, но теперь уже спрятавшись за волнорезом.

Волнорез
Волнорез
Волнорез
Волнорез

Днем погода немного улучшилась. Мы снялись и пошли сторону Ковжи. Но ближе к вечеру ветер вновь усилился. Теперь пошел еще и дождь. Пришлось нам встать на реке в каком-то более-менее широком месте и весь вечер сушиться и греться у нашей печки.

Следующий день выдался без дождя, но не менее ветреным. Пока мы двигались прочь от Белого озера по противным коротким речным волнам, из волочащейся позади байдарки даже вывалилось одно из весел. К счастью у нас имелось запасное. Но постепенно русло реки сузилось, мы оказались под защитой леса, и идти вперед стало значительно проще. Так мы шли целый день, в конце которого ветер совсем затих. Этим вечером мы встали в устье маленькой речки, впадавшей в Ковжу в нескольких километрах от последнего Вытегорского шлюза.

Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

Закат
Закат
Стоянка
Стоянка

Я подумал, что в здешнем дремучем темном лесу можно поохотиться, взял ружье и Севу, сел в байдарку и пошел вверх по речушке, вглубь мокрой сорной тайги, пропахшей плесенью и прелыми листьями. Как это не смешно, но едва высадившись на берег я вспугнул зайца, который с треском умчался куда-то в заросли — я даже не успел скинуть ружье с плеча. Сева убежал куда-то за ним, а я так и остался бродить в одиночестве. Пока я ходил, то наткнулся на какие-то трухлявые развалины избушки, но больше никакой живности мне не встретилось. Сева куда-то пропал, и я начал за него беспокоиться. Так в одиночестве я вернулся к байдарке, сел в нее, и принялся ходить по реке взад и вперед, выкликая этого дурня. В конце концов, он появился из кустов весь мокрый и с языком на плече. День подходил к концу.

Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

Следующим вечером мы снова оказались в Вытегре, пройдя все шлюзы, кроме первого.

Причальная стенка
Причальная стенка
Сева в узилище
Сева в узилище

Вытегорский шлюз
Вытегорский шлюз
Вытегорский шлюз
Вытегорский шлюз
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Сева
Сева
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал
Волго-Балтийский канал

И снова нам предстояло тут задержаться для того, чтобы Наташка смогла поработать. Я, тем временем, заправлю наши канистры и опять куплю еды. А впереди у нас лежит Онега и таинственный Беломоро-Балтийский канал. Сейчас мы понимали, что неожиданно все сложилось очень хорошо. Не жалели о пройденном и с надеждой ждали такого интересного и многообещающего будущего. Печка грела и лампочка в каюте светилась. Где-то снаружи тарахтел моторчик чьей-то маленькой лодки. Внезапно я почувствовал легкий рывок и тут же услышал, как тот жужжащий моторчик заглох. Все понятно — видимо, случилось то, чего я ждал всегда — кто-то запутался в нашей веревке, несмотря на ярко горящий клотиковый огонь на мачте. Я надел флиску, и раздраженно полез наружу в темноту.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться

Лицензия Creative Commons
Произведение «Севпростор» созданное автором по имени Севпростор, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Яндекс.Метрика